Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 июля 2016 г. N 1-00-1327/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
в отсутствие:
ООО "Альфа-Аттестация" (уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.07.2016 N ИШ/31829),
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Аттестация" на действия заказчика - ОАО "Оборонэнерго" при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в филиале "Забайкальский" ОАО "Оборонэнерго" (реестровый N СОМ23061600061),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Альфа-Аттестация" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Оборонэнерго" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в филиале "Забайкальский" ОАО "Оборонэнерго" (реестровый N СОМ23061600061) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
23.06.2016 на сайте Единой электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" по адресу в сети Интернет www.roseltorg.ru (далее - ЕЭТП) Заказчиком было размещено Извещение о проведении Закупки и Закупочная документация.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 23.06.2016 дата окончания подачи заявок - 04.07.2016, дата вскрытия конвертов - 04.07.2016, дата подведения итогов Закупки - 23.08.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.07.2016 N 4.65/СОМ23061600061/2 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке, так как не соответствует требованиям пункта 5.1.5 технического задания Закупочной документации, а именно, отсутствие ООО "Альфа-Аттестация" в реестре Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО "Альфа-Аттестация", так как в составе заявки были представлены документы, подтверждающие наличие у Заявителя допуска на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 2.7.2.4 Закупочной документации участник закупки не допускается к дальнейшему участию в процедуре закупки в случае:
непредставления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах;
несоответствие участника процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае привлечения), требованиям, установленным в настоящей закупочной документации;
несоответствия заявки на участие в закупке требованиям настоящей Закупочной документации;
наличие в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведений об участнике процедуры закупки.
В соответствии с пунктом 3.4 раздела 3 Закупочной документации к участникам закупки устанавливаются требования, в том числе, наличие соответствующих разрешающих документов на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящей процедуры закупки.
Вместе с тем, согласно подпункту 4.2.10 пункта 4.2 раздела 4 Закупочной документации установлены требования к документам, подтверждающим соответствие Участника процедуры закупки установленным требованиям, в том числе, иные документы, подтверждающие по мнению Участника процедуры закупки его соответствие установленным требованиям с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
Согласно подпункту 5.1 пункта 5.1 раздела 5 Технического задания Закупочной документации установлены требования к оказанию услуг, в том числе качеству услуг, а именно, исполнитель должен выполнить работы по специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Согласно подпункту 5.1.5 пункта 5.1 раздела 5 технического задания Закупочной документации исполнитель должен обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на совершение действий, являющихся предметом договора, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организации, аккредитованные в порядке, действовавшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно.
В соответствии с требованиями подпункта 5.1.5 пункта 5.1 технического задания Закупочной документации в составе заявки Заявителя представлено Уведомление Министерства труда и социальной защиты РФ N 15-2-3484 от 20.12.2013 о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также аттестат аккредитации испытательной лаборатории (Центра) N РООСС RU.0001.519116, Область аккредитации от 01.03.2013, Область аккредитации от 20.10.2015.
Согласно представленным в составе заявки документам, Заявитель осуществляет свою деятельность в порядке и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 N 599.
Кроме того, сведения о том, что ООО "Альфа-Аттестация" внесена в реестр и осуществляет свою деятельность, находятся в открытом доступе на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Уведомлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.12.2013 N 15-2-3484 ООО "Альфа-Аттестация" внесено в реестр, аккредитованной организации, оказывающих услуги в области охраны труда под регистрационным номером 3209 от 20.12.2013.
20.10.2015 ООО "Альфа-Аттестация" была пройдена внеплановая проверка и расширена Область аккредитации, о чем также свидетельствует запись в реестре аккредитованных лиц от 20.10.2015.
Таким образом, ООО "Альфа-Аттестация" обладает всеми необходимыми лицензиями и свидетельствами о допуске на совершение действий, являющихся предметом договора, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласно требованиями Закупочной документации не установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие ООО "Альфа-Аттестация" в реестре Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
На основании чего, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Исходя из этого, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчиком был представлен договор N 81/072016/СПС, заключенный по итогам Закупки 18.07.2016.
Вместе с тем, протокол подведения итогов от 13.07.2016 N 4.65/СОМ23061600061/3 размещен на сайте ЕЭТП 13.07.2016.
Таким образом, договор по итогам Закупки заключен на пятый день после опубликования итогового протокола.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 20.1 раздела 20 Положения о закупках по результатам закупочных процедур заключается договор в соответствии с действующим законодательством, на условиях и в сроки, указанные в извещении о закупке и закупочной документации.
В соответствии с подпунктом 2.7.5.1 пункта 2.7.5 Закупочной документации при принятии Заказчиком решения о заключении договора с победителем процедуры закупки он в течение 10 календарных дней после размещения на официальном сайте протокола Уполномоченного органа Организатора по подведению итогов передает победителю процедуры закупки проект договора. Победитель процедуры закупки обязан предоставить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в течение 5 календарных дней со дня получения проекта договора.
Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемые участником закупки Положение о закупках, Закупочная документация не должны вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, норма документации о Закупке Заказчика, позволяющая заключать договор по итогам закупочной процедуры в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пункта 1, 2 части 1, пункта 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2.7.2.4 Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июля 2016 г. N 1-00-1327/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016