Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 15 сентября 2016 г. N ЭА-1321/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
В отсутствие представителя ООО "Вертикаль МС", в присутствии представителя МБУЗ "Красноармейская ЦРБ", рассмотрев жалобу ООО "Вертикаль МС" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений в здании инфекционного отделения МБУЗ "Красноармейская" (извещение N 0318300541316000101) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Вертикаль МС" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не соответствуют действующим ГОСТам и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен. Документация разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений в здании инфекционного отделения МБУЗ "Красноармейская" (извещение N 0318300541316000101).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 522 168,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявки не содержит правил применения символа "/", который указан при описании позиции "Электроды", а именно: механические свойства при нормальной температуре металла шва/наплавленного металла; электроды требуются с тонким/средним покрытием. Инструкцией также установлено: "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
В соответствии с п. 1.5 ГОСТ 9466-75 по толщине покрытия в зависимости от отношения (D - диаметр покрытия, d- диаметр электрода, определяемый диаметром стержня) электроды подразделяются: с тонким покрытием (1,20) - М; со средним покрытием (1,20< 1,45) - С; с толстым покрытием (1,45< 1,80) - Д; с особо толстым покрытием (> 1,80) - Г
Таким образом, электроды не могут быть одновременно с тонким и средним покрытием.
- п. "Швеллеры": по форме и размерам швеллеры требуются серии: с параллельными гранями полок\ с уклоном внутренних граней полок\ эконоичные с параллельными гранями полок; площадь поперечного сечения, см2, max 61,50; радиус закругления полки max 9,0 мм; уклон внутренних граней полок 4_10%. Согласно п. 2.1 ГОСТ 8240-97 по форме и размерам швеллеры изготовляют следующих серий:
У - с уклоном внутренних граней полок;
П - с параллельными гранями полок;
Э - экономичные с параллельными гранями полок.
Установленным Заказчиком параметром (уклон внутренних граней полок) обладают только швеллеры серии "У", при этом, Заказчик допускает возможность указания швеллером серий "П - с параллельными гранями полок" и "Э - экономичные с параллельными гранями полок". Кроме того, швеллеры серии "Э - экономичные с параллельными гранями полок" имеют максимальную площадь поперечного сечения F, см2 - 61,11 и радиус закругления полки - 6 (таблица N 3 ГОСТ 8240-97), однако Заказчик допускает указание значения площади поперечного сечения - 61,50 и радиуса закругления полки - 9,00. Также п. 2.3.2 ГОСТ 8240-97 установлено: значения радиусов закругления, уклона внутренних граней полок, указанных на рисунках 1 и 2 и приведенных в таблицах 1- 5, используют для построения калибров и на профиле не контролируют.
Таким образом, установленные Заказчиком требования носят необъективный характер и вводят участников закупки в заблуждение.
- п. "Бетон": начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч от начала затворения; удельная эффективная активность естественных радионуклидов в цементе не более 370 Бк/кг. Таким образом, Заказчиком установлены требования к сырью, из которого должен быть произведен товар (материал).
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, носят необъективный характер.
- п. "Болты с гайками и шайбами": болты: значение параметра dw требуется как минимум 22,5 мм; значение показателя hw не более 0,8 и не 0,2; гайки: значение параметра da не более 21,6 и не менее 16 мм; значение параметра dw требуется не менее 22,5 мм. Заказчик пояснил, что указанные показатели используются в ГОСТ 7805-70, ГОСТ 5927-70 и ГОСТ 6958-70, при этом, указанные ГОСТы не содержат толкования данных показателей. Заказчик также не смог разъяснить значение установленных показателей (dw, hw, da, dw). В связи с чем, участникам закупки невозможно определить соответствие установленным Заказчиком требованиям.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
По позиции "Унитаз" Заказчиком установлено:
значение параметра a требуется 630-650 мм; значение параметра i требуется менее 700 мм.
Заявитель указывает, что буквы "a", "i" указывает на один и тот же размер - общая длина унитаза. Заказчиком пояснено, что на левой картинке размер "a" означает расстояние от переднего края унитаза до задней стенки основания бачка, где очевидно расширение бачка кверху, в то время как на правой картинке приведен вид унитаза сверху, т.е. отмечены максимальные размеры общей глубины унитаза с учетом уклона бачка.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Комиссией установлено, что ряд обозначений на приведенном изображении имеет плохо читаемый и затрудняющий ознакомление вид.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса;
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
П. 2.1 проекта контракта установлено: Цена контракта (стоимость работ) составляет ______________________________ рублей ___ копеек, в том числе НДС ________.
Таким образом, Заказчиком не установлено, что НДС не будет применяться, в случае признания победителем электронного аукциона поставщика (подрядчика, исполнителя), применяющего упрощенную систему налогообложения, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль МС" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позициям "Электроды", "Болты с гайками и шайбами", "Швеллеры", "Бетон"; наличия показателей, затрудняющих ознакомление с аукционной документацией.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" выдано предписание N 437 от 14.09.2016 по делу N ЭА-1314/2016 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу, повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 сентября 2016 г. N ЭА-1321/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016