Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 4 августа 2016 г. N 03-120/18.1-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
<>
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтегазоборудование" - представитель по доверенности Nб/н от 01.08.2016 года Слепцов А.Н.,
от заказчика, закупочной комиссии акционерного общества "Сахатранснефтегаз" - представитель по доверенности N334/16 от 04.08.2016 года Дьяконов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтегазоборудование" (далее - ООО "Завод "Нефтегазоборудование", заявитель) на действия закупочной комиссии акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (далее - АО "Сахатранснефтегаз", заказчик) при проведении открытого конкурса для отбора поставщика на право заключения договора поставки АГРС с.Тымпы, АГРС с.Экюндю (извещение N31603836586), установила:
27 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Завод "Нефтегазоборудование", находящегося по адресу: 410008, г. Саратов, ул. 3-й Детский проезд, д. 6/10, на действия закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" при проведении открытого конкурса для отбора поставщика на право заключения договора поставки АГРС с.Тымпы, АГРС с.Экюндю (извещение N31603836586) (далее - закупка).
Из жалобы следует, что имеются сомнения о наличии Приложения N1 к протоколу от 22.07.2016 года, поскольку таблица сопоставления конкурсных заявок, поименованная как Приложение N1 к протоколу оценки и сопоставления от 21.07.2016 года. Кроме того, заявитель указывает на то, что оценка в 20 баллов по критерию "Опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки" не может быть одинаковым для обоих участников, поскольку ООО "А9 Проджект" существует менее трех с половиной лет и является организацией, не поставившей и тем более не изготовившей ни одной АГРС, а также представившей объем реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупки (форма 5) лишь за 2015 год, в то время как у ООО "Завод "Нефтегазоборудование" опыт значительно больше; оценка в 18 баллов заявки ООО "А9 Проджект" по критерию "Объем реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупки" неправомерна, поскольку финансовое состояние данной организации критическое, сведений о том, что ООО "А9 Проджект" хоть раз проектировало и осуществляло поставку столь сложных изделий, как АГРС, ни официальные ни собственные источники не содержат. Кроме того, имеются сведения о том, что до даты вскрытия конвертов с заявками денежные средства в качестве обеспечения заявки ООО "А9 Проджект" не поступили на расчетный счет заказчика.
При рассмотрении жалобы представитель заявителя добавил, что на момент подачи заявки участника закупки ООО "А9 Проджект" в производстве Арбитражного суда Новосибирской области находилось дело NА45-4861/2016 по заявлению ООО Юридическая компания "Веритас" о признании несостоятельным (банкротом) должника - ООО "А9 Проджект", дело прекращено определением от 11.07.2016 года. Кроме того, согласно открытым данным из официального сайта Федеральной службы судебных приставов России имеются сведения об исполнительных производствах в отношении ООО "А9 Проджект". Данные сведения указывают на предоставление недостоверных сведений ООО "А9 Проджект" при участии в закупке.
При рассмотрении дела представитель АО "Сахатранснефтегаз" отклонил доводы заявителя, считает, что при оценке заявок участников Закупочная комиссия на основании собственной экспертной оценки присвоила предложениям участников закупки баллы. Представленное в составе заявки ООО "А9 Проджект" платежное поручение N113 от 19.07.2016 года подтверждает факт направления денежных средств в качестве обеспечения заявки, а не поступление указанных денежных средств на расчетный счет заказчика не является основанием для отклонения заявки участника. Подробнее позиция АО "СТНГ" изложена в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
По поводу нахождения в арбитражном суде производства о признании несостоятельным (банкротстве) участника ООО "А9 Проджект" и наличии возбужденных в его отношении исполнительных производств представитель заказчика пояснил, что для подтверждения соответствия участника предъявляемым требованиям достаточно в составе заявки предоставить справки по установленным формам о соответствии участника предъявляемым требованиям.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
30.06.2016 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком АО "Сахатранснефтегаз" размещено извещение N 31603836586 о проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки АГРС с. Тымпы, АГРС с.Экюндю с начальной (максимальной) ценой договора 39 611 424, 58 руб. без учета НДС.
Дата и время окончания подачи заявок - 20.07.2016 в 10:00. Дата и время вскрытия конвертов - 20.07.2016 в 10:00. Дата и время рассмотрения заявок - 20.07.2016 в 10:30. Дата и время подведения итогов - 21.07.2016 в 10:00.
До окончания указанного срока на участие в открытом конкурсе поступили 2 (две) заявки от участников ООО "Завод "Нефтегазоборудование", ООО "А9 Проджект".
20.07.2016 года закупочной комиссией АО "Сахатранснефтегаз" проведена процедура рассмотрения заявок на участие в закупке, о чем составлен протокол - 2 N86/2016-ОМТС (31603836586).
Согласно протоколу-2 N86/2016-ОМТС (31603836586) от 21.07.2016 года оба участника допущены к конкурсу.
21.07.2016 года закупочной комиссией АО "Сахатранснефтегаз" проведена процедура оценки и сопоставления конкурсных заявок и подведение итогов закупки. Согласно протоколу -3 N86/2016-ОМТС (31603836586) от 22.07.2016 года победителем закупки объявлен ООО "А9 Проджект", набравший максимальный итоговый рейтинг 65, 66, заявке участника ООО "Завод "Нефтегазоборудование", набравшему итоговую оценку 63, 35, присвоен второй номер. К указанному протоколу оценки и сопоставления от 21.07.2016 года имеется Приложение N1 "Таблица сопоставления конкурсных заявок открытого конкурса на поставку АГРС с.Тымпы, АГРС с.Экюндю.
Поскольку из протокола N86/2016-ОМТС (31603836586) следует, что протокол составлен и подписан 22.07.2016 года, в то время как сама процедура проведена 21.07.2016 года с 10-00 часов по 10-30 часов, то довод заявителя о сомнениях о наличии Приложения N1 к протоколу от 22.07.2016 года, поскольку таблица сопоставления конкурсных заявок, поименованная как Приложение N1 к протоколу оценки и сопоставления от 21.07.2016 года, отклоняется Комиссией.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Открытый конкурс проведен АО "Сахатранснефтегаз" на основании Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг открытым акционерным обществом "Сахатранснефтегаз", утвержденного советом директоров ОАО "Сахатранснефтегаз" от 21.05.2014 г. N161 (далее - Положение).
Документацией закупки от 30.06.2016 года N86/2016-ОМТС на поставку АГРС с.Тымпы, АГРС с.Экюндю (далее - Закупочная документация) и приложениями к нему, размещенными на сайте www.zakupki.gov.ru, определены требования к участникам закупки, заявкам участников, порядок проведения закупки.
Блок II Закупочной документации "Информационная карта", содержащая информацию и данные изменяющие и (или) дополняющие положения Общей части Закупочной документации.
Разделом 5 Положения установлены требования к участникам закупки.
Разделами 7, 15 Закупочной документации установлены требования к участникам закупки.
Из анализа Закупочной документации следует, что соответствие участника закупки предъявляемым требованиям подтверждается заявкой на участие в закупке (форма 2) и документами, поданными в составе заявки. При этом, участник закупки, скрепив печатью и подписав заявку, несет ответственность за подлинность и достоверность информации и документов.
Из пояснений представителя заказчика следует, что для подтверждения соответствия участника предъявляемым требованиям достаточно в составе заявки предоставить справки по установленным формам о соответствии участника предъявляемым требованиям, при этом участник закупки несет риск наступления негативных последствий.
Таким образом, доводы заявителя о предоставлении участником ООО "А9 Проджект" недостоверных сведений о финансовом состоянии и, что на момент подачи заявки участника закупки ООО "А9 Проджект" в производстве арбитражного суда находилось дело о признании несостоятельным (банкротом) должника - ООО "А9 Проджект", кроме того, согласно открытым данным из официального сайта Федеральной службы судебных приставов России имеются сведения об исполнительных производствах в отношении ООО "А9 Проджект" отклоняются Комиссией поскольку заказчик и участник закупки, объявленный победителем, самостоятельно несут риски, связанные с предоставлением недостоверных сведений в заявке на участие, в том числе отказа от заключения договора с победителем закупки при предоставлении участником закупки, обязанным заключить договор, недостоверных сведений в заявке на участие в закупке (п. 28.1.1 Положения).
Согласно пп. 3.1.16 пункта 17 Информационной карты заявка должна содержать документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в размере указанной в информационной карте (квитанция, платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в настоящей закупке), в случае, если в документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.
Согласно пункту 19 Информационной карты обеспечение заявки на участие в конкурсе установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 1 980 571, 23 руб. без учета НДС. Обеспечение заявки на участие в закупке должно быть перечислено на счет, указанный в информационной карте, не позднее одного дня до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке.
Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "А9 Проджект" имеется платежное поручение N133 от 19.07.2016 года.
Таким образом, для участия в закупке достаточно в составе заявки предоставить документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в размере указанной в информационной карте (квитанция, платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в настоящей закупке), при этом не является основанием для отклонения заявки участника не поступление на счет заказчика денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Согласно пункту 7.2.5.2 Положения о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке.
Согласно пункту 24.4.3 Закупочной документации установлено, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указаны в Информационной карте настоящей документации.
Согласно пункту 26 раздела II "Информационная карта" закупочной документации к критериям оценки и сопоставления заявок на участие в закупке относятся "цена договора", "качество поставляемой продукции", "квалификация участника" и "срок гарантии на товар".
Так, для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):
- для критерия "цена договора" - значимость 40%;
- для критерия "качество поставляемой продукции" - значимость критерия 10%;
- для критерия "квалификация участника" - значимость 40%;
- для критерия "срок гарантии на товар" - значимость 10%.
Пунктом 27 Информационной карты установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Так, по критерию "качество поставляемой продукции" заявка оценивается исходя из следующих показателей:
- "соответствие стандартам ГОСТ, ТУ" (от 0 до 50 баллов): предоставить подтверждающие документы по каждому наименованию поставляемой продукции;
- "сертификаты качества, лабораторные анализы, разрешение Главгостехнадзора РФ и т.д." (от 0 до 50 баллов): предоставить сертификаты качества на поставляемую продукцию.
По критерию "квалификация участника" заявка оценивается исходя из следующих показателей:
- "опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки" (от 0 до 50 баллов): оценивается наличие у участника размещения заказа стажа по фактической деятельности выполнения аналогичных работ, оценивается наличие у участника размещения заказа положительных отзывов и рекомендаций от иных заказчиков при выполнении аналогичных работ (необходимо приложить копии);
- "объем реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупку (от 0 до 50 баллов): оценивается общее освоение средств участника размещения заказа за последние 3 (три) года по аналогичным работам.
Из Информационной карты следует, что при проставлении оценочных баллов по критериям "качество поставляемой продукции" и "квалификация участника" специалисты выносят экспертную оценку, основываются на своем опыте, квалификации и требованиях Закупочной документации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При утверждении закупочной документации заказчикам при закупке товаров, работ, услуг необходимо руководствоваться принципами, определенными частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из выше установленного следует, что заявки ООО "А9 Проджект" и ООО "Завод "Нефтегаоборудование" были оценены членами закупочной комиссии максимальным баллом в 50 баллов по критерию "качество поставляемой продукции" и подкритерию "опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки" критерия "квалификация участника", а по подкритерию "объем реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупки" критерия "квалификация участника" с разницей в 5 баллов, в то время как в составе заявки ООО "А9 Проджект" отсутствовали следующие документы: сертификаты качества, лабораторные анализы, разрешение Главгостехнадзора РФ и т.д. и копии положительных отзывов и рекомендаций от иных заказчиков при выполнении аналогичных работ.
Согласно пп. 3.3 пункта 17 Информационной карты заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), при этом в Информационной карте указано, что в случае отсутствия документов, указанных в п.2), п.3), такая заявка будет отклонена как не отвечающая требованиям настоящей документации.
Как установлено материалами дела, при оценке критериев "качество поставляемой продукции", "квалификация участника" специалисты выносят экспертную оценку, основываются на своем опыте, квалификации и требованиях Закупочной документации.
Материалами дела подтверждается, что заявка ООО "Завод "Нефтегазоборудование" содержит коммерческое предложение (стр. 27-28 заявки), согласно которому опыт выполнения работ - 15 лет, объем реализации продукции за последние 3 года 3 949 098 000 рублей, к заявке были приложены копии положительных отзывов и рекомендаций при выполнении аналогичных работ, в то время как заявка ООО "А9 Проджект" содержит коммерческое предложение (стр. 4 заявки), согласно которому объем реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупки 228 528 600 рублей, и согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "А9 Проджект" создано в 2013 году, также к заявке не были приложены копии положительных отзывов и рекомендаций при выполнении аналогичных работ.
Из представленных таблиц сопоставления конкурсных заявок закупки каждого члена закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" следует, что обоим участникам закупки проставлены максимальные баллы по критерию "качество поставляемой продукции", по подкритерию "опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки" стаж ООО "Завод "Нефтегазоборудование" указан 15 лет, в то время как заявка ООО "А9 Проджект" оценена с указанием объема реализации продукции на рынке аналогичных предмету закупки, без указания стажа, тем не менее, обе заявки оценены закупочной комиссией по максимальному баллу по указанному подкритерию.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны заказчика в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета, присвоения баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком.
Учитывая изложенное, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно показателей закупочная комиссия производит оценку по критерию "качество поставляемой продукции", "квалификация участника", не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчиком в Закупочной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "Завод "Нефтегазоборудование" на действия закупочной комиссии, заказчика АО "Сахатранснефтегаз" при проведении открытого конкурса для отбора поставщика на право заключения договора поставки АГРС с.Тымпы, АГРС с.Экюндю обоснованной.
2. В действиях заказчика АО "Сахатранснефтегаз" признать нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Заказчику АО "Сахатранснефтегаз" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 августа 2016 г. N 03-120/18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016