Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 10 августа 2016 г. N 08-17/2016
Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2016
Решение изготовлено в полном объеме 10.08.2016
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
-.
-.
-. |
|
|
рассмотрев дело 08-17/2016 по признакам нарушения Акционерным обществом "Сахалинская коммунальная компания" (далее - Общество, АО "СКК") ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Закон "О защите конкуренции")
с участием:
- от ответчика -.
- от ответчика -.
- от заявителя -. установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС, Управление, антимонопольный орган) поступило письмо Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (входящий от 30.12.2015 г. N 6708) о направлении в адрес Сахалинского УФАС по подведомственности обращения ОАО "Сахалинэнерго" от 17.12.2015 г. N С/Э - 1-18-2351 для рассмотрения в части, касающейся компетенции Управления.
На основании обращения ОАО "Сахалинэнерго" от 17.12.2015 г. N С/Э - 1-18-2351, а также информации, полученной в ходе рассмотрения данного обращения, 14 марта 2016 г. Сахалинским УФАС возбуждено дело N 08-17/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "СКК" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - антимонопольное дело).
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав доводы заявителя, установила.
ОАО "Сахалинэнерго" считает, что со стороны АО "СКК" допущены нарушения требований законодательства в области теплоснабжения.
1) АО "СКК" регулярно допускает отклонения от параметров, указанных в графике отпуска тепловой энергии с коллекторов Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, которое является приложением к договору поставки тепловой энергии (мощности), заключенному между ОАО "Сахалинэнерго" и АО "СКК", в результате чего происходит снижение температуры воздуха и горячей воды в квартирах жителей г. Южно-Сахалинска.
Искусственное занижение объема приобретаемой тепловой энергии АО "СКК" нарушает требования к качеству коммунальной услуги по отоплению, установленные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и многоквартирных домах и жилых домов".
2) В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", АО "СКК" обязано было в срок до 01 июля 2013 г. оснастить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и горячей воды. На момент написания письма эти требования не исполнены со стороны АО "СКК".
3) Искусственное формирование разницы между покупкой тепла и продажей его потребителю. Покупку тепла АО "СКК" осуществляется по прибору учета, а продажа тепла населению - по нормативам потребления, что выше, чем по приборам учета.
В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения антимонопольного дела, дополнительной информации и материалов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела Комиссией Сахалинского УФАС установлено следующее.
Между ОАО "Сахалинэнерго" и АО "СКК" заключен договор поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя (далее - Договор) с коллекторов Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 ОАО "Сахалинэнерго" от 19 сентября 2014 года N 1291-18/14. Договор вступил в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 января 2014 года. Поставщиком выступает ОАО "Сахалинэнерго", Покупателем - АО "СКК".
Согласно п.2.1 Договора параметры режимов работы теплосети Покупателя задаются диспетчером Покупателя дважды в сутки по состоянию на 09-00 и 21-00 и не должны превышать указанных в Приложении N 2 (Расчетный гидравлический режим N 1 на 2014 год, расчетный гидравлический режим N 2 на 2014 год, расчетный гидравлический режим N 3 на 2014 год, расчетный гидравлический режим N 4 на 2014 год, расчетный гидравлический режим N 5 на 2014 год, расчетный гидравлический режим N 6 на 2014 год) и Приложении N 3 (График отпуска тепловой энергии с коллекторов ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" ОАО "Сахалинэнерго" на 2014 г.).
Температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна соответствовать температуре, задаваемой диспетчером Покупателя не выше установленной в Приложении N 3 (п.2.2 Договора).
Контролю качества теплоснабжения подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим Покупателя, установленный Договором, а также параметры сетевой воды (теплоносителя) (п.2.3 Договора).
Допускаются отклонения параметров за головными задвижками источниками тепловой энергии (фиксируемые по приборам учета Покупателя) по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, не более +/-3% (п.2.4 Договора).
В адрес антимонопольного органа ОАО "Сахалинэнерго" направило доказательства занижения со стороны АО "СКК" температуры теплоносителя относительно параметров, установленных в температурном графике (Приложение N 3 Договора), а именно заверенные копии оперативных журналов государственных электрических станций за 2014 год (исходящий от 03.02.2016 г. N 18-98, входящий от 04.02.2016 г. N 518) и за 2015 год (исходящий от 08.04.2016 г. N 18-303, входящий от 26.04.2016 г. N 1692).
Сравнительный анализ данных оперативных журналов ОАО "Сахалинэнерго", температурного графика к Договору, данных по температуре наружного воздуха Сахалинской гидрометеослужбы (далее - СГМС) и условий Договора за 2014-2015 годы представлен в таблицах NN 1,2.
Анализировались данные оперативных журналов за январь, февраль, март, апрель, май, ноябрь и декабрь 2014 года. Было выявлено следующее.
а) 01 января 2014 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 95С (Ду1000), 90С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (от +3С до +8С) и (-3С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 01 января 2014 г. составляла (-5,3С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 113С (Ду1000) и 95С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-18)С или (-16)%,
- по Ду800: (-5)С или (-5)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
б) 08 февраля 2014 года в 08 ч. 12 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 110С (Ду1000), 95С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (-4С) и (-5С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 08 февраля 2014 г. составляла (-15,0С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 121С (Ду1000) и 116С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-11)С или (-9)%,
- по Ду800: (-21)С или (-18)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
в) 06 марта 2014 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 105С (Ду1000), 90С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (от -1С до -2С) и (-3С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 06 марта 2014 г. составляла (-9,0С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 120С (Ду1000) и 107С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-15)С или (-12)%,
- по Ду800: (-17)С или (-16)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
г) 11 апреля 2014 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 85С (Ду1000), 80С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора по Ду800 температуре наружного воздуха (0С), по Ду1000 - такая температура воды не задана в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 11 апреля 2014 г. составляла (-0,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 104С (Ду1000) и 83С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-19)С или (-18)%,
- по Ду800: (-3)С или (-4)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
д) 03 мая 2014 года в 08 ч. 17 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 75С (Ду1000), 73С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора по Ду800 температуре наружного воздуха (+2С), по Ду1000 - такая температура воды не задана в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 03 мая 2014 г. составляла (+2,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 95С (Ду1000) и 70С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-20)С или (-21)%,
- по Ду800: (+3)С или (+4,3)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
е) 15 ноября 2014 года в 08 ч. 14 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 93С (Ду1000), 78С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора по Ду800 температуре наружного воздуха (+1С), по Ду1000 - такая температура воды не задана в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 15 ноября 2014 г. составляла (-0,3С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 102С (Ду1000) и 80С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-9)С или (-9)%,
- по Ду800: (-2)С или (-2,5)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
ж) 03 декабря 2014 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 95С (Ду1000), 85С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе соответствуют в соответствии с Приложением N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (от +3С до +8С) и (-2С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 03 декабря 2014 г. составляла (-5,0С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 113С (Ду1000) и 95С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-18)С или (-16)%,
- по Ду800: (-10)С или (-10)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
Анализировались данные оперативных журналов за январь, февраль, март, апрель, май, октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года. Было выявлено следующее.
а) 13 января 2015 года в 08 ч. 15 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 100С (Ду1000), 90С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (+1С) и (-3С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 13 января 2015 г. составляла (-7,3С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 117С (Ду1000) и 101С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-17)С или (-15)%,
- по Ду800: (-11)С или (-11)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
б) 26 февраля 2015 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 97С (Ду1000), 85С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (+2С) и (-2С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 26 февраля 2015 г. составляла (-7,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 120С (Ду1000) и 104С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-23)С или (-19)%,
- по Ду800: (-19)С или (-18)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
в) 22 марта 2015 года в 08 ч. 05 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 90С (Ду1000), 80С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора по Ду800 температуре наружного воздуха (0С), по Ду1000 - такая температура воды не задана в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 22 марта 2015 г. составляла (+0,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 100С (Ду1000) и 76С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-10)С или (-10)%,
- по Ду800: (4)С или (+5)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
г) 18 апреля 2015 года в 08 ч. 15 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 85С (Ду1000), 68С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе в Приложении N 3 Договора отсутствуют, т.к. такие температуры воды не заданы в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 18 апреля 2015 г. составляла (+1,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 97С (Ду1000) и 73С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-12)С или (-12)%,
- по Ду800: (-5)С или (-7)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
д) 29 октября 2015 года в 08 ч. 12 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 77С (Ду1000), 65С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе в Приложении N 3 Договора отсутствуют, т.к. такие температуры воды не заданы в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 29 октября 2015 г. составляла (+2,0С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 97С (Ду1000) и 73С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-20)С или (-21)%,
- по Ду800: (-8)С или (-11)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
е) 25 ноября 2015 года в 08 ч. 10 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 90С (Ду1000), 78С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе отвечают согласно Приложению N 3 Договора по Ду800 температуре наружного воздуха (+1С), по Ду1000 - такая температура воды не задана в температурном графике. Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 25 ноября 2015 г. составляла (-4,7С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 113С (Ду1000) и 95С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-23)С или (-20)%,
- по Ду800: (-17)С или (-18)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
ж) 08 декабря 2015 года в 08 ч. 14 мин. диспетчером АО "СКК" задана температура 97С (Ду1000), 8С (Ду800). Заданные температуры воды в подающем трубопроводе соответствуют в соответствии с Приложением N 3 Договора температуре наружного воздуха соответственно (+2С) и (-2С). Согласно данным СГМС средняя температура наружного воздуха 08 декабря 2015 г. составляла (-6,0С). При такой температуре наружного воздуха температура воды в подающем трубопроводе должна составлять 115С (Ду1000) и 98С (Ду800).
Фактические отклонения температуры воды в подающем трубопроводе, заданные АО "СКК", и данных температурного графика к Договору составляют
- по Ду1000: (-18)С или (-16)%,
- по Ду800: (-11)С или (-11)%.
Допустимые отклонения составляют (+/- 3%).
В соответствии с п.24 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в РФ") (далее - Постановление N 808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
П.51 Постановления N 808 установлено, что договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключаемый между Единой теплоснабжающей организацией (покупатель - АО "СКК") и теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик - ОАО "Сахалинэнерго") определяет в том числе и параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы), что относится к существенным условиям.
Данные, выбранные случайно из оперативных журналов электрической станции за 2014 и 2015 годы, свидетельствуют о том, что АО "СКК" занижало температуру сетевой воды в подающем трубопроводе, тем самым снижая свои расходы на приобретение тепловой энергии у ОАО "Сахалинэнерго".
В соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 12 февраля 2014 г. N 25-па "О внесении дополнения и изменений в постановление администрации города Южно-Сахалинска от 25.06.2013 г. N 1068 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2027 года" статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" присвоен АО "Сахалинская Коммунальная компания".
К зонам деятельности единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) АО "СКК" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:
1) зона действия, образованная на базе источников тепловой энергии с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии - Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и источника тепловой энергии - пиковой котельной, работающих на единые тепловые сети.
Выделенная зона не связана технологически с другими зонами теплоснабжения городского округа.
2) Зона действия котельной N 6
3) Зона действия котельной N 8
4) Зона действия котельной N 9-1
5) Зона действия котельной N 9-2
6) Зона действия котельной N 11
7) Зона действия котельной N 12
8) Зона действия котельной N 21
9) Зона действия котельной N 23
10) Зона действия котельной планировочного района Новоалександровск
11) Зона действия котельной с. Березняки
12) Зона действия котельной с. Санаторное
13) Зона действия котельной с. Синегорск
С 2006 года единственным потребителем тепловой энергии ОАО "Сахалинэнерго" является АО "СКК", в связи с передачей теплового бизнеса от ОАО "Сахалинэнерго" в АО "СКК".
Таким образом, действуя на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в качестве ЕТО и занижая температуру воды в подающем трубопроводе, АО "СКК" нарушало не только условия Договора, заключенного с ОАО "Сахалинэнерго", но и условия договоров теплоснабжения, заключенных АО "СКК" с потребителями тепловой энергии (физическими и юридическими лицами).
Подтверждением нарушений требований к качеству коммунальных услуг (отопление и ГВС), предоставляемых населению, служат письма АО "СКК", предоставленные ОАО "Сахалинэнерго" в адрес антимонопольного органа.
АО "СКК" письмом от 23.07.2014 г. N 25-2955 направляло в адрес ОАО "Сахалинэнерго" количество жалоб о несоответствующем качестве теплоснабжения за июнь 2014 г., письмом от 16.12.2014 г. N 25-5420 - количество жалоб о несоответствующем качестве теплоснабжения за ноябрь 2014 г.
04 июня 2014 г. на сайте Sakh.com была опубликована статья "Жители 12 микрорайона Южно-Сахалинска направили властям письмо с претензиями".
Жильцы дома N 50а по улице Есенина в Южно-Сахалинске написали открытое письмо, которое было направлено и.о. мэра города Сергею Надсадину, председателю городской думы Сергею Дмитриеву и генеральному директору Сахалинской коммунальной компании Владимиру Зайцеву о проблемах с отоплением и горячим водоснабжением, об отсутствии перерасчетов за недопоставку отопления и горячей воды.
18 декабря 2014 г. на сайте Sakh.com была опубликована статья "Южносахалинцы пожаловались гендиректору СКК на холодные радиаторы в своих квартирах".
В региональной общественной приемной Дмитрия Медведева проводился прием граждан г. Южно-Сахалинска, который вели генеральный директор ОАО "СКК" Владимир Зайцев и заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Южно-Сахалинска Евгений Токарев. Главной темой были вопросы теплоснабжения, а именно низкая температура воздуха в квартирах.
Данные факты подтверждают занижение АО "СКК" температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по сравнению с температурой, определенной в температурном графике.
Также налицо нарушение п.24 Постановления N 808 относительно определения температуры теплоносителя по температурному графику.
Кроме того, п.21 Постановления N 808 относит параметры качества теплоснабжения к существенным условиям договора теплоснабжения.
Частью 1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В целях получения дополнительной информации по делу Сахалинское УФАС в адрес Заявителя и Ответчика были направлены запросы.
1. Запросом от 19.01.2016 г. N 08-0150 Сахалинским УФАС запрошена информация у ОАО "Сахалинэнерго" по документальному подтверждению действий АО "СКК" по искусственному формированию разницы между покупкой тепла и продажей его потребителю.
Письмом от 29.01.2016 г. N С/Э-1-18-112 ОАО "Сахалинэнерго" (входящий от 01.02.2016 г. N 427) были представлены сводный прогнозный баланс производства и поставки энергии и акты приема - передачи тепловой энергии и теплоносителя с коллекторов "Южно-Сахалинской ТЭЦ-1". Дополнительно по запросу Сахалинского УФАС от 19.01.2016 г. N 08-0150 ОАО "Сахалинэнерго" письмом от 03.02.2016 г. N 18-98 (входящий от 04.02.2016 г. N 518) представили заверенные копии оперативных журналов государственных электрических станций за 2014 год.
2. В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела N 08-17/2016 от 01.04.2016 г. N 08-1316 ОАО "Сахалинэнерго" письмом от 08.04.2016 г. N 18-303 представило в Сахалинское УФАС оперативные журналы государственных электрических станций за 2015 год (входящий от 26.04.2016 г. N 1692). Также были представлены сведения о поступивших жалобах от населения о несоответствии качества теплоснабжения.
3. АО "СКК" на Определение о назначении дела N 08-17/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.03.2016 г. N 08-0990 представило свои пояснения письмом от 29.03.2016 г. б/н, в котором привело доводы о возбуждении дела необоснованным в силу следующего:
1) задаваемые диспетчером АО "СКК" параметры не превышают температурных режимов, установленных Приложением N 3 к Договору.
2) условия действующего Договора отвечают требованиям схемы теплоснабжения ГО "Город Южно-Сахалинск". В результате проведенных мероприятий у АО "СКК" отсутствует необходимость поддерживать температурный график в строгом соответствии.
3) схема теплоснабжения в настоящее время не актуализирована, статус единой теплоснабжающей организации АО "СКК" не подтвержден.
4) доказательств нарушений договоров теплоснабжения, в которых АО "СКК" выступает теплоснабжающей организацией по отношению к потребителям (физическим и юридическим лицам) не приведены. Отклонение температуры от температурного графика на источнике теплоты, не повлекшее нарушений в теплоснабжении жилых домов, доказательством противоправных действий Общества не служит.
5) требования пп.21,24 Постановления N 808, приведенные в определении о назначении дела N 08-17/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.03.2016 г. N 08-0990, не распространяются на правоотношения между ОАО "Сахалинэнерго" и АО "СКК".
Определением Сахалинского УФАС об отложении рассмотрения дела N 08-14/2016 от 11 мая 2016 г. (далее - Определение) (исх. Сахалинского УФАС от 11.05.2016 г. N 08-1875) у Заявителя была запрошена следующая информация:
1) правовая позиция с учетом высказанного Ответчиком,
2) пояснения по позиции АО "СКК" о том, что ОАО "Сахалинэнерго" не дает АО "СКК" необходимый расход теплоносителя, что влечет за собой не соблюдение температурного графика.
Определением (исх. Сахалинского УФАС от 11.05.2016 г. N 08-1875) у Ответчика была запрошена следующая информация:
1) мотивированные пояснения с указанием нормативно-правовых актов: каким образом качество тепловых сетей влияет на изменение температуры теплоносителя в трубопроводах,
2) количество обращений граждан на некачественное представление коммунальных услуг за 2014, 2015 годы с помесячной разбивкой, в том числе количество таких обращений по вине АО "СКК",
3) пояснения о причине не подтверждения статуса единой теплоснабжающей организацией АО "СКК",
4) причине не поддержания АО "СКК" температурного графика отпуска тепловой энергии.
АО "Сахалинэнерго" письмом от 27.06.2016 г. N 18-575 (входящий Сахалинского УФАС от 27.06.2016 г. N 2415) сообщило следующее во исполнение Определения.
По первому вопросу АО "СКК" представило следующую информацию.
ОАО "Сахалинэнерго" считает, что Приложение N 3 "График отпуска тепловой энергии с коллекторов ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" ОАО "Сахалинэнерго" к Договору разработано в соответствии с утвержденным мэром города Южно-Сахалинска "Графиком отпуска тепловой энергии с Южно-Сахалинской ТЭЦ-1", тождественно ему по содержанию установлено значение температуры теплоносителя и возможность отклонения от которого в сторону уменьшения не предусмотрена действующим законодательством.
У АО "СКК" имеются все признаки наличия статуса единой теплоснабжающей организации. Довод об отсутствии этого статуса по причине того, что схема теплоснабжения в "настоящее время не актуализирована" является несостоятельным, т.к., во-первых, период рассмотрения дела N 08-17/2016 включает в себя только 2014 и 2015 годы, а не "настоящее время", во-вторых, действующее законодательство не ставит в зависимость наличие данного статуса от актуализации схемы теплоснабжения.
По второму вопросу.
В соответствии с п.4.5 постановления администрации города Южно-Сахалинске "О подготовке основных систем жизнеобеспечения городского округа "город Южно-Сахалинск" к отопительному сезону 2014/2015 годов" АО "СКК" до 01 октября 2014 г. должны были представить в Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска утвержденные на отопительный период 2014/2015 годов температурные графики теплоносителя и требуемые показатели гидравлического режима в контрольных точках системы теплоснабжения от Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.
Температурный график, представленный АО "СКК", соответствует графику из Приложения N 3 Договора, о чем свидетельствует согласование мэра города Южно-Сахалинска С.А. Надсадина.
Гидравлические режимы также были сформированы аналогично договорным.
Порядок взаимодействия АО "СКК" и Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 определяет инструкция "По взаимоотношениям диспетчера АО "СКК" и начальника смены станции ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", утвержденная и согласованная в установленном порядке. Также диспетчер АО "СКК" и начальник смены станции ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" в оперативном управлении технологическим процессом производства и передачи тепловой энергии по сетям руководствуются положениями действующего Договора.
По фактическому расходу сетевой воды существует резерв сетевой воды относительно установленных гидравлических режимов - 750 т/ч, а также 2 500 т/ч по сравнению с технической возможностью оборудования электростанции. Фактически, в 2014 и 2015 годах при снижении температуры сетевой воды относительно утвержденного графика, имелась возможность увеличить расход сетевой воды от ТЭЦ-1, однако диспетчер АО "СКК" не пользовался данной возможностью.
Таким образом, ОАО "Сахалинэнерго" в полной мере удовлетворяет потребности АО "СКК".
АО "СКК" письмом от 30.06.2016 г. N 1/5-3394 (входящий Сахалинского УФАС от 30.06.2016 г. N 2488) предоставило следующую информацию во исполнение Определения.
По первому вопросу Общество не представило никаких мотивированных пояснений с указанием нормативно-правовых актов о том, как качество тепловых сетей влияет на изменение температуры теплоносителя в трубопроводах.
Общество проинформировало антимонопольный орган, что работы по капитальному ремонту магистральных и квартальных теплотрасс с применением трубопроводов в заводской изоляции ППМИ позволили снизить объем потерь тепловой энергии с утечками теплоносителя и тепловые потери.
Производство работ по гидравлической наладке режимов работы системы теплоснабжения, установка байпасных линий в количестве 189 шт. и КРП в количестве 6 шт. в межотопительные периоды 2014 и 2015 годов позволила сократить расходы сетевой воды, обеспечить равномерное распределение теплоносителя до тепловых узлов потребителей.
Применение качественно-количественного регулирования тепловой нагрузки центральной и южной части города позволило обеспечить потребителей теплоносителем с необходимыми параметрами.
Таким образом, АО "СКК" лишь уведомило Сахалинское УФАС о проведенных определенных работах в части обеспечения потребителей города Южно-Сахалинска тепловой энергией с необходимыми параметрами.
По второму вопросу.
Обществом была представлена информация в табличном формате "Количество нарушений предоставления коммунальных услуг несоответствующего качества".
Анализ предоставленной информации показал, что
не указано следующее: представленная в таблице информация содержит общее количество обращений граждан в АО "СКК" на некачественное предоставление коммунальных услуг или количество обращений граждан в АО "СКК" на некачественное предоставление коммунальных услуг по вине Общества,
не даны расшифровки аббревиатур "обр.жил.по телефону в СН и ТД" и "1-С". Непонятно каким образом идет разбивка обращений граждан в АО "СКК" на некачественное предоставление коммунальных услуг, отсутствует (-ют) ссылка (-ки) на то какими локальными нормативными документами (приказом, регламентом, положением, порядком и т.д.) предусмотрена эта разбивка, отсутствуют какие-либо пояснения.
По третьему вопросу.
В письме от 30.06.2016 г. N 1/5-3394 Общество ставит в известность Сахалинское УФАС, что схема теплоснабжения актуализирована, а статус единой теплоснабжающей организации АО "СКК" подтвержден постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 17.06.2016 г. N 1795.
В письме от 29.03.2016 г. б/н Общество сообщало, что "схема теплоснабжения в настоящее время не актуализирована, статус единой теплоснабжающей организации АО "СКК" не подтвержден".
Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 25.06.2013 г. N 1068 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2027 года" в период с момента возбуждения дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства до подтверждения статуса единой теплоснабжающей организацией АО "СКК" постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 17.06.2016 г. N 1795 было действующим.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 17.06.2016 г. N 1795 было признано утратившим силу постановление администрации города Южно-Сахалинска от 25.06.2013 г. N 1068.
По четвертому вопросу.
АО "СКК" не представлены причины не поддержания Обществом температурного графика отпуска тепловой энергии. Пояснения по данному поводу Обществом не представлены.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона "О защите конкуренции" Сахалинское УФАС, провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" Сахалинской области за 2014-2015 годы.
Определение положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по теплоснабжению производилось в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 345.
Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
По результатам исследования установлено доминирующее положение АО "СКК", действующего на исследуемом товарном рынке услуг по теплоснабжению в границах эксплуатируемых тепловых сетей на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", с долей на рынке равной 100%, за 2014-2015 годы.
Так же установлено, что, в соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" услуга по передаче тепловой энергии относится к услугам естественных монополий.
В сфере теплоснабжения, так же как в электроэнергетике, существуют различные субъекты, вовлеченные в один технологический процесс по созданию и доставке тепловой энергии потребителю. Производство тепловой энергии, и все субъекты, производящие тепловую энергию, называются теплогенерирующими компаниями. Их деятельность не относится к сфере деятельности естественных монополий, и нормы Закона о естественных монополиях на них не распространяются, если она сводится исключительно к производству тепла.
Услуги по передаче тепловой энергии можно определить как комплекс технологически взаимосвязанных действий, обеспечивающих передачу тепловой энергии по сетям до конечного потребителя.
Теплосетевых организаций, действующих на территории муниципального образования городской округ "Южно-Сахалинск" и которым установлены тарифы на передачу тепловой энергии, нет.
Для хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования ГО "город Южно-Сахалинск" устанавливаются тарифы на тепловую энергию, поставляемую конечным потребителям, которые учитывают затраты хозяйствующего субъекта на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а для АО "СКК" - дополнительно и затраты на покупку тепловой энергии у ХС N 1 (Генерирующая организация, установленная в аналитическом отчёте).
Для ХС N 1 устанавливается тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, учитывающий затраты хозяйствующего субъекта на производство тепловой энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии, признается доминирующим.
Такое положение Общества является квалифицирующим признаком, определяющим необходимость соблюдения, установленных антимонопольным законодательством требований и запретов.
В порядке статьи 48.1 Закона "О защите конкуренции" в адрес сторон было направлено Заключение об обстоятельствах дела N 08-17/2016 (далее - Заключение), для ознакомления сторонами доводов Комиссии.
29 июля 2016 г. состоялось заседание Комиссии на котором АО "СКК" не согласилось с выводами Управления представив свои возражения.
Комиссия ознакомившись с представленными возражениями, считает, что доводы АО "СКК" не требуют дополнительного изучения на основании следующего.
АО "СКК" указывает, что в соответствии с Договором N 1291-18/14 от 19.09.2014 параметры работы Теплосети задаются диспетчером Покупателя дважды в сутки и не должны превышать значений указанных в приложениях к договору.
Вместе с тем, при принятии Заключения, Комиссия не указывала, что Обществу следует завышать параметры поставки сетевой воды, в действиях АО "СКК" выявлено занижение указанных параметров. Как было указано в Заключении Управление при проведении расследования анализировалась средняя температура наружного воздуха, а не фактическая.
Так же, Комиссия, не принимает в расчёт довод заявителя, об отсутствии в договоре запрета на снижение параметров, так как п. 2.4 указывает о допустимых отклонениях не более +/- 3%, данное обстоятельство проанализировано в Заключении, таким образом, снижении возможно только лишь на 3%.
Иные доводы, указанные в Возражениях, Комиссией не принимаются ввиду их голословности и отсутствия доказательств по заявленным доводам.
Комиссия Сахалинского УФАС по рассмотрению дела N 08-17/2016 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, что доводы Ответчика об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц (хотя бы даже таким лицом выступал единственный контрагент доминирующего субъекта).
Так же, в соответствии с п.5 ч.1 ст. 49 Закона "О защите конкуренции", поскольку общество не усматривает в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства, и соответственно в период рассмотрения дела не представило сведений об устранении нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на товарном рынке услуг по теплоснабжению.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела N 08-17/2016, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать положение Акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" доминирующим на рынке услуг по теплоснабжению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона "О Защите конкуренции", что дает Обществу возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара в соответствии со ст. 5 Закона "О защите конкуренции".
2. Признать Акционерное обществе "Сахалинская Коммунальная Компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по теплоснабжению, и повлекло за собой ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности, а так же неопределенного круга потребителей.
3. В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" выдать АО "Сахалинская Коммунальная Компания" обязательное для исполнения предписание.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства, по признакам нарушения ч.2 ст. 14.31 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии:.
Члены комиссии:.
.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 августа 2016 г. N 08-17/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016