Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 8 августа 2016 г. N 010473
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти;
Члены комиссии:
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий,
рассмотрев жалобу ООО "Строительно-торгово-энергетическая компания" (вх. N 010473) (далее - заявитель) на действия ФКП "Пермский пороховой завод" (далее - заказчик), при проведении открытого запроса ценовых котировок не в электронной форме, извещение N 31603839955 опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), установила:
26.07.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении закупки, в которой указано, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в части 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе единая комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя для участия в запросе котировок. Кроме того, заявитель указывает, что в документации о проведении открытого запроса ценовых котировок не в электронной форме в разделе 1 пункте "Характеристики и количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг" прописано требование "теплообменники производство: ЗАО "ТеплоКомплектМонтаж". ООО "Строительно-торгово-энергетическая компания" полагает, что данное требование создало преимущество одному участнику запроса и сузило круг поставщиков, имеющих возможность участвовать в данном запросе ценовых котировок.
Заказчик с доводами жалобы не не согласен, представил в материалы жалобы письменные возражения, в которых указывает, что закупка проведена в полном соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В возражениях на жалобу заявителя указано, что объектом закупки являются теплообменники производства ЗАО "ТеплоКомплектМонтаж". В соответствии с положениями Закона о закупках требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика. ФКП "Пермский пороховой завод" ссылается на необходимость в указанном товаре непосредственно в силу технологических причин:
С целью унификации оборудования, используемого предприятием.
С целью обеспечения взаимозаменяемости (при возникновении поломки);
С целью снижения стоимости монтажа;
С целью снижения затрат на ремонт;
С целью снижения затрат на обучение обслуживающего персонала.
Заказчик считает, что доводы заявителя являются необоснованными и подлежат отклонению.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о закупках установлен порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 названного закона.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - казенное предприятие, обязан руководствоваться, в том числе утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП "Пермский пороховой завод" утверждено приказом N 467 и.о. Генерального директора Гараевым А.Ф. от 11.04.2016 г. (размещено на официальном сайте 11.04.2016 г.) (далее - Положение).
На официальном сайте были размещены: извещение N 31603839955, документация о закупке 30.06.2016 г. Срок окончания подачи заявок указан - 14.07.2016 г. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 19.07.2016 г.
Таким образом, вся информация, подлежащая размещению в соответствии с требованиями Закона о закупках, заказчиком на официальном сайте была размещена.
Согласно протоколу о выборе победителя не электронных торгов "Поставка теплообменников" N 31603839955-01 от 20.07.2016 г. допущена единственная заявка - ООО Торговый Дом "Пермэнергокомплект". Заявки: ООО "ЮниХит", ООО Торговый Дом "Анкор-Теплоэнерго", ООО "СТЭК", ООО "Современное снабжение", ООО "Теплотекс АПВ", ООО "ТехноИнжПромСтрой", ООО "Ревитех-Пермь" отклонены по причине несоответствия Документации. Заявка ООО "СТЭК" отклонена, так как котировочная заявка не соответствует требованиям, заявленным в документации (основание: производство - ООО "Завод Теплосила" Республики Белурусь; ЗАО "Завод Промстройиндустрия" Республики Беларусь).
Кроме того, оценив доводы жалобы, исследовав ее материалы в совокупности, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения товара или наименование производителя (Постановление ФАС Уральского округа по делу N А71-11453/2012).
Как следует из извещения N 31603839955, документации о запросе ценовых котировок не в электронной форме, предметом закупки является поставка теплообменников.
Таким образом, целью проведения закупки является удовлетворение потребности заказчика в поставке теплообменника с указанными характеристиками и указанного производителя, что необходимо для качественного выполнения заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из положений Закона о закупках следует, что требования к участникам закупки определяются заказчиком самостоятельно, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам. Подавая свою заявку на участие в закупке, участник тем самым подтверждает свое согласие с условиями и требованиями, установленными в документации о закупке.
Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что указанное требование установлено к товару, а не участникам закупки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными характеристиками и указанного производства, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению в документации о закупке требований к товару, в том числе к производителю, не противоречат ч. 10 ст. 4, ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, положениям Закона о защите конкуренции, в связи с чем, отклонение заявки ООО "Строительно-торгово-энергетическая компания" является правомерным.
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия Пермского УФАС России оснований для признания жалобы заявителя обоснованной не усматривает.
Также, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного и в соответствии со ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Строительно-торгово-энергетическая компания" (вх. N 010473) на действия ФКП "Пермский пороховой завод", при проведении открытого запроса ценовых котировок не в электронной форме, извещение N 31603839955 опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет", необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии Д. Е. Баранов
Члены Комиссии П.И. Литвинов
Г.А. Анущенко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Анущенко Г.А.,
(342) 235-10-36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 августа 2016 г. N 010473
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016