Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1722/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от заявителя - ООО "БАСК-Электро",
от заказчика - ГУП "Московский метрополитен",
в отсутствие:
АО "ОТС" (уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России 08.09.2016 N ИШ/40844)
рассмотрев жалобу ООО "БАСК-Электро" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку паяльников, ТЭНов, водонагревателей, насосов, электроприборов и материалов (реестровый N 31603914899) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в уклонении Заказчика от заключения договора с Заявителем по итогам Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения инации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Московский метрополитен" (далее - Положение о закупках).
22.07.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 12.08.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 19.08.2016, дата проведения Аукциона - 23.08.2016.
Из протокола об определении победителя от 23.08.2016 N 4102423, 31603914899/2 следует, что ООО "БАСК-Электро" признано победителем по итогам Аукциона с предложением цены договора в размере 22 281 185,61 рублей.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 3.14.2 Аукционной документации Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передает победителю аукциона проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем аукциона в проект договора, прилагаемый к аукционной документации. Заказчик при отсутствии в заявке победителя соответствующей информации вправе не заполнять приложение к договору, раскрывающее ценовое предложение участника (калькуляцию, расчет цены, спецификацию), такое приложение должно быть заполнено победителем аукциона (в процессе подписания договора с его стороны).
В соответствии с пунктом 3.14.4 Аукционной документации победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения проекта договора направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя, а также подписанный электронной подписью указанного лица документ, подтверждающий обладание им права на заключение договора от имени Победителя закупки. Одновременно с проектом договора предоставляется документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора (банковская гарантия, платежное поручение). Либо в случае наличия замечаний, Победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней формируют Протокол разногласий к проекту договора.
Победитель закупки, в случае наличия разногласий к проекту договора, направленному в соответствии с положениями настоящего раздела, направляет Протокол разногласий к проекту договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя закупки, оператору электронной площадки. При этом Победитель закупки указывает в Протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении закупки, документации и заявке на участие, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения разногласий оператор электронной площадки направляет Протокол разногласий Организатору закупок.
В случае выявления в Протоколе разногласий требований об изменении условий договора, установленных в документации о закупке и непредусмотренных заявкой Победителя закупки, Победитель закупки может быть признан уклоняющимся от заключения договора.
Организатор закупок в течение двух рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки Протокола разногласий к проекту договора, рассматривает данные разногласия и без подписи заказчика либо направляет доработанный проект договора оператору электронной площадки, либо повторно направляет оператору электронной площадки проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа полностью или частично учесть разногласия Победителя закупки.
В течение одного часа с момента получения оператор ЭТП направляет документы без электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Победителю закупки.
Согласно пункту 3.14.6 Аукционной документации в случае если победитель аукциона или участник закупки, который сделал предпоследнее предложение о цене договора, в срок, предусмотренный Аукционной документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, и в аукционной документации, а также обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, победитель аукциона или участник закупки, который сделал предпоследнее предложение о цене договора, признается уклонившимся от заключения договора.
Таким образом, в соответствии с положениями Аукционной документации победитель закупки, признается уклонившимся от заключения договора в случае если победитель Аукциона, в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, указанных в поданной участником заявке и в извещении о проведении Аукциона, а также обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, а также в случае выявления в протоколе разногласий требований об изменении условий договора, установленных в документации о закупке и непредусмотренных заявкой Победителя закупки.
В соответствии с пунктом 3.15.4 Аукционной документации банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным документацией о закупке (в том числе проектом договора). Разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации предусмотрена типовая форма банковской гарантии. В банковской гарантии не должно быть условий или требований, противоречащих условиям документации о закупке (в том числе типовой форме банковской гарантии), или делающих их неисполнимыми.
Согласно пункту 3.15.5 Аукционной документации бенефициаром в банковской гарантии должен быть указан Заказчик, Принципалом - Победитель аукциона или Участник аукциона, с которым заключается договор, Гарантом - банк, выдавший банковскую гарантию.
В соответствии с пунктом 3.15.6 Аукционной документации банковская гарантия должна быть выдана Гарантом, отвечающим следующим требованиям:
В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, в пределах которой банк гарантирует исполнение обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона, которая должна быть не менее суммы, установленной в пункте 29 раздела 2 "Информационная карта аукциона" настоящей документации;
Банковская гарантия должна содержать указание на договор, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны договора, название предмета договора и, по возможности, ссылку на Протокол о результатах аукциона как основание заключения договора;
В банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Бенефициара на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Принципалом своих обязательств по договору в предусмотренные сроки или расторжения договора и отказа его вернуть полученную сумму аванса. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Бенефициар направляет Гаранту только письменное требование и документы, подтверждающие выплату Принципалу аванса;
Банковская гарантия должна содержать указание на согласие Гаранта с тем, что изменения и дополнения, внесенные в договор, не освобождают его от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
Банковская гарантия должна быть действительна в течение срока исполнения обязательств по договору Победителем аукциона, плюс не менее чем 60 (шестьдесят) дней.
Комиссией установлено, что итоговый протокол от 23.08.2016 N 4102423, 31603914899/2 опубликован ЕИС 25.08.2016. 30.08.2016 Заказчиком на электронной торговой площадке был размещен проект договора.
30.08.2016 на электронной торговой площадке был размещен проект договора. 31.08.2016 ООО "БАСК-Электро" подписан указанный договор. Одновременно, при подписании договора ООО "БАСК-Электро" предоставлена скан-копия банковской гарантии N LM2508160826 от 29.08.2016, выданной гарантом КБ "ЛОКО-Банк" (АО). Между тем, предоставленная банковская гарантия не соответствует условиям Аукционной документации, а именно в тексте банковской гарантии используется термин "государственный заказчик", в то время как ГУП "Московский метрополитен" таковым не является.
Согласно письменным пояснениям ООО "БАСК-Электро", в пределах сроков, указанных в документации, обществом подписан направленный Заказчиком договор, а также предоставлено обеспечение исполнения договора в виде банковской гарантии. Доводы заказчика о несоответствии предоставленной банковской гарантии требованиям Закупочной документации не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Банковская гарантия N LM2508160826 от 29.08.2016 соответствует требованиям статей 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и требованиям документации. В подтверждение заявленного довода ООО "БАСК-Электро" предоставлено Информационное письмо от 15.09.2016, предоставленное КБ "ЛОКО-Банк" (АО), в соответствии в которым, кредитная организация подтверждает обеспечение обязательств, по договору, который будет заключен на основании протокола аукциона от 23.08.2016 N 31603914899.
Проведя документальный анализ банковской гарантии, предоставленной ООО "БАСК-Электро", Комиссия установила, что данная банковская гарантия в соответствии с требованиями документации содержит следующие сведения:
- обязанность КБ "ЛОКО-Банк" (АО) уплатить ГУП "Московский метрополитен" (место нахождения: 129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41, стр. 2, ИНН 7702038150, ОГРН 1027700096280) указанную в гарантии сумму, в случае если ООО "БАСК-Электро" не исполнит обязательства по указанному договору;
сумму, в пределах которой банк гарантирует исполнение обязательств по договору - 2 250 625, 00 руб.;
указание на договор, исполнение которого она обеспечивает, с указанием на стороны договора, на предмет договора, протокол о результатах аукциона: государственный контракт, который будет заключен на основании протокола аукциона от 23.08.2016 N 31603914899 по результатам определения поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку паяльников, ТЭНов, водонагревателей, насосов, электроприборов и материалов (реестровый N 31603914899, номер лота 5358611);
безусловное право бенефициара на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения принципалом своих обязательств по договору в предусмотренные сроки или расторжения договора и отказа его вернуть полученную сумму аванса;
согласие гаранта с тем, что изменения и дополнения, внесенные в договор, не освобождают его от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
срок действия - в течение срока исполнения обязательств по договору Победителем аукциона, плюс не менее чем 60 (шестьдесят) дней.
Таким образом, предоставленная ООО "БАСК-Электро" банковская гарантия содержит существенные условия, предусмотренные документацией о Закупке к банковской гарантии, а также позволяет достоверно установить бенефициара (ГУП "Московский метрополитен"), которому гарант (КБ "ЛОКО-Банк" (АО)) обязуется выплатить сумму, а также договор, в обеспечение которого предоставлена банковская гарантия.
Факт наличия в банковской гарантии ссылки на государственный контракт, не меняет правовую природу правоотношений, возникших между ООО "БАСК-Электро" и Заказчиком при проведении Аукциона, и не лишает заказчика, в случае не исполнения ООО "БАСК-Электро" обязательств по заключенному по итогам Закупки договору, права на получение денежных средств.
Банковская гарантия позволяет однозначно установить обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией.
Кроме того, Информационным письмом КБ "ЛОКО-Банк" (АО) от 15.09.2016 кредитной организацией подтверждается обеспечение обязательств по договору, заключаемому на основании протокола аукциона от 23.08.2016 N 31603914899.
Следовательно, предоставленная ООО "БАСК-Электро" банковская гарантия соответствует требованиям гражданского законодательства.
При этом, в ходе заседания Комиссии доказательств обратного Заказчиком не предоставлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следовательно, Законом о закупках запрещено Заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию по отношению к участникам Аукциона.
Таким образом, Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение пунктов 3.14.4. и 3.15.4. Аукционной документации и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение нарушение пунктов 3.14.4. и 3.15.4. Аукционной документации и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО "БАСК-Электро"
170023, г. Тверь, ул. М. Буденного, д. 6А, оф. 1
ГУП "Московский метрополитен"
129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41, стр. 2
АО "ОТС"
119049, Москва, пер. 4-ый Добрынинский, д. 8
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1722/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.09.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 21.09.2016 по делу N 1-00-1722/77-16, предписывает:
ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку паяльников, ТЭНов, водонагревателей, насосов, электроприборов и материалов (реестровый N 31603914899) (далее - Аукцион), а именно:
Заказчику продолжить процедуру Аукциона в соответствии с решением от 21.09.2016 по делу N 1-00-1722/77-16, руководствуясь Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Московский метрополитен", в редакции, действующий на момент размещения извещения о проведении Аукциона, а также Аукционной документацией.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 26.10.2016.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 02.11.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1722/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016