Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 31 августа 2016 г. N 185-С0-ВП
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения от Войсковой части 7438 о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации стеллажного оборудования склада воинской части и поставки стремянок (извещение N 0369100005816000027) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Войсковой части 7438, действующего на основании доверенности N 20 от 19.02.2016; установила:
В Челябинское УФАС России 24.08.2016 поступило обращение Войсковой части 7438 (далее - Заказчик) о технической ошибке в способе определения поставщика.
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.08.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 223 040,52 рублей.
Из пояснения Заказчика следует, во время внесения изменений в план-график в способе определения поставщика по данной закупке ошибочно установлено "Электронный аукцион с учетом положений ст. 111 Закона N 44-ФЗ".
Ошибка выявлена на стадии подачи заявок, поскольку ни одной заявки на участие в Аукционе не поступило. В связи с установленным способом определения поставщика Аукцион не переместился на площадку ЗАО "Сбербанк - АСТ" из-за чего участники не могли увидеть извещение о его проведении. Фактически, закупка не состоялась.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии со статьей 111 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом. Порядок осуществления закупок, установленный Законом о контрактной системе, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
Объектом данной закупки, в соответствии с аукционной документацией является оказание услуг по модернизации стеллажного оборудования склада воинской части и поставки стремянок. По отношению к данной закупке не установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия, следовательно, установленный Заказчиком способ определения поставщика является неправомерным и нарушает части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 "Ограничения участия в определении поставщика, установленное 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" извещения о проведении Аукциона, ограничения не установлены.
Вместе с тем, в пункте 7 "Ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО (ст. 30 Закона)" информационной карты документации об электронной Аукционе указано: "требования установлены".
В соответствии с планом-графиком N 44201603691000058001, закупка с номером извещения 0369100005816000027 "оказание услуг по модернизации стеллажного оборудования склада воинской части и поставки стремянок" не обозначена как закупка для субъектов малого предпринимательства, следовательно, Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 7 информационной карты документации об электронном аукционе, что нарушает часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 2 части 14 "Предъявляемые требования к участникам закупки" Информационной карты установлено: "участник размещения заказа должен соответствовать требованиям установленным статьей 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Также, в пункте 2.1 части 6 "Требования к участникам закупки, определенные п.п.3-5, 7, 9, 10 ч. 1 ст. 31 Закона" Информационной карты Аукциона указано: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Данная формулировка не конкретизирует, какие именно требования устанавливаются в отношении лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, что нарушает частью 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. С соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 4 Информационной карты Аукциона, оплата работ осуществляется Заказчиком по цене единицы товара, исходя из объема поставленного товара и стоимости использованных при выполнении работ запасных частей и материалов, но в размере, не превышающем Н (М)ЦК, указанную в настоящем пункте информационной карты.
Данная формулировки не соответствует предмету закупки и не совпадает с условиями проведения Аукциона и может привести к необоснованному допуску к участию в Аукционе или необоснованному отказу в допуске к участию в нем, что нарушает пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В части 15 Информационной карты Аукциона указано, что дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - "16" августа 2016 года; дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - "20" августа 2016 года.
Таким образом, Заказчиком не предусмотрен порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 4 части 17 Информационной карты Аукциона, Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им к выполнению работ условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст.14 Закона, или копии этих документов (см.пункт 10 информационной карты аукциона)".
Данная формулировка не раскрывает, какие именно документы требуются для подтверждения соответствия участника аукциона и (или) предлагаемых им к выполнению работ условиям, запретам и ограничениям, что нарушает пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении Аукциона должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В части 21 Информационной карты Аукциона указано: "срок действия банковской гарантии, с учетом требований статей 44 и 96 Федерального закона".
Вместе с тем, согласно пункту 11.1 проекта контракта, контракт вступает в силу немедленно после его подписания сторонами и действует до его расторжения или до полного исполнения сторонами обязательств, принятых на себя по Контракту.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим на месяц срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, условия пунктов 11.1 проекта контракта нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и не позволяют определить срок действия контракта, а, следовательно, и необходимый срок действия банковской гарантии.
7. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 5.10 проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по Контракту, Исполнитель обязан в течение десяти банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежаще оформленное обеспечение обязательств по Контракту на начальных условиях и в том же размере.
Таким образом, Закон не предусматривает обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на стадии исполнения контракта. Следовательно, Заказчиком нарушены части 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
8. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1.3 Технического задания говорится, что весь товар сопровождается паспортами качества с обязательным указанием производителя, ГОСТ, ТУ, и т.д. или других нормативных документов страны-производителя, если это применимо к данным материалам.
Также, в пункте 2.3 Технического задания указано: весь товар сопровождается паспортами качества с обязательным указанием производителя, ГОСТ, ТУ, и т.д. или других нормативных документов страны-производителя, если это применимо к данным материалам.
Формулировка, используемая Заказчиком, не конкретизирует, каким именно ГОСТам и ТУ должны соответствовать требования к выполняемым работам и используемым материалам, что нарушает пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, частей 1, 3 статьи 64, частей 3, 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 185-СО-ВП/2016
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
31 августа 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 31.08.2016, вынесенного по итогам внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации стеллажного оборудования склада воинской части и поставки стремянок (извещение N 0369100005816000027) (далее - закупка) на основании обращения Войсковой части 7438, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Войсковой части 7438:
1.1. с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N0369100005816000027);
1.2. в срок до 16.09.2016 года принять решение об отмене закупки (изв. N0369100005816000027);
1.3. в срок до 20.09.2016 года разместить указанное в пункте 1.2 настоящего предписания решения в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;
2. Единой информационной системе в сфере закупок с 31.08.2016 обеспечить Войсковой части 7438 возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания;
3. Войсковой части 7438 в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.09.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 августа 2016 г. N 185-С0-ВП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016