Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 29 августа 2016 г. N 1-00-1519/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО "Прона"
ФГУП "РОСРАО"
в отсутствии:
АО "Центр развития экономики" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.08.2016 NИШ/37554(1-3)),
рассмотрев жалобу ООО "Прона" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "РОСРАО" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку винтового компрессора электрического ДЭН-55Ш+ или аналога для нужд Филиала "Сибирский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" (реестровый N 31603908175) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном пересмотре итогов проведения Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Единый отраслевой стандарт закупок (положении о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "РОСАТОМ" (далее - Положение) размещен 24.07.2014 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 20.07.2016 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 26.07.2016. Подведение итогов - 09.08.2016.
Согласно протоколу от 09.08.2016 N684157-3 (размещен в ЕИС 09.08.2016) в Закупке принимало участие два участника, вместе с тем, Заявитель признан победителем проводимой закупочной процедуры.
Однако, согласно пункту 2 протокола от 09.08.2016 N684157-4 (размещен в ЕИС 12.08.2016) Заказчиком принято решение отменить протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу цен от 09.08.2016 N 684157-3 и провести процедуру рассмотрения повторно.
Вместе с тем, согласно протоколу N684157-4 в Закупке принимало участие четыре участника. Победителем Закупки признано ООО "МЕЛКОМ-ТРЕЙДИНГ".
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно проведена процедура пересмотра заявок после определения победителя Закупки.
Заказчик доводам жалобы Заявителя возразил, отметив, что в ходе повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке закупочная комиссия Заказчика пришла к выводу, что отклонение от участия в Закупке заявок участников ООО "МЕЛКОМ-ТРЕЙДИНГ" и ОАО "Уралкомпрессормаш" было неправомерным, в связи с чем было принято отметить протокол N 684157-3.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 14.7 Положения запрос цен является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения, назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 14 Извещения о проведении Закупки победителем закупки признается, по решению закупочной комиссии, участник, предложивший наименьшую цену договора, при условии его соответствия и соответствия его заявки требованиям закупочной документации.
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлен порядок выбора победителя по итогам проведения закупочной процедуры.
Разделом 8 части 2 Закупочной документации определен порядок проведения отборочной стадии
Вместе с тем, согласно подпункту 8.1 пункта 8 Закупочной документации в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии - допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.
Отборочная стадия завершается в течение 20 дней после подписания протокола вскрытия конвертов или иного указанного в извещении о проведении закупки и документации срока.
Следовательно, заявки потенциальных участников должны соответствовать требованиям, установленным в Закупочной документации.
Согласно материалам и сведениям, представленным в ходе заседания, Комиссией установлено следующее.
Согласно протоколу от 09.08.2016 N684157-3, Заявитель, как было отмечено ранее, был признан Заказчиком победителем Закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу от 09.08.2016 N684157-4 Заказчиком принято решение отменить протокол от 09.08.2016 N684157-3 и провести процедуру рассмотрения заявок повторно. При повторном рассмотрении заявок на участие в Закупке победителем Закупки признано ООО "МЕЛКОМ-ТРЕЙДИНГ".
Однако, в Положении и Закупочной документации Заказчика не установлено положения о повторном рассмотрении заявок участников Закупки после определения победителя.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупке положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно проведена процедура повторного рассмотрения заявок, что привело к нарушению части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, раздела 8 части 2 Закупочной документации.
Комиссией принято решение признать жалобу Заявителя обоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией усмотрено иное нарушение.
Согласно пункту 6 формы Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, что участник закупки в данной форме должен подтвердить выполнение каждого технического требования (том 2). При этом желательно в данной форме представить таблицу соответствия своего технического предложения техническим требованиям (том 2) в соответствии с приведенной формой.
Следовательно, Заказчиком установлено, что технические требования установлены в томе 2, а также для формирования технического предложения участнику необходимо подтвердить выполнение каждого технического требования, указанного в томе 2.
Вместе с тем, согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 части 1 Закупочной документации Продукция должна соответствовать требованиям, указанным в Части 4 "Техническая часть".
Таким образом, Заказчик в тексте Закупочной документации ссылается на наличие технических требований в томе 2, однако данный том в Закупочной документации отсутствует.
Следовательно, при ссылке на наличие технических требований, установленных в томе 2, которые фактически в Закупочной документации отсутствуют, Заказчик вводит потенциальных участников в заблуждение, в том числе в части формирования заявки на участие в Закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.
Таким образом, Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно разделу 15 Технического задания дата начала поставки - с момента подписания договора, дата окончания поставки - в течение 20 календарных дней с момента подписания договора.
Таким образом, в Закупочной документации установлен срок поставки товара.
Согласно пункту 3 Формы 1 "Заявка на участие в закупке" Закупочной документации срок поставки товара/выполнения работ /оказания услуг указывается следующим образом: указать "в соответствии с условиями закупочной документации", либо указать начало и окончание поставки товара/выполнения работ /оказания услуг в формате исчисления сроков, указанном в извещении о проведении закупки.
Кроме того, согласно требованиям Закупочной документации, в техническом предложении участникам Закупки также необходимо указать сроки выполнения работ и оказания услуг.
Согласно пункту 8.3 части 2 Закупочной документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям:
несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;
несоответствие участника закупки требованиям документации;
несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации;
несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации.
Таким образом, необходимость указания срока поставки товара в форме заявки на участие в Закупке, а также в техническом предложении участника является нецелесообразным, т. к. приводит к дублированию информации, и, как следствие, может привести к неправомерному отклонению заявок потенциальных участников на участие в Закупке.
Согласно протоколу от 09.08.2016 N684157-3 в связи с отсутствием в составе заявок, в том числе, указания на срок поставки в техническом предложении (согласно пункту 2 подраздела 5.1 и раздела 15 Технического задания) Заказчиком отклонены от участие заявки ООО "МЕЛКОМ-ТРЕЙДИНГ" и ОАО "Уралкопрессормаш".
Однако Комиссией установлено, в заявках на участие ООО "МЕЛКОМ-ТРЕЙДИНГ" и ОАО "Уралкопрессормаш" присутствует указание на срок поставки оборудования, согласно пункту 3 Формы 1 Закупочной документации.
Комиссия установила, что Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной ввиду неправомерного повторного рассмотрения заявок участников.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, раздела 8 части 2 Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1519/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
29.08.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 29.08.2016 по делу N 1-00-1519/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП "РОСРАО" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку винтового компрессора электрического ДЭН-55Ш+ или аналога для нужд Филиала "Сибирский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" (реестровый N 31603908175) (далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 29.08.2016 по делу N 1-00-1519/77-16.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату начала и окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 29.08.2016 по делу N 1-00-1519/77-16.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.10.2016.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 августа 2016 г. N 1-00-1519/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016