Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 сентября 2016 г. N 96-14.9Ч.1/15
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) "<_>", рассмотрев протокол об административном правонарушении N 96-14.9ч.1/15 от 17.12.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России "<_>" в отношении ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) "<_>"________________ года рождения, место рождения: ___________ ______________________________________, место жительства: ___________________________________________________, паспорт: серия: ___________, номер: _______________, выдан_______________________________________________, дата выдачи _____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии "<_>", его представителя "<_>" по доверенности N б/н от 27.01.2016, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (определение о продлении срока рассмотрения дела N 96-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 96-14.9.ч.1/15 от 21.07.2016), установил:
Приказом Комитета от 24.06.2009 N 166-к "<_>", замещающий должность муниципальной службы начальника Правового управления, переведен на должность муниципальной службы заместителя председателя Комитета с 25.06.2009.
Приказом Комитета от 04.04.2014 N 169-к "<_>", заместитель председателя Комитета, уволен 11.04.2011.
"<_>" в период занятия должности заместителя председателя Комитета утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на приобретение земельного участка (земельных участков) для строительства полигона твердых бытовых отходов (извещение N 0169300000114000082; далее - Аукцион).
Путем утверждения документации об Аукционе "<_>" совершены действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ввиду следующего.
"<_>" в адрес Главы Администрации города Челябинска письмом направил информацию о том, что в его собственности находится земельный участок площадью 108, 48 га, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, в районе населенного пункта Козырево, и просил предусмотреть на его территории строительство полигона для захоронения твердых коммунальных отходов г. Челябинска.
Главой Администрации города Челябинска в адрес Главы Красноармейского муниципального района в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями о размещении на территории данного района полигона твердых бытовых отходов для г. Челябинска и прилегающих населенных пунктов направлено письмо от 18.03.2011 исх. N 01-394 с просьбой оформить акт выбора земельного участка под данное сооружение, с приложением указанного обращения "<_>".
Решением Челябинской городской Думы от 06.06.2011 N 25/6 утвержден перечень земельных участков, находящихся в собственности физических лиц, предлагаемых для передачи в муниципальную собственность города Челябинска (таблица 1),
Таблица 1
N п/п |
Фамилия, имя, отчество физического лица |
Адрес постоянного места жительства |
Наименование имущества |
Адрес имущества |
Общая площадь, кв. метров |
Кадастровый номер |
Стоимость, рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
"<_>" |
"<_>" |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 1450 м на северо-запад от перекрестка автодорог "Обход г. Челябинск" - п. Горняк |
252.000 |
74:12:1407001:34 |
630000,0 |
2. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, в 1 км на север от перекрестка автодорог "Обход г. Челябинска" - п. Горняк |
84.000 |
74:12:1407001:17 |
800000,0 |
3. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 1400 м на северо-восток от конторы отделения "Северное" и 700 м на юг от СНТ "Связист" |
84.000 |
74:12:1407001:19 |
500000,0 |
4. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 700 м на юг от СНТ "Связист" и 1,5 км на север от перекрестка автодорог "Обход г. Челябинска" - п. Горняк |
80.400 |
74:12:1407001:37 |
120000,0 |
5. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 1660 м на северо-восток от отделения "Северное" с южной окраины СНТ "Связист" |
84.000 |
74:12:1407001:21 |
500000,0 |
6. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, на 2 км севернее перекрестка автодороги "Обход г. Челябинска" - п. Горняк |
84.000 |
74:12:1407001:16 |
500000,0 |
7. |
"<_>" |
"<_>" |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 1500 м на северо-восток от отделения "Северное" с южной стороны окраины Садоводческого некоммерческого товарищества "Связист" |
84.000 |
74:12:1407001:22 |
500000,0 |
8. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 1250 м на северо-восток от конторы отделения "Северное" и 700 м на юг от СНТ "Связист" |
84.000 |
74:12:1407001:20 |
600000,0 |
9. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, 900 м на юг от СНТ "Связист" и 1 км на север от перекрестка автодорог "Обход г. Челябинска" - п. Горняк |
80.400 |
74:12:1407001:39 |
100000,0 |
10. |
-"- |
-"- |
Земельный участок |
Челябинская область, Красноармейский район, в районе первого км автодороги отворот п. Горняк и северо-западнее перекрестка автодорог "Обход г. Челябинска" - п. Горняк |
168.000 |
74:12:1407001:36 |
100000,0 |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
4350000,0 |
Соответственно, общая площадь указанных участков составила 108, 48 га.
Между муниципальным образованием "город Челябинск" и "<_>" 01.07.2011 заключены договоры, в соответствии с которыми собственник безвозмездно передает в муниципальную собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 74:12:1407001:34; 74:12:1407001:16; 74:12:1407001:19; 74:12:1407001:21; 74:12:1407001:37; 74:12:1407001:17.
Между муниципальным образованием "город Челябинск" и "<_>" 01.07.2011 заключены договоры, в соответствии с которыми собственник безвозмездно передает в муниципальную собственность земельные участки с кадастровым номерами: 74:12:1407001:20; 74:12:1407001:22; 74:12:1407001:39; 74:12:1407001:36.
Государственная регистрация права собственности муниципального образования "город Челябинск" на указанные земельные участки произведена в августе 2011 года.
Таким образом, по состоянию на август 2011 года в собственности муниципального образования "город Челябинск" находилось 108, 48 га, приобретенных в Красноармейском районе Челябинской области в целях организации полигона для захоронения твердых бытовых отходов.
В целях организации полигона для захоронения твердых бытовых отходов Администрацией города Челябинска из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, образованы 2 участка общей площадью 51, 61 га (участок площадью 22868 кв.м, кадастровый номер: 74:12:1407001:55 и участок площадью 493268 кв.м, кадастровый номер: 74:12:0000000:2657) и изменен вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для размещения полигона твердых бытовых отходов".
Так, распоряжением Администрации города Челябинска от 15.03.2013 N 1357 образовано три земельных участка путем раздела земельного участка площадью 168000 кв.м с кадастровым номером: 74:12:1407001:36, находящегося в собственности муниципального образования "город Челябинск" (номер государственной регистрации 74-74-12/049/2011-361 от 18.08.2011), для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, в районе первого км автодороги отворот п. Горняк и северо-западнее перекрестка автодорог "обход г. Челябинска - п. Горняк":
- участок N 1 площадью 140449 кв.м, кадастровый номер: 74:12:1407001:54;
- участок N 2 площадью 22868 кв.м, кадастровый номер: 74:12:1407001:55;
- участок N 3 площадью 4683 кв.м, кадастровый номер: 74:12:1407001:56.
На основании Распоряжения Администрации города Челябинска от 15.03.2013 N 1357 за муниципальным образованием "город Челябинск" 07.04.2014 зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 22868 кв.м с кадастровым номером: 74:12:1407001:55, адрес: Россия, Челябинская область, Красноармейский район в районе первого км автодороги отворот п. Горняк и северо-западнее перекрестка автодорог "Обход г. Челябинска - п. Горняк".
Распоряжением Администрации города Челябинска от 11.06.2013 N 3361 образовано три земельных участка путем раздела земельного участка площадью 916800 кв.м с кадастровым номером: 74:12:0000000:2530, находящегося в собственности муниципального образования "город Челябинск" (номер государственной регистрации 74-74-12/141/2012-6 от 11.01.2013), для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, 1660 м на северо-восток от отделения "Северное" с южной окраины СНТ "Связист":
- участок N 1 площадью 493268 кв.м, кадастровый номер: 74:12:0000000:2657;
- участок N 2 площадью 331756 кв.м, кадастровый номер: 74:12:0000000:2658;
- участок N 3 площадью 91776 кв.м, кадастровый номер: 74:12:1407001:59.
На основании договоров от 01.07.2011, заключенных с "<_>" и "<_>", за муниципальным образованием "город Челябинск" 26.06.2013 зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 493268 кв.м с кадастровым номером: 74:12:0000000:2657, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир отделение "Северное", с южной окраины СНТ "Связист". Участок находится примерно в 1660 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, район Красноармейский.
Решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от 29.11.2012 N 133 утверждена откорректированная схема объектов капитального строительства в составе проекта корректировки Схемы территориального планирования Красноармейского муниципального района Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов от 29.03.2012 N 27.
Решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от 31.10.2013 N 108 утверждена откорректированная схема объектов капитального строительства в составе проекта корректировки Схемы территориального планирования Красноармейского муниципального района Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов от 29.03.2012 N 27.
На оснований заявлений Главы Администрации города Челябинска Распоряжениями Администрации Красноармейского муниципального района от 30.12.2013 N 1049-р, N 1050-р" изменен вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для размещения полигона твердых бытовых отходов" земельных участков с кадастровыми номерами: 74:12:407001:55 общей площадью 22868, 00 кв.м; 74:12:0000000:2657 общей площадью 493268, 00 кв.м.
Несмотря на наличие в собственности муниципального образования "город Челябинск" земельных участков общей площадью 108,48 га, протоколом N 23 аппаратного совещания с главами администраций районов в городе Челябинске 05 июля 2013 года и заместителями Главы Администрации города от 08 июля 2013 года поручено активизировать работу по выкупу земельного участка под размещение полигона для утилизации ТБО и разработку проектной документации. Срок исполнения указанного поручения - 22.07.2013.
Заместителем Главы Администрации города по вопросам градостроительства в адрес заместителя Главы Администрации, председателя Комитета письмом от 15.07.2013 направлена информация о том, что для формирования единого земельного участка для строительства полигона ТБО необходимо выкупить земельные участки у физических лиц с последующим переводом их из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Письмом от 10.12.2013 "<_>" обратился в адрес Комитета с предложением о покупке принадлежащих ему на праве собственности 15 земельных участков с кадастровыми номерами: 74:12:1407001:46; 74:12:1407001:48; 74:12:1407001:52; 74:12:1407001:51; 74:12:0000000:2513; 74:12:0000000:2587; 74:12:0000000:2588; 74:12:0000000:2589; 74:12:0000000:2590; 74:12:0000000:2591; 74:12:0000000:2592; 74:12:0000000:2593; 74:12:0000000:2594; 74:12:0000000:2595; 74:12:0000000:2596, общей площадью 70 га, из земель промышленного назначения, расположенных на север от д. Круглое Красноармейского района Челябинской области, с целью использования их для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Согласно выкопировке из Схемы территориального планирования Красноармейского муниципального района Челябинской области, утвержденной Решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от 31.10.2013 N 108, и пояснениям Администрации Красноармейского муниципального района (вх. N 1306 от 28.01.2015) на территории Красноармейского муниципального района определен один земельный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов, ориентировочной площадью 120, 0 га, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, перекресток дорог "Обход г. Челябинска - п. Горняк". При этом администрацией района указано, что земельный участок состоит из 17 сформированных земельных участков.
С учетом образованных Администрацией города Челябинска 2 земельных участков и предложенных к приобретению Администрации со стороны "<_>" 15 участков, в целях организации полигона твердых бытовых отходов могло быть задействовано 17 земельных участков общей площадью 121 га.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru 12 марта 2014 года размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе. Заказчиком выступил Комитет. Начальная (максимальная) цена контракта 37 696 853, 33 рублей. Количество поставляемого товара - 40,96 га. Дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2014 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка, в связи с чем Аукцион признан несостоявшимся.
По результатам проведения Аукциона между "<_>" и Комитетом 08.05.2014 заключен муниципальный контракт N 39 на приобретение земельного участка (земельных участков) для размещения полигона твердых бытовых отходов. Цена контракта составляет 36 870 000, 00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).
Согласно части 2 названной нормы, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в том числе в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 1).
Целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием, являющимся приложением N 1 к документации об Аукционе, установлены в том числе следующие характеристики объекта.
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм |
Кол-во |
||
Показатель (наименование характеристики) |
значение |
||||
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки |
Показатели, которые не могут изменяться |
||||
земельный участок (земельные участки) для размещения полигона твердых бытовых отходов |
Местонахождение Объекта |
|
Красноармейский район Челябинской области Объект технологически связан (прилегает и/или соединен асфальтированной автомобильной дорогой, разрешенной к проезду большегрузного транспорта) с земельным участком, являющимся собственностью муниципального образования "город Челябинск", предусмотренным для размещения полигона твердых бытовых отходов "Схемой территориального планирования Красноармейского района Челябинской области", утвержденной решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Челябинской области от 29.03.2012 N 27 |
|
|
|
Общая площадь Объекта |
|
40,96 га |
|
|
1. Техническим заданием, являющимся приложением N 1 к документации об Аукционе, установлено требование к местонахождению земельного участка (земельных участков) для размещения полигона твердых бытовых отходов в Красноармейском районе Челябинской области. При этом указано, что приобретаемый товар должен быть технологически связан (прилегает и/или соединен асфальтированной автомобильной дорогой, разрешенной к проезду большегрузного транспорта) с земельным участком, являющимся собственностью муниципального образования "город Челябинск", предусмотренным для размещения полигона твердых бытовых отходов "Схемой территориального планирования Красноармейского района Челябинской области", утвержденной решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Челябинской области от 29.03.2012 N 27.
Вместе с тем, в собственности муниципального образования на момент объявления торгов находилось 6 земельных участков в Красноармейском муниципальном районе, приобретенных в целях организации полигона твердых бытовых отходов.
Документация об Аукционе не содержит сведений о земельном участке (например, сведений о кадастровом номере земельного участка, его адресном ориентире, площади, координатах границ земельного участка и т.п.), являющемся собственностью муниципального образования "город Челябинск", к которому должен прилегать объект закупки и/или который должен быть соединен с ним асфальтированной автомобильной дорогой, разрешенной к проезду большегрузного транспорта.
"Схема территориального планирования Красноармейского района Челябинской области", утвержденная решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Челябинской области от 29.03.2012 N 27, также не позволяет идентифицировать земельный участок, который предусмотрен для размещения полигона твердых бытовых отходов земельные участки и является собственностью муниципального образования "город Челябинск".
Отсутствие указанной информации не позволяет потенциальным участникам закупки сделать вывод о соответствии имеющихся у них земельных участков требованиям документации об Аукционе, в том числе о технологической связи с земельным участком, являющимся собственностью муниципального образования "город Челябинск" и предусмотренным для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Учитывая отсутствие проектно-сметной документации на строительство объекта, государственной экспертизы на данный проект, государственной экологической экспертизы, инженерных изысканий на имеющиеся в муниципальной собственности земельные участки, свидетельствующие об их соответствии требованиям СанПиН к размещению полигона, Комитетом безосновательно установлены данные требования.
Действия "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, по утверждению документации об Аукционе, в которой не указаны однозначные требования, позволяющие определить потребность заказчика по местонахождению земельного участка (земельных участков), приводят или могут привести к необходимости поиска участниками дополнительной информации и сокращению срока для подготовки заявки на участие в торгах, а также уменьшению количества участников торгов по причине принятия потенциальными участниками решения об отказе от участия в них ввиду невозможности на момент подготовки и подачи заявки на участие в торгах определить потребность муниципального заказчика, а также к созданию отдельным участникам преимущественных условий участия в торгах, в том числе по причине наличия информации о ранее заключенных с "<_>" и "<_>" договоров от 01.07.2011 о безвозмездной передаче земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Аукциона и противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Комитетом при отсутствии согласованной в установленном порядке проектной документации на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов установлено требование о площади приобретаемого товара, которая должна быть равна 40,96 га, что исключает возможность предложения участниками закупки земельных участков (земельного участка), превышающих указанную площадь, в том числе незначительно.
Согласно доводам Комитета в собственность муниципального образования "город Челябинск" необходимо было приобрести земельный участок (земельные участки) площадью определенной площади - 40, 96 га, поскольку площадь размещения полигона твердых бытовых отходов согласно проекту составляет 92, 57 га, а площадь земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:407001:55 и 74:12:0000000:2657, находящихся в собственности муниципального образования "город Челябинск" и предназначенных для строительства полигона, составляет 51,61 га.
Однако в Челябинское УФАС России не представлено документов, подтверждающих исполнение муниципального контракта N 20-УЭ на выполнение работ по проектированию строительства полигона для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) города Челябинска, заключенного 16.11.2011 между Управлением экологии и природопользования Администрации города Челябинска и ОАО институт "Челябинский Промстройпроект". Согласно пунктам 1.7-1.8 Технического задания на проектирование объекта "Строительство полигона для захоронения ТБО города Челябинска", являющегося приложением 1 к указанному контракту, проектирование объекта надлежит осуществить на земельном участке площадью 108,48 га, расположенном по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Красноармейский район, северо-западнее перекрестка автодороги "Обход г. Челябинска" - п. Горняк и южнее СНТ "Связист". По условиям указанного муниципального контракта исполнителю надлежит не позднее 180 дней с момента заключения контракта подготовить проектную документацию. После чего проектировщик передает разработанную и согласованную заказчиком проектную документацию в ОГАУ "Управление Государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" и другие контролирующие органы в целях получения свидетельств о согласовании (пункт 4.1.4 муниципального контракта). Стоимость работ по муниципальному контракту составила 21 000 000 (двадцать один миллион) рублей. По состоянию на 22.09.2015 муниципальный контракт от 16.11.2011 N 20-УЭ не исполнен, акт сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающей передачу согласованной в установленном порядке проектной документации и рабочей документации, не подписан.
ОАО институт "Челябинский Промстройпроект" в адрес Главного управления архитектуры и градостроительства письмом от 25.10.2012 направлена информация о том, что координаты границ земельного участка для размещения полигона ТБО были уточнены в июле 2012 года и общий размер площади полигона составляет 92, 57 га.
Из содержания представленных документов, в том числе муниципального контракта N 20-УЭ от 16.11.2011, проектной документации на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов города Челябинска (2012 год), письма ОАО институт "Челябинский Промстройпроект" от 25.10.2012, Челябинским УФАС России усмотрено, что Комитет имел намерение путем проведения Аукциона приобрести конкретные земельные участки, находящиеся в пользовании "<_>".
Признание Аукциона несостоявшимся ввиду подачи единственной заявки на участие в нем свидетельствует о том, что требованиям о размере площади земельного участка, установленным муниципальным заказчиком, соответствуют лишь земельные участки, находящиеся в пользовании "<_>".
По итогам торгов земельные участки площадью 40,96 га, предложенные к продаже единственным участником закупки "<_>", приобретены по контракту от 08.05.2014 в муниципальную собственность за 36,87 миллионов рублей. При этом "<_>" и "<_>" в 2011 году безвозмездно переданы в собственность муниципального образования "город Челябинск" земельные участки, прилегающие к проданным в 2014 году земельным участкам, значительно большей площадью (108,48 га) и общей стоимостью 4,35 миллионов рублей.
Фактически приобретенные у "<_>" земельные участки не соответствуют требованиям документации об Аукционе и потребностям муниципального заказчика.
Соответственно, Комитетом документация об Аукционе сформирована исключительно для целей приобретения земельных участков, находящихся в пользовании конкретного лица, торги Комитетом проведены формально, без действительного намерения привлечения наибольшего количества участников и, соответственно, обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.
С учетом изложенного, действия "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, по утверждению документации об Аукционе, которой установлены требования к общей площади объекта в размере 40, 96 га в качестве показателя, который не может изменяться, привели к созданию преимущественных условий участия в Аукционе только одному участнику - "<_>", имеющему в пользовании земельные участки с указанной заказчиком площадью, а также ограничению доступа к участию в торгах иным хозяйствующим субъектам, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ в редакции 03.02.2014).
В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ (в редакции от 03.02.2014), и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При рассмотрении настоящего дела "<_>", ранее занимавший должность заместителя председателя Комитета, его представитель письменных пояснений не представили, ходатайств и отводов не заявляли.
Объектом правонарушений по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляют нарушения запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Объективная сторона правонарушения, совершенного "<_>", ранее занимавшим должность заместителя председателя Комитета, выразилась в нарушении указанным должностным лицом предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при утверждении документации об Аукционе.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при утверждении документации об Аукционе, отдельные положения которой не соответствуют антимонопольному законодательству.
Обстоятельств, исключающих вину "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, при совершении данного административного правонарушения, после рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.
Указанные действия "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, повлекли проведение торгов с нарушением требований антимонопольного законодательства.
"<_>", ранее занимавший должность заместителя председателя Комитета, при утверждении документации об Аукционе должен принять все зависящие от него меры по проверке соответствия конкретного акта требованиям действующего законодательства.
Соответственно, указанное должностное лицо могло обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, в том числе путем отказа от утверждения документации об Аукционе, направления ее на доработку и т.п.
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что "<_>" были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.
С учетом указанных обстоятельств данное должностное лицо должно было осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, могло предвидеть наступление вредных последствий.
Исходя из изложенного, "<_>", ранее занимавший должность заместителя председателя Комитета, несет ответственность за допущенные нарушения.
Таким образом, в действиях "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, по утверждению документации об Аукционе содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Время совершения "<_>", ранее занимавшим должность заместителя председателя Комитета, административного правонарушения: 11.03.2014.
Место совершения "<_>", ранее занимавшим должность заместителя председателя Комитета, административного правонарушения: ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск, 454113.
Факт совершения административного правонарушения "<_>", ранее занимавшим должность заместителя председателя Комитета, подтверждается протоколом по делу N 96-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 17.12.2015, документацией об Аукционе, а также другими материалами дела.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольного органа в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
Должностное лицо антимонопольного органа всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение подобного административного правонарушения впервые, отсутствие иных нарушений антимонопольного законодательства и обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу N 27-07/15, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (исх. N 15949/07 от 15.10.2015) (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе "Решения").
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.06.2016 по делу N А76-767/2016 отказано Комитету в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Челябинского УФАС России по делу N 27-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу N 27-07/15 изготовлено в полном объеме 15 октября 2015 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Привлечь "<_>", ранее занимавшего должность заместителя председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа "<_>" предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 сентября 2016 г. N 96-14.9Ч.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016