Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
от 12 сентября 2016 г. N 02-35Т/2016
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
в присутствии: /___/,
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Орен-Карт",
рассмотрев жалобу N 02-35т/2016 ООО "Орен-Карт" на действия заказчика - МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги при проведении закупки (номер извещения на официальном сайте 31604049289), предметом которой является изготовление и поставка электронных персонализированных пронумерованных пластиковых бесконтактных смарт-карт специального дизайна с чипом NXP Mifare Plus SE 1K 4B nUID в количестве 40 000 шт, установила:
02.09.2016 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Орен-Карт" на действия заказчика - МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги при проведении запроса предложений (номер извещения на официальном сайте 31604049289), предметом которого является изготовление и поставка электронных персонализированных пронумерованных пластиковых бесконтактных смарт-карт специального дизайна с чипом NXP Mifare Plus SE 1K 4B nUID в количестве 40 000 шт.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" выразившиеся в установлении короткого срока для подачи заявок, невозможности подать запрос на разъяснение положений документации запроса предложений, указании в извещении несуществующего адреса сайта, на котором предоставляется документация для ознакомления, незаконном установлении требования к предоставлению участником закупки гарантийных писем от производителей карт, сертификатов, подтверждения патентной чистоты.
МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик является муниципальным унитарным предприятием, в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг указанное предприятие обязано руководствоваться требованиями Федерального закона N 223-ФЗ.
Положение о закупках МУП ГЭТ УКТ опубликовано на официальном сайте 03.12.2015.
31.08.2016 г. (с последующими изменениями от 01.09.2016) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме N31604049289.
Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 05.09.2016 в 13:00.
2. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы:
- на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Орен-Карт", в Извещении указано, что "настоящий запрос предложений проводится в соответствии с правилами и с использованием функционала электронной торговой площадки "Торги 223". В соответствии с Регламентом электронной торговой площадки "Торги 223", а именно разделу 4, доступ предоставляется только лицам, прошедшим аккредитацию. Далее п.4.6, раздела 4 указанного Регламента устанавливает срок, в течение которого Оператор ЭТП подтверждает или отказывает Участнику в аккредитации - это пять рабочих дней после поступления заявления. Таким образом, даже подав заявление с необходимым пакетом документов 31.08.2016 года, потенциальный участник запроса предложений может не успеть пройти аккредитацию и получить тем самым доступ на заявленную электронную площадку. Кроме того, участник обязан перечислить денежные средства в счет оплаты гарантийного обеспечения не позднее 16 часов 00 минут по московскому времени дня, предшествующему дню окончания подачи заявок. Данное положение невыполнимо, так как Извещение о проведении запроса предложений было опубликовано 31.08.2016 года. Согласно п.п. 4.1.2. Документации о запросе предложений "датой начала срока подачи заявок является день, следующий за днем размещения на ЭТП извещения о проведении запроса предложений", то есть это 01.09.2016 года. Таким образом, дата начала и окончания срока подачи заявок участниками совпадает.
Заявитель жалобы также указывает на то, что из-за слишком сжатых сроков - один день - участники лишены возможности обратиться к заказчику за разъяснениями документации. Данное заявление основано на 2.2.4. Документации о запросе предложений: "В течение одного календарного дня со дня поступления указанного запроса Организатор обязан направить Претенденту в письменной форме разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к Организатору не позднее, чем за три календарных дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений".
В жалобе также указывается, что в разделе "Срок, место и порядок предоставления документации о закупке" идет ссылка на несуществующий сайт: www.torgi223.
Заказчиком - МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги представлены пояснения по вышеуказанным доводам жалобы, согласно которым Заказчиком 01.09.2016 внесены изменения в Извещение в части продления срока подачи заявок до 05.09.2016 13:00.
В ходе рассмотрения жалобы, изучив представленные документы, а также доводы сторон, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1.6.3. Информационной карты Документации о закупке установлено: для обеспечения доступа к участию в настоящем запросе предложений участник размещения заказа должен получить аккредитацию, которую осуществляет оператор электронной площадки, указанный в пункте 1.1 Информационной карты.
В соответствии с п.4.6 Регламента электронной торговой площадки "Торги 223", срок, в течение которого Оператор ЭТП подтверждает или отказывает Участнику в аккредитации - это пять рабочих дней после поступления заявления.
Последняя редакция Извещения была опубликована на официальном сайте 01.09.2016, дата окончания подачи заявок - 05.09.2016, что составляет менее 5 рабочих дней.
Таким образом, разместив Извещение со сроком подачи заявок, не позволяющим участникам, не имеющим аккредитации на ЭТП "Торги 223" вовремя подать заявку на участие в торгах, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в соответствии с которой не допускается дискриминация и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В ходе изучения материалов, представленных на рассмотрение жалобы, Комиссия установила, что Положение о закупке МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги не содержит способа определения поставщика, указанного в Извещении - "запрос предложений в электронной форме".
Представитель Заказчика ссылается на часть 1 статьи 8 Положения, в котором указывается, что Процедуры закупки могут проводиться в электронной форме с соблюдением требований настоящего Положения.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что, согласно вышеуказанной части Положения, при проведении процедур закупки в электронной форме, порядок их проведения определяется действующими регламентами электронных торговых площадок и настоящим Положением.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Однако Положением предусмотрена процедура запроса предложений, в соответствии с которой заявки подаются в письменной форме в запечатанном конверте по адресу организатора размещения заказа (ст. 37 Положения).
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ Положение о закупке МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги не содержит способа определения поставщика, указанного в Извещении - "запрос предложений в электронной форме", а также порядка закупки указанным способом.
В нарушение пункта 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ извещение содержит способ закупки, не предусмотренный Положением о закупке.
Также, при изучении Извещения N 31604049289 Комиссия установила, что в нарушение пункта 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в сведениях о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) указана недостоверная и противоречивая информация, а именно сумма, указанная прописью не соответствует сумме, указанной числовым значением: "2 100 000,00 (два миллиона сто) руб. с учетом НДС.".
В графе Извещения "Срок, место и порядок предоставления документации о закупке" указано: Документация о закупке размещена на сайтах: www.zakupki.gov.ru, www.torgi223. Несмотря на то, что в адресе сайта ЭТП "Торги 223" допущена техническая ошибка, участники закупки могли получить документацию на сайте www.zakupki.gov.ru, адрес которого в извещении указан верно. В данном случае нарушений со стороны Заказчика Комиссия не усматривает.
В соответствии с подпунктом 3 части 4 статьи 35 Положения МУП ГЭТ "УКТ", организатор размещения заказа по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника процедуры закупки вправе принять решение о внесении изменений в Документацию не позднее одного дня до момента окончания приема заявок.
В соответствии с редакцией Извещения от 31.08.2016 Дата и время окончания подачи заявок - 01.09.2016 в 22:00, вместе с тем, в нарушение подпункта 3 части 4 статьи 35 Положения, МУП ГЭТ "УКТ" внесло изменение в извещение о проведении запроса предложений в день окончания подачи заявок - 01.09.2016.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Орен-Карт", все перечисленные в пункте 3.3.1. Информационной карты документы, предоставляемые участниками закупки в составе заявки, не входят в перечень необходимых и обязательных, то есть предписанных законами, для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей пластиковых карт. Кроме того, не однозначным является, например, необходимая заказчику область партнерства. На практике участник может иметь партнерские отношения не с самим производителем, а с его дилером, что уже приводит к отстранению участника от процедуры в связи с не предоставлением заявленных документов.
Заказчиком представлены пояснения по вышеуказанным доводам, в соответствии с которыми для того, чтобы не создать безвыходную ситуацию при приемке товара по качеству Заказчик и внес в документацию обязательные требования к "предварительной" сертификации товара, который участник предлагает к поставке.
В ходе рассмотрения жалобы, изучив представленные документы, а также доводы сторон, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В пункте 3.3.1. Информационной карты Документации установлено требование к предоставлению участниками закупки в составе заявки следующих документов:
- Оригинальное письмо от поставщиков кристалла, подтверждающего наличие партнерских отношений участника закупки и производителей кристалла, заверенная печатью и подписью уполномоченного лица.
- Сертификат безопасности Common Criteria EAL4.
- Документы, подтверждающие соответствие пластиковых карт требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006, ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-1-2013, ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-1-2010, а также требованиям патентной чистоты.
- Документы, подтверждающие соответствие пластиковых карт требованиям санитарно-эпидемиологическим нормам.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 36 Положения Участник запроса предложений должен подготовить Предложение, включающее копии документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в случае если в соответствии с законодательством установлены такие требования (копии лицензий и иных разрешительных документов).
На рассмотрении жалобы, а также в своих письменных пояснениях представитель Заказчика не смог пояснить в соответствии с каким законодательством Российской Федерации установлены требования к предоставлению писем о наличии партнерских отношений с производителем товара.
Кроме того, данное требование приводит к ограничению количества участников закупки, так как возможность участия в закупке в данном случае определяется волеизъявлением третьих лиц - производителей кристалла и не зависит от участника.
Требование к предоставлению в составе заявки сертификатов качества и безопасности также является условием, ограничивающим количество участников закупки, вследствие того, что данные документы, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются вместе с товаром, а Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, пункта 6 части 3 статьи 36 Положения.
На основании вышеизложенного, в связи с существенными нарушениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, Положения о закупках МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании рассматриваемого запроса предложений (номер извещения на официальном сайте 31604049289), предметом которого является изготовление и поставка электронных персонализированных пронумерованных пластиковых бесконтактных смарт-карт специального дизайна с чипом NXP Mifare Plus SE 1K 4B nUID в количестве 40 000 шт.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО "Орен-Карт", руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия, решила:
Жалобу ООО "Орен-Карт" признать - обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги при проведении запроса предложений в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 31604049289) нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3, пунктов 1,5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, подпункта 3 части 4 статьи 35 и пункта 6 части 3 статьи 36 Положения о закупках.
Выдать Заказчику - МУП ГЭТ "УКТ" г.Калуги предписание об аннулировании запроса предложений в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 31604049289).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
_____________ /___/ |
Члены Комиссии: |
_____________ /___/ |
|
_____________ /___/ |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 02-35Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016