Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - начальник отдела контроля органов власти <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении от 27.09.2016 и материалы дела N 8-04/116 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия "Николаевские тепловые сети" установил:
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
За исключением отдельных положений данный закон вступил в силу с 01.01.2012.
Муниципальные унитарные предприятия, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с указанным законом (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Федеральной налоговой службы МУП "Николаевские тепловые сети" зарегистрировано 23.06.2015, учредителем предприятия является администрация городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", соответственно, осуществляемые предприятием закупки товаров работ, услуг подчинены нормам Закона о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить информационную открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о закупках заказчики, созданные после дня вступления в силу Закона о закупках, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.
Поскольку Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг предприятия в установленном порядке и сроки на официальном сайте закупок не размещены, при осуществлении закупок предприятие обязано было руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.
Частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Исходя из пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с представленной предприятием информацией в 2015 и 2016 году предприятием заключены договоры с ИП <_> от 19.08.2015 N1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и кирпичной кладки наружной стены административного здания, расположенного по ул. М.Горького, 48, площадью 80 кв.м., на сумму 490 652 руб., с ООО "Армада" от 19.01.2016 N19/01 на поставку матов прошивных на сумму 121 161,84 руб., с ООО "РемДВ" от 15.02.2016 N1/15-02-16 на выполнение работ по ремонту полов в помещении на сумму 103 502,00 руб., с ООО "Кадар" от 01.03.2016 N4/2016 на выполнение работ по ремонту помещений на сумму 112 884,00 руб.
Данные договоры заключены без проведения предусмотренных Законом о контрактной системе процедур.
За осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Уведомлением законный представитель МУП "Николаевские тепловые сети" вызван на составление протокола 27.09.2016, о дате, времени и месте его составления уведомлен надлежащим образом, не явился, заявлений, возражений, ходатайств не заявлял.
27.09.2016 в отношении МУП "Николаевские тепловые сети" в отсутствие законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначена дата, время и место рассмотрения данного административного дела.
28.09.2016 от предприятия поступило ходатайство о применении статьи 2.9. КоАП РФ при рассмотрении данного административного дела, со ссылкой на то, что предприятие создано в 2015 году, вынуждено закупать товары, работы, услуги согласно возникшим потребностям, без проведения процедур, предусмотренных законодательством, сумма заключенных договоров незначительно превышала 100 000 руб. У директора предприятия не было намерения пренебрежительно относиться к исполнению своих должностных обязанностей, подготовка документов в целях проведения закупок требовала специальных познаний, положение о закупках предприятия разработано и размещено уже при привлечении к административной ответственности. Заключение договоров без размещения информации о них на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе не нарушило прав и законных интересов иных лиц, не причинен ущерб органам и охраняемым законом общественным отношениям. Также директор предприятия просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заместитель руководителя Хабаровского УФАС России - начальник отдела контроля органов власти <_> рассмотрев материалы дела N 8-04/116 об административном правонарушении, пришел к следующему выводу.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкцией данной нормы предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является проведение закупок в ином порядке без учета положений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц кодекс формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалами дела подтверждается, что договоры с ИП <_> от 19.08.2015 N1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и кирпичной кладки наружной стены административного здания, расположенного по ул. М.Горького, 48, площадью 80 кв.м. на сумму 490 652 руб., с ООО "Армада" от 19.01.2016 N19/01 на поставку матов прошивных на сумму 121 161,84 руб., с ООО "РемДВ" от 15.02.2016 N1/15-02-16 на выполнение работ по ремонту полов в помещении на сумму 103 502,00 руб., с ООО "Кадар" от 01.03.2016 N4/2016 на выполнение работ по ремонту помещений на сумму 112 884,00 руб. заключены без применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что свидетельствует о наличии в действиях предприятия объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, предприятие небрежно отнеслось к выполнению возложенной на него частью 5 статьи 8 Закона о закупках обязанности соблюдения действующего законодательства при проведении закупок.
Довод предприятия о том, что заключенные договоры незначительно превышают сумму в размере 100 000 руб. отклоняются, поскольку Законом о закупках обязанность применения установленных им норм не ставится в зависимость от суммы закупки.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, находящихся вне контроля предприятия и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлено.
Доводы о малозначительности совершенного правонарушения отклоняются в силу следующего.
Как следует из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и должна быть мотивирована.
Установленные Законом о закупках основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке.
Предприятием заключались договоры на сумму свыше 100 000 руб. без соблюдения требований Закона о контрактной системе, информация о закупках в публичном доступе не размещалась, что исключило возможность заинтересованных лиц в равных условиях претендовать на заключение указанных договоров. При этом на протяжении 2015-2016 годов предприятием не предпринимались меры организационного и правового характера, направленные на соблюдение требований законодательства о закупках.
По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Учитывая особый субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Закона о закупках, и цели правового регулирования Закона о закупках, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
В совокупности изложенного факт совершения МУП "Николаевские тепловые сети" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, доказан имеющимися в деле материалами.
Место совершения правонарушения: г. Николаевск-на-Амуре.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотренных статьей 7.32.3 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из того, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, в данной связи в части заключения предприятием 19.08.2015 договора N1 с ИП <_> на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и кирпичной кладки наружной стены административного здания, расположенного по ул. М.Горького, 48, площадью 80 кв.м. на сумму 490 652 руб., без применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 7.32.3, 23.83, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать МУП "Николаевские тепловые сети" (ИНН 2705000395, КПП 270501001, ОГРН 1152705000447) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, а именно: в заключении договоров на поставку матов прошивных на сумму 121 161,84 руб. (договор с ООО "Армада" от 19.01.2016 N19/01), на выполнение работ по ремонту полов в помещении на сумму 103 502,00 руб. (договор с ООО "РемДВ" от 15.02.2016 N1/15-02-16), на выполнение работ по ремонту помещений на сумму 112 884,00 руб. (с ООО "Кадар" от 01.03.2016 N4/2016), без применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Применить к МУП "Николаевские тепловые сети" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
3. Производство по делу в отношении МУП "Николаевские тепловые сети" в связи с заключением 19.08.2015 договора N1 с ИП <_> на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и кирпичной кладки наружной стены административного здания, расположенного по ул. М.Горького, 48, площадью 80 кв.м. на сумму 490 652 руб., без применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прекратить в связи с истечением срока давности совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются: получатель: УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), ИНН 2721023142, КПП 272101001, КБК 161 1 16 02010 01 6000 140. Банк получателя: Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, расчетный счет 40101810300000010001, ОКТМО 08701000001, лицевой счет 04221340250.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа необходимо представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016