Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 5 сентября 2016 г. N 04-05/4070
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Шестакова Н.М. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Краева А.Ю. (доверенность от 02.09.2016 N 01-1622), Косцова О.В. (доверенность от 02.09.2016 N 01-1624);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил. установила:
29 августа 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГАОУ ВО "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ на объекте "Общежитие с кафе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Архангельске" (извещение N 0724100000216000005).
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 02.09.2016 N 02.4-369.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
12.08.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0724100000216000005 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ на объекте "Общежитие с кафе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Архангельске" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 85 800 000,00 рублей.
Оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
1. В жалобе Заявитель указывает на отсутствие в требованиях к участникам закупки в извещении и документации об аукционе наличия лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" требования к документам и информации, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с пунктом 12 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об аукционе участник электронного аукциона "должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ)". При этом, участник электронного аукциона во второй части заявки должен предоставить "копию собственного действующего свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства, а именно: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с извещением N 0724100000216000005 о проведении электронного аукциона, раздела II "Техническое задание на выполнение работ на объекте "Общежитие с кафе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Архангельске"" документации об аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, а значит, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству.
Следовательно, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению подрядчика, имеющего соответствующую лицензию на вид деятельности по пункту 33 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе", а именно: условие о том, что документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 19 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе" раздела I "Общие положение" документации об аукционе изложен следующим образом: "_Дата начала срока предоставления участникам разъяснений: дата размещения извещения и документации об электронном аукционе в ЕИС (на официальном сайте). Дата окончания срока: 25 августа 2016 г. (Дата начала срока указывается с учетом даты размещения извещения и документации об электронном аукционе, а дата окончания срока - не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе)""
Таким образом, данный довод жалобы материалами дела не подтвержден.
3. Заявитель считает, что установление в проекте контракта дополнительных обязанностей подрядчика по предоставлению заявления о возврате денежных средств, противоречит ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с частью 27 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 7.7 проекта контракта документации об аукционе "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются Генподрядчику после исполнения (прекращения) всех обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Государственным заказчиком на основании письменного требования Генподрядчика в течение 30 (Тридцати) календарных дней с даты поступления указанного требования на банковский счет Генподрядчика, указанный в Контракте".
Представитель Заказчика в заседании комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что под требованием в контексте проекта контракта Заказчиком понимается документ, содержащий все необходимые реквизиты для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Архангельского УФАС России установила, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установленный в проекте контракта документации об аукционе, на основании письменного требования исполнителя по контракту, не противоречит ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
4. Заявитель считает, что в документации об аукционе некорректно установлены дополнительные требования в соответствии со статьей 31 ФЗ "О контрактной системе" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с частью 4 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и NN 2 к Постановлению N99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указали на то, что дополнительные требования Заказчиком в документации об аукционе установлены в соответствии с Постановление N99.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.10.120 "Работы по возведению здания общежитий", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 85 800 000,00 рублей, в связи с чем проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N99.
Пунктом 12 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об аукционе, Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки:
"- в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 заказчиком устанавливается требование к поставщику (подрядчику, исполнителю): наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (17 160 000,00 рублей).
В подтверждение установленных требований участнику электронного аукциона в составе заявки необходимо предоставить:
- копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров);
- копию (копии) акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ_".
На основании вышеизложенного, Комиссией Архангельского УФАС России пришла к выводу, что документация об аукционе содержит информацию о соответствующих строительных работах по объекту закупки в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления N 99.
Таким образом, данный довод жалобы материалами дела не подтвержден.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Н.М. Шестаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 5 сентября 2016 г. N 04-05/4070
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016