Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 11 августа 2016 г. N 03-10.1/210-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Автодом" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" при заключении контракта по результатам проведения уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области электронного аукциона "Приобретение дорожной техники, седельный тягач с полуприцепом тяжеловоз" (извещение N 0152200004716000200),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей:
заказчика - <_>
уполномоченного органа - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5928э от 04.08.2016) жалоба заявителя, в которой указано, что заказчиком неправомерно отклонен протокол разногласий Общества к проекту контракта с обоснованием изменения срока поставки товаров.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5390э от 05.08.2016) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 23.06.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 6250000 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.07.2016 на участие в электронном аукционе поступило две заявки, оба участника были допущены к участию в электронном аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона от 15.07.2016 свидетельствует о том, что в процедуре электронного аукциона приняли участие оба участника. Наименьшее ценовое предложение в размере 6187500 руб. сделано участником с порядковым номером 2.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2016 заявка участника с порядковым номером 2 ООО "ИнтерАвто" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе; заявка участника с порядковым номером 1 ООО "Автодом" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе; электронный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно хронологии заключения контракта, представленной оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" и заказчиком, 22.07.2016 проект контракта размещен заказчиком на официальный сайт ЕИС.
27.07.2016 Обществом размещен протокол разногласий к проекту контракта с обоснованием изменения сроков поставки товаров.
01.08.2016 проект контракта повторно размещен заказчиком на официальный сайт ЕИС без учета протокола разногласий ООО "Автодом" к проекту контракта.
03.08.2016 в 24:00 час. истек 13-дневный срок для направления Обществом протокола разногласий к проекту контракта.
04.08.2016 в Омское УФАС России поступила жалоба ООО "Автодом".
09.08.2016 проект контракта подписан Обществом.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-5389э от 05.08.2016) определение поставщика приостановлено заказчиком в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу (вх. N 6022э от 09.08.2016).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Комиссия установила, что в соответствии с требованиями указанной нормы Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2016 был размещен на официальном сайте 21.07.2016.
Частью 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
На основании части 4 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В жалобе заявителя указано:
"22.07.2016 заказчик в наш адрес направил проект государственного контракта N 2016.121546.
27.07.2016 ООО "Автодом" направило в адрес заказчика протокол разногласий N 1 к государственному контракту N 2016.121546 с обоснованием изменения сроков поставки.
Однако данный протокол разногласий был отклонён Заказчиком и выложен 01 августа 2016 года первоначальный вариант государственного контракта.
Считаем, что Заказчик необоснованно отклонил наш протокол разногласий N 1, так как к данному документу были приложены письма от ООО "Камазтехобслуживание" N 83-010-2-21-989 от 26.07.2016 и ПАО "Уралавтоприцеп" N 16-1170 от 26 июля 2016 года с указанием причин изменения сроков поставки товара на 55 рабочих дней со дня заключения контракта.
На основании вышеизложенного, просим рассмотреть вопрос о выдаче в отношении Заказчика обязательного к исполнению предписания, которым обязать заказчика принять протокол разногласий N 1 в части увеличения сроков поставки на 55 рабочих дней".
Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона указано: "Поставка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта".
Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
В пункте 9 "Сроки поставки товара" документации об электронном аукционе заказчиком указано: "Поставка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта".
Аналогичное условие содержится в пункте 1.3 проекта контракта (Приложение N 3 к документации об аукционе).
Комиссия отмечает, что согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом частью 2 указанной статьи установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Федерального закона о контрактной системе и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
При этом в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе отсутствует случай изменения условия контракта о сроке поставки товара по контракту.
Часть 1.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусматривает, что в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Данный порядок определяется Правилами изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198 (далее - Правила).
Пунктом "б" части 3 Правил установлено, что настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
Учитывая, что поставка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта, т.е. срок исполнения контракта не превышает 6 месяцев, соответственно, Правила в отношении данного контракта не применяются (часть 3 Правил).
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения норм Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем считает жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "Автодом" на действия заказчика - казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" при заключении контракта по результатам проведения уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области электронного аукциона "Приобретение дорожной техники, седельный тягач с полуприцепом тяжеловоз" (извещение N 0152200004716000200).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 августа 2016 г. N 03-10.1/210-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016