Я, руководитель Липецкого УФАС России Поткина Ирина Владимировна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 443-Т-16, возбужденного в отношении члена единой комиссии управления федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <_> которому разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о чем указано в протоколе N443-Т-16, установил:
Протоколом N 443-Т-16 от 12.10.2016 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении члена единой комиссии управления федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <_>
Протокол составлен в присутствии <_>
Определением от 12.10.2016 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
<_> уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился.
В Липецкое УФАС России от <_> поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев данное ходатайство, считаю возможным рассмотреть настоящее дело без участия <_>
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 N404-п утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (далее - Положение о закупках).
Управлением федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - заказчик) на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru 10.02.2016 размещено извещение N 31603304004 о проведении открытого конкурса на оказание услуг на централизованную охрану и обслуживание технических средств на объектах почтовой связи УФПС Липецкой области (далее - открытый конкурс).
Согласно протоколу вскрытия и рассмотрения заявок от 09.03.2016 - на участие в открытом конкурсе поступило две заявки: ООО "Частное охранное предприятие "Кречет" и ООО ОП "Управление системами безопасности". Оба участника допущены к участию в открытом конкурсе.
10.03.2016 единой комиссией проводилось оценка и сопоставление заявок, поступивших на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 единой комиссией осуществлялась оценка и сопоставление заявок по критерию "Общее количество исполненных договоров, цена каждого из которых превышает 20% от начальной (максимальной) цены договора".
Однако, в ходе анализа положений конкурсной документации установлено, что Приложение N 1 к Информационной карте конкурса конкурсной документации, устанавливающее критерии оценки заявок, величины значимости и порядок оценки, не содержит порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Общее количество исполненных договоров, цена каждого из которых превышает 20% от начальной (максимальной) цены договора".
При этом, Положение о закупках также не содержит порядок оценки заявок по критерию "Общее количество исполненных договоров, цена каждого из которых превышает 20% от начальной (максимальной) цены договора".
Однако, единая комиссия осуществляла оценку заявок участников открытого конкурса по рассматриваемому критерию, используя определенную формулу:
где:
Rdi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Di - сведения, указанные в заявке i-го участника конкурса, об общем количестве исполненных договоров, цена которых превышает двадцать процентов от начальной (максимальной) цены договора.
Dmax - максимальное среди заявок всех участников конкурса количество исполненных договоров, цена которых превышает двадцать процентов от начальной (максимальной) цены договора.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из вышеизложенного, действия единой комиссии при оценке и сопоставлении заявок по критерию "Общее количество исполненных договоров, цена каждого из которых превышает 20% от начальной (максимальной) цены договора", порядок оценки заявок по которому не установлен в конкурсной документации, совершены в нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
В силу Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.
Согласно Закону о закупках целями данного Закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии со ст. 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной норме установлено, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Частью 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с материалами дела оценка заявок по вышеуказанному критерию осуществлялась единой комиссией в составе: <_>
<_> является членом единой комиссии заказчика на основании приказа от 15.02.2016 N 30-п. Также данным приказом единой комиссии поручено обеспечить проведение всех необходимых процедур, выполнение задач и функций, предусмотренных Положением о закупках. При этом на членов единой комиссии возложена персональная ответственность за проведение всех необходимых процедур.
В соответствии с пунктом 18.7.2 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, член единой комиссии заказчика <_> нарушив запрет, установленный ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, нарушив порядок оценки конкурсных заявок, совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика - Липецкая область, г. Липецк, ул. Зегеля, д.2.
Временем совершения административного правонарушения является дата проведения оценки и сопоставления заявок - 10.03.2016.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общие и специальные требования к осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Объективная сторона административного правонарушения заключается в противоправных деяниях, которые выражаются в нарушении предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" требований к оценке заявок, поступивших на участие в закупке.
Субъектом административного правонарушения является - член единой комиссии управления федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <_>
Субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и должна быть мотивирована.
По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Установленные Закона о закупках основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации, ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки направлены на обеспечение прав участников закупки.
Учитывая особый субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Закона о закупках, и цели правового регулирования Закона о закупках, нарушение порядка оценки заявок, нарушает принцип информационной открытости закупки, ведет к необоснованным решениям со стороны членов конкурсной комиссии, нарушает права участников закупки на объективную оценку их заявок и равные условия участия в закупке, в связи с чем, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о закупках требований, при рассмотрении дела не установлены, соответствующие доказательства не представлены <_>
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность совершенного <_> административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлено.
К обстоятельствах, смягчающим административную ответственность <_> отношу совершение подобного правонарушения впервые, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Статьей 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Настоящее административное дело рассмотрено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения.
Принимая во внимание доказанность состава административного правонарушения, подтвержденного документами, имеющимися в деле об административном правонарушении, а также руководствуясь ч. 2 ст. 4.1, ч. 8 ст. 7.32.3, ст. 23.66, ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Наложить на члена единой комиссии управления федеральной почтовой связи Липецкой области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <_> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение предусмотренных Законом о закупках требований к порядку оценки заявок) штраф в размере 2 000 (двух тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по реквизитам:
УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России);
БИК 044206001
р/с 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
ИНН 4826018513
КПП 482601001
ОКТМО 42701000
КБК 161 116 020 10 01 6000 140
УИН 0319806384102600000605197.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 25 октября 2016 г. N 443-Т-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016