Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 18 августа 2016 г. N Р3-165/16
Резолютивная часть решения оглашена "16" августа 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" августа 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области - <_>
Жердевского районного муниципального казенного учреждения "Управление заказчика" - <_>
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (извещение N 0364300041416000072) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Жердевское районное муниципальное казенное учреждение "Управление заказчика" 27.07.2016 опубликовало на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0364300041416000072 о проведении электронного аукциона на объекте: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 043 900,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.08.2016 в 09:00 часов.
По окончании срока подачи заявок до 09:00 часов 11.08.2016 на участие в электронном аукционе не подана ни одна заявка, что оформлено протоколом от 11.08.2016 N0364300041416000072.
Заказчиком по данной закупке является администрация Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области.
Заявитель, ознакомившись с аукционной документацией, полагая, что она нарушает его права, законные интересы и требования Закона о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России (вх. от 10.08.2016 N5853).
В своей жалобе Заявитель указывает на следующие нарушения:
1) Заказчиком в аукционной документации не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке, что является нарушением п. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
2) Заказчиком в проекте контракта установлено условие об определении пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которое противоречит законодательству о контрактной системе;
3) Заказчик не включил в аукционную документацию положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что является нарушением ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе;
4) Заказчиком в проекте контракта не предусмотрена возможность представить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и больше процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением ст. 37 Закона о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган на рассмотрение жалобы представили возражения, в которых доводы Заявителя отклонили (вх. от 16.08.2016 N5944).
По доводам жалобы ООО "Стройинвест" Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
1.1. Заявитель ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что Заказчиком в аукционной документации не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке, что является нарушением п. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод Заявителя не соответствующим фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 33 информационного паспорта аукциона установлено: "Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата размещения извещения в информационной системе", "Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата окончания срока подачи заявок".
Дата размещения извещения: 27.07.2016 10:39.
Дата окончания срока подачи заявок: 11.08.2016 09:00.
Таким образом, пункт 33 Информационного паспорта аукциона и извещение содержат указание на конкретные даты начала и окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации и позволяют участнику аукциона определить дату, с которой можно подать запрос на разъяснения положений документации, и дату, когда подача запросов на разъяснения положений документации об аукционе заканчивается.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод жалобы как необоснованный.
1.2. Заявитель ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта установлено условие об определении пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которое противоречит законодательству о контрактной системе и постановлению Правительства N1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частями 1-2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что размеры указанных штрафов определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик правомерно установил в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, в проекте контракта аукционной документации установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании вышеизложенного довод заявителя не нашел свое подтверждение.
1.3. Заявитель ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что Заказчик не включил в аукционную документацию положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что является нарушением ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Изучив документацию об аукционе, проект контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об аукционе не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
1.4. Заявитель ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта не предусмотрена возможность представить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, что является нарушением ст. 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 5 ст. 37 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 14 информационного паспорта начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет 13 043 900,00 рублей, то есть менее 15 миллионов рублей. Следовательно, подлежит применению ч. 2 чт. 37 Закона о контрактной системе.
Проект контракта содержит раздел 13 "Заключительные положения", в котором установлены, в том числе, требования к обеспечению исполнения обязательств по контракту. Пунктом 4.1.3 раздела 13 проекта контракта установлено:
"До подписания Контракта предоставить Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту в размере 5% от начальной максимальной цены контракта на сумму 652 195,00 (шестьсот пятьдесят две тысячи сто девяносто пять) рублей 00 копеек или в размере 978 292,50 рублей (при наличии оснований для предоставления антидемпингового обеспечения в соответствии со ст.37 Федерального закона от 05 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказов") в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией или передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Все расходы по оформлению обеспечения контракта несет "Подрядчик".
Таким образом, Заказчик не предусмотрел возможность победителя аукциона предоставить дополнительное обеспечение исполнения контракта в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и больше процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, посредством подтверждения добросовестности.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России также отмечает, что пункты данного раздела проекта контракта имеют не сквозную нумерацию: после пункта 13.1 идет пункт 4.1.3, что вводит в заблуждение участников закупки.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения.
2.1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением о проведении электронного аукциона в подразделе "Преимущества" раздела "Преимущества и требования к участникам" установлено следующее:
"Участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Пунктом 4.3.15 проекта контракта установлена, в том числе, следующая обязанность Генподрядчика:
"Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, определяемых согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Совокупная стоимость работ, к выполнению которых Генподрядчиком будут привлечены субъекты малого предпринимательства и (или) социально ориентированные некоммерческие организации на основе договоров субподряда должна составлять 15% от общей стоимости Контракта".
Пунктом 4.3.19 проекта контракта установлено:
"За нарушение положений п. 4.3.15-4.3.18 Контракта Генподрядчик несёт ответственность в виде штрафа согласно положениям главы 8 Контракта".
Однако, глава 8 "Ответственность сторон" проекта контракта не содержит условие о гражданско-правовой ответственности Генподрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик указанным выше обстоятельством допустил нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик не установившего в проекте контракта условие о гражданско-правовой нарушил требования ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, которая определяет, что условие привлечения к исполнению контракта соисполнителей и субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не подлежит применению, если поставщик (подрядчик, исполнитель) сам относится к указанным субъектам.
Однако, указанная оговорка отсутствует в проекте контракта, а условие о привлечении, изложенное в пункте 4.3.15, является безусловным, что не соответствует ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе, не содержит обязательного условия о порядке и сроках оплаты выполненной работы.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика выявленные нарушения признал.
Поскольку по данной закупке не было подано ни одной заявки, а значит, по результатам аукциона контракт не может быть заключен, Комиссия Тамбовского УФАС России решила предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Рассмотренные действия Заказчика в части утверждения документации аукциона содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ч.22 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части нарушения ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Признать Заказчика - администрацию Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области нарушившей ч.ч. 5, 6 ст. 30, ч.ч. 2, 13 ст. 34, ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 августа 2016 г. N Р3-165/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016