Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 25 августа 2016 г. N АШ-07-06/2016-205-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
в присутствии:
представителей Администрации МО "Юкаменский район" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 26.04.2016 г. б/н), <_> (доверенность от 24.08.2016 г. б/н);
в отсутствие:
представителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление от 22.08.2016 г. N АШ 01-17-07/7261э,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Администрации МО "Юкаменский район" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них (ул. Радужная, ул.Перспективная, ул.Вишневая, ул.Строителей с. Юкаменское, ул.Глазовская с. Ежево, ул.Пчеловодная и ул.Полевая д. Гулекшур, ул. Центральная д. Тылыс, ул. Школьная д. Шафеево)" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300001516000034, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), установила:
18.08.2016 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика.
Заявителем обжалуются положения документации об Аукционе. По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям статей 30, 64, 65, 95 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
03.08.2016 г. Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 159 898,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 22.08.2016 г. для участие в Аукционе подана 1 заявка - от участника закупки ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие". Решением аукционной комиссии участник закупки ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие", а также поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно отсутствия в проекте контракта документации об Аукционе конкретного значения объёма привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частями 1, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком предусмотрено условие о привлечении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта.
Пунктом 6.1 части XIII "Проект муниципального контракта" документации об Аукционе предусмотрена обязанность подрядчика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, составляющий не менее 15 процентов цены контракта, указанной в п. 2.1. контракта.
Положения, содержащие фразу "не менее" не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Принимая во внимание, что Закон о контрактной системе не предусматривает возможности внесения изменений в условия проекта контракта документации об электронном аукционе на этапе заключения контракта по итогам определения подрядчика, действия Заказчика по неустановлению в проекте контракта документации об Аукционе объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленного в виде процента от цены контракта, нарушают требования части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно требований документации об Аукционе к составу второй части заявки на участие в Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки, поданной для участия в электронном аукционе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые мим заявки. Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимым.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Извещение о проведении Аукциона содержит условие о соответствии участников закупки требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.
Пунктом 2 раздела 7 части X "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части аукционной заявки копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом закупки, подтверждающей соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющейся объектом закупки.
В нарушение требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе не содержит требования к составу второй части аукционной заявки в части указания видов работ, из перечисленных в Перечне, которые должны содержатся в свидетельстве о допуске к работам, предоставляемом участниками закупки в качестве документа (или копии документа), подтверждающего соответствие участника Аукциона требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, чем созданы условия для необоснованного ограничения количества участников Аукциона. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе приходится на календарную дату - 19.08.2016 г.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос на разъяснения положений документации об Аукционе должен быть подан участником закупки не позднее 15.08.2016 г., соответственно датой окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе должна быть установлена дата - 17.08.2016 г.
В пункте 1 раздела 6 части X "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе - 15.08.2016 г., что указывает на нарушение Заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.
В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований части 6 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно условий проекта контракта документации об Аукционе об одностороннем отказе Заказчиком от исполнения контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона).
Закон о контрактной системе не содержит положений, обязывающих Заказчика предусматривать право на односторонний отказ от исполнения контракта тем или иным образом.
Проект контракта документации об Аукционе не содержит положений о праве Заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что не противоречит требованиям части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Администрации МО "Юкаменский район" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них (ул. Радужная, ул.Перспективная, ул.Вишневая, ул.Строителей с. Юкаменское, ул.Глазовская с. Ежево, ул.Пчеловодная и ул.Полевая д. Гулекшур, ул. Центральная д. Тылыс, ул. Школьная д. Шафеево)" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300001516000034) обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика - Администрации МО "Юкаменский район" признать нарушение части 6 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Администрации МО "Юкаменский район" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - Администрации МО "Юкаменский район" по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: |
____________ <_>
|
Член Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 25 августа 2016 г. N АШ-07-06/2016-205-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016