Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 28 сентября 2016 г. N 08-04-16/27
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя управления - Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.
рассмотрев дело N 08-04-16/27 от 13.09.2015 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии лица, в действии которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
общество с ограниченной ответственностью "Просто окна" (ИНН 5107912954, ОГРН 1105107000085 от 17.03.2010, Мурманская область г. Мончегорск, ул. Строительная, д.7, г. Апатиты ул. Дзержинского, д. 35, офис 416). установила
23.08.2016 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданки <> по факту размещения 22.08.2016 рекламного баннера на стене здания в г. Апатиты, ул. Дзержинского, д.35: "Просто окна. Мы просто лучшие! 2-07-07-, 902-137-70-07, ул. Дзержинского, д.35, 4 этаж, оф.416А".
По мнению заявительницы, в рекламе отсутствует конкретный критерий, по которому компания "Просто окна" считается лучшей. В городе Апатиты имеется значительное количество компаний, занимающихся продаже, установкой окон ПВХ.
Гражданка, ссылаясь в обращении на постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", считает, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, употребляя слово "лучший", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Со слов заявительницы, в рекламе не указано, что является лучшим - окна или услуга по их установке, или стоимостные характеристики услуг.
Утверждающий слоган "_Мы просто лучшие!" вводит потребителя в заблуждение и создает неверное представление об услугах, а также носит сравнительный характер объекта рекламирования с иными товарами/услугами без объективного подтверждения в самой рекламе, что, противоречит пункту 1 части 2 и пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и ведет к нездоровой конкуренции.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В ходе рассмотрения обращения Мурманское УФАС России провело проверочные мероприятия: запросило информацию у отдела архитектуры и градостроительства г. Апатиты, у собственника помещения, ООО "Бизнес-Индустрия" и распространителя рекламы ООО "Просто окна".
Согласно представленным документам и пояснениям арендодателя ООО "Бизнс-Индустрия", ООО "Просто окно" по договору б/н от 01.01.2016 арендует у ООО "Бизнс-Индустрия" помещение площадью 12 кв.м в г. Апатиты, ул. Дзержинского 35, офис 416А сроком до 30.12.2016.
В период с 21.10.2013 по 30.12.2014 ООО "Бизнес-Индустрия" также предоставляло ООО "Просто окно" по договору б/н от 21.10.2013 г объект площадью 10 кв.м.(часть внешней стены здания г. Апатиты, ул. Дзержинского 35). По истечении договорных отношений новый договор аренды стены здания не заключался, арендная плата не взымалась.
По информации, полученной из отдела архитектуры и градостроительства г. Апатиты, заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на здании по ул. Дзержинского 35 в г. Апатиты не поступало, в этой связи разрешение на право установки рекламной конструкции не выдавалось. В результате проверки отдел архитектуры и градостроительства г. Апатиты выявил рекламную конструкцию по ул. Дзержинского 35 в г. Апатиты без разрешения на её установку и выдал собственнику здания ООО "Бизнс-Индустрия" предписание N 01-06/20-16 от 09.09.2016 г об удалении в 3-х дневный срок рекламной информации, и в течении месяца рекламной конструкции.
Из письма ООО "Просто окна" следует, что надпись "мы просто лучшие" не может быть подтверждена Обществом документально и никакого сравнительного характера данный слоган не несет. ООО "Просто окна" не преследовало цель опорочить честь, достоинство и деловую репутацию конкурентов своей рекламой. Из пояснений ООО "Просто окна" следует, что Общество является микропредприятием, в штате отсутствует юрист и руководитель самостоятельно определил содержание рекламы, на безвозмездной основе заказал изготовление рекламы и разместил на стене здания в г. Апатиты, ул. Дзержинского, д.35, при этом не обладая специальными знаниями в области рекламного законодательства допустил нарушение без злого умысла. Общество раскаивается, просит учесть, что правонарушение совершило впервые и в связи с отсутствием опыта и специальных знаний. Договоры на изготовление и размещение рекламы ООО "Просто окна" не представило, сославшись на их отсутствие.
Комиссия изучила рекламу, материалы дела, пояснения ООО Просто окна и пришла к следующему выводу, что общество нарушило пункту 1 части 3 статьи 5 и пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Просто окна" (ИНН 5107912954, ОГРН 1105107000085 от 17.03.2010, Мурманская область г. Мончегорск, ул. Строительная, д.7, г. Апатиты ул. Дзержинского, д. 35, офис 416) является микро предприятием и осуществляет строительные и отделочные работы (47.99) на территории города Апатиты Мурманской области.
Размещённая в виде баннера информация на наружной стене здания по ул. Дзержинского, д. 35 в г. Апатиты, в котором осуществляет деятельность ООО "Просто окна" является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования ООО "Просто окна", призвана формировать и поддерживать интерес к компании и её деятельности по изготовлению и установке окон "Просто окна. Мы просто лучшие!".
Использованный ООО "Просто окна" в рекламе слоган "_Мы просто лучшие!" предполагает, что рекламируемая таким способом деятельность общества является эксклюзивной и самой востребованной с точки зрения качества обслуживания со стороны потребителей, и одновременно, свидетельствует, что ни одно другое предприятие, действующие на данном рынке и в данном городе, не имеет таких показателей относительно качества предоставляемых услуг по установке окон.
Заявление о преимуществах, в том числе, формулировка, содержащая прилагательное в превосходной степени "лучшие" должны иметь документальное и фактическое обоснование. Под преимуществом понимается превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного характера или услуги иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение потребителей.
Следует отметить, что на сегодняшний день город Апатиты Мурманской области располагает более пятью предприятиями по изготовлению и установке окон, соответственно ООО "Просто окна", размещая рекламу "мы просто лучшие" должна, доказать своё первенство среди всех организаций и четко обозначить критерий по которому оценивалась компания.
УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения обращения гражданки запросило у лица, заинтересованного в указанной рекламе ООО "Просто окна", документы подтверждающие содержание рекламы, а именно указать конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение в рекламе и который имеет объективное подтверждение "Мы просто лучшие!".
ООО "Просто окна" не представило документы подтверждающие содержание рекламы и признало нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Закон о рекламе не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.
Комиссией установлено и ООО "Просто окна" не оспаривается, что в целях продвижения своей продукции и услуг Общество определило содержание рекламы: "Просто окна. Мы просто лучшие! 2-07-07-, 902-137-70-07, ул. Дзержинского, д.35, 4 этаж, оф.416А", заказало изготовление рекламного баннера, и разместило 22.08.2016 на внешней стене здания, в котором осуществляет свою деятельность, по адресу: Мурманская обл., г.Апатиты, ул. Дзержинского, д.35, с нарушением пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно реклама содержит некорректные сравнения Общества с иными хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность на рынке по установке окон, содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах Общества перед иными субъектами реализующими аналогичные услуги.
На основании вышеизложенного Комиссия признала рекламу недобросовестной, недостоверной и ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ несет рекламодатель - ООО "Просто окна" (ИНН 5107912954, ОГРН 1105107000085 от 17.03.2010, Мурманская область г. Мончегорск, ул. Строительная, д.7, г. Апатиты ул. Дзержинского, д. 35, офис416).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу: "Просто окна. Мы просто лучшие! 2-07-07-, 902-137-70-07, ул. Дзержинского, д.35, 4 этаж, оф.416А", распространявшуюся 22.08.2016, на внешней стене здания, по адресу: Мурманская обл., г.Апатиты, ул. Дзержинского, д.35 недостоверной и ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдать предписание ООО "Просто окна" о прекращении нарушения и соблюдения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Просто окна".
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Председатель комиссии: И.Н. Попова
Члены комиссии: С.В.Мороз
Д.А. Мареха
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу
N 08-04-16/27
28.09.2016 года
город Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя управления - Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Мареха Д.А. на основании своего решения N 08-04-16/27 от 28.09.2016 о нарушении Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) о признании рекламы "Просто окна. Мы просто лучшие! 2-07-07-, 902-137-70-07, ул. Дзержинского, д.35, 4 этаж, оф.416А", размещенной 22.08.2016 в виде баннера на стене здания в г. Апатиты, ул. Дзержинского, д.35 ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункту 1 части 2 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю - обществу с ограниченной ответственностью "Просто окна" (ИНН 5107912954, ОГРН 1105107000085 от 17.03.2010, Мурманская область г. Мончегорск, ул. Строительная, д.7, г. Апатиты ул. Дзержинского, д. 35, офис 416) прекратить нарушение пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении как наружной рекламы, так и в сети Интернет, и иных средствах массовой информации.
2. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 10 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: И.Н. Попова
Члены комиссии: С.В. Мороз
Д.А. Марех
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 сентября 2016 г. N 08-04-16/27
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016