Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 28 сентября 2016 г. N РНП-89-101/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
рассмотрев материалы проверки по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, установила:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика - Администрация МО г. Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 47; ИНН: 8905001855) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 06.05.2016 N 0190300003716000083-0152983-03 на поставку офисной бумаги (реестровый номер контракта N 38905001855 16 000042, цена контракта 269939 рублей 30 копеек, дата окончания исполнения контракта 06.07.2016) с ИП Огнев Сергей Сергеевич (628600, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 51 корпус А кв. 21; ИНН: 86 032 42 54 005) (закупка N 0190300003716000083).
В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.
Между Администрация МО г. Ноябрьск (далее - Заказчик) и ИП Огнев Сергей Сергеевич (далее - Поставщик) на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2016 N0190300003716000083-3 был заключен государственный контракт N 0190300003716000083-0152983-03 на поставку офисной бумаги (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта от 06.05.2016 N 0190300003716000083-0152983-03 на поставку офисной бумаги ИП Огнев Сергей Сергеевич обязался (п. 1.1. Контракта) поставить и передать в собственность Заказчика офисную бумагу, именуемую (далее - товар) в соответствии со спецификацией на поставку офисной бумаги (Приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в порядке, сроки и на условиях, установленных настоящим контрактом.
Согласно п. 1.5. Поставка товара осуществляется в течение 20 дней с момента подписания настоящего контракта сторонами.
Согласно п. 1.6. Поставка товара осуществляется за счет Поставщика по следующему адресу: ЯНАО г. Ноябрьск, ул. Ленина 47 каб. N008, отдел обеспечения деятельности Администрации города Ноябрьск.
25.08.2016 г. Администрация МО г. Ноябрьск направлена информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащем исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренным контрактом.
Таким образом, Поставщиком нарушены существенные условия Контракта, а именно п.1.5.
От ИП Огнев Сергей Сергеевич объяснений о сложившейся ситуации в материалы дела не поступало. Информация о месте и времени заседания Комиссии было направлено по средствам электронной связи сети интернет.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
30.06.2016 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
06.07.2016 г. Решение отправлено Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением.
29.08.2016 г. Решение размещено в единой информационной системе.
По состоянию на 13.08.2016 г. заказное письмо Поставщику не вручено. Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе при невозможности надлежащего уведомления Поставщика решение вступает в силу по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Положения части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком выполнены.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Последствия включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков влекут за собой соответствующие экономические последствия - невозможность участвовать в закупках для государственных (муниципальных) нужд в течение двух лет.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Обществом не представлены в материалы дела какие-либо документально подтвержденные обоснования относительно причин существенного нарушения условий исполнения рассматриваемого гражданско-правового договора, а также подтверждения тому, что им предпринимались меры, направленные надлежащее исполнение своих обязательств.
Лицо, принимающее участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем.
Действия ИП Огнев Сергей Сергеевич, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязательств по вышеуказанному Контракту, повлекли за собой неисполнение Контракта и нарушили права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с получением ожидаемого результата по итогам закупки, а также с эффективным использованием бюджетных средств.
Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Огнев Сергей Сергеевич.
<_>
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения о победителе электронного аукциона N 0290100001116000013 на поставку бумаги для копировально-множительной техники - ИП Огнёв Сергей Сергеевич:
- место нахождения: 628600, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 51, корпус А, кв. 21;
<_>
в связи с его уклонением от заключения контракта (закупка N 0190300003716000083).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 сентября 2016 г. N РНП-89-101/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016