Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 12 сентября 2016 г. N 93Р/2016
Резолютивная часть решения оглашена "02" сентября 2016 г. г. Краснодар
В полном объеме решение изготовлено "12" сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
_
рассмотрев дело N 93Р/2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" (юридический адрес: 350001, г. Краснодар, ул. им. Вишняковой, д. 3/6, офис 9; ИНН 2309141032; ОГРН 1142309004760) по факту размещения в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, рекламы чая "Краснодарский" с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей заявителя - ООО "Объединение Краснодарский чай" - _
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" _
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления ООО "Объединение Краснодарский чай" (вх. N 4828 от 13.05.2016 г., вх. N 4878 от 16.05.2016 г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю установлено следующее.
В период с июля по ноябрь 2015 года ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" на телевизионных каналах "Россия (Россия-1)", "РЕН-ТВ Краснодар", Первый канал, ТВЦ, "Первый развлекательный СТС" размещалась реклама, в том числе содержания:
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни_ Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Чай выращенный на плантациях Мацесты_Хватай его1. ";
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни_ Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Настоящий Краснодарский, выращенный в Сочи1. " с изображением, в том числе белых в зеленую и красную полоску упаковок Краснодарского чая, а также чашки чая с надписью Мацеста чай.
В рекламе женщина объясняет мужчине, какой чай нужно "хватать", показывая полосатую упаковку Краснодарского чая с утверждением "запомни_ настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке".
Заявителем ООО "Объединение Краснодарский чай" представлены запись рекламного ролика "Краснодарский чай", копия каталога продукции ООО "Объединение Краснодарский чай", копия заключения специалиста N 2015/10-08 от 22.10.2015 г., копии договоров подряда на производство работ по изготовлению готовой продукции N UFT- 01/14 от 01.08.2014 г., N 013-15у от 04.02.2015 г., договоров поставки N 01/08-П от 01.08.2014 г., N РОН-0138-201508 от 01.09.2015 г., N 23/03-17 от 23.03.2015 г., ТУ 9191-001-21789598-15, декларации соответствия.
Заявитель считает, что в указанной рекламе содержится недостоверная информация о преимуществах рекламируемого товара - Краснодарского чая "только в такой полосатой пачке", перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, поскольку чай под названием "Краснодарский" может быть и в другой упаковке, а не только в такой полосатой упаковке, которая изображена в рекламе.
Заявитель ООО "Объединение Краснодарский чай" также производит и реализует Краснодарский чай, но при этом использует иную, в том числе полосатую упаковку (копия каталога продукции, а также образцы упаковок в материалах дела).
Заявителем в материалы дела также предоставлены образцы упаковок, в том числе полосатых иных производителей Краснодарского чая - ЗАО "Дагомысчай" (в материалах дела).
Заявитель считает, что использование в рекламе слов "настоящий Краснодарский только в такой полосатой пачке", "чай выращенный на плантациях Мацесты", ".настоящий Краснодарский выращенный в Сочи1. " с изображением полосатых упаковок Краснодарского чая предполагает, что рекламируемый чай является эксклюзивным, что ни один участник на рынке не может производить чай под названием "Краснодарский", а если производит его в упаковке иного дизайна, а не в "только в такой полосатой пачке", то такой чай не является настоящим Краснодарским чаем. То есть, подлинный Краснодарский чай находится исключительно в упаковке, которую рекламирует ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года".
По запросу Краснодарского УФАС России ООО "ВиАй Краснодар" представлены видеоролик "Краснодарский чай", копии договора N 1509-066С от 23.09.2015 г, заключенного между ООО "Видео Интернешнл Краснодар" и ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" на размещение на телеканале "Первый развлекательный СТС" ролика "Мацеста чай", заявки - гарантийные письма к Договору от 23.09.2016 г, от 21.10.2015 г., акты об оказании услуг и взаиморасчетах сторон N 4723, N 4494 от 31.10.2015 г., N 5224 от 30.11.2015 г., графики фактического выхода рекламных материалов в эфир за период октябрь-ноябрь 2015 г.; договора N 1412-504-М от 17.12.2014 г. на размещение на телеканалах ТНТ Краснодар, Звезда Краснодар, Первый канал, НТВ Краснодар, ТВЦ, Петербург-5 канал ролика "Мацеста чай", заявки - гарантийные письма к Договору от 22.06.2015 г., 23.06.2015 г., 10.07.2015 г., 07.07.2015 г., 26.08.2015 г., 23.09.2015 г., 21.10.2015 г., акты об оказании услуг и взаиморасчетах сторон N 3196, 3197, 3199, 3070, 3072, 3071 от 31.07.2015 г., N 3558, 3560, 3570, 3562, 3571, 3559 от 31.08.2015 г., N 4133, 4080, 4131, 4135, 4134, 4132 от 30.09.2015 г., N 4720, 4721, 4722, 4493, 4694, 4719 от 31.10.2015 г., N 5225, 5226, 5189, 5190, 5212 от 30.11.2015 г., графики фактического выхода рекламных материалов в эфир за период июль-ноябрь 2015 г. на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар; договора N 1502-070Р от 16.02.2015 г. на размещение на телеканалах РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, заявки - гарантийные письма к Договору от 22.06.2015 г., 10.07.2015 г., 26.08.2015 г., акты об оказании услуг и взаиморасчетах сторон N 3198 от 31.07.2015 г., N 3572 от 31.08.2015 г., N 4083 от 30.09.2015 г., графики фактического выхода рекламных материалов в эфир за период июль-сентябрь 2015 г. на телеканалах РЕН-ТВ Краснодар, REN-TV, платежные поручения N 804, 805, 806 от 02.07.2015 г., N 838, 839, 840 от 10.07.2015 г., N 859, 860, 858 от 16.07.2015 г., N 912, 913, 914 от 23.07.2015 г., N 973, 974, 975 от 06.08.2015 г., N 31, 32, 33 от 14.08.2015 г., N 71, 72, 73 от 21.08.2015 г., N 98, 99, 100 от 28.08.2015 г., N 508, 509, 510 от 03.09.2015 г., N 173, 174, 175 от 10.09.2015 г., N 230, 231, 232, от 16.09.2015 г., N 1305, 1306, 1308 от 29.09.2015 г., N 1382, 1383, 1385 от 09.10.2015 г., N 1411, 1412, 1414 от 16.10.2015 г., N 1463, 1465, 1468 от 22.10.2015 г., N 1498, 1500 от 30.10.2015 г., N 793515, 793517 от 06.11.2015 г. (вх. N 5973 от 09.06.2016 г.).
13.07.2016 г. Краснодарским УФАС России в отношении ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" было возбуждено дело N 93Р/2016 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" и рассмотрение дела было назначено на 28.07.2016 г. в 11 часов 30 минут.
Определением об отложении рассмотрения дела от 28.07.2016 г. рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств на 02.09.2016 г.
02.09.2016 г. до рассмотрения дела N 93Р/2016 по существу, представителем ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" по доверенности _ было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N 93Р/2016 в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Краснодарского края дела N А32-6329/2015, решение по которому, по мнению представителя, будет иметь существенное значение для рассмотрения дела N 93Р/2016.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев указанное ходатайство, отказала в его удовлетворении, поскольку в соответствии с Положением о территориальном органе ФАС России, утвержденным приказом ФАС России N 649/15 от 23.07.2015, ч.ч. 1, 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" Краснодарское УФАС России осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, то есть является уполномоченным органом в данной сфере, а также в материалах дела N 93Р/2016 имеется достаточно документов и материалов, необходимых для принятия антимонопольным органом решения по существу по данному делу.
В ходе рассмотрения дела N 93Р/2016 представители заявителя поддержали требования, изложенные в заявлении ООО "Объединение Краснодарский чай".
Представители ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" возражали против заявленных требований.
Из отзыва ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" по делу N 93Р/2016 следует, что заявитель ошибочно полагает, что спорный рекламный ролик содержит информацию о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, а равно каким-либо образом может ущемлять права и интересы других реальных производителей настоящего Краснодарского чая.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, изучив представленные на рассмотрение дела N 93Р/2016 документы, видео материалы, а также объяснения сторон установила следующее.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Изучив видеозапись рекламных роликов "Краснодарский чай", Краснодарское УФАС России установило, что информация, содержащаяся в указанном сюжете, отвечает понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к чаю "Краснодарский" "только в такой полосатой пачке", к формированию и поддержанию интереса потребителей к чаю "Краснодарский "только в такой полосатой пачке" и его продвижению на рынке.
В материалы дела ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" представлены образцы упаковок Краснодарского чая, рекламируемого в ролике. Производителем указанного чая является ОАО "Мацестинский чай".
В рекламе Краснодарского чая крупным планом показана полосатая пачка чая "Краснодарский" и акцент сделан на фразу: "Запомни - Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке!"
Согласно словарю С.И. Ожегова одним из значений слова "настоящий" является - подлинный, действительный, не поддельный.
То есть, из содержания рекламы следует, что "настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке", а, следовательно, если чай не в такой полосатой пачке, которая показана в рекламе, то он является поддельным.
Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку Краснодарский чай выпускается не только ОАО "Мацестинский чай", но и другими производителями, в том числе ЗАО "Дагомысчай", ООО "Объединение Краснодарский чай" с использованием упаковки иного дизайна, в том числе полосатой упаковки (образцы упаковок в деле).
Таким образом, в вышеуказанной рекламе Краснодарского чая содержится недостоверная информация о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, поскольку чай под названием "Краснодарский" производится и другими производителями с использованием упаковки иного дизайна, в том числе полосатой упаковки (ЗАО "Дагомысчай", ООО "Объединение Краснодарский чай"), а не только в такой полосатой упаковке, которая изображена в рекламе, что противоречит требованиям п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, реклама, распространяемая, в том числе, в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, в том числе содержания:
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни -Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Чай выращенный на плантациях Мацесты_Хватай его1. ";
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни - Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Настоящий Краснодарский, выращенный в Сочи1. " с изображением белых в зеленую и красную полоску упаковок Краснодарского чая и чашки чая с надписью Мацеста чай, противоречит требованиям п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара ("настоящего Краснодарского чая только в такой полосатой пачке") перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в упаковке иного дизайна, в том числе полосатой упаковке.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, вышеуказанная реклама, размещенная в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Краснодарским УФАС России установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространяемой в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, является ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года".
Таким образом, Краснодарским УФАС России установлено, что рекламодателем - ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" при размещении рекламы, в том числе, в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия -1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, в том числе содержания:
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни -Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Чай выращенный на плантациях Мацесты_Хватай его1. ";
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни - Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Настоящий Краснодарский, выращенный в Сочи1. " с изображением белых в зеленую и красную полоску упаковок Краснодарского чая и чашки чая с надписью Мацеста чай, нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара - "настоящего Краснодарского чая только в такой полосатой пачке" перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в иной упаковке.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную, в том числе, в период с июля по ноябрь 2015 года на телеканалах Россия - 1 (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Майкоп), Первый канал (Краснодар), ТВ Центр Краснодар, Первый развлекательный СТС, РЕН-ТВ Краснодар, Телеканал REN-TV, в том числе содержания:
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни -Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Чай выращенный на плантациях Мацесты_Хватай его1. ";
- "Открытие магазина через две минуты_ Открывай_ Запомни - Настоящий Краснодарский - только в такой полосатой пачке_Да понял, я1. Настоящий Краснодарский, выращенный в Сочи1. " с изображением белых в зеленую и красную полоску упаковок Краснодарского чая и чашки чая с надписью Мацеста чай, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара - "настоящего Краснодарского чая только в такой полосатой пачке" перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в иной упаковке, в том числе полосатой упаковке, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с прекращением ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" распространения ненадлежащей рекламы предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Торговый дом "Мацеста чай с 1947 года" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 сентября 2016 г. N 93Р/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016