Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 5 сентября 2016 г. N 1-00-1581/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
ООО "МСАй-Аваль"
ОАО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха",
рассмотрев жалобу ООО "МСАй-Аваль" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы на предмет выявления излишне уплаченных налогов за 2013-2016 гг. (реестровый N 31603928171) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка проведения оценки заявки Заявителя на участие в Конкурсе, а также в отсутствии сведений в протоколе о порядке присвоения баллов по критерию "Квалификация участника закупки".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 27.07.2016 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок - 17.08.2016.
Согласно протоколу от 24.08.2016 N31603928171 в Конкурсе принимало участие 4 участника: Заявитель, ООО "Регата К", ООО "ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование", ООО "АйСиДжиЭм Налоговые Стратегии".
По итогам проведения Конкурса Заявителю присвоено 78,0 баллов, ООО "Регата К" - 85,54 балла, ООО "ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование" - 22,7 балла, ООО "АйСиДжиЭм Налоговые Стратегии" - 76,47 балла.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 18 Положения конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и Заказчиком. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у Заказчика. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом 4.16.9 пункта 4.16 Конкурсной документации при проведении оценки и сопоставления заявок комиссией оформляется соответствующий протокол, который должен содержать следующие сведения:
наименование закупки;
номер закупки (при наличии);
сведения об НМЦ;
дата и место проведения процедуры оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки);
наименование и адрес ЭТП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которой проводится закупка;
наименование ЗК и/или реквизиты документа, утвердившего ЗК, количество членов ЗК и количество присутствующих членов ЗК, наличие кворума для принятия решения;
сведения об участниках закупки, заявки которых оценивались;
в случае проведения переторжки - окончательные цены заявок по результатам переторжки;
результаты оценки и сопоставления каждой заявки с указанием итогового присвоенного балла;
сведения о присвоении заявкам мест в ранжировке;
решение о проведении постквалификации либо наименование с указанием организационно-правовой формы и адрес победителя закупки, а также участника закупки, заявка которого заняла второе место;
сведения об объеме и цене закупаемой продукции, сроке исполнения договора (в случае выбора победителя закупки);
результаты голосования членов ЗК, принявших участие в голосовании;
иные сведения, которые ЗК сочтет нужным указать.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен перечень сведений, который должен содержать протокол оценки и сопоставления заявок.
В ходе заседания Комиссия установила, что протокол от 24.08.2016 N31603928171, содержащий сведения об оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе, полностью соответствует требованиям Конкурсной документации.
Необходимо отметить, что в Конкурсной документации отсутствует требование об указании Заказчиком в протоколе оценки и сопоставления заявок сведений, раскрывающих порядок присвоения баллов по какому-либо критерию, в том числе по критерию "Квалификация участника закупки".
Однако, в вышеуказанном протоколе, указаны следующие сведения относительно критерия "Квалификация участника закупки": коэффициент значимости критерия (30%), количество баллов, присуждаемых заявкам (9,4 балла присвоено Заявителя).
Таким образом, ввиду вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу необоснованной в части отсутствия в протоколе оценки и сопоставления заявок порядка присвоения баллов по критерию "Квалификация участника закупки".
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 18 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 33 Информационной карты Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок приведен в приложении N 2 к информационной карте.
Согласно приложению N 2 к Информационной карте Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников Конкурса:
цена за единицу продукции;
квалификация участника продукции:
обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.
Относительно критерия "Цена за единицу продукции" Заказчиком установлено следующее.
Значимость критерия - 70%.
Содержание критерия: цена за единицу продукции составляет: стоимость экспертизы исполнителя, в результате использования экспертного заключения, за каждые 10 000 (десять тысяч) рублей выявленных и реализованных налоговых резервов ("экономический эффект") Заказчика.
Подтверждающие документы: при оценке заявок лучшим условием исполнения договора признается предложение участника с наименьшей ценой договора. Договор заключается на условиях по критерию, указанному в заявке.
Порядок оценки по критерию: рейтинг заявки определяется по формуле:
РЦД= Цmin/Цi *100, где:
РЗЦД - рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;
Цmin - минимальное предложение о цене за единицу продукции из предложенных участниками закупки;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "Цена за единицу продукции".
Согласно представленным материалам и сведениям, согласно пояснениям сторон, а также исходя из представленных Заказчиком расчетов, Комиссией установлено, что при расчете критерия "Цена за единицу продукции" Заказчиком правомерно присвоено Заявителю 68,6 баллов.
В ходе заседания, Заявитель согласился с присвоенными баллами по вышеуказанному критерию.
Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного присвоения баллов по критерию "Цена за единицу продукции" признана необоснованной.
Согласно критерию "Квалификация участника закупки" Заказчиком в Конкурсной документации установлено следующее.
Значимость критерия - 30%.
Критерий квалификация участника оценивается по двум подкритериям.
Подкритерий N1 - обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору (ОК).
Содержание критерия: наличие сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, которыми выиграно не менее 5 судебных дел по оспариванию применения налоговых льгот в отношении земельного налога и не менее 10 судебных разбирательств по вопросам применения налоговых льгот юридическими лицами.
Подтверждающие документы: копии трудовых книжек или трудовых договоров с сотрудниками, обладающими необходимым опытом и квалификацией, анкета на каждого сотрудника декларирующая наличие опыта, по форме, представленной в приложении N 7 к заявке.
Порядок оценки по подкритерию:
Ci= ((Кi / Кmax) 100) КЗП, где
Ci - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учетом значимости каждого из подкритериев, а i - количество таких подкритериев;
Кmax - максимальное (лучшее) предложение по подкритерию, сделанное участниками закупки;
Кi - предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;
КЗП - коэффициент значимости подкритерия.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию "обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору".
Согласно материалам и сведения, Комиссией установлено, что в заявке на участие в Конкурсе Заявителем представлен только один сотрудник (стаж работы- 16 лет, выиграно 11 судебных дел и 26 судебных разбирательств), полностью соответствующий требованиям, установленным в Конкурсной документации, за что и было присвоено Заказчиком по данному подкритерию 25 баллов.
Следовательно, Заказчиком проведения оценка по вышеуказанному подкритерию в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
Следовательно, жалоба Заявителя в части неправомерного присвоения баллов по подкритерию "обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору" признана необоснованной.
Относительно второго подкритерия "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" Заказчиком в Конкурсной документации установлено следующее.
Содержание критерия: в рамках подкритерия оценивается наличие у организации, в том числе у штатных экспертов, опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема.
Подтверждающие документы: предоставление копий заключенных договоров по выполнению работ сопоставимого характера, по оказанию услуг по проведению экспертизы на предмет выявления излишне уплаченных налогов, с общей стоимостью не менее 3 000 000,00 руб.
Порядок оценки по подкритерию: количество баллов, присуждаемых по данному критерию оценки (ОПi), определяется по формуле:
Bi = ((Кi / Кmax) 100) КЗП, где
Bi - рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;
Кi - суммарная стоимость представленных договоров сопоставимого характера участником конкурса, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальная суммарная стоимость представленных договоров сопоставимого характера участником конкурса.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера".
Согласно материалам и сведениям, Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено 7 договоров, соответствующих требованиям Конкурсной документации.
Следовательно Заказчик должен был рассчитывать баллы по подкритерию "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" исходя из суммарной стоимости представленных договоров.
Вместе с тем, согласно представленным Заказчиком расчетам, расчет подкритерия проводился исходя из суммы представленных договоров, а не их стоимости, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Следовательно, ввиду неправомерной оценки заявок по подкритерию "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" Заказчиком нарушен пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, жалоба Заявителя в части нарушения порядка проведения оценки по подкритерию "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части нарушения порядка проведения оценки по подкритерию "наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера".
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части отсутствия в протоколе оценки и сопоставления заявок порядка присвоения баллов по критерию "Квалификация участника закупки"; в части неправомерного присвоения баллов по критерию "Цена за единицу продукции", а также подкритерию "обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору" .
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1581/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.09.2016 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 05.09.2016 по делу N 1-00-1581/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы на предмет выявления излишне уплаченных налогов за 2013-2016 гг. (реестровый N 31603928171) (далее - Конкурс), а именно:
1. Заказчику отменить протокол от 24.08.2016 N31603928171.
2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения, а также подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 05.09.2016 по делу N 1-00-1581/77-16.
3. Заказчику повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок с учетом решения Комиссии по делу N 1-00-1581/77-16 от 05.09.2016.
4. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 17.10.2016.
6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 24.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2016 г. N 1-00-1581/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016