Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 16 августа 2016 г. N 04-07/191-2016
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сталь-Сервис" исх. N 231 от 08.08.2016 года (вх. N 3611 от 11.08.2016 года) (далее - Заявитель, ООО "Сталь-Сервис") на действия государственного учреждения Тульской области "Управление противопожарной службы" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по утилизации противогазов (закупка N 0366200035616005177) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 годам N 727/14 (далее - Административный регламент),
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, установила:
11.08.2016 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035616005177).
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе на оказание услуг по утилизации противогазов (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям Закона, а именно: в документации об электронном аукционе не учтены требования Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 года, Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05.2011 года и других нормативных правовых актов в части не установления Заказчиком в документации требования к участникам закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.
На основании изложенного ООО "Сталь-Сервис" просит обязать Заказчика, Уполномоченное учреждение привести документацию об электронном аукционе в соответствие с действующим законодательством.
Представитель Уполномоченного учреждения присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы, считая доводы Заявителя необоснованными, а документацию об электронном аукционе соответствующей требованиям Закона, представитель Уполномоченного учреждения представил письменные возражения от 16.08.2016 года исх. N 01-131355 на рассматриваемую жалобу.
Представители Заказчика поддержали позицию Уполномоченного учреждения и пояснили следующее.
Утилизации в рамках данной закупки подлежат противогазы гражданские фильтрующие ГП-5.
Государственным заказчиком гражданских фильтрующих противогазов является Министерство обороны (ранее - штаб ГО Министерства Обороны СССР).
В соответствии с нормативно-технической документацией фильтрующий противогаз гражданский предназначен для защиты органов дыхания, глаз и лица от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных (биологических) аэрозолей. Для этого фильтрующе-поглощающая коробка (далее - ФПК) снаряжена специальным поглотителем и противоаэрозольным фильтром. ФПК, входящая в состав противогаза гражданского является безопасной. Вместе с тем продуктом утилизации является уголь-катализатор, содержащий в своем составе вещества (катионы), относящиеся к первому классу опасности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.02.1992 года N 179 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 года N 959 оборот гражданских противогазов, защищающих от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Военного представительства Министерства обороны РФ, так как указанная продукция является средством защиты от боевых отравляющих веществ и может быть применена в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ.
Как указал представитель Заказчика, в соответствии с ГОСТ 31278-2004 "Межгосударственный стандарт. Термины и определения" (приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 09.10.2006 г. N 2224-ст стандарт ГОСТ 31278-2004 введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 01.01.2007 г.) коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения ОМП относятся к продукции военного назначения.
В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ N51540-2005 под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а так же работы, выполняемые в интересах обороны. К оборонной продукции также относятся продукция двойного назначения, т.е. продукция, производимая для нужд обороны и гражданских нужд в едином исполнении.
Пунктом 1.1.4.1 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 года N 1661 установлено, что к списку товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники относятся противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания.
Руководствуясь положения пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники подлежит лицензированию, а также принимая во внимание тот факт, что в фильтрующе-поглощающей коробке, которая входит в состав противогаза, содержится уголь-поглотитель, относящийся к 1 классу опасности по воздействию на организм человека, для утилизации такого рода продукции участник электронного аукциона обязан иметь лицензию на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 29.07.2016 года N 6012 объявлен аукцион в электронной форме на оказание услуг по утилизации противогазов.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 29.07.2016 года в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 449 730,00 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе ООО "Сталь-Сервис", Комиссией установлено следующее.
Предметом данной закупки является оказание услуг по утилизации противогазов.
Как установлено из пояснений представителя Заказчика, противогазы, подлежащие утилизации, отнесены к продукции военного назначения. Аналогичная позиция изложена Уполномоченным учреждением в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 10.08.2016 года, являющемся неотъемлемой частью документации данной закупки.
В силу части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно частью 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
В пункте 15 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, среди прочих следующее требование к участникам закупки - наличие действующей лицензии на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники (пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копию действующей лицензии на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники (пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" противогазы должны быть применены в мероприятиях по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" к продукции военного назначения среди прочего относятся и коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения.
Противогазы гражданские фильтрующие предназначены для защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов лица человека от радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств, т.е. поражающих факторов оружия массового поражения (далее - ОМП) (ГОСТ Р 42.0.02-2001 "Гражданская оборона. Термины и определения").
В фильтрующе-поглощающей коробке, которая входит в состав противогаза, содержится уголь-поглотитель, относящийся 1 классу опасности по воздействию на организм человека.
Согласно ГОСТ 31278-2004 "Межгосударственный стандарт. Термины и определения" (приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 09.10.2006 г. N 2224-ст стандарт ГОСТ 31278-2004 введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 01.01.2007 г.) коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения ОМП относятся к продукции военного назначения.
В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ N51540-2005 под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а так же работы, выполняемые в интересах обороны. К оборонной продукции также относятся продукция двойного назначения, т.е. продукция, производимая для нужд обороны и гражданских нужд в едином исполнении.
Пунктом 1.1.4.1 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 года N 1661 установлено, что к списку товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, относятся противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания.
Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года N 179 утвержден перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, в который включены, в частности боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники подлежит лицензированию.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники установлено Заказчиком в документации об электронном аукционе с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона в виду не установления в документации требования к участникам закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сталь-Сервис" исх. N 231 от 08.08.2016 года (вх. N 3611 от 11.08.2016 года) на действия государственного учреждения Тульской области "Управление противопожарной службы", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по утилизации противогазов (закупка N 0366200035616005177) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 августа 2016 г. N 04-07/191-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016