Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 26 августа 2016 г. N 12-10-171/2016
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Ревельцев О.В., заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово <Г.> в отсутствие <Ж.> уведомленного о месте и времени надлежащим образом, рассмотрев жалобу <Ж.> на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории городского округа город Мантурово Костромской области (Извещение N 0141300012016000112), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
Согласно представленным материалам 18.08.2016 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на приобретение жилого помещения (квартиры) для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории городского округа город Мантурово Костромской области (Извещение N 0141300012016000112) (далее - Документация об аукционе).
22.08.2016 г. в адрес Костромского УФАС России поступила жалоба от <Ж.> на действия заказчика.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"Заказчиком при формировании аукционной документации допущены следующие нарушения действующего законодательства:
В Разделе 1. Информационная карта аукциона, Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе установлено:
"1.2 Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
2) копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
- документ, подтверждающий право собственности на данное жилое помещение (договор купли-продажи, мены, завещание, дарение или другие документы, подтверждающие право собственности);
- свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение.
- технический паспорт жилого помещения;
- нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) поставщика на продажу жилого помещения, если поставщиком является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов;
- разрешение (согласие) органа опеки и попечительства, если отчуждаемое жилое помещение находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц;
- письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если поставщиком является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет; письменное согласие попечителя, если поставщиком является лицо, ограниченное в дееспособности;
Законодательством Российской Федерации не установлено требований к лицам, осуществляющим поставку жилых помещений, следовательно, во второй части заявки не может быть установлено требование о предоставлении выше указанных документов.
Указанные документы не являются документами, подтверждающими соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, не могут быть запрошены во второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о Контрактной системе не допускается требовать представление документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Вышеуказанные документы передаются уже после заключения контракта.
К тому же Закон о контрактной системе не бязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика о предоставлении вышеуказанных документов на момент подачи заявки имеют признаки ограничения к участию в закупке. Аналогичной позициии придерживается ФАС России (п.3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).
Таким образом, Заказчик, установив в Разделе 1. Информационной карты аукциона, требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе требование о предоставлении во второй части заявки документов (документ, подтверждающий право собственности на данное жилое помещение (договор купли-продажи, мены, завещание, дарение или другие документы, подтверждающие право собственности); свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) поставщика на продажу жилого помещения, если поставщиком является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов; разрешение (согласие) органа опеки и попечительства, если отчуждаемое жилое помещение находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц; письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если поставщиком является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет; письменное согласие попечителя, если поставщиком является лицо, ограниченное в дееспособности), нарушил части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В целях осуществления единой правоприменительной практики Закона о Контрактной системе на территории Российской Федерации, прошу учесть решение N472 от 27.04.2016 Красноярского УФАС России по аналогичному виду нарушения, выявленного в ходе проведения внеплановой проверки аукционной документации по извещению N 0119300006216000037.".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика, доводы жалобы не признал. До заседания по рассмотрению жалобы Заказчик представил письменные возражения на доводы жалобы, которые заключаются в следующем:
"В соответствии с Письмом ФАС России от 29.12.2015 года N ИА/76070/15, жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым заинтересованным лицом, поименованным в ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 1 ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу может подать любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, понятие "потенциальный участник" в данной статье отсутствует.
Следовательно, заявителем нарушен порядок подачи жалобы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 105 В соответствии со ч. 1 ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанная жалоба не могла быть принята к рассмотрению.
Так же заявителем, со ссылкой на п. 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16, указывается, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Однако, для заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) считаем наличие товара (квартиры), правоустанавливающих документов и технической документации на него необходимым условием на момент подачи заявки, так как после размещения результатов аукциона на электронной площадке, у участника выигравшего аукцион имеется не более 20 дней для подписания муниципального контракта (в соотв. со ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ) и согласно проекту муниципальному контракту не более 7 дней с даты заключения муниципального контракта.
В случае, если у участника на момент подачи заявки отсутствует товар (квартира), то он не может подтвердить соответствие товара (квартиры) заявленным требованиям, а так же приобрести и зарегистрировать право на указанный товар (квартиру) в соответствии с законодательством РФ и передать его по муниципальному контракту в установленные сроки".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, проведя внеплановую проверку, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1.2 Раздела 5 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе" Информационной карты Документации об аукционе установлено, в том числе, следующее:
"1.2 Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (п. 2).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.
В соответствии со частью 3 статьи 6 Закона о регистрации Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о регистрации Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик неправомерно установил необходимость предоставления во второй части заявки следующих документов:
нотариальное удостоверение согласия супруга (супруги) поставщика на продажу жилого помещения, если поставщиком является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов; разрешение (согласие) органов опеки и попечительства, если отчуждаемое жилое помещение находится в собственности в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных;
письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если поставщиком является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет; письменное согласие попечителя, если поставщиком является лицо, ограниченное в дееспособности.
Вышеуказанные документы не относятся к документам, подтверждающие соответствие участника законодательству РФ установленные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и не относятся к документам подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, Заказчик не имел оснований требовать документы во второй части заявок.
Также, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. Данная инструкция в документации об электронном аукционе отсутствует, в том числе в каких случаях должен быть предоставлен технический паспорт жилого помещения.
Как пояснил представитель Заказчика, на момент подведения итогов не было подано не одной заявки, в следствии чего аукцион признан несостоявшимся.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок решила:
Признать жалобу <Ж.> частично обоснованной.
Признать факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Предписание Заказчику не выдавать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии
Д.Ю. Белов
И.М. Рубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 26 августа 2016 г. N 12-10-171/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016