Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 26 июля 2016 г. N 186.03-14.3/29Р
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Виталий Геннадьевич Попов, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 186.03-14.3/29р, возбужденного в отношении должностного лица - <_> универсама АО "Тандер" (394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73) (далее по тексту - универсам "Магнит") <_> (далее по тексту - <_>),
в связи с непосредственным обнаружением начальником отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России О. Г. Козининой, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <_> установил:
Решением от 25 мая 2016 года N 105-29р Комиссии Воронежского УФАС России реклама "Сегодня 15.12.15 скидки 20% сливочное и растительное масло, маргарин" (на входной группе универсама "Магнит") и реклама "Только сегодня скидка 20%" (внутри универсама "Магнит", на стеллажах с товарами) признана ненадлежащей (далее по тексту - ненадлежащая реклама), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Решением от 25 мая 2016 года N 105-29р установлено следующее.
На основании распоряжения Воронежского УФАС России N 03-16/426 от 03 февраля 2016 года, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Тандер".
В ходе проведения проверки установлено следующее:
В Воронежское УФАС России поступило заявление гражданки (вх.01-10/33 от 01 февраля 2016 года) о распространении АО "Тандер" в универсаме "Магнит" по адресу: 394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73, рекламы следующего содержания: "Сегодня 15.12.2015 скидки 20% на сливочное и растительное масло, маргарин" (далее по тексту - рассматриваемая реклама) с приложением фотоматериалов, в котором Заявитель указывает на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно на отсутствие части существенной информации об условиях приобретения товара (отсутствие в рекламе информации о том, что скидка не действует на товары с желтыми ценниками).
Запросом от 03 февраля 2016 года N 03-16/427 у АО "Тандер" были истребованы документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки.
20 февраля 2016 года АО "Тандер" были предоставлены запрошенные документы и сведения, необходимые для проведения документарной проверки.
В письменном объяснении от 20 февраля 2016 года исх. N 187 АО "Тандер" сообщило следующее: "/_/изготовление рекламных материалов осуществлялось ООО "АРТ БАИНГ" на основании договора. /_/ по условиям акции "Успей купить" в период с 14.12.2015 по 25.12.2015 предоставлялась скидка 20% на ассортимент продуктов категорий сливочное, растительное масло и маргарин. Скидка не распространялась на товары, уже участвующие в других акциях и отмеченные желтым ценником. Реклама распространялась на территории деятельности АО "Тандер", в том числе Воронежской области. /_/ Вместе с тем, в рамках проведения акции "Успей купить" распространялись листовки в которых указывалось на предоставление в период с 14.12.2015 по 25.12.2015 скидки 20% на ассортимент продуктов категории сливочное, растительное масло и маргарин. В листовках прямо указано на то, что скидка не распространяется на товары, уже участвующие в других акциях и отмеченные желтыми ценником. /_/ С учетом изложенного считаем, что рекламная акция проводилась без указанных в заявлении нарушений. Ввиду отсутствия у компании фотоматериалов,/_/, прокомментировать их содержание не представляется возможным".
22 марта 2016 года АО "Тандер" было предоставлено письменное дополнение к ранее направленному объяснению.
В письменном дополнении АО "Тандер" (исх. N 280/1 от 17.03.2016 года) к ранее направленному объяснению, АО "Тандер" сообщило следующее: "После получения акта N 01 была проведена повторная внутренняя проверка, в результате которой установлено, что <_> магазина <_> по собственной инициативе, без согласования с головной компанией и руководством, были распечатаны сообщения о скидке 20% на акционный товар (фото которых приложены к заявлению гражданина). Данные сообщения были размещены сотрудником в непосредственной близости от рекламных листовок, содержащих полную информацию о правилах и условиях проведения акции.
В результате анализа представленной АО "Тандер" информации установлено следующее.
В соответствии с фотоматериалами, предоставленными Заявителем: 1) на входной группе универсама "Магнит" по адресу: 394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73, рядом с входной дверью размещалась информация: "Сегодня 15.12.15 скидки 20% сливочное и растительное масло, маргарин" (далее по тексту - информация N 1); 2) внутри универсама "Магнит" по адресу: 394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73, на стеллажах с товарами размещалась информация: "Только сегодня скидка 20%" (далее по тексту - информация N 2).
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация N 1 и N 2 направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N 1 и N 2).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является продукция, реализуемая в данном универсаме - сливочное и растительное масло, маргарин.
Определением от 30 марта 2016 года N 105-29р в отношении АО "Тандер" возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10 часов 30 минут (мск) 28 апреля 2016 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.72.
28 апреля 2016 года на заседание Комиссии АО "Тандер" не явилось (доказательства надлежащего уведомления Общества, на момент рассмотрения, в деле отсутствуют).
В соответствии с п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), в связи с отсутствием надлежащего уведомления АО "Тандер" и неявкой Общества на рассмотрение дела, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссия отложила рассмотрение дела N 105-29р на 10 часов 30 минут (мск) 19 мая 2016 года в помещении Воронежского УФАС России (г. Воронеж, ул. Кольцовская, 72).
19 мая 2016 года на рассмотрении дела представитель Общества факт нарушения признал и пояснил, что нарушение было допущено по вине должностного лица - <_> магазина "Магнит" (г. Воронеж, ул. Моисеева, 73) <_>
19 мая 2016 года на рассмотрении дела N 105-29р в связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств дела, объявлялся перерыв до 23 мая 2016 года.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама N 1 и рассматриваемая реклама N 2 не содержит существенной информации о том, что акция не распространяется на товары с желтыми ценниками, что содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Довод общества о том, что реклама N 2 размещена в непосредственной близости от рекламной листовки "Успей купить" (далее по тексту - реклама N 3), содержащей полную информацию об условиях акции, несостоятелен по следующим основаниям.
Реклама N 2 и реклама N 3, размещенные на стеллажах с продукцией, представляют собой две разные рекламы, потому наличие информации о дополнительных условиях акции в рекламе N 3 не исключает законного требования об указании информации о дополнительных условиях акции в рекламе N 2.
Таким образом, рассматриваемая реклама N 1 и рассматриваемая реклама N 2 распространялась с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", так как в рассматриваемом случае не указана часть существенной информации об условиях приобретения товара, что привело к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей данной рекламы.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО "Тандер".
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
На основании ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, ст. 14.37, 14.38, 19.31 Настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела установлено, что в период распространения ненадлежащей рекламы <_> магазина "Магнит" (г. Воронеж, ул. Моисеева, 73) являлась <_>
26 июля 2016 года в отношении должностного лица - <_> магазина "Магнит" (г. Воронеж, ул. Моисеева, 73), <_> составлен протокол N 186.03-14.3/29р об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
26 июля 2016 года от должностного лица - <_> магазина "Магнит" (г. Воронеж, ул. Моисеева, 73), <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела N 186.03-14.3/29р об административном правонарушении 26 июля 2016 года в 12 ч. 45 мин. (мск).
26 июля 2016 года Воронежским УФАС России ходатайство удовлетворено.
На рассмотрении дела 26 июля 2016 года <_> факт нарушения законодательства о рекламе признала.
Таким образом, <_> осуществив действия, связанные с ненадлежащим контролем за распространением 15 декабря 2015 года ненадлежащей рекламы в г. Воронеже, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении Постановления учитываются все обстоятельства дела.
<_> могла должным образом проконтролировать содержание ненадлежащей рекламы, размещенной на входной группе и внутри универсама "Магнит" (394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73) и тем самым, принять зависящие от нее меры по соблюдению требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", но данным лицом не были приняты такие меры по их соблюдению.
На основании изложенного, действия <_> связанные с ненадлежащим контролем распространения 15.12.2015 года ненадлежащей рекламы, размещенной на входной группе и внутри универсама "Магнит", образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 5, ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 4.3, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - <_> универсама АО "Тандер" (394055, Воронежская обл., Воронеж, ул. Моисеева, д. 73) <_> виновную в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к <_> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
3. Направить копию настоящего постановления <_> для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 июля 2016 г. N 186.03-14.3/29Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016