Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 13 сентября 2016 г. N 1-8372-16/6
Резолютивная часть решения оглашена "30" августа 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): руководителя управления Пака Л.Л., заместителя руководителя Клинковой Ю.А., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Тишиной Н.В.,
рассмотрев дело N 1-8372-16/6 по признакам нарушения МП "ТПАП N 3"; ООО "ТО-Автомобильная Компания", ООО "Спринтер", ООО "Экспресс-Сити", ООО "Тантал", ООО "РТ-Запчасть", ООО "Альянс", ООО "Империал-Авто", ООО "Тандем", ООО "Росвэн" пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения, которое привело к установлению и поддержанию цен на проезд и провоз багажа по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти,
в отсутствии на заседании представителей лиц, участвующих в деле, установила:
В адрес Самарского УФАС России в 2016 году поступали обращения граждан относительно роста цен на проезд в транспорте г. Тольятти. Согласно информации, содержащейся в обращениях, на внутримуниципальных городских маршрутах муниципальные и частные перевозчики единовременно с 01.01.2016 г. значительно повысили стоимость проезда и провоза багажа. Из содержания обращений следует, что до повышения стоимость проезда внутри района составляла 20 рублей, а после повышения стоимость составила 25 рублей, между районами 27 рублей.
По результатам рассмотрения вышеуказанной информации, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела по признакам нарушения МП "ТПАП N 3", ООО "ТО-Автомобильная Компания", ООО "Спринтер", ООО "Экспресс-Сити", ООО "Тантал", ООО "РТ-Запчасть", ООО "Альянс", ООО "Империал-Авто", ООО "Тандем", ООО "Росвэн" (далее - Ответчики по делу) пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.03.2016 г. N 31.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Мэрией г.о.Тольятти и перевозчиками заключены следующие договоры об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти:
- договор N 1089-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с МП "ТПАТП N3";
- договор N 1080-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Спринтер";
- договор N 1081-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Экспресс-Сити";
- договор N 1084-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Тантал";
- договор N 1079-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Тандем";
- договор N 1082-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Альянс";
- договор N 1088-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "ТО-Автомобильная Компания";
- договор N 1083-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Империал-Авто";
- договор N 1091-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Росвен";
- договор N 1090-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "ГРАНД-АВТО";
- договор N 1085-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "РТ-Запчасть";
- договор N 1087-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Зеленоглазое такси";
- договор N 1086-дг/4.2 от 25.12.2014 г. с ООО "Донус".
Согласно пункту 2.3.5 указанных договоров (в редакции, действовавшей на момент заключения) перевозчики имеют право изменить стоимость проезда пассажиров и провоза багажа в сторону увеличения, но не ранее, чем через 1 (один) год после заключения настоящего договора. При этом изменение стоимости допускается не чаще одного раза в год и не выше величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области. Вместе с тем, в декабре 2015 года путем заключения Мэрией г.о. Тольятти с каждым из перевозчиков дополнительных соглашений, указанное условие было исключено из вышеуказанных договоров.
Из имеющихся в деле документов следует, что постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 22.12.2015 г. N 4132-П/1 с 01.01.2016 г. был повышен размер тарифов МП "ТПАП N 3" на проезд пассажиров и провоз багажа на муниципальных транспортных средствах. В соответствии с указанным постановлением с 01.01.2016 г. тариф МП "ТПАП N 3" за проезд пассажиров и провоз багажа за наличную оплату составил 25 рублей, тариф за проезд и провоз багажа с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда - 23 рубля.
Как следует из представленных документов, МП "ТПАТП N3" в адрес Мэрии г.о. Тольятти направлены документы, отражающие экономическое обоснование необходимости повышения стоимости проезда в 2016 году. Расчет тарифа на услугу по регулярным перевозкам по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти МП "ТПАТП N 3" осуществлялся исходя из показателей транспортной работы, количества пассажиров, расходов, связанных с оказанием услуги, прочих расходов. В соответствии с представленной калькуляцией экономически обоснованный тариф МП "ТПАТП N 3" на услугу перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам в 2016 году составил 32,5 руб.
Из имеющихся документов следует, что существенное влияние на повышение Мэрией г.о. Тольятти для МП "ТПАТП N 3" указанного тарифа оказал показатель, связанный с объемом пассажиропотока: в 2016 году количество пассажиров снизилось на 15,8% до 16965 тыс.чел.
В последующем в декабре 2015 года - январе 2016 года перевозчиками частной формы собственности, осуществляющими деятельность в г.о. Тольятти, также были изданы приказы о повышении стоимости проезда пассажиров:
а) ООО "Росвен" - приказ от 23.12.2015 г.;
б) ООО "Тантал" - приказ от 25.12.2015 г.;
в) ООО "Экспресс-Сити" - приказ от 26.12.2015 г.;
г) ООО "ГРАНД-АВТО" - приказ от 26.12.2015 г.;
д) ООО "РТ-Запчасть" - приказ от 27.12.2015 г.;
е) ООО "Спринтер" - приказ от 28.12.2015 г.;
ж) ООО "Тандем" - приказ от 29.12.2015 г.;
з) ООО "Альянс" - приказ от 30.12.2015 г.;
и) ООО "ТО-Автомобильная Компания" - приказ от 31.12.2015 г.;
к) ООО "Донус" - приказ от 31.12.2015 г.;
л) ООО "Империал-Авто" - приказ от 01.01.2016 г.;
м) ООО "Зеленоглазое такси" - приказы от 02.01.2015 г.
Из содержания данных приказов следует, что указанными перевозчиками стоимость проезда пассажиров с 01.01.2016 г. определена в следующем размере:
- ООО "ТО-Автомобильная Компания" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку)
- ООО "Спринтер" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку, между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку),
- ООО "Экспресс-Сити" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку, между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку);
- ООО "Тантал" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку и между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку);
- ООО "РТ-Запчасть" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку и одно место багажа);
- ООО "Альянс" (по району г.о. Тольятти (Центральный, Автозаводской, Комсомольский) 25 рублей за одну поездку и одно место багажа, между районами г.о. Тольятти 27 рублей и 35 рублей за одну поездку и одно место багажа);
- ООО "Империал-Авто" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку, между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку);
- ООО "Тандем" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку, между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку);
- ООО "Росвен" (по району г.о. Тольятти 25 рублей за одну поездку, между районами г.о. Тольятти 27 рублей за одну поездку).
Таким образом, хозяйствующими субъектами стоимость услуг перевозки пассажиров и багажа по регулярным внутримуниципальным маршрутам с 01.01.2016 г. была установлена на одном уровне.
В материалы настоящего дела ответчиками представлены калькуляции, составленные на основании произведенных расчетов себестоимости проезда пассажиров.
Как следует из анализа полученных калькуляций, увеличение тарифа за проезд пассажиров в 2016 году составило 25% при поездке по району г. Тольятти и 35% при поездке между районами г. Тольятти. Анализ представленных перевозчиками калькуляций по расчету стоимости поездки одного пассажира по маршрутам свидетельствует о том, что расходы на осуществление перевозки пассажиров увеличились, а количество перевозимых пассажиров снижается.
Так, например, исходя из плановых калькуляций по расчету стоимости поездки одного пассажира по маршруту N 102, составленных ООО "Росвен", в 2016 году расходы на осуществление перевозки пассажиров увеличились по сравнению с 2015 годом на 19,7%, количество пассажиров снизилось на 9,9%. В соответствии с калькуляциями, представленными ООО "Тандем", в 2016 году расходы на осуществление перевозки пассажиров остались на уровне 2015 года, а количество пассажиров снизилось на 24%. Аналогичная тенденция наблюдается и у иных хозяйствующих субъектов частной формы собственности.
В обоснование повышения стоимости проезда и провоза багажа хозяйствующие субъекты-ответчики указывают на завышение объема пассажиропотока маршрутной сети, разработанной специалистами Санкт-Петербургского института транспортной инфраструктуры по заявке Мэрии г.о. Тольятти. Вследствие завышенного пассажиропотока реальная себестоимость перевозки одного пассажира оказалась выше, что привело к увеличению стоимости перевозки пассажиров.
Из анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности ответчиков Комиссией установлено, что на протяжении всего 2015 года у данных хозяйствующих субъектов наблюдались отрицательные значения показателей полученной прибыли.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Исходя из сложившейся судебной практики, наличие антиконкурентного соглашения может быть доказано не только с использованием прямых доказательств, но и необходимой совокупностью косвенных доказательств, свидетельствующих о наличии такого соглашения. Также доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Таким образом, модель группового поведения независимых хозяйствующих субъектов предполагает совершение координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одними из признаков ограничения конкуренции являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, в рассматриваемом случае доказыванию подлежит установление факта достижения между ответчиками по делу соглашения, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели, а именно: установление и поддержание цен на услуги по проезду и провозу багажа по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти.
Имеющиеся в деле документы не свидетельствуют о том, что установление хозяйствующими субъектами стоимости проезда и провоза багажа на регулярных внутримуниципальных маршрутах было осуществлено ответчиками в результате достижения договоренности в письменной или устной форме.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что согласно существующей судебной практике (решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 г. по делу N А55-7387/2012), помимо экономически обоснованных затрат, влияющих на стоимость проезда и провоза багажа, перевозчики частной формы собственности исходя из ситуации на рассматриваемом товарном рынке вынуждены учитывать при определении стоимости проезда уровень тарифа, установленный органом местного самоуправления на муниципальном транспорте.
Таким образом, перевозчики частной формы собственности, ориентируясь, в том числе на повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте, произвели существенное увеличение цен на проезд пассажиров и провоз багажа на своих транспортных средствах.
Факт установления или поддержания перевозчиками определенной цены проезда может являться следствием объективных факторов, в равной мере влияющих на всех перевозчиков. В рассматриваемом случае представленные в дело доказательства не указывают на то, что повышение стоимости проезда пассажиров и провоза багажа на регулярных внутримуниципальных маршрутах было произведено в отсутствие объективных экономических факторов, влияющих на субъектов рынка. Сама по себе синхронность поведения участников товарного рынка, в том числе и по установлению одинаковых цен на услуги, не свидетельствует безусловно и однозначно о нарушении ответчиками антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, исходя из имеющихся в настоящем деле доказательств, в действиях МП "ТПАП N 3", ООО "ТО-Автомобильная Компания", ООО "Спринтер", ООО "Экспресс-Сити", ООО "Тантал", ООО "РТ-Запчасть", ООО "Альянс", ООО "Империал-Авто", ООО "Тандем", ООО "Росвэн" по увеличению цен на проезд и провоз багажа по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции Комиссией не усматривается.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Рассмотрение дела N 1-8372-16/6 по признакам нарушения МП "ТПАП N 3", ООО "ТО-Автомобильная Компания", ООО "Спринтер", ООО "Экспресс-Сити", ООО "Тантал", ООО "РТ-Запчасть", ООО "Альянс", ООО "Империал-Авто", ООО "Тандем", ООО "Росвэн" пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Л.Л. Пак
Члены Комиссии: Ю.А. Клинкова
Н.В. Тишина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 сентября 2016 г. N 1-8372-16/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016