Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
(опубликовано 11 августа 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "08" августа 2016 г
Решение в полном объеме изготовлено "___" августа 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.А. Туров - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 95/16, по факту размещения в апреле 2016 г. на оконном проеме магазина "BEER" (адрес: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 13) информации следующего содержания: "Артака_", с изображением орла, с признаками нарушения:
- п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их,
в присутствии:
заявителя - физическое лицо "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Овчинникова Анжелика Владимировна (паспорт), установила:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 1442э от 08.04.2016 г.) по факту нарушения требований Закона о рекламе при размещении информации на оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Широкая, д. 13.
В ходе рассмотрения данного дела Новосибирским УФАС России установлено следующее.
На оконном проеме магазина "BEER" (адрес: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 13) размещалась информация следующего содержания: "Артака_", с изображением орла (Акт фиксации информации от 11.04.2016 г.).
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару (пиву определенной марки), изображенному на рекламе и предлагаемому к реализации определенным продавцом, и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).
Объектом рекламирования в данном случае является, в том числе, средство индивидуализации товара - пива "Артака" (товарный знак по свидетельству N 5654479; правообладатель - ООО "Гранд Сервис").
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ), с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена в оконном проеме, являющемся конструктивной частью здания магазина, то данный факт указывает на нарушение п.5 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На запрос Новосибирского УФАС России (исх. N06-4226 от 06.05.2016 г.) ИП Овчинниковой А.В. были представлены документы, согласно которым деятельность в магазине по адресу: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 13 осуществляется предпринимателем на основании Договора аренды нежилого помещения N 1 от 30.10.2015 г., заключенного с физическим лицом.
Согласно письменным пояснениям предпринимателя (вх. N 4354 от 17.05.2016 г.), договор на размещение данной рекламы не заключался, размещение происходило по устной договоренности с правообладателем товарного знака "От Артака" на безвозмездной основе, с целью скрыть от просмотра подсобные помещения с улицы. Документы на изготовление рекламы у предпринимателя не сохранились, монтаж она производила своими силами.
Принимая во внимание вышеизложенное, действия ИП Овчинниковой Анжелики Владимировны, которая является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, содержат нарушение п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в апреле 2016 г. на оконном проеме магазина "BEER" (адрес: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 13) следующего содержания: "Артака_", с изображением орла, ненадлежащей рекламой,
а индивидуального предпринимателя Овчинникову Анжелику Владимировну (ОГРН 315547600106982 от 30.09.2015 г., ИНН 540122039420; адрес осуществления деятельности: 630108, г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 13) нарушившей требования:
- п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе: реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
2. Не выдавать ИП Овчинниковой А.В. предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.рпе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (опубликовано 11 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016