Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 18 октября 2016 г. N 8/2016
Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 18.10.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Майсеева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 8/2016 по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии на заседании представителя АО "НЭСК-электросети" - <_> действующей по доверенности от <_> в отсутствие надлежаще уведомленного АО "АТЭК", Филиал АО "АТЭК" "Краснодартеплоэнерго", ПАО "Кубаньэнерго", установила:
В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступили обращения АО "АТЭК" письмами от 13.10.2015 N 108/11, N 109/11, N 110/11, N111/11 (вх. от 14.10.2015 N 11328, N 11329, N 11330, N 11331) на действия (бездействие) АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившиеся в ущемлении интересов АО "АТЭК" путем нарушения порядка рассмотрения заявок от 02.06.2015 N 0338ССЮ, от 06.07.2015 N 0412ССЮ, N 0413ССЮ на переоформление актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по объектам, расположенным по следующим адресам: г. Краснодар, п. Северный, ул. Люберская, 13, пер. Майский, 15, ул. Октябрьская/ул. Красина, а также заявки от 10.08.2015 N 3975ТП на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 55/4.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что АО "АТЭК" (далее - Заявитель) направило в адрес АО "НЭСК-электросети" заявления о выдаче новых актов разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в связи со сменой собственника в отношении следующих объектов, расположенных по адресам:
- котельная, расположенная по адресу: г. Краснодар, пос. Северный, ул. Люберская, 13, ТП-1166 (вх. АО "НЭСК-электросети" от 02.06.2015 N 0338 ССЮ) (далее - Заявка N 0338 ССЮ);
- бойлерная установка, расположенная по адресу: г. Краснодар, пер. Майский, 15, (вх. АО "НЭСК-электросети" от 06.07.2015 N 0413 ССЮ) (далее - Заявка N 0413 ССЮ);
- ТП-1586п, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Октябрьская / ул. Красина (вх. АО "НЭСК-электросети" от 06.07.2015 N 0412 ССЮ) (далее - Заявка N 0412 ССЮ).
Кроме того, 10.08.2015 Заявителем в целях присоединения энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) в адрес АО "НЭСК-электросети" подана заявка на технологическое присоединение ЭПУ - котельная, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 55/4, которая зарегистрирована за N 3975 ТП (далее - Заявка N 3975ТП). Объем запрашиваемой максимальной мощности составил 200 кВт, в том числе существующая - 192 кВт.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правилам технологического присоединения N 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении и др.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абз. 3 п. 15 Правил технологического присоединения N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15 Правил технологического присоединения N 861, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Согласно п. 69 Правил технологического присоединения N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил технологического присоединения N 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения N 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела N 8/2016 со стороны АО "НЭСК-электросети" не осуществлены действия по переоформлению технической документации согласно заявкам N 0338 ССЮ, N 0413 ССЮ, N 0412 ССЮ, а также по направлению в адрес АО "АТЭК" в бумажном виде для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2-х экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору согласно заявке N 3975ТП.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Приказом от 13.01.2016 N 13 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Кубаньэнерго" возбуждено дело N 8/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 8/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.01.2016 N 1600/6 назначена дата рассмотрения дела - 18.04.2016.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 8/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.
АО "АТЭК" (далее - Заявитель) направило в адрес АО "НЭСК-электросети" заявления о выдаче новых актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в связи со сменой собственника в отношении следующих объектов, расположенных по адресам:
- котельная, расположенная по адресу: г. Краснодар, пос. Северный, ул. Люберская, 13, ТП-1166 (вх. АО "НЭСК-электросети" от 02.06.2015 N 0338 ССЮ) (далее - Заявка N 0338 ССЮ);
- бойлерная установка, расположенная по адресу: г. Краснодар, пер. Майский, 15, (вх. АО "НЭСК-электросети" от 06.07.2015 N 0413 ССЮ) (далее - Заявка N 0413 ССЮ);
- ТП-1586п, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Октябрьская / ул. Красина (вх. АО "НЭСК-электросети" от 06.07.2015 N 0412 ССЮ) (далее - Заявка N 0412 ССЮ).
Кроме того, 10.08.2015 Заявителем в целях присоединения энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) в адрес АО "НЭСК-электросети" подана заявка на технологическое присоединение ЭПУ - котельная, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 55/4, которая зарегистрирована за N 3975 ТП (далее - Заявка N 3975ТП). Объем запрашиваемой максимальной мощности составил 200 кВт, в том числе существующая - 192 кВт.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правилам технологического присоединения N 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении и др.
Согласно п. 69 Правил технологического присоединения N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил технологического присоединения N 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения N 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
В соответствии с п. 62 Правил технологического присоединения N 861 к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
Согласно п. 75 Правил технологического присоединения N 861 условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.
В ходе рассмотрения дела N 8/2016 представлены документы, свидетельствующие о направлении в адрес АО "АТЭК" переоформленных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а именно: АО "НЭСК-электросети" письмом от 27.05.2016 N 12.3.1НС-08/1494/4316 по заявкам N 0338, N 0412, N 0413 направило в адрес АО "АТЭК" переоформленные АРБП, что подтверждается квитанцией почтового отправления от 27.05.2016 N 35439.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абз. 3 п. 15 Правил технологического присоединения N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15 Правил технологического присоединения N 861, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Согласно п. 30 Правил технологического присоединения N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения N 861, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения N 861.
Пунктом 30.5 Правил технологического присоединения N 861 установлено, что в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и при этом сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
АО "НЭСК-электросети" письмом от 20.11.2015 N 20.1 НС-7/1887/8576 в адрес АО "АТЭК" сообщило, что АО "НЭСК-электросети" по заявке на технологическое присоединение объекта: ЭПУ котельной, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 55/4, разрабатывает индивидуальный проект и, согласно Правилам технологического присоединения N 861, АО "НЭСК-электросети" необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией Заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
АО "НЭСК-электросети" письмом от 25.11.2015 N 20.1НС-7/1945/8664 "О направлении заявки на ТП" в адрес ПАО "Кубаньэнерго" подана заявка на технологическое присоединение ЭПУ к РП-35 с максимальной мощностью 200 кВт, в котором также указано, что технологическое присоединение реализуется на основании обращения заявителя АО "АТЭК".
Пунктом 41 Правил технологического присоединения N 861 определено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;
для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.
Согласно п. 42 Правил технологического присоединения N 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения. При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).
В рамках рассмотрения дела N 8/2016 со стороны АО "АТЭК" представлено заявление от 31.08.2016 N 766/22 о прекращении рассмотрения дела (вх. от 31.08.2016 N 8889), ввиду того, что переоформленные АРБП получены АО "АТЭК", а также в связи с тем, что в действиях АО "НЭСК-электросети", связанных с рассмотрением заявки от 10.08.2015 N 3975ТП на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 55/4, отсутствует ущемление интересов АО "АТЭК".
Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу N 8/2016 и удовлетворены в полном объеме.
Таким образом, ввиду отсутствия ущемления интересов АО "АТЭК" в действиях АО "НЭСК-электросети" не установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Комиссией по делу N 8/2016 в действиях АО "НЭСК-электросети" не установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ущемления интересов АО "АТЭК".
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч.1 ст. 48, ч. 2 ст. 48, ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 8/2016 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети".
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии А.В. Майсеева
О.Р. Коробкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 октября 2016 г. N 8/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016