Решение Федеральной антимонопольной службы
от 25 августа 2016 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 2 в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Лайса Диджитал" на действия организатора торгов - ГУП "Московский метрополитен", оператора электронной площадки -АО "ОТС" при проведении открытого аукциона на право заключения договора по размещению и распространению рекламы в ГУП "Московский метрополитен" (извещение N 010616/9652683/02, лот N 1) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО "Лайса Диджитал" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Организатор торгов), оператора электронной площадки - АО "ОТС" (далее - Оператор) при проведении открытого аукциона на право заключения договора по размещению и распространению рекламы в ГУП "Московский метрополитен" (извещение
N 010616/9652683, лот N 1) (далее - Аукцион; Жалоба).
Из Жалобы следует, что в результате действий Организатора торгов, Оператора по несоблюдению порядка проведения Аукциона, установленного в сообщении о проведении Аукциона, размещенном на электронной площадке Оператора, Заявитель был введен в заблуждение, что препятствовало ему подать ценовое предложение и, как следствие, стать победителем Аукциона.
Организатор торгов, Оператор с доводами Жалобы не согласились, указав, что при организации и проведении Аукциона действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила).
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Оператора Комиссия ФАС России установила следующее.
01.06.2016 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона (далее - извещение о проведении Аукциона), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Аукционе - 02.06.2016; дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.08.2016 в 10:00; дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 15.08.2016 в 16:00; дата, место и время проведения Аукциона - 17.08.2016 в 10:00 на сайте электронной торговой площадки www.otc-tender.ru (далее - сайт Оператора). В составе извещения о проведении Аукциона размещена Аукционная документация аукциона в электронной форме на право заключения договора на право на размещение и распространение рекламы в ГУП "Московский метрополитен" для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - документация об Аукционе).
Согласно Жалобе Аукцион был завершен в 11:52 17.08.2016, то есть через 10 минут после поступления последнего ценового предложения в 11:42:49 17.08.2016. Тогда как в соответствии с извещением о проведении Аукциона, размещенным на сайте Оператора, Аукцион должен был завершиться по истечение 100 минут после поступления последнего ценного предложения.
В результате завершения Аукциона до истечения времени, указанного в извещении о проведении Аукциона на сайте Оператора, Заявитель не имел возможности подать следующее ценовое предложение.
Согласно пункту 139 Правил в случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 141 Правил аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора ни один участник аукциона не поднял карточку.
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Аукцион проводился в электронной форме, поэтому вместо троекратного объявления аукционистом цены договора, предусмотренного Правилами, в документации об Аукционе был установлен период времени на подачу следующего ценового предложения, составляющий 10 минут после поступления последнего предложения о цене договора.
Согласно пункту 3.13.11.6 документации об Аукционе при проведении Аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников Аукциона о цене договора от начала проведения Аукциона до истечения срока подачи предложений о цене договора, а также после поступления последнего предложения о цене договора. В случае если по истечение 10 минут ни один из участников Аукциона не предложил более высокую цену договора, "шаг Аукциона" автоматически с помощью программно-аппаратных средств сайта Оператора снижается на 0,5% начальной (минимальной) цены договора.
В соответствии с пунктом 3.13.11.8 документации об Аукционе Аукцион считается оконченным, если после последнего предложения о цене договора ни один участник Аукциона не предложил более высокую цену договора.
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора пояснил, что при формировании условий Аукциона на сайте Оператора в соответствие с пунктом 12.2 Регламента работы электронной площадки "OTC-TENDER" АО "ОТС", утвержденного приказом АО "ОТС"
N 4 от 23.05.2016 (далее - Регламент), в электронной форме извещения о закупке в форме аукциона необходимо указать тип аукциона.
Организатором торгов в соответствии с пунктом 12.3 Регламента был выбран вариант 3 - продление от времени последней ставки независимо от времени завершения аукциона.
При указанном варианте проведения Аукциона Организатору торгов требуется 1 час 30 минут, чтобы соблюсти требования Правил и документации об Аукционе по снижению "шага Аукциона" от 5% до 0,5% начальной (минимальной) цены договора.
Согласно письменным пояснениям Оператора 17.08.2016 в ходе проведения Аукциона участниками были сделаны следующие ценовые предложения:
Время подачи ценового предложения |
Ценовое предложение |
Участник |
10:00:46 |
18 445 000 000,00 |
ООО "Экспо Медиа" |
10:02:01 |
19 323 333 333,33 |
ООО "Лайса Диджитал" |
10:02:49 |
20 201 666 666,66 |
ООО "Экспо Медиа" |
10:04:16 |
21 079 999 999,99 |
ООО "Трейд Компани" |
11:40:44 |
21 167 833 333,32 |
ООО "Лайса Диджитал" |
11:41:26 |
21 255 666 666,65 |
ООО "Трейд Компани" |
11:42:23 |
21 343 499 999,98 |
ООО "Лайса Диджитал" |
11:42:49 |
21 431 333 333,31 |
ООО "Трейд Компани" |
В ходе проведения Аукциона в период времени с 10:04:16 до 11:40:44 предложения о цене договора от участников Аукциона не поступали.
В указанный период в соответствии с документацией об Аукционе "шаг Аукциона" автоматически снижался на 0,5% начальной (минимальной) цены договора каждые 10 минут с момента поступления последнего предложения о цене договора и на момент подачи следующего ценового предложения в 11:40:44 и составлял 0,5% начальной (минимальной) цены договора.
По данным программно-аппаратного комплекса сайта Оператора последняя ставка в рамках Аукциона была сделана одним из участников Аукциона в 11:42:49 17.08.2016. Аукцион завершился в 11:52 17.08.2016 посредством технического функционала сайта Оператора, так как в течение 10 минут от других участников Аукциона предложений о цене договора не последовало.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что в электронной форме извещения о проведении Аукциона на сайте Оператора было указано время продления Аукциона: "часов: 1, минут: 40 (после последней ставки независимо от планируемого времени завершения торга)".
Таким образом, в соответствии с извещением о проведении Аукциона, размещенным на сайте Оператора, Аукцион должен был завершиться по истечение 1 часа 40 минут после поступления последнего ценового предложения.
Кроме того, в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в личном кабинете Заявителя на сайте Оператора в ходе Аукциона отображался таймер оставшегося времени на подачу ценового предложения, которое составляло 1 час 40 минут с момента подачи последнего предложения о цене договора.
Представитель Оператора в ходе рассмотрения Жалобы не представил доказательств в опровержение довода Заявителя.
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, что информация о времени окончания Аукциона, указанная в извещении о проведении Аукциона на сайте Оператора, ввела Заявителя в заблуждение относительно времени окончания подачи предложений о цене заключения договора.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛайсаДиджитал" на действия организатора торгов - ГУП "Московский метрополитен", оператора электронной площадки - АО "ОТС" при проведении открытого аукциона на право заключения договора по размещению и распространению рекламы в ГУП "Московский метрополитен" (извещение N 010616/9652683/02, лот N 1) обоснованной.
2. Выдать организатору торгов - ГУП "Московский метрополитен" обязательное для исполнения предписание.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ N Т-52/16
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
"25" августа 2016 года г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 2 в составе:
на основании решения от 25.08.2016 N Т-52/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "Лайса Диджитал" на действия организатора торгов - ГУП "Московский метрополитен", оператора электронной площадки - АО "ОТС" при проведении открытого аукциона на право заключения договора по размещению и распространению рекламы в ГУП "Московский метрополитен" (извещение N 010616/9652683/02, лот N 1) (далее - Аукцион), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ГУП "Московский метрополитен":
- отменить Протокол Аукциона (Об определении Победителя) от 17.08.2016 N 010616/9652683/02/2;
- определить дату и время возобновления Аукциона не ранее 29.08.2016 и не позднее 04.09.2016;
- направить уведомления участникам Аукциона о дате и времени возобновления Аукциона;
- возобновить проведение Аукциона с последнего поступившего предложения о цене договора в размере 21 431 333 333,31 рублей с "шагом Аукциона", установившемся в ходе проведения Аукциона в размере 0,5% начальной (минимальной) цены договора, в порядке, установленном Аукционной документацией аукциона в электронной форме на право заключения договора на право на размещение и распространение рекламы в ГУП "Московский метрополитен" для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина".
2. ГУП "Московский метрополитен" разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки www.otc-tender.ru.
3. АО "ОТС" задатки, внесенные участниками Аукциона, сохранить до момента подведения итогов Аукциона в соответствии с установленным порядком.
4. ГУП "Московский метрополитен" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 и 2 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016