Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 12 сентября 2016 г. N 1-00-1627/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
АО "СК "ПАРИ"
ГУП "Мосгортранс"
в отсутствие:
АО "ЕЭТП" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.09.2016 NИШ/40637(1-3)),
рассмотрев жалобу АО "СК "ПАРИ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию транспортных средств ОСАГО (реестровый N 31603970842) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении действующего законодательства при проведении Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 08.08.2016 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок - 29.08.2016. Подведение итогов - 31.08.2016.
Согласно протоколу проведения редукциона в электронной форме от 31.08.2016 в Аукционе принимало участие 9 участников, а именно: Публичное акционерное общество "Страховая акционерная компания "ЭНЕРГОГАРАНТ"; Страховое публичное акционерное общество "РЕСО-Гарантия"; Страховое акционерное общество "ВСК"; Публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах"; Общество с ограниченной ответственностью Страховое общество "ВЕРНА"; ИП Волков Валерий Николаевич; Общество с ограниченной ответственностью "Зетта Страхование"; Закрытое акционерное общество "Московская акционерная страховая компания"; Акционерное общество "Страховая компания "ПАРИ".
Победителем Аукциона признано ПАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант".
Согласно жалобе Заявителя:
Заказчиком неправомерно определен способ проведения процедуры закупки;
Заказчик неправомерно допустил до участия участника ИП Волкова В.Н., т. к. данный участник не имеет лицензии на осуществление страховой деятельности.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупке положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан, в том числе, способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ).
Таким образом, Заказчик при проведении закупки должен выбрать способ закупки в соответствии с действующим законодательством и Положением.
Согласно подпункту 8.1 пункта 8 Положения закупка осуществляется одним из следующих способов:
конкурс, в том числе двухэтапный;
аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений;
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно документации, Заказчиком выбран способ проведения закупки - Аукцион, что соответствует Положению Заказчика.
Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного определения Заказчиком способа проведения процедуры закупки признана Комиссией необоснованной.
2. Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
Согласно с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N3384-У) настоящее Указание на основании статьи 8 Федерального закона N 40-ФЗ устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, для определенных транспортных средств, в том числе, являющихся объектом данного Аукциона, сумма страховой премии определяется на основании порядка, установленного в Указании N3384-У и согласно Федерального закона N 40-ФЗ.
Таким образом, в силу законодательного установления размера базовых ставок и тарифов, данный показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков.
Согласно протоколу проведения редукциона в электронной форме от 31.08.2016 участниками аукциона были предложены следующие ценовые предложения:
- ПАО "Страховая акционерная компания "ЭНЕРГОГАРАНТ" - 226 380,72 руб;
СПАО "РЕСО-Гарантия" - 331 682, 05 руб.;
САО "ВСК" - 237 699,75 руб.;
ПАО Страховая компания "Росгосстрах" - 299 675,80 руб.;
ООО Страховое общество "ВЕРНА" - 275 429, 85 руб.;
ИП Волков Валерий Николаевич - 230 153, 73 руб.;
ООО "Зетта Страхование" - 292 826,67 руб.;
ЗАО "Московская акционерная страховая компания" - 294 649, 07 руб.;
АО "Страховая компания "ПАРИ" - 299 675, 83 руб.,
в то время, как начальная (максимальная) цена договора, согласно Аукционной документации, составляет 377 301,12 руб.
Таким образом, ценовые предложения участников Закупки не соответствует требованиям страхового законодательства.
При этом, следует отметить, что именно страховые компании обязаны производить расчет цены договора в соответствии с вышеуказанными правилами страхового законодательства, тогда как у Заказчика такая обязанность отсутствует.
Утвержденная в Аукционной документации начальная (максимальная) цена договора едина для всех участников и не создает для отдельных лиц или группы лиц преимущественных условий участия в Аукционе.
Управление отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховой надзор осуществляется Банком России. Согласно п. 1 приказа Банка России от 28.03.2016 N ОД-1054 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России", контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации осуществляет Департамент страхового рынка Банка России.
Учитывая вышеизложенное нарушение страхового законодательства Российской Федерации участниками Аукциона, Комиссией принято решение о направлении материалов дела в Департамент страхового рынка Банка России для принятия мер в соответствии с возложенными полномочиями.
3. Одновременно, Заявителем обжалуется неправомерный допуск участника ИП Волкова В.Н.
В соответствии с подпунктом 1.7.4.6.6 пункта 1.7.4.6 Аукционной документации заявка коллективного участника подается с учетом, в том числе, следующего дополнительного требования: заявка на участие в закупке должна включать документы, подтверждающие соответствие каждого члена коллективного участника требованиям, указанным в подпункте 1 пункта 8.9. раздела III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" и документы, подтверждающие соответствие коллективного участника требованиям, указанным в подпункте 6 пункта 8.9. раздела III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" в соответствии с распределением обязательств.
Согласно подпункту 6 пункта 8.9 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе следующее требование: наличие у Страховой компании действующей лицензии на осуществление страховой деятельности в целом и соответствующего вида страхования (ОСАГО). Членство во Всероссийском союзе страховщиков и/или Российском союзе автостраховщиков. (НРА).
Таким образом, участник Аукциона в составе заявки на участие в Аукционе должен представить лицензию на осуществление страховой деятельности.
Согласно представленным материалам и сведениям, Комиссией установлено, что ИП Волков В.Н, объединившись с ПАО СК "Росгосстрах", подал коллективную заявку на участие в Аукционе.
В составе заявки на участие в Аукционе представлена лицензия на осуществление страховой деятельности от 23.05.2016 ОСN0001-03, выданная ПАО СК "Росгосстрах".
Однако, согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено коллективное участие, в случае объединение индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Таким образом, участник ИП Волков В.Н. не мог объединиться с ПАО СК "Росгосстрах" с целью коллективного участия в Аукционе, так как данные участники имеют разные организационно-правовые формы.
Следовательно, ввиду вышеизложенного, Заказчиком неправомерно допущен ИП Волков В.Н.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, ввиду неправомерного допуска заявки участника к участию в Аукционе Заказчиком нарушен пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, жалоба Заявителя в части неправомерного допуска к участию в Аукционе ИП Волкова В.Н. признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части неправомерного определения Заказчиком способа проведения процедуры закупки
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неправомерного допуска до участия в Аукционе ИП Волкова В.Н.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать материалы дела в Департамент страхового рынка Банка России для принятия мер в соответствии с возложенными полномочиями.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1627/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.09.2016 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 12.09.2016 по делу N 1-00-1627/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию транспортных средств ОСАГО (реестровый N 31603970842) (далее - Аукцион), а именно:
1. Заказчику отменить протокол проведения редукциона в электронной форме от 31.08.2016, а также протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N31603970842 от 30.08.2016.
2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения, а также подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 12.09.2016 по делу N 1-00-1627/77-16.
3. Заказчику повторно провести процедуру рассмотрения заявок с учетом решения Комиссии по делу N 1-00-1627/77-16 от 12.09.2016.
4. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 24.10.2016.
6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 сентября 2016 г. N 1-00-1627/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016