Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 24 августа 2016 г. N АП2-125/16
Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Мазаева Светлана Владимировна, рассмотрев протокол N АП2-125/16 об административном правонарушении от 20.07.2016, составленный в отношении главы Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которой разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, установила:
Составлением протокола об административном правонарушении от 20 июля 2016 года возбуждено настоящее дело N АП2-125/16.
Основанием для возбуждения дела послужил факт нарушения администрацией Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0164300037615000003 на выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения в д. Вишневка Ржаксинского района Тамбовской области.
Администрация Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (ранее и далее - Заказчик) 04.09.2015 опубликовала на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" roseltorg.ru извещение N 0164300037615000003 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения в д. Вишнёвка Ржаксинского района Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 873 240,00 рублей.
Заказчик -администрация Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области.
В соответствии с частью 5 статьи 63 и пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика включать в извещение об осуществлении закупки посредством проведения электронного аукциона также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.4. раздела 3 "Порядок и срок оплаты работ" проекта контракта установлено: "Оплата Работ производится по факту выполнения работ не более, чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Объём работ выполняемый до 15.11.2015 года 734690 рублей".
Пунктом 4.3. раздела 4 "Сроки и место выполнения Работ" проекта контракта установлено: "Срок завершения Работ: до "01" января 2017 года, Объём работ выполняемый до 15.11.2015 года 734690 рублей".
Пунктом 14 Информационного паспорта аукциона установлена начальная максимальная цена контракта: "10 873 240 рублей, в том числе объём работ выполняемый в 2015 году 734 690 рублей".
Пунктом 21 Информационного паспорта аукциона установлены сроки завершения работ: "до 01.01.2017 года, объём работ выполняемый до 15.11.2015 года 734690 рублей".
В извещении электронного аукциона N 0164300037615000003 установлены сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - до 01.01.2017 года, объём работ, выполняемый до 15.11.2015 года - 734690 рублей.
Анализ требований и информации, установленных в документации электронного аукциона касаемо объема выполняемых работ и оплаты по факту их выполнения, свидетельствует об их неопределенности и неясности.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения. Начальная максимальная цена контракта определена проектно-сметным методом.
Наличие проектно-сметной документации позволяет полным образом определить конкретные виды работ и их объем, составить график их выполнения.
Однако, документация об аукционе не содержит графика производства строительных работ, в т.ч. не определяет перечень и объем работ, которые должны быть выполнены до 15.11.2015 года.
Отсутствие в документации объема работ и конкретный их перечень этапа выполнения до 15.11.2015 делает непрозрачным порядок и срок оплаты указанного этапа работ, а также порядка исполнения работ по предмету контракта.
Установленное Заказчиком в документации требование "Объём работ выполняемый до 15.11.2015 года 734690 рублей" не может быть применен в рассматриваемом случае из-за отсутствия значимых сведений по этапности выполнения работ.
Заказчик должен выделить конкретные перечень и объемы работы в соответствии со своими потребностями, которые необходимо выполнить до 15.11.2015, а также требования к их результатам.
Отсутствие четкого разграничения сроков и порядка выполнения конкретных видов работ из общего объема работ делает невозможным их сопоставление на соответствие требованиям, установленным контрактом, а также порядку и срокам оформления результатов такой приемки.
2. В пункте 3 Приложения N 1 "Требований к применяемым материалам" к аукционной документации "Песок для строительных работ природный" заказчиком установлено требование: "Частный остаток песка на ситах: N 2,5, % по массе*: до 20; N 1,25, % по массе*: до 25; N 0,63, % по массе*: св.10 до 65; N 0,315, % по массе*: до 80; N 0,16, % по массе*: до 80".
В пункте 1 Приложения N1 "Требований к применяемым материалам" к аукционной документации установлено: "Трубы полиэтиленовые напорные низкого давления. Изготовлены из ПЭ 100 (диаметром 63 мм), ПЭ 80 (диаметром 63, 180 мм). Размер диаметр номинальный (внутренний диаметр), мм: 63 (55,4; 51,8)"
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе в Приложении N 1 "Требования к применяемым материалам" установлено по позиции N3 "Песок для строительных работ природный" несуществующее значение остатка песка - "частное", а также по позиции N1 "Трубы полиэтиленовые напорные низкого давления" неверно установлен внутренний диаметр трубы.
Пунктом 4.12 документации электронного аукциона установлено: "Все применяемые при производстве работ товары и материалы должны соответствовать действующим государственным стандартам, устанавливающим требования к характеристикам соответствующего изделия (в т.ч. их рекомендуемым и необязательным требованиям, размеры, цвета и т.п. изделий должны быть из ряда прямо указанных в ГОСТе (в тех случаях, когда стандарт перечисляет основные размеры, цвета и т.п.))".
Таким образом, все материалы (товары), используемые при выполнении работ по предмету контракта, должны отвечать и соответствовать требованиям распространяющихся на них ГОСТ.
ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" и иные ГОСТы не определяют и не устанавливают значение "частного" остатка для песка. Примененная Заказчиком характеристика песка не определена ни одним документом.
А согласно ГОСТ 18599-2011 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия", трубы из ПЭ 80 и ПЭ 100 номинальным диаметром 63 SDR 11 имеют толщину стенки номинальный размер 5,8 мм. Следовательно, внутренний диаметр данные трубы имеет, мм: 63 (наружный диаметр) - 5,8 (толщина стенки 1) - 5,8 (толщина стенки 2) = 51,4. Следовательно, Заказчиком неверно установлен внутренний диаметр трубы "51,8 мм", что не соответствует требованиям ГОСТ 18599-2001.
Кроме того, в Приложении N 1 "Требования к применяемым материалам" документации электронного аукциона Заказчиком установлено непонятное требование, а именно: "Эсвр 32*2,5, 89*3,5, 57*3, 159*4,5,".
Таким образом, Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым запрещается устанавливать требования к товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. Рассматриваемая закупка производится в рамках закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Указание на то, что закупка производится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ), установлено Заказчиком в извещении N 0164300037615000003 в разделе "Преимущества, требования к участникам" в графе "Преимущества".
Однако, в нарушение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в извещении N 0164300037615000003 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения в д. Вишнёвка Ржаксинского района Тамбовской области не установлено ограничение в отношении участников закупи, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
4. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, прямо предусмотренные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Документацией об аукционе предусмотрено выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения, включенных в Перечень.
Пунктом 24 Информационного паспорта аукциона установлен перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: "свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Основание: часть 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ; приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ об инженерных изысканиях, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Пункт 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" указанного Перечня подразделяется на следующие виды строительства:
33.1. Промышленное строительство.
33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности.
33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности.
33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии.
33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии.
33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности.
33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки.
33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.
33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>
33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>
33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>
33.1.11. Тепловые электростанции.
33.1.12. Объекты использования атомной энергии.
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ.
33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса.
33.2. Транспортное строительство.
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.
33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные.
33.2.5. Метрополитены.
33.2.6. Мосты (большие и средние).
33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
33.5. Объекты теплоснабжения.
33.6. Объекты газоснабжения.
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
33.9. Объекты морского транспорта.
33.10. Объекты речного транспорта.
33.11. Объекты гидроэнергетики.
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
33.13. Гидромелиоративные объекты.
Однако, в нарушение вышеприведенных норм Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, не указано, на какие виды работ, предусмотренные пунктом 33 раздела III Перечня, должно быть свидетельство СРО по организации строительства.
Таким образом, установление к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО по организации строительства без указания требуемого вида работ является неполным и недостоверным, а значит, нарушает права и законные интересы участников закупки из-за риска быть отклоненными или, напротив, нарушения условий конкуренции, когда к участию в аукционе будут допущены лица, не обладающие необходимой правоспособностью по предмету контракта.
Документация об аукционе утверждена должностным лицом - главой Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_>, поскольку указанное должностное лицо определило разместить рассматриваемую закупку на официальном сайте, которая содержала нарушения требований Закона о контрактной системе.
Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Таким образом, должностное лицо муниципального заказчика - глава Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является месторасположение муниципального заказчика - 393535, Тамбовская область, Ржаксинский район, д. Вишневка, ул. Вишневая, д.28.
Временем совершения административного правонарушения является дата размещения на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме N 0164300037615000003 - 04.09.2015, поскольку документального утверждения не было, на что указано в пояснениях <_>
На рассмотрение дела N АП2-125/16 об административном правонарушении явился представитель <_> - <_> по доверенности б/н от 11.07.2016, который факт нарушения не признал и представил письменные объяснения по факту совершенного административного правонарушения (вх. от 19.08.2016 N6054).
В указанных объяснениях <_> сообщает, что письменных соглашений или договоров между администрацией Пустоваловского сельсовета и администрацией Ржаксинского района Тамбовской области по вопросам проведения торгов в рамках исполнения Закона о контрактной системе не заключались, и должностные лица администрации Пустоваловского сельсовета ответственные за согласование и утверждение документаций по электронным аукционам <_> не назначались.
Также представитель <_> пояснил, что документация по электронному аукциону N 0164300037615000003 должностными лицами администрации Пустоваловского сельсовета не утверждалась.
Объяснения представителя о несогласии с вменяемым <_> административным правонарушением были рассмотрены и отклоняются, поскольку <_> являясь на момент совершения административного правонарушения главой Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, отвечала за деятельность администрации в сфере законодательства о контрактной системе в силу должностных полномочий. Следовательно, <_> как руководитель Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области несет ответственность за действия Заказчика по рассматриваемой закупке. Решение о размещении закупки в редакции извещения от 04.09.2015 содержащей обозначенные выше нарушения Закона о контрактной системе, принимала <_> как руководитель органа местного самоуправления.
Поскольку документация должностным лицом Заказчика не утверждалась, датой утверждения является дата размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещения N 0164300037615000003 о проведении электронного аукциона.
Дело об административном правонарушении N АП2-125/16 в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного <_> административного правонарушения, личности виновной, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Вина должностного лица заказчика - главы Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> доказана и подтверждена материалами настоящего дела об административном правонарушении и состоит в том, что она приняла решение о размещении документации об аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе, не выполнила установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию документации об аукционе и не предприняла всех зависящих от неё мер по обеспечению требований законодательства о контрактной системе.
Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.
Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.
Руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ постановила:
Привлечь главу Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> <_> к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 рублей (три тысячи рублей).
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Предлагаю <_> представить копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа в Тамбовское УФАС России.
Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Реквизиты счета для перечисления штрафа:
УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)
ИНН 6831001163 КПП 682901001
ОТДЕЛЕНИЕ ТАМБОВ Г.ТАМБОВ
БИК 046850001
Счет: 40101810000000010005
ОКТМО 68 630 450
УИН 16141201608250529988
Код дохода бюджетной классификации:
161 1 16 33050 10 6000 140
Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд сельских поселений.
Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ).
Заместитель руководителя -
начальник отдела антимонопольного
контроля хозяйствующих субъектов С.В. Мазаева
Исп. Великанова Е.Г.
)8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 августа 2016 г. N АП2-125/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016