Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 8 августа 2016 г. N ЭА-1084/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Юридическое агентство "Глобал" (далее Заявитель) на действия заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар открытого электронного аукциона N 0318300119416001034 "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство блока к МБОУ СОШ N 46 по ул. Гидростроителей, 20 в городе Краснодаре" в части нарушения законодательства о контрактной системе, установила:
Заявитель считает, что документация содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в п.п.75, 92, 82 отсутствуют единицы измерения показателей. В п.82 Лента установлены требования к конструкции и размерам кнопок, ссылка на ГОСТ отсутствует. В п.18 необоснованно установлено требование к покрытию шурупа, не являющемуся составной частью дюбель. В п.49 заказчик требует плиты по ГОСТ 15588-86, который не действует. В пп.51 и 52 заказчик искажает значение для показателя предельное отклонение в % для определения массы 1 м профиля. Сведения о товарах (материалах), размещены в формате pdf. По мнению Заявителя, описание объекта закупки не носит объективный характер, подготовить и подать заявку на условиях, разработанных заказчиком, невозможно.
Заказчиком, уполномоченным органом предоставлены письменные пояснения по существу жалобы. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе. Разделом АР проектной документации и локальными сметными расчетами, а также п.266 раздела 15 ведомости объемов работ N 02-01, при выполнении работ по устройству полов предусмотрено использование плиты теплоизоляционной из пенопласта полистирольного марки ПСБ-С-50. Данный вид маркировки указанной плиты предусмотрен именно ГОСТом 15588-86. Проектная документация прошла экспертизу. Признание ГОСТа недействующим не означает, что производство и продажа товаров, соответствующих данному ГОСТу, были прекращены, а установленные требования являются нестандартными. Указанные плиты имеются в продаже. Необходимый при выполнении работ тип ленты комплектуется кнопками. В связи с чем, установлены требования к ленте, так и кнопкам. В ином случае, при отсутствии требований к кнопкам, лента не выполнит своего функционального назначения - будет не способна скреплять пучки проводов. В инструкции по подготовке заявок указано: Поскольку технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, документация содержит также и иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. При установлении требований попоз.51 и 52 использовалась версия ГОСТ 5781-82, опубликованная на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Указание типа покрытия шурупов при установлении требований к дюбелям является функциональной характеристикой товара, поскольку согласно проекту дюбели используются с шурупами с цинковым хроматированным покрытием и должны быть с ними совместимы.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержден приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н, согласно п.1.2 которого в ЕИС размещаются файлы формата pdf. В инструкции по заполнению заявки указано, что если в документации единицы измерения линейных размеров не указаны, считается, что они указаны в миллиметрах.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар на официальном сайте единой информационной системе размещены извещение и документация электронного аукциона N 0318300119416001034 "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство блока к МБОУ СОШ N 46 по ул. Гидростроителей, 20 в городе Краснодаре. Начальная (максимальная) цена контракта - 48 523 173, 00 рублей. Заказчик - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика". Документация, размещенная в единой информационной системе (ЕИС), доступна для ознакомления, что соответствует ст.65 Закона о контрактной системе. Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержден приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н, согласно п.1.2 которого в ЕИС размещаются файлы формата pdf.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В составе аукционной документации содержатся требования к товарам (материалам), используемым при выполнении строительно-монтажных работ с указанием технических характеристик. Также Инструкция по заполнению заявки (раздел 3 документации) содержит следующее: Поскольку технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, документация (раздел 8 Техническая часть) содержит также и иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
В п.82 Лента заказчик предъявляет требования к конструкции и размерам кнопок. Из пояснений заказчика следует, что при установлении данных требований учитывались характеристики, предоставляемые продавцами и производителями данного товара. Необходимый при выполнении работ тип ленты комплектуется кнопками. В связи с чем, установлены требования к ленте, так и кнопкам. В ином случае, при отсутствии требований к кнопкам, лента не выполнит своего функционального назначения - будет не способна скреплять пучки проводов. В п.18 дюбель установлено требование к покрытию шурупа цинковое хроматированное. Согласно проекту дюбели используются с шурупами с цинковым хроматированным покрытием и должны быть с ними совместимы.
В пп.75, 92, 82 отсутствуют единицы измерения в показателя толщина, диаметр, высота. В инструкции по заполнению заявки указано, что если в документации единицы измерения линейных размеров не указаны, считается, что они указаны в миллиметрах.
В пп.51 и 52 Горячекатанная арматурная сталь ГОСТ 5781-82. При установлении требований по поз.51 и 52 заказчиком использовалась версия ГОСТ 5781-82, опубликованная на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Для профиля диаметром 8 мм ГОСТ устанавливает предельное отклонение от теоретической массы 7, 0%. Для профиля диаметром 6 мм +9, 0%. Вместе с тем, в документации заказчик для профиля диаметром 6 мм указал _9, 0%. Таким образом, установленное предельное отклонение в минимальную сторону не соответствует ГОСТ 5781-82. В п. 49 Плиты теплоизоляционные ГОСТ 15588-86, марка плиты в зависимости от предельного значения плотности 50. Указанный ГОСТ является недействующим (действует ГОСТ 15588-2014). ГОСТ 15588-2014 не содержит плиты марки 50. Таким образом, заказчиком при описании требований допущено нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
При рассмотрении материалов, Комиссией установлено, что Разделом АР проектной документации и локальными сметными расчетами (п.266, п.278, п.293) при выполнении работ по устройству полов предусмотрено использование плиты теплоизоляционной из пенопласта полистирольного марки ПСБ-С-50. Данный вид маркировки указанной плиты предусмотрен именно ГОСТом 15588-86. Проектная документация прошла экспертизу. В материалы дела заказчиком представлены сведения о наличии указанных плит в продаже. Заявитель не предоставил документы, подтверждающие невозможность приобретения плит, требуемых заказчиком. На участие в аукционе подано 2 заявки. Установленное предельное отклонение в минимальную сторону не могло затронуть права и законные интересы участников закупки, так как в Инструкции предусмотрено, право участника: указать о неприменении в выбранном товаре данного показателя. Указывать в заявке конкретную величину отклонения не требовалось.
В связи с чем, довод ООО "Юридическое агентство "Глобал" о невозможности подготовить и подать заявку на условиях, разработанных заказчиком, не обоснован.
При указанных обстоятельствах Комиссией в ходе рассмотрения конкретной закупки с учетом представленных документов и сведений, установлено, что указанные несоответствия документации требованиям Закона о контрактной системе не повлияли и не могли повлиять на результат закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, решила:
Признать жалобу ООО "Юридическое агентство "Глобал" обоснованной в части наличия в документации ссылок на недействующий ГОСТ; несоответствие предельного отклонения в минимальную сторону ГОСТу в (п51).
Признать в действиях заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119416001034).
Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 августа 2016 г. N ЭА-1084/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016