Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>, рассмотрев жалобу ООО "Ценный контракт" от 08.08.2016 б/н на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников филиала в 2016 г. - 1кв.2017 г. (извещение N 31603922927) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Ценный контракт" (далее - Заявитель) от 08.08.2016 б/н (вх. 118572 от 11.08.2016) на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников филиала в 2016 г. - 1кв.2017 г. (извещение N 31603922927) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" от 15.02.2016 (Протокол от 15.02 2016 г. N 19) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
25.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запрос предложений (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно установлено требования о представлении копии лицензии без указания субъектов Российской Федерации;
в Документации неправомерно установлено требование о проведении медицинского осмотра в помещениях Заказчика;
Заказчиком неправомерно установлена возможность привлечения субподрядчиков и соисполнителей;
Заказчиком в Документации установлена формулировка, не соответствующая установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Представители Заказчика в письменном пояснении с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.3.2 Положения о закупках.
Согласно пункту 15 раздела "Общие требования" "Информационной карты" Документации участник должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом Запроса предложений, что подтверждается копией лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом проведения периодического медицинского осмотра (гл.2, ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), выполняемые работы (услуги) на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "профпатологии", "акушерство и гинекология", "неврология", "хирургия", "офтальмология", "дерматовенерология", "отоларингология", "экспертиза профпригодности", "психиатрия", "наркология".
Из письменного пояснения Заказчика (далее - Письменное пояснения) следует, что в соответствии с Постановлением Правительства от 16.04.2016 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" в случае намерения лицензиата осуществить, не указанную в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги) составляющие медицинскую деятельность данная лицензия может и должна быть переоформлена.
Кроме того, пунктом 2 "Технического задания" Документации предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить для проведения периодического медицинского осмотра медицинские кабинеты в территориальной близости от структурных подразделений Заказчика.
Вместе с тем, пунктом 2 "Технического задания" Документации Заказчиком установлены места оказания услуг: "периодический медицинский осмотр работников Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" должен проводиться по месту нахождения структурных подразделений Заказчика:
1. г. Кириши;
2. г. Волхов;
3. г. Выборг;
4. г. Кингисепп;
5. г. Волосово;
6. г. Сланцы;
7. г. Луга;
8. г. Тихвин;
9. г. Пикалево;
10. г. Сосновый Бор и Ломоносов;
11. г. Богситогорск;
12. г. Подпорожье;
13. г. Кировск;
14. г. Тосно;
15. г. Любань;
16. г. Санкт-Петербург;
17. г. Приозерск;
г. Всеволожск".
Также из Письменного пояснения следует, что Заказчиком в Документации предусмотрены места оказания услуги, кроме того использованная Заявителем в Жалобе норма части 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах здоровья гражданина в РФ" направлена на регулирование оказания услуг медицинской помощи, что не соответствует предмету Запроса предложений
Таким образом, Заказчиком предусмотрены места выполнения и оказания услуг, что не ограничивает количество участников закупки, а также согласно законодательству Российской Федерации ответственность за наличие соответствующей лицензии лежит на лицензиате, в связи с чем доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 20 "Информационной карты" Документации Заказчиком допускается привлечении субподрядчиков/ соисполнителей.
Кроме того, подпунктом 8 пункта 28 "Информационной карты" Документации Заказчиком установлена возможность участия на стороне одного участника нескольких лиц.
Согласно Письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с пунктом 39 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н) центры профпатологии и другие медицинские организации, имеющие право на проведение периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, при проведении периодического осмотра могут привлекать медицинские организации, которые имеют право в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизы профессиональной пригодности.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 6 "Технического задания" Документации: "Периодический медицинский осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ".
Комиссия ФАС России изучив положение Документации, Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н пришла к выводу, что Документация содержит текст вышеуказанного Приказа, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 15 раздела "Дополнительные требования" "Информационной карты" Документации установлено требование к участникам закупки: "Наличие у Претендента в штате квалифицированных специалистов по специальностям указанным в п.5 раздела IV Техническое задание".
Вместе с тем, установление обязательного требования в Документации о наличии работников в штате ограничивает количество участников, поскольку Заказчик не учитывает иные формы организации отношений между сотрудниками и работодателем.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту 2.3.2.2. пункта 2.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Ценный контракт" от 08.08.2016 б/н (вх. 118572 от 11.08.2016) на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников филиала в 2016 г. - 1кв.2017 г. (извещение N 31603922927) необоснованной.
Признать ПАО "Ростелеком" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений на основании решения от 17.08.2016 N 223-ФЗ-447/16.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 августа 2016 г. N 17/58519/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016