Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 18 августа 2016 г. N 201.03-14.3/66Р
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Виталий Геннадьевич Попов, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 201.03-14.3/66р, возбужденного в отношении должностного лица - менеджера отдела продаж общества с ограниченной ответственностью компания "Реста" <>в связи с непосредственным обнаружением начальником отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России О.Г. Козининой, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии/отсутствие <>, установил:
Решением от 27 июля 2016 года N 274-51р Комиссии Воронежского УФАС России реклама "КВАРТИРЫ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА, моб.: 2-28-72-20, 2-298-098", размещенная с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего объект капитального строительства, находящийся на начальном этапе строительства (возведении), расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Марата, 2А признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Решением от 27 июля 2016 года N 274-51р установлено следующее.
Воронежским УФАС России 14.06.2016 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ выявлен факт распространения следующей рекламы: "КВАРТИРЫ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА, моб.: 2-28-72-20, 2-298-098" (далее - рассматриваемая реклама).
Рассматриваемая реклама размещена с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на внешней стороне забора, ограждающего объект капитального строительства, находящийся на начальном этапе строительства (возведении), расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Марата, 2А, о чем государственным инспектором Н.Н. Михиной был составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями (на пяти листах).
16 июня 2016 года в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Реста" (далее по тексту - ООО компания "Реста") вынесено Определение о возбуждении дела N 274-51р по признакам нарушения ч.7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела N 274-51р назначено на 15 часов 30 минут 11 июля 2016 года.
11.07.2016 г. на рассмотрении дела представитель ООО компания "Реста" факт нарушения не признал, указав, что рассматриваемая реклама "КВАРТИРЫ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА, моб.: 2-28-72-20, 2-298-098" не распространялась компанией "Реста", поскольку Общество не заказывало и не размещало баннер с данным текстом, указанные в информации телефоны не принадлежат застройщику. Проведенной внутренней проверкой установлено, что рассматриваемая реклама в инициативном порядке размещена сотрудником компании <>, который с целью улучшить личные производственные показатели по реализации готовых квартир за свой счет повесил баннер с указанием своих телефонных номеров.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также привлечения к участию в деле должностного лица ООО компания "Реста" <> рассмотрение дела было отложено Комиссией Воронежского УФАС России (далее по тексту - Комиссия) до 14 часов 00 минут 25.07.2016 г.
21.07.2016 от <> поступили копии следующих документов: договор N 030 от 08.12.2015, заключенный между <> и ООО Рекламно-производственным предприятием "ПЕРСПЕКТИВА" на выполнение работ по изготовлению и печати рекламно-информационных материалов (баннер 1200х6000мм), квитанция на оплату печати данного баннера, договор N 1270449 от 17.12.2010 на оказание услуг связи, паспорт.
25.07.2016 в ходе рассмотрения дела <> подтвердил, что баннер с рассматриваемой рекламой заказал и оплатил самостоятельно без разрешения руководства.
Ознакомившись с материалами дела N 274-51р, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на баннере "КВАРТИРЫ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА, моб.: 2-28-72-20, 2-298-098", исходя из содержания текста (указание номеров телефона), места (размещение на внешней стороне забора) и способа размещения (баннер), является рекламой, поскольку размещена в доступном месте, адресована неопределенному кругу лиц, имеет целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования ООО компания "Реста" строящегося многоквартирного жилого дома (квартиры) по адресу г. Воронеж, ул. Марата, 2А (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются именно квартиры (т.е. обособленные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N188-ФЗ (далее - ЖК РФ), квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В то же время, по состоянию на 14.06.2016 (дата фиксации антимонопольным органом распространения спорной рекламы), объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул Марата, 2а, находился на начальном этапе строительства (возведения) и не имел в своем составе "квартир" по вышеуказанному адресу, т.е. по сути неопределенному кругу лиц предлагается участие в долевом строительстве, что является финансовой услугой.
Согласно, п. 2, ст. 4 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции") предусмотрено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно ст. 19 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет").
В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, что нарушает требования ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как установлено Комиссией, в рекламе отсутствуют сведения об условиях приобретения товара (на основании договора долевого участия, купли-продажи, переуступки прав требования или иное), такая информация является существенной, и ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителя рекламы в отношении условий приобретения товара.
Кроме того, Комиссия считает, что информация о долевом строительстве жилого дома является существенной для потребителей, отсутствие сведений о месте и способах получения проектной декларации, вводит в заблуждение потребителей относительно существа возникающих гражданско-правовых отношений по приобретению строящейся недвижимости.
Рассматриваемая реклама не содержит существенной информации о месте и способах получения проектной декларации, а также не содержит указания на способ приобретения квартир, что не допускается ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с должностной инструкцией б/н от 01.12.2015 г., целью работы менеджера отдела продаж <> является привлечение покупателей, заключение договоров участия в долевом строительстве объектов недвижимости и договоров купли-продажи, именно в интересах ООО компания "Реста".
Таким образом, <> действовал во исполнении своих служебных обязанностей в интересах и от имени Общества.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО Компания "Реста".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
На основании ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, ст. 14.37, 14.38, 19.31 Настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалами дела N 274-51р установлено, что <> являясь менеджером отдела продаж ООО компания "Реста" лично и по собственной инициативе заказал и разместил ненадлежащую рекламу.
Таким образом, <>, осуществив действия, связанные с распространением 14 июня 2016 года ненадлежащей рекламы в г. Воронеже по ул. Марата 2А, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 28, частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статьями 4.3, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - менеджера отдела продаж ООО компания "Реста" <> виновного в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к Д<> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
3. Направить копию настоящего постановления <> для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение Воронеж г. Воронеж
БИК - 042007001
Р/с - 40101810500000010004
ИНН - 3664022568
КПП - 366401001
ОКАТО - 204 01 000 000
КБК - 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя В. Г. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 августа 2016 г. N 201.03-14.3/66Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016