Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 9 сентября 2016 г. N 307-12223-16/10
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) Клинкова Юлия Анатольевна, рассмотрев протокол и материалы дела N 307-12223-16/10 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Министерства строительства Самарской области, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). установил:
Во исполнение поручения ФАС России от 18.03.2016 N ЦА/16986/16 Самарским УФАС России в адрес Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) направлено письмо о запросе информации (от 19.04.2016 г. исх. N 3249/10), в соответствии с которым Министерству надлежало представить перечень документов и сведений (информации), а именно:
1. Сведения обо всех заключенных Министерством, в период с 01.01.2009 года по настоящее время договорах, связанных с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы пересчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации с приложениями, дополнениями, изменениями.
2. Пояснения об экономической, технологической, производственной и иной необходимости заключения договоров, указанных в пункте 1 настоящего запроса.
3. Пояснения о том, является ли информация (сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации), размещенная на сайтах Министерства, осуществляющего полномочия в области ценообразования в строительстве, а также на сайтах подведомственных учреждений, достаточной для самостоятельного использования в составе компьютерных программ по созданию строительно-сметной документации. Информацию необходимо представить со ссылками на страницы сайтов.
4. Пояснения о возможности использования информации (сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации), размещенной на сайте Министерства, осуществляющего полномочия в области ценообразования в строительстве, также на сайтах подведомственных учреждений, в период с 01.01.2009 по настоящее время, для самостоятельного использования в составе компьютерных программ по созданию строительно-сметной документации.
5. Сведения об источниках получения в период с 01.01.2009 по настоящее время сметных нормативов, средних сметных цен, индексов пересчета сметной стоимости, и другую информацию в сфере ценообразования в строительстве, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации для составления сметной документации (с подтверждающими документами).
6. Сведения о лицах, осуществляющих разработку территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, используемых для составления сметной документации на объекты строительства, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Сведения о территориальных сметных нормативах, индексах изменения сметной стоимости, средних сметных ценах, используемых при составлении сметной документации за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации с указанием основания для применения, реквизитов актов об утверждении, согласовании.
8. Копии имеющихся договоров (соглашений), заключенных Министерством или подведомственными ему учреждениями с ФАУ "ФЦЦС" (ФГУ "ФЦЦС") и его филиалами, НО "НАСИ", ООО "ГОСНОРМАТИВ", (с приложением документов, подтверждающих их исполнение, например: акт выполненных работ, отчеты и др.).
9. Сведения об использовании при разработке территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен программного обеспечения (в том числе программы Центр-Регион, порядок предоставления такого программного обеспечения, лицензионные соглашения (договоры) с правообладателями, подтверждающие право использования программного обеспечения).
10. Сведения о зарегистрированных за Министерством и ему подведомственными организациями правах на базы данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены и другая информация в сфере ценообразования в строительстве.
11. Порядок предоставления территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, используемой для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации; по поступающим обращениям (запросам) физических, юридических и иных лиц.
12. Сведения о публикации территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, используемой для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации; в печатных изданиях, в сети Интернет с указанием даты публикации;
13. Копию имеющейся переписки (писем), в том числе в электронном виде, с Минрегионом России, Госстроем, Минстроем России, ФАУ "ФЦЦС" (ФГУ "ФЦЦС") и его филиалами, НО "НАСИ", ООО "ГОСНОРМАТИВ" по вопросам, касающимся согласования и применения территориальных сметных нормативов;
14. Сведения о заключении государственных контрактов, предметом которых является разработка (внесение изменений) территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, наполнения базы данных стоимости строительных ресурсов с приложением документов, подтверждающих их исполнение (акт выполненных работ, отчеты и др.).
15. Порядок определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с указанием документов, необходимых для разработки сметного раздела проектной документации.
16. Сведения о разработанных территориальных сметных нормативах лицами, используемых для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, которые не были согласованы Минрегионом России/Госстроем/Минстроем России и не были включены в Федеральный реестр сметных нормативов с указанием причины отсутствия согласования".
Согласно запросу Самарского УФАС России, поименованную в указанном письме информацию необходимо было представить со ссылкой на конкретный пункт запроса, в срок до 28 апреля 2016 года.
Письмо о запросе информации (далее - Запрос) было направлено в адрес Министерства посредством почтового отправления, факсом, а также на электронную почту Министерства, что подтверждается реестром почтовых отправлений, а также отчетом об отправке электронной почты.
Вместе с тем, в установленный срок запрошенная информация (документы) Министерством представлены не были. Ходатайство о продлении срока предоставления информации в адрес Самарского УФАС России не поступало.
23.05.2016 г., в адрес Самарского УФАС России, поступило письмо Министерства (от 18.05.2016 г. исх. N 3/1785), в котором сообщалось следующее.
Договоры, указанные в пунктах 1, 2 и 8 Запроса Министерством не заключались.
По пункту 10 Запроса, Министерство сообщило на отсутствие зарегистрированных прав на базы данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены и другая информация в сфере ценообразования в строительстве.
Кроме того, в данном письме Министерство указало, что не является уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим полномочия в области ценообразования в строительстве, в связи с чем, не может дать пояснения о возможности использования информации, размещенной на сайте органа, осуществляющего полномочия в области ценообразования в строительстве, достаточной для самостоятельного использования в составе компьютерных программ по созданию строительно-сметной документации.
Таким образом, Министерством представлена информация, указанная в пунктах 1, 2, 3, 4, 8, 10 Запроса, с нарушением срока.
По иным, указанным в Запросе пунктам, информация в Самарское УФАС России, Министерством данным письмом не представлена.
Сведения, указывающие на отсутствие запрашиваемой информации или наличие обстоятельств, не позволяющих (препятствующих) представить запрошенную информацию, в данном письме Министерством отражены не были.
Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225 (далее - Положение) Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения, Министерство является правопреемником департамента капитального строительства Самарской области, Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Главного управления архитектуры и градостроительства Самарской области.
Как следует из пункта 2.1. Положения, к предметам ведения и полномочиям Министерства, относятся в том числе, участие, в пределах своих полномочий, в разработке ценовой и тарифной политики в сфере деятельности, в том числе методологии ценообразования.
Таким образом, Министерство наделено полномочиями по разработке ценовой и тарифной политики в сфере деятельности, в том числе методологии ценообразования.
В ходе проведенной Самарским УФАС России внеплановой выездной проверки в отношении Министерства, а также рассмотрения материалов, полученных Управлением, было установлено следующее.
1. Распоряжениями Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Самарской области от 31.10.2001 N 399-р, от 23.09.2002 N 340-р, от 11.03.2003 N 93-р, от 15.04.2003 N 137-р, от 13.10.2003 N 403-р, от 24.12.2003 N 481-р, распоряжением Департамента капитального строительства Самарской области от 25.05.2004 N 6-р, в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 11.02.1998 N 18-15 утверждены территориальные единичные расценки для определения стоимости строительства в Самарской области.
Министерством изданы приказы от 20.04.2010 г. N 79-п, от 21.06.2010 г. N 160-п, от 04.05.2011 г. N 129-п, от 12.12.2011 г. N 100-п, которыми утверждены территориальные единичные расценки Самарской области, применяемые в строительстве, а также соответствующие изменения в указанные расценки.
Указанные выше документы свидетельствуют о том, что Министерство осуществляло действия по правовому регулированию правоотношений в сфере ценообразования в строительстве на территории Самарской области в рамках действующего на тот момент законодательства и представленных полномочий (что указывает на наличие у Министерства сведений об источниках получения сметных нормативов, средних сметных цен, иной информации в сфере ценообразования в строительстве, используемых для составления сметной документации).
Кроме того, в период с 2011 года по 2015 год Обществом с ограниченной ответственностью "Центр по ценообразованию в строительстве" (далее - ООО "ЦЦС", Общество) в адрес Министерства строительства Самарской области направлялись проекты изменений в территориальные сметные нормативы Самарской области, разработанные Обществом (письма от 10.02.2011 г. N 77, от 19.04.2011 г. N 291, от 14.09.2011 г. N 684, от 13.09.2013 г. N 3/8860, от 04.12.2014 г. N 933, от 16.09.2015 г. N 774).
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство обладало информацией запрашиваемой Самарским УФАС России пунктом 5 Запроса и имело возможность представить запрашиваемую информацию в установленный срок.
2. Как было установлено, в рамках осуществления функций Министерство участвует, в пределах своих полномочий, в разработке ценовой и тарифной политики в сфере деятельности, в том числе методологии ценообразования.
В рамках проведенной внеплановой выездной проверки, в ходе полученных разъяснений Самарским УФАС России установлено, что полномочия по участию и разработке ценовой и тарифной политики реализуются путем создания комиссии по ценообразованию в строительстве при министерстве.
Самарским УФАС России установлено, что Комиссия по ценообразованию в строительстве при министерстве (далее - Комиссия) создана на основании приказа Министерства от 22.08.2014 N 355-п "О создании комиссии по ценообразованию в строительстве Самарской области". Данным приказом утверждено Положение о комиссии (согласно приложению 2 к Приказу). Приказом министерства, утвержден состав Комиссии (приложение 1 к приказу).
Согласно пунктам 1, 3 Положения о Комиссии, Комиссия является совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие участников градостроительной деятельности в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве на территории Самарской области. Задачей деятельности Комиссии является подготовка рекомендаций по вопросам утверждения укрупненных показателей стоимости строительства, применения средних сметных цен на материалы, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве, в текущем уровне цен, региональных индексов перерасчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на территории Самарской области, по отношению к уровню цен сметно-нормативной базы.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Комиссии, основными ее функциями являются:
- рассмотрение предложений, материалов, проектов нормативно-методических и иных документов, разработанных и представленных участниками градостроительной деятельности, по вопросам ценообразования в строительстве, в том числе: территориальных сметных нормативов, изменений и дополнений к ним; укрупненных сметных нормативов; индивидуальных сметных нормативов, в том числе на выполнение работ с использованием новых технико-технологических решений, материальных и технических ресурсов; индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ;
- подготовка рекомендаций и заключений по рассмотренным предложениям, материалам, проектам нормативно-методических и иных документов по ценообразованию в строительстве.
Рассмотрев протоколы заседания Комиссии, размещенные на официальном интернет-сайте Министерства, Самарским УФАС России установлено, что на заседаниях Комиссии, в том числе должностными лицами Министерства, рассматривались вопросы, связанные с применением сборников текущих территориальных средних сметных цен, территориальных сборников текущих цен на материалы и оборудование, а также вопросы, связанные с подготовкой сметных расчетов, принимались решения об утверждении представленных ООО "ЦЦС" к рассмотрению сборников текущих цен на материалы и оборудование.
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство обладает сведениями о лицах, осуществляющих разработку территориальных сметных нормативов, а также принимает непосредственное участие в деятельности, связанной с разработкой, утверждением и использованием территориальных сметных нормативов.
Вместе с тем, информация, указанная в пункте 6 Запроса, не была представлена Министерством в установленный Самарским УФАС России срок.
3. В рамках внеплановой выездной проверки Самарским УФАС России получены сведения, указывающие на то, что ООО "ЦЦС" обращалось в Министерство (письма исх. N 215 от 13.03.2014, исх. N 933 от 04.12.2014, исх. N 774 от 16.09.2015) с просьбой направить в Министерство строительства и ЖКХ РФ, разработанный в соответствии с порядком разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 04.12.2012 N 75/ГС, проект сметных нормативов.
Так же в материалах данного дела об административном правонарушении, имеются письма Министерства (от 25.09.2015 исх. N 3/4329, от 04.02.2015 исх. N 3/450, от 04.09.2014 исх. N 3/6228), из содержания которых следует, что Министерством в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ (далее - Минстрой РФ) направлялись проекты сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет федерального бюджета.
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство обладало информацией и материалами, которые были запрошены Самарским УФАС России пунктом 7 Запроса.
Кроме того, вышеназванная переписка Министерства с Минстроем РФ свидетельствует о наличии у Министерства документов указанных в пункте 13 Запроса.
4. В ходе проведенной Самарским УФАС России внеплановой выездной проверки и анализа, полученных от Министерства документов, было установлено, что территориальные сметные нормативы размещены в справочно-правовой системе Гарант-максимум, в сети Интернет на сайте разработчика сметных нормативов по адресу http://www.ccs.samara.ru.; изменения в территориальные сметные нормативы, внесенные приказами министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.04.2010 N 79-п, от 21.06.2010 N 160-п, от 04.05.2011 N 129-п, а также приказ министерства от 12.12.2011 N 100-п опубликованы в газете "Волжская коммуна". Также было установлено, что утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов, сведения которого являются открытыми для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц, за исключением случаев установленных законодательством РФ. Указанные сведения в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 05.02.2013 N 17/ГС подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляются заявителям без взимания платы в течение 30 рабочих дней со дня регистрации соответствующего письменного запроса (письмо Министерства от 28.07.2016 исх. N 3/2779).
Таким образом, указанная в пункте 11 Запроса информация о порядке предоставления территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, используемой для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, имелась в распоряжении у Министерства. При этом, сведения (материалы), препятствующие предоставлению данной информации в установленный Запросом срок, Министерством представлены не были.
5. Как указывалось выше, Министерством изданы приказы от 20.04.2010 г. N 79-п, от 21.06.2010 г. N 160-п, от 04.05.2011 г. N 129-п, от 12.12.2011 г. N 100-п, которыми утверждены территориальные единичные расценки Самарской области, применяемые в строительстве, а также соответствующие изменения в указанные расценки.
Из содержания протоколов заседаний Комиссии следует, что, при участии должностных лиц Министерства, Комиссией рассматривались вопросы, связанные с применением сборников текущих территориальных средних сметных цен, территориальных сборников текущих цен на материалы и оборудование, а также вопросы, связанные с подготовкой сметных расчетов, принимались решения об утверждении представленных ООО "ЦЦС" к рассмотрению сборников текущих цен на материалы и оборудование и о месте их размещения.
Кроме того, в материалах настоящего дела имеется письмо Министерства (от 04.02.2015 г. N 3/450), направленное в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ, в котором указывается на то, что территориальные сметные нормативы Самарской области, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, размещены на официальном сайте Министерства.
Вышеизложенное указывает на то, что Министерство обладало информацией, запрашиваемой Самарским УФАС России пунктом 12, однако данная информация в установленный запросом срок представлена не была.
6. В соответствии с пунктом 2.2 Положения о министерстве, Министерство, в том числе, выступает в сфере деятельности Министерства государственным заказчиком по государственным контрактам, реализуемым за счет средств областного бюджета, средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных для Самарской области, привлекаемых внебюджетных источников, за исключением государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание объектов капитального строительства; заключает в пределах своей компетенции договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для областных государственных нужд, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством, за исключением договоров (государственных контрактов) на проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Таким образом, Министерство осуществляет полномочия государственного заказчика и обладает информацией о наличии либо отсутствии заключенных им государственных контрактов.
Вместе с тем, в установленный срок Министерством в Самарское УФАС России документы, запрошенные пунктом 14 Запроса, либо сведения об их отсутствии представлены не были.
7. Информация, указанная в пунктах 9, 15 и 16 запроса, Министерством также не представлена. Сведения (материалы), указывающие на отсутствие запрошенной данными пунктами информации, а также препятствующие ее предоставлению в установленный Запросом срок, Министерством в адрес Самарского УФАС России не направлялась.
Установлено, что запрос информации, был направлен Самарским УФАС России в адрес Министерства, во исполнение поручения ФАС России от 18.03.2016 N ЦА/16986/16, с целью выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере разработки и обеспечения доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам Самарской области.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") антимонопольный орган выполняет следующие функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.
Согласно части 1 статьи 25 Закона "О защите конкуренции", коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Самарское УФАС России осуществляет деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 г. N 30 (далее - Положение о территориальном органе).
Пункт 5.16 Положения о территориальном органе определяет, что территориальный орган ФАС России имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей независимо от их местонахождения, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
Указанные механизмы контроля позволяют оперативно принимать меры антимонопольного реагирования по недопущению и пресечению запрещенных Законом "О защите конкуренции" нарушений.
Истребование Самарским УФАС России информации у Министерства было мотивировано необходимостью исполнения поручения ФАС России в целях осуществления, возложенных на антимонопольный орган Законом "О защите конкуренции" функций по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также функций по выявлению нарушения антимонопольного законодательства и принятия мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.
Непредставление Министерством информации, запрошенной Самарским УФАС России, затруднило исполнение антимонопольным органом государственных функций и возложенных на него полномочий, предусмотренных Законом "О защите конкуренции", иными нормативными актами, целью которых является обеспечение реализации единой государственной антимонопольной политики. Указанное действие представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования.
Кроме того, непредставление Министерством запрошенной информации привело к невозможности исполнения Самарским УФАС России Поручения ФАС России, в установленные в нем сроки.
В рамках административного расследования по данному делу Министерством представлено письмо (от 03.06.2016 исх. N 3/2010), в котором указывается на то, что запрошенная Самарским УФАС России информация была представлена специалисту Управления устно по телефону, в связи с чем, по мнению Министерства, в его действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, Запрос о предоставлении информации направлен в адрес Министерства в письменном виде. В соответствии с Запросом Министерству надлежало представить письменные пояснения, а также копии документов.
Таким образом, довод Министерства о предоставлении запрошенной Самарским УФАС России информации в устной форме по телефону, является необоснованным и не свидетельствует о предоставлении запрошенной информации в установленный срок.
На рассмотрении дела об административном правонарушении N 307-12223-16/10 присутствовал представитель Министерства Т. О.В. по доверенности от 26.07.2016 N 3-49/50.
В ходе рассмотрения настоящего дела 09.08.2016 г., представитель Министерства пояснил, что Министерство не обладает информацией запрошенной пунктами 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 запроса.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, Управлением принято решение об отложении рассмотрения дела.
При этом, на рассмотрении дела 09.09.2016 г., представителем Министерства представлено письмо (от 08.09.2016 исх. N 3/3287), согласно которому Министерство, в дополнение к ранее направленному письму (от 18.05.2016 г. исх. N 3/1785) направляет информацию на Запрос Самарского УФАС России. Вместе с тем, указанную информацию необходимо было представить в Управление в срок до 28 апреля 2016 года.
Таким образом, Министерством запрошенная информацию представлена несвоевременно.
При этом, часть информации, поименованной в Запросе, получена Управлением в ходе проведенной внеплановой проверки, и ответа на запрос направленный в адрес Правительства Самарской области.
Изложенное выше свидетельствует о несвоевременном представлении Министерством сведений (материалов), необходимых Самарскому УФАС России для исполнения поручения ФАС России в целях осуществления, возложенных на антимонопольный орган Законом "О защите конкуренции" функций по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также функций по выявлению нарушения антимонопольного законодательства и принятия мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Представление Министерством антимонопольному органу запрошенных сведений и документов за пределами установленного срока свидетельствует о нарушении им предусмотренной частью 1 статьи 25 Закона "О защите конкуренции" обязанности, и, следовательно, о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, документы (сведения), запрошенные письмом Самарского УФАС России, были получены в ходе проведенной внеплановой выездной проверки, а также по результатам направления запросов в адрес Правительства Самарской области. Таким образом, установлено и материалами данного дела подтверждается, что документы (сведения) имелись в распоряжении Министерства.
Таким образом, в рассматриваемом случае, вина заключается в том, что Министерство имело реальную возможность представления запрошенных письмом Самарского УФАС России документов и сведений. При этом, министерством не было принято каких-либо мер для своевременного направления информации и соблюдения вышеприведенных требований Закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, в действиях Министерства строительства Самарской области, выразившихся в непредставлении в Самарское УФАС России в установленный срок запрошенной информации, имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Время совершения Министерством строительства Самарской области административного правонарушения - 29.04.2016 г.
Место совершения Министерством строительства Самарской области административного правонарушения - г. Самара, Самарская область.
Факт совершения административного правонарушения Министерством подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении по делу N 307-12223-16/10 от 25.07.2016 г. исх. N 6507/10;
- материалами административного дела N 307-12223-16/10;
- материалами, полученными в рамках проведенной на основании приказа руководителя Самарского УФАС России от 11.07.2016 г. N 75 внеплановой, выездной проверки Министерства.
В результате несвоевременного представления Министерством информации, запрошенной Самарскимого УФАС России, Министерством были созданы препятствия для реализации Самарским УФАС России полномочий, предусмотренных Законом "О защите конкуренции", иными нормативными актами, целью которых является обеспечение реализации единой государственной антимонопольной политики и свидетельствует о пренебрежительном отношении Министерства к исполнению своих обязанностей и направлены против установленного законом порядка управления.
При указанных обстоятельствах, рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
О существенной опасности свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.
Исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ отягчающие вину обстоятельства не установлены.
В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислены смягчающие вину обстоятельства, которые при рассмотрении данного дела установлены не были.
При этом, согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающим обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Учитывая все обстоятельства рассматриваемого дела, а также, то обстоятельство, что ранее Министерство к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось, представляется возможным назначение минимального наказания в пределах санкции, установленной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 5 статьи 19.8, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, статьей 31.5 КоАП РФ, постановил:
Признать Министерство виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы денежных взысканий (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в Федеральный бюджет - по нормативу 100%.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
ИНН 6315802344
КПП 631601001
КБК 16111602010016000140
Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области)
Счет: 40101810200000010001 Отделение Самара г. Самара.
БИК 043601001
ОКТМО 36701000
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 7(846) 200-15-42.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Заместитель руководителя
Самарского УФАС России Ю. А. Клинков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 сентября 2016 г. N 307-12223-16/10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016