Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 июля 2016 г. N 1-00-1333/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Тимис и партнеры" на действия Заказчика - ГУП "Мосгортранс" при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание юридических услуг по поддержке деятельности кадровой службы и юридической службы ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603835080),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Тимис и партнеры" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание юридических услуг по поддержке деятельности кадровой службы и юридической службы ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603835080) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО "Тимис и партнеры".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Положение о закупках товаров (работ, услуг) ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Положение о закупках).
29.06.2016 в ЕИС Заказчиком размещены Извещение и Документация о закупке. В соответствии с извещением о проведении Закупки от 29.06.2016 дата окончания подачи заявок - 11.07.2016, дата подведения итогов - 13.07.2016.
Начальная (максимальная) цена договора 2 950 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 13.07.2016 N 31603835080 решением комиссии заявка ООО "Тимис и партнеры" была отклонена от участия в Закупке, так как не соответствует требованиям Закупочной документации, а именно предложение Заявителя не соответствует пункту 12.6 раздела 3 информационной карты Закупочной документации. Участником Закупки не подтвержден опыт оказания юридических услуг, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 миллионов человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров за год, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, в размере не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 8 раздела 3 информационной карты Закупочной документации. Заявка отклонена на основании пункта 14.1 раздела 3 информационной карты Закупочной документации.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО "Тимис и партнеры", так как в составе заявки представлены документы, подтверждающие опыт оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в размере не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 8 раздела 3 информационной карты Закупочной документации.
В ходе заседания Комиссии было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12.6 раздела 12 информационной карты Закупочной документации установлены требования к участникам закупки и поставляемому товару (работе, услуге), в том числе, условия допуска к участию в запросе предложений: наличие у участника закупки опыта оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год, за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, в размере не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 8 раздела 3 информационной карты запроса предложений.
Согласно пункту 13.1 раздела 13 информационной карты Закупочной документации заявка участника должна содержать предложение в соответствии с формой 1 раздела 4 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ" Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 13.6 раздела 13 информационной карты Закупочной документации предложение на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) по форме 2 раздела 4 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ".
Согласно подпункту 13.8.1 пункта 13.8 Закупочной документации установлен перечень документов (копии документов), подтверждающих соответствие участника закупки условиям допуска к участию в запросе предложений:
- в соответствии с подпунктом 13.8.1 Закупочной документации реестр договоров, завершенных по состоянию на дату подачи заявки на участие в запросе предложений, подтверждающий наличие опыта оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год, за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений в объеме не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 8. раздела 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА запроса предложений. В реестре должны быть указаны следующие данные: наименования заказчиков и их реквизиты, даты и номера договоров, объем и стоимость оказанных юридических услуг в разрезе каждого договора. К реестру должны быть приложены копии договоров, копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, копии документов бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений на последнюю перед подачей заявки на участие в запросе предложений отчетную дату с подтверждением отправления в налоговую инспекцию. В случае если организация-заявитель находится на упрощенной системе налогообложения, вместо бухгалтерского баланса представляются: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения; налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 Закупочной документации при рассмотрении предложений участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае:
непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
несоответствия участника закупки обязательным требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения предложения, если требование обеспечения такого предложения указано в документации о проведении запроса предложений;
несоответствия предложения требованиям документации о проведении запроса предложений, в том числе наличие предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о проведении запроса предложений;
наличия в составе предложения недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 11.07.2016 N 31603835080 было подано две заявки: ООО "Тимис и партнеры" и ООО "Крикунов и партнеры".
Вместе с тем, заявка ООО "Тимис и партнеры" отклонена как несоответствующая требованиям Закупочной документации.
Согласно возражениям Заказчика, в составе заявки Заявителя представлены договоры, не подтверждающие наличие опыта оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год.
Между тем, согласно извещению и Закупочной документации, предметом Закупки является оказание юридических услуг по поддержке деятельности кадровой службы и юридической службы ГУП "Мосгортранс".
Однако, Заказчиком не представлено объективное обоснование установления требования о наличии у участников Закупки опыта оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.
В соответствии с положениями Закона о закупках требования, установленные Заказчиком в Закупочной документации в отношении участников закупки, в том числе требования к квалификации участника Закупки, включая наличие у участника Закупки опыта работы, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника Закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, оказание которых является предметом Закупки, должны коррелироваться с предметом Закупки.
Предметом обжалуемой Закупки, в свою очередь, не является оказание технологически и функционально сложной услуги.
При этом, Заказчиком не представлено доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что услуги по предполагаемому договору могут оказать исключительно лица, имеющие опыт оказания юридических услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год.
Реализация Заказчиком права на самостоятельное установление тех или иных требований к предмету Закупки, а также к участникам Закупки, не должно нарушать запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяется, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, установление в Закупочной документации требования, которое может ограничить конкуренцию, запрещено.
При этом, установление требований в Закупочной документации к предмету закупки, к участникам закупки должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.
Обратное противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком безосновательно установлено в Закупочной документации требование к участникам Закупки о наличии опыта оказания услуг организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории субъектов Российской Федерации с численностью населения более 4 млн. человек в объеме не менее 450 миллионов пассажиров в год.
Таким образом, действия Заказчика по установлению необоснованного требования к участникам Закупки нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Заявителю было отказано в допуске к участию в Закупке ввиду его несоответствия заведомо незаконному требованию, установленного Заказчиком в Закупочной документации, отсутствие у последнего правового обоснования совершенных им действий и отсутствие в протоколе оценки и сопоставления заявок от 13.07.2016 N 31603835080 иных оснований для отклонения заявки, Комиссия пришла к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной.
В действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части установления требования к участникам Закупки, влекущего ограничение конкуренции при проведении Закупки.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июля 2016 г. N 1-00-1333/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016