Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
таможенной службы
от 25 октября 2011 г. N 2190
Инструкция
о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)
26 марта 2013 г.
I. Общие положения
1.1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) (далее - Инструкция) разработана в целях реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - Кодекс) и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (далее - Решение Комиссии).
1.2. Инструкция определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.
1.3. Таможенным досмотром являются действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 116 Кодекса).
1.4. При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
1.5. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.
1.6. Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки, а именно:
а) для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения, и, в необходимых случаях, качества (безопасности), определение наименования и прочих характеристик товаров;
б) для организации проведения таможенным органом таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела, предусматривающей утверждение ФТС России и направление в таможенные органы соответствующих профилей рисков;
в) для выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.
1.7. Таможенный досмотр проводится:
а) до выпуска товаров (статья 96 Кодекса);
б) после выпуска товаров (статья 99 Кодекса);
в) при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (статья 100 Кодекса).
Порядок проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, определяется иным правовым актом.
1.8. Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза; убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.
1.9. Таможенный досмотр может проводиться исключительно уполномоченными должностными лицами таможенных органов:
а) в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и обязанности;
б) ознакомленными под роспись и прошедшими обучение и проверку на знание прилагаемых к настоящему приказу инструкций;
в) ознакомленными с Правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403, и прошедшими проверку знаний требований охраны труда в соответствии с приказом ГТК России от 9 декабря 2003 г. N 1409 "Об утверждении порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России".
II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
2.1. Принятие решения о проведении таможенного досмотра
2.1.1. Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары. Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть переданы иным должностным лицам таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:
наличие приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;
наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.
2.1.2. Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.
При этом в докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости проведения таможенного досмотра, а также время ее передачи начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра.
В случае установления необходимости проведения таможенного досмотра на этапе приема и регистрации документов и сведений при прибытии товаров на территорию Российской Федерации докладная записка не направляется.
2.1.3. Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий:
наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим профилем риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;
формирования поручения о проведении таможенного досмотра (далее - поручение) уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.
2.1.4. Должностное лицо, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, при подготовке поручения о проведении таможенного досмотра для его подписания лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра, устанавливает местонахождение товаров и, исходя из количества товаров, его характеристики и упаковки, а также объема и степени досмотра оценивает возможность проведения таможенного досмотра в зоне таможенного контроля или другом месте, в котором находятся товары.
Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности (отсутствие весового оборудования, специально оборудованной площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается.
В случае недостаточности оснащенности места для проведения таможенного досмотра должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, по согласованию с лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, составленные в установленной форме, требование о предъявлении товаров с указанием перечня зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр в соответствии с установленными в поручении объемом и степенью, а также уведомление о проведении таможенного досмотра не позднее 30 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения таможенного досмотра вносится в поручение после размещения товаров в зоне таможенного контроля.
2.1.5. Поручение должно быть составлено в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на таможенный досмотр, утвержденной приложением N 3 к Инструкции, и содержать сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра исходя из требований действующего профиля риска, а в случае, если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, - сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра, определенные лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, указанные в докладной записке. При этом должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, исходит из принципа достаточности характеристик таможенного досмотра для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Допускается при отсутствии определенных сведений, необходимых для формирования поручения (например, о месте проведения досмотра), их указание после подписания поручения по мере поступления необходимой информации.
2.1.6. Решение о проведении таможенного досмотра, оформленное в соответствии с пунктом 2.1.3 настоящей Инструкции, должно быть принято не позднее 10 минут с момента получения сведений о необходимости его проведения, за исключением случаев, установленных пунктами 2.1.9, 2.1.10 Инструкции.
2.1.7. После принятия решения о проведении таможенного досмотра поручение, докладная записка с соответствующей резолюцией должностного лица, принявшего решение, незамедлительно передаются должностному лицу, уполномоченному на проведение таможенного досмотра.
2.1.8. В случае, если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, формирование поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки.
2.1.9. В случае, если местонахождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру, предусматривающую их вывоз с территории Российской Федерации, неизвестно и (или) товары находятся не в зоне таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, незамедлительно запрашивает у декларанта пояснения о местонахождении товаров, а также выставляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о предъявлении товаров в зону таможенного контроля.
При необходимости создания зоны таможенного контроля в месте нахождения (предъявления) товаров соответствующие действия совершаются должностными лицами таможенного поста, в функции которых входит проведение таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в подписанное поручение на досмотр после его установления или размещения товаров в зоне таможенного контроля.
2.1.10. В случае, если таможенный орган, должностными лицами которого была выявлена необходимость провести таможенный досмотр, отличается от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, либо декларирование товаров осуществляется с применением информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", решение о проведении таможенного досмотра оформляется в виде письменного уведомления о проведении таможенного досмотра (далее - уведомление), направляемого по оперативным либо электронным каналам связи (для электронного декларирования и технологии удаленного выпуска) в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в срок не позднее 1 часа с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра. Уведомление должно содержать все необходимые характеристики таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении. Допускается указание в уведомлении иных сведений, которые необходимо учесть при проведении таможенного досмотра.
После получения уведомления уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, незамедлительно (не позднее 10 минут с момента получения) информирует должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, принимающее решение о проведении таможенного досмотра в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Дальнейшие действия по организации проведения таможенного досмотра осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, а также иными правовыми актами ФТС России. Акт таможенного досмотра не позднее 1 часа с момента завершения его формирования направляется в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, по оперативным либо электронным каналам связи. Лицо, производящее пересылку акта таможенного досмотра, обеспечивает информирование соответствующего таможенного органа о способе и времени направления акта посредством использования телефонной связи.
Таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, вправе провести таможенный досмотр товаров в случае наличия у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и (или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товарах являются недостоверными. Организация и проведение таможенного досмотра осуществляется в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
В случае поступления в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информации из таможенного органа, в котором происходит таможенное декларирование товаров, о выпуске товаров, в отношении которых ранее таможенным органов, в регионе деятельности которого находятся товары, были выявлены при проведении таможенного досмотра факты нарушения таможенного законодательства Таможенного союза либо законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информирует таможенный орган (таможню и таможенный пост), в котором происходит таможенное декларирование и выпуск товаров, о выявленных нарушениях в целях проведения ведомственного контроля и рассмотрения вопроса об отмене решения о выпуске товаров.
2.1.11. При определении должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, необходимо учитывать, что не допускается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам.
2.1.12. Исходя из количества и характеристики товаров, подлежащих таможенному досмотру, а также соблюдения сроков его проведения, таможенный досмотр может быть поручен одному, двум и более уполномоченным должностным лицам.
Если в соответствии с требованиями безопасности в отдельных случаях, а также в соответствии с эксплуатационной документацией на техническое средство таможенного контроля, применяемое при проведении таможенного досмотра, предусмотрено участие двух или более должностных лиц, количество должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, определяется в соответствии с требованиями охраны труда.
2.1.13. Должностное лицо, уполномоченное на проведение досмотровых операций, вправе использовать копии транспортных, коммерческих, таможенных и иных документов, представленные в отношении досматриваемых товаров. При этом учитывается таможенная процедура, при которой проводится таможенный досмотр, цель его проведения, а также характеристика товаров и их упаковки. При принятии решения о проведении таможенного досмотра по результатам таможенного осмотра товаров с использованием инспекционно-досмотрового комплекса должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, также передаются копии акта таможенного осмотра, рентгеновских изображений и комментариев к ним.
В случае принятия на основании действующего профиля риска решения о проведении таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенные процедуры переработки вне таможенной территории, а также переработки на таможенной территории, и продуктов их переработки в целях идентификации товаров в продуктах переработки должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, в обязательном порядке передаются копии разрешения на переработку с указанным способом идентификации товаров.
Сведения обо всех переданных документах подлежат указанию в соответствующей графе поручения.
В случае значительной территориальной удаленности места проведения таможенного досмотра допускается передача поручения на досмотр в электронном виде с использованием штатных программных средств с обязательной досылкой бумажного экземпляра поручения на досмотр, докладной записки о необходимости проведения таможенного досмотра с резолюцией уполномоченного лица и иных документов (в случае необходимости) по оперативным каналам связи в установленном порядке и контролем их получения посредством телефонной связи.
2.1.14. В случае, если это прямо указано в действующем профиле риска, при проведении таможенного досмотра товаров могут присутствовать должностные лица ФТС России, РТУ и таможен. При этом полномочия должностных лиц, присутствующих при проведении досмотра, должны быть подтверждены документами (например, служебное удостоверение, предписание уполномоченного таможенного органа и др.), формы которых утверждены иными правовыми актами. Копии данных документов прикладываются к поручению. При этом в поручении на проведение таможенного досмотра должностные лица таможен, РТУ и ФТС России не указываются.
2.2. Организация проведения таможенного досмотра
2.2.1. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста незамедлительно после получения поручения регистрирует его в журнале регистрации поручений на таможенный досмотр и актов таможенного досмотра (осмотра) (далее - журнал), форма которого утверждена Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) (приложение N 1 к приложению N 1 к Инструкции).
2.2.2. Должностное лицо, уполномоченное проводить таможенный досмотр, при наличии информации о местонахождении, количестве товаров, их характеристике, упаковке, а также цели, объеме и степени досмотра, предписанных поручением, принимает решение о необходимости выставления в установленной форме декларанту, владельцу склада временного хранения (далее - СВХ) или иному лицу, уполномоченному в отношении товаров, требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (статья 108 Кодекса) не позднее 10 минут с момента получения зарегистрированного поручения.
2.2.3. В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного досмотра может быть привлечен незаинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств (статья 101 Кодекса).
В целях оказания содействия при проведении таможенного досмотра могут также привлекаться специалисты других государственных органов (статья 102 Кодекса).
Действия по привлечению таможенных экспертов (экспертов) таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций осуществляются лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, по письменному согласованию с начальником таможенного поста, либо лицом его замещающим.
2.2.4. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение (пункт 1 статьи 103 Кодекса).
2.2.5. В определенных случаях таможенный досмотр проводится также в присутствии лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), присутствие которых предусмотрено требованиями охраны труда при досмотре.
2.2.6. Информирование должностных лиц вышестоящих таможенных органов, которые в соответствии с действующим профилем риска должны присутствовать при проведении таможенного досмотра, а также специалистов, представителей других государственных органов, в компетенции которых находится обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, лиц, которые в соответствии с требованиями охраны труда должны присутствовать при досмотре, о времени и месте его проведения осуществляется должностным лицом, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра.
Должностное лицо, которому поручено проведение таможенного досмотра, обеспечивает своевременный доступ присутствующих либо участвующих при нем лиц в место его проведения (место расположения таможенного органа, СВХ, территория пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и т.д.) путем оформления соответствующих документов, предусмотренных пропускным и внутриобъектовым режимом, установленными на данном объекте.
Ответственность за нарушение сроков проведения досмотра, связанное с несвоевременным прибытием должностных лиц таможни или регионального таможенного управления для проведения проверочных мероприятий, несут соответствующие (назначенные) должностные лица таможни или РТУ и их непосредственные начальники.
2.2.7. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, несет ответственность за подготовку и надлежащее применение технических средств таможенного контроля, использование которых предусмотрено поручением.
2.2.8. В случае, если проведение таможенного досмотра поручено двум или более должностным лицам, ответственность за выполнение требований пункта 2.2 настоящей Инструкции несет старшее по должности должностное лицо, а в случае равенства должностей - должностное лицо, указанное первым в поручении.
III. Проведение таможенного досмотра
3.1. Порядок проведения таможенного досмотра
3.1.1. Проведение таможенного досмотра допускается в зонах таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары и транспортные средства (пункт 3 статьи 95 Кодекса).
3.1.2. Особенности порядка проведения таможенного досмотра, направленного на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (далее - ДРМ) через таможенную границу Таможенного союза, определяются иным правовым актом ФТС России.
3.1.3. При проведении таможенного досмотра помимо лиц, указанных в разделе II настоящей Инструкции, с разрешения лица, проводящего таможенный досмотр, и при согласии лица, уполномоченного в отношении товаров, могут присутствовать представители СВХ либо иные лица, осуществляющие грузовые и иные операции с товарами, необходимые в целях проведения таможенного досмотра.
3.1.4. Таможенный досмотр может проводиться в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в случае (пункт 5 статьи 116 Кодекса):
- неявки указанных лиц либо если такие лица неизвестны;
- при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, окружающей среде, угрозы возникновения эпизоотической ситуации, угрозы сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предмете ми, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также если товары распространяют неприятный запах;
- пересылки товаров в международные почтовых отправлениях;
- оставления на территории Российской Федерации товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.
3.1.5. Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения, или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения, за исключением случаев, установленных пунктами 3.1.10 - 3.1.11.
Если должностным лицом проведении таможенного досмотра не завершено в связи с окончанием его рабочего времени, то должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, письменно докладывает об этом начальнику отдела таможенного досмотра (лицу, его замещающему). Начальник отдела таможенного досмотра (лицо, его замещающее) вправе определить иное уполномоченное должностное лицо, которое в течение рабочего времени таможенного органа завершит таможенный досмотр с учетом требований пункта 3.1.5 настоящей Инструкции, путем наложения резолюции на докладной записке должностного лица, проводившего таможенный досмотр.
При этом в соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на таможенный досмотр, должностным лицом вносятся в поручение соответствующие исправления либо дополнения.
3.1.6. Ответственность за соблюдение сроков проведения таможенного досмотра в части своих полномочий несет лицо, принявшее решение о его проведении, а также должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
3.1.7. После прибытия на место проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр:
а) проверяет полномочия лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;
б) устанавливает факт предъявления товаров к таможенному досмотру и осуществления действий, указанных в требовании (в случае его направления декларанту перед проведением таможенного досмотра);
в) проверяет факт присутствия должностных лиц вышестоящих таможенных органов и иных государственных органов, участие или присутствие которых при проведении таможенного досмотра предусмотрено правовыми актами. В случае, если требованиями охраны труда при досмотре предусмотрено присутствие определенных лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), должностное лицо, ответственное за проведение таможенного досмотра, начинает проведение таможенного досмотра только в присутствии данных лиц.
3.1.8. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, принимает решение о начале его проведения в случае, если товары, предъявленные к таможенному досмотру, находятся на специально оборудованной площадке, обустроенной для проведения таможенного досмотра, или в помещениях, предназначенных для временного хранения.
Решение о возможности проведения таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, может быть принято должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, только в случае, если:
- таможенный досмотр товаров в установленных поручением объеме и степени может быть проведен непосредственно в контейнере или грузовом отделении транспортного средства;
- проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра;
- проведение такого таможенного досмотра не повлечет утраты товаров или изменения их состояния.
В случае присутствия всех заинтересованных лиц при предъявлении товаров и осуществлении с ними операций, предусмотренных требованием, должностное лицо принимает решение о начале проведения таможенного досмотра.
3.1.9. Временем начала таможенного досмотра является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
3.1.10. Если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, начальник таможенного поста (либо лицо его замещающее) вправе продлить срок проведения таможенного досмотра. Указанный срок продлевается при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам в ходе таможенного досмотра установить сведения о предъявленных товарах.
При этом должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, выставляет декларанту, владельцу СВХ или иному лицу, уполномоченному в отношении досматриваемых товаров, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств в установленной форме.
3.1.11. Срок проведения таможенного досмотра в соответствии с положениями части 3 статьи 220 Закона продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары, в пределах сроков, установленных пунктом 4 статьи 196 Кодекса. При этом в соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) (приложение N 1 к Инструкции) срок, в течение которого эти требования должны быть выполнены, письменно в виде заявления на имя начальника таможенного поста в произвольной форме лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.
В случае отказа лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, от выполнения требований по разделению товарной партии на отдельные товары должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, составляется акт по общей форме, который прилагается к акту таможенного досмотра и является его неотъемлемой частью.
3.1.12. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров) определяет характеристики товаров в соответствии со степенью досмотра, указанной в поручении.
3.1.13. По решению лица, проводящего таможенный досмотр, отдельные операции проводятся специалистами (в том числе иных государственных органов), участвующими в проведении таможенного досмотра, а также иными лицами, если это предусмотрено требованиями охраны труда (например, вскрытие приборов и частей двигателя автотранспортного средства производит водитель автотранспортного средства).
3.1.14. В ходе проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, осуществляет координацию действий всех лиц, участвующих в его проведении, а также осуществляющих грузовые и иные операции с товарами.
3.1.15. В случае, если проведение таможенного досмотра прерывается в силу объективных причин (перерыв, окончание рабочего времени и т.д.), должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, принимает меры, направленные на обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе путем наложения средств идентификации на грузовые места, транспортные средства либо помещения, где находятся товары.
3.1.16. В целях повышения эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять иные формы таможенного контроля (устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение). Результаты таможенного наблюдения, оформленные в установленном порядке должностным лицом в виде акта таможенного наблюдения, прокладываются к акту таможенного досмотра.
3.1.17. Вскрытие грузовых мест предусматривает нарушение их целостности и средств их идентификации с последующим извлечением отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и получения других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.
3.1.18. Контейнеры, содержащие радиоактивные материалы, вскрываются только в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, при наличии соответствующих технических средств и в установленном порядке.
3.1.19. Таможенный досмотр в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также к вывозу с территории Российской Федерации, может проводиться с применением служебных собак кинологического подразделения таможенного органа в случае указания такой необходимости в поручении.
См. Правила использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2011 г. N 232
См. Наставление по организации кинологической деятельности таможенных органов РФ, утвержденное приказом ФТС России от 7 апреля 2009 г. N 635
3.1.20. Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и иных действий осуществляется в целях выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники, определения химического состава товаров и их физических свойств и др.
3.2. Объем и степень таможенного досмотра
3.2.1. Таможенный досмотр проводится в объеме и степени, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении, в порядке, установленном настоящей Инструкцией. При этом составление нового акта таможенного досмотра не требуется.
3.2.2. Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% от общего количества товаров, составляющих товарную партию, за исключением случаев, предусмотренных пунктов 3.2.3 настоящей Инструкции.
Количество товара определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в количестве штук либо других единицах измерения, в которых обычно измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах. Исходя из установленного объема таможенного досмотра количество товара определяется для каждого наименования товара (торгового, коммерческого), имеющего один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.
3.2.3. Объем таможенного досмотри, определенный в профиле риска, предполагает таможенный досмотр товаров всех наименований перемещаемой товарной партии, если иное не указано в графе "примечания" к указанию о таможенном досмотре. В случае соответствующего указания в графе "примечания" к таможенному досмотру профиля риска таможенный досмотр необходимо проводить (в указанных объеме и степени) только в отношении тех товаров (наименование товаров при их декларировании по таможенной декларации), в отношении которых выявлен риск, содержащийся в профиле риска.
3.2.4. Степень таможенного досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра. Если поручением установлена необходимость пересчета грузовых мест, тс производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру.
Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с пунктов 3.2.2 настоящей Инструкции. Если поручением предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
3.3. Применение средств измерений
3.3.1. В ходе таможенного досмотра при определении количественных показателей товаров должны применяться только пригодные к применению средства измерений, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы - при их наличии).
3.3.2. Запрещается использование средств измерений с просроченным сроком действия поверительного клейма (свидетельства о поверке), с поврежденным знаком поверительного клейма или, в случае утраты свидетельства о поверке, с поврежденными закрепительными пломбами, в случае сомнений в правильности их показаний или при неудовлетворительной их работе.
3.3.3. При определении количественных показателей товаров другими методами измерений, как единицы товара, так и упаковок (ящиков, штабелей, бункеров и т.п.), производство замеров должно осуществляться только в соответствии с требованиями аттестованных установленным порядком методик измерений (далее - МИ).
3.4. Применение технических средств таможенного контроля
3.4.1. Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).
3.4.2. При применении ТСТК должностные лица таможенных органов должны соблюдать необходимые меры безопасности в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.
3.4.3. Фотоаппаратура (видеоаппаратура) применяется должностным лицом при условии наличия в поручении на таможенный досмотр отметки о необходимости применения технических средств таможенного контроля (в частности, фотоаппаратуры, видоаппаратуры).
Перед применением фотоаппаратуры (видеоаппаратуры) должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, проверяет ее исправность (в т.ч. полный уровень заряда аккумулятора (наличие годных батареек питания), наличие свободного места на накопителе (при использовании цифровых фотоаппаратов), либо пленки (для пленочного фотоаппаратов), выставление точной даты и времени в настройках фотоаппарата, а также в установке оптимальных настроек качества фотосъемки (видеосъемки).
Фотографии (видео) не должны быть излишне затемненными.
Фотографии (видео) должны обеспечить возможность идентификации досматриваемых товаров.
Рекомендуемые параметры цифровой фотоаппаратуры: размер светочувствительной матрицы не менее 3,2 Мпиксел, емкость накопителя - не менее 64 Мбайт.
Количество необходимых снимков при таможенном досмотре определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, самостоятельно в каждом конкретном случае с учетом следующих факторов: объема товарной партии, количества и ассортимента товаров, периодичности проведения досмотров в отношении участника ВЭД, цели, объема и степени досмотра, указанных в поручении на ТД. Количество фотографий в ходе одного таможенного досмотра определяется должностными лицами в каждом конкретном случае самостоятельно, при этом фотоархив каждого досмотра должен давать исчерпывающее представление о технических и коммерческих характеристиках каждого наименования товара.
Фотосъемка должна включать в себя общий план (внешний вид) грузового отсека транспортного средства (контейнера), фиксацию его номера и целостности наложенного обеспечения. Затем проводится съемка вскрытия грузового отсека, переднего плана неразгруженного транспортного средства, который даст возможность оценить степень (полноту) его загрузки.
Фотосъемка процессов таможенного досмотра производится по следующей типовой схеме:
фиксация типа транспортного средства, его номера, средств наложенного обеспечения. Правило не применяется к авиационному виду транспорта;
фиксация степени загрузки транспортного средства (фотографирование должно позволять оценить степень (объем) загрузки транспортного средства в процентном отношении к максимально возможной), характера грузовых мест и упаковки товаров;
фиксация выгрузки товаров из транспортного средства (при частичной выгрузке товаров фотографирование должно позволить оценить процентное отношение выгруженных из транспортного средства товаров по отношению к не выгруженным):
фиксация выгруженной части товаров, которая производится таким образом, чтобы была обеспечена возможность идентификации количества или объема фактически выгруженного товара;
фиксация невыгруженной части товаров, либо при полной выгрузке - порожнего отсека транспортного средства с наличием на фотографии данных идентифицирующих транспортное средство (например, регистрационный номер автомобиля);
фиксация разборки (вскрытия) грузовых мест и досмотра их содержимого.
Во время проведения фотосъемки необходимо в полном объеме зафиксировать основные характеристики товаров, позволяющие их однозначно идентифицировать.
Обязательной фиксации (в случае наличия и/или возможности) подлежат (при условии соблюдения установленной степени и объема таможенного досмотра):
- расположение / распределение товара в грузовом отсеке (его загрузка);
- внешний вид упаковки;
- маркировка на упаковке и на самом товаре (надписи, ярлыки, в том числе отражающие сведения об отправителе, получателе товаров, номерах заказов, этикетки и пр.);
- сведения об изготовителе, дате выпуска, сроке годности;
- физические размеры;
- комплектация, наличие запчастей и принадлежностей;
- степень износа товара;
- товарные и специальные знаки;
- консистенция;
- цвет;
- расфасовка товара;
- выявленные посторонние вложения;
- иные значимые для субъекта ВЭД и дальнейшего таможенного контроля товаров факты.
Во время проведения фотосъемки необходимо провести фотографирование должностных лиц таможенных постов, проводящих таможенный досмотр на фоне товаров, либо транспортных средств, в которых перемещаются товары, предъявленные к таможенному досмотру. При этом должна быть обеспечена возможность установления по фотографии номера транспортного средства, либо соответствия зафиксированных на фотографии товаров, заявленным в ДТ.
В случаях, когда фиксацию информации, содержащейся на маркировке, невозможно выполнить на одном снимке, допускается последовательное фотографирование маркировки в целях фиксации всех сведений с возможностью их последующей идентификации.
В случаях, когда специфика товара требует определения и фиксации геометрических параметров, измерительные приборы и сведения о размерах на маркировке товаров или упаковке отсутствуют, рекомендуется фотосъемка товара на фоне (с визуальным сопоставлением) измерительных приборов (линейка, рулетка), а в случае их отсутствия - на фоне произвольных объектов с эталонными, т.е. заранее известными размерами: человеческая ладонь, спичечная коробка, пачка сигарет, монета, купюра и т.п.; в зависимости от размера товара возможно с более крупными объектами: человек, автомобиль, контейнер и т.д.
При выполнении во время досмотра таких операций, как измерение геометрических характеристик товаров, взвешивание товаров, вскрытие, пересчет, применение средств ТСТК, проверка наличия и соответствия наложенных средств идентификации, отбор проб и образцов для проведения экспертиз они должны фиксироваться в ходе фотосъемки.
Во время производства таможенного досмотра не допускается производство и последующее приложение к АТД фотографий, не относящихся к проводимому фактическому контролю.
Полученные в ходе досмотра фотографии с целью уменьшения размера файла при сохранении приемлемого качества рекомендуется преобразовывать с расширением 800 на 600 точек.
В целях придания большей информативности допускается формирование комментариев к фотографиям (путем формирования отдельного текстового файла в электронном виде к каждой фотографии, либо переименования исходных файлов фотографии с указанием рода операции и товара в отношении которого она проводится, например "выгрузка цветов.jpg", "вскрытие коробки с игрушками.jpg" и др.).
Хранение рекомендуется осуществлять в формате JPEG, позволяющем хранить графическую растровую информацию в максимально сжатом виде с сохранением достаточно высокого качества.
Если фотосъемка осуществлялась посредством пленочного фотоаппарата, то следует производить преобразование информации с бумажного носителя (источник - фотография на бумажном носителе) в цифровой формат путем сканирования, с целью последующей передачи в подразделение таможни, которое будет осуществлять хранение и формирование фотоархива.
Хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате осуществляется на сервере таможни, с возможностью общего доступа в режиме чтения к фото- (видеоархиву). В случае отличия места декларирования и места хранения товаров хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате производится одновременно на серверах таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось декларирование товаров, и таможни, в регионе деятельности которой осуществлялся таможенный досмотр товаров.
Сбор, обработку информации и обновление баз данных фото- и видеоархива осуществлять подразделениям информационно-технических служб таможен.
Подразделения таможенных органов, участвующие в проведении таможенного досмотра с применением фото- и видеоаппаратуры, в течение 1 - 2 дней направляют фотоснимки (видеозаписей) в цифровом формате в подразделение таможни, осуществляющее их хранение.
Хранение фотоснимков (видеозаписей) должно быть организовано логично (с использованием древовидной структуры папок (каталогов)) и обеспечивать возможность оперативного доступа к необходимым фотоснимкам (видеозаписям), а также привязки фотоснимка (видеозаписи) к номеру декларации на товары в отношении которых проводился таможенный досмотр.
Для хранения фотоснимков (видеозаписей) создаются базы данных фотоснимков (видеозаписей), для обеспечения осуществления выборок по ключевым критериям (например, дата досмотра, таможенный орган, наименование участника ВЭД, в отношении которого проводился досмотр, номер таможенной декларации, либо номер акта таможенного досмотра).
Не допускается редактирование графической части фотоснимков, в том числе внесение любых изменений в свойства файла, за исключением изменения имени файла, ключевых слов, комментариев и размерности графической части фотоснимка.
3.5. Действия должностных лиц таможенных органов при выявлении в ходе таможенного досмотра фактов недостоверности заявленных сведений, а также признаков нарушения таможенного законодательства
3.5.1. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра факта недостоверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
3.5.2. При выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик, количества, либо сведений о товарах (наименовании, стране происхождения, изготовителе и др.) сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра.
3.5.3. В случае, если выявленные расхождения могут указывать на наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, N 44, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2, N 27 (ч. 2), ст. 2708, N 27 (ч. 2), ст. 2717, N 46 (ч. 1), ст. 4434, N 46 (ч. 1), ст. 4440, N 50, ст. 4847, N 50, ст. 4855, N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, N 34, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, N 1 (ч. I), ст. 13, N 1 (ч. I), ст. 37, N 1 (ч. I), ст. 40, N 1 (ч. I), ст. 45, N 10, ст. 762, N 10, ст. 763, N 13, ст. 1077, N 13, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, N 27, ст. 2721, N 30 (ч. 1), ст. 3104, N 30 (ч. II), ст. 3124, N 30 (ч. II), ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52 (1 ч.), ст. 5574, N 52 (1 ч.), ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, N 1, ст. 10, N 2, ст. 172, N 2, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17 (1 ч.), ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, N 23, ст. 2385, N 28, ст. 2975, N 30, ст. 3287, N 31 (1 ч.), ст. 3420, N 31 (1 ч.), ст. 3432, N 31 (1 ч.), ст. 3433, N 31 (1 ч.), ст. 3438, N 31 (1 ч.), ст. 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4633, N 45, ст. 4634, N 45, ст. 4641, N 50, ст. 5279, N 50, ст. 5281, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 21, N 1 (1 ч.), ст. 25, N 1 (1 ч.), ст. 29, N 1 (1 ч.), ст. 33, N 7, ст. 840, N 15, ст. 1743, N 16, ст. 1824, N 16, ст. 1825, N 17, ст. 1930, N 20, ст. 2367, N 21, ст. 2456, N 26, ст. 3089, N 30, ст. 3755, N 31, ст. 4001, N 31, ст. 4007, N 31, ст. 4008, N 31, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6034, N 49, ст. 6065, N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (1 ч.), ст. 896, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, N 20, ст. 2259, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 1), ст. 3582, N 30 (ч. 1), ст. 3601, N 30 (ч. 1), ст. 3604, N 45, ст. 5143, N 49, ст. 5738, N 49, ст. 5745, N 49, ст. 5748, N 52 (ч. 1), ст. 6227, N 52 (ч. 1), ст. 6235, N 52 (ч. 1), ст. 6236, N 52 (ч. 1), ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17, N 7, ст. 771, N 7, ст. 777, N 19, ст. 2276, N 23, ст. 2759, N 23, ст. 2767, N 23, ст. 2776, N 26, ст. 3120, N 26, ст. 3122, N 26, ст. 3131, N 26, ст. 3132, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3599, N 29, ст. 3635, N 29, ст. 3642, N 30, ст. 3735, N 30, ст. 3739, N 45, ст. 5265, N 45, ст. 5267, N 48, ст. 5711, N 48, ст. 5724, N 48, ст. 5755, N 52 (1 ч.), ст. 6406, N 52 (1 ч.), ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, N 11, ст. 1176, N 15, ст. 1743, N 15, ст. 1751, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524, N 21, ст. 2525, N 21, ст. 2526, N 21, ст. 2530, N 23, ст. 2790, N 25, ст. 3070, N 27, ст. 3416, N 28, ст. 3553, N 27, ст. 3429, N 30, ст. 4000, N 30, ст. 4002, N 30, ст. 4005, N 30, ст. 4006, N 30, ст. 4007, N 31, ст. 4155, N 31, ст. 4158, N 31, ст. 4164, N 31, ст. 4191, N 31, ст. 4192, N 31, ст. 4193, N 31, ст. 4198, N 31, ст. 4206, N 31, ст. 4207, N 31, ст. 4208, N 32, ст. 4298, N 41 (2 ч.), ст. 5192, N 41 (2 ч.), ст. 5193, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409, N 50, ст. 6605, N 52 (ч. 1), ст. 6984, N 52 (ч. 1), ст. 6995, N 52 (ч. 1), ст. 6996, N 1, ст. 10, N 1, ст. 23, N 1, ст. 29, N 1, ст. 33, N 1, ст. 47, N 1, ст. 54, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2039, N 17, ст. 2312, N 19, ст. 2714, N 19, ст. 2715, N 23, ст. 3260, N 23, ст. 3267, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4289, N 29, ст. 4290, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4574, N 30 (ч. 1), ст. 4584, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 30 (ч. 1), ст. 4591, N 30 (ч. 1), ст. 4598, N 30 (ч. 1), ст. 4601, N 31, ст. 4009) (далее - КоАП России) либо Уголовным кодексом Российской Федерации ((Собрание законодательства РФ, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332, N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871, N 7, ст. 873, N 11, ст. 1255, N 12, ст. 1407, N 28, ст. 3489, N 28, ст. 3490, N 28, ст. 3491; 2001 N 11, ст. 1002, N 13, ст. 1140, N 26, ст. 2587, N 26, ст. 2588, N 33 (ч. I), ст. 3424, N 47, ст. 4404, N 47, ст. 4405, N 53 (ч. 1), ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966, N 11, ст. 1021, N 19, ст. 1793, N 19, ст. 1795, N 26, ст. 2518, N 30, ст. 3020, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954, N 15, ст. 1304, N 27 (ч. 2), ст. 2708, N 27 (ч. 2), ст. 2712, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4848, N 50, ст. 4855; 2004, N 30, ст. 3091; N 30, ст. 3092, N 30, ст. 3096; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 1, N 1 (часть 1), ст. 13, N 30 (ч. 1), ст. 3104, N 52 (1 ч.), ст. 5574; 2006, N 2, ст. 176, N 31 (1 ч.), ст. 3452; N 50, ст. 5279; 2007, N 1(1 ч.), ст. 46, N 16, ст. 1822, N 16, ст. 1826, N 21, ст. 2456, N 31, ст. 4000, N 31, ст. 4008, N 31, ст. 4011, N 45, ст. 5429, N 49, ст. 6079, N 50, ст. 6246, N 50, ст. 6248; 2008, N 7, ст. 551; N 15, ст. 1444; N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3601, N 48, ст. 5513, N 52 (ч. 1), ст. 6227, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 7, ст. 788, N 18 (1 ч.), ст. 2146, N 23, ст. 2761, N 26, ст. 3139, N 30, ст. 3735, N 31, ст. 3921, N 31, ст. 3922, N 44, ст. 5170, N 45, ст. 5263, N 45, ст. 5265, N 51, ст. 6161, N 52 (1 ч.), ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 14, ст. 1553, N 15, ст. 1744, N 15, ст. 1756, N 19, ст. 2289, N 21, ст. 2525, N 21, ст. 2530, N 25, ст. 3071, N 27, ст. 3431, N 30, ст. 3986, N 31, ст. 4164, N 31, ст. 4166, N 31, ст. 4193, N 41 (2 ч.), ст. 5192, N 41 (2 ч.), ст. 5199, N 49, ст. 6412, N 50, ст. 6610, N 52 (ч. 1), ст. 6997, N 52 (ч. 1), ст. 7003; 2011, N 1, ст. 10, N 1, ст. 39, N 1, ст. 54, N 11, ст. 1495, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2714, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4598, N 30 (ч. 1), ст. 4601). (далее - УК России), однако полностью проверить данные факты при установленных характеристиках таможенного досмотра не представляется возможным, должностное лицо, выявившее несоответствие, незамедлительно подготавливает докладную записку начальнику таможенного поста, в которой указываются признаки недостоверности заявленных сведений о товарах, обоснование необходимости увеличить объем и изменить степень таможенного досмотра, а также иные предложения по характеристикам таможенного досмотра. Увеличение объема таможенного досмотра производится путем применения соответствующего профиля риска.
При этом должностное лицо, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, незамедлительно обеспечивает внесение в поручение соответствующих исправлений либо дополнений с указанием даты и времени внесения таких исправлений (изменений).
3.5.4. При выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле должностное лицо, проводившее досмотр, незамедлительно после окончания таможенного досмотра и фиксации выявленных фактов в акте таможенного досмотра принимает меры, предусмотренные КоАП России и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, N 30, ст. 3020, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, N 27 (ч. 1), ст. 2706, N 27 (ч. 2), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, N 28, ст. 2976, N 31 (1 ч.), ст. 3452; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 24, ст. 2830, N 24, ст. 2833, N 31, ст. 4008; 2007, N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, N 50, ст. 6236, N 50, ст. 6248; 2008, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. 1), ст. 6226, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, N 11, ст. 1267, N 11, ст. 1268, N 18 (1 ч.), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, N 44, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (1 ч.), ст. 6422, N 52 (1 ч.), ст. 6453; N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, N 11, ст. 1169, N 14 ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 21, ст. 2525, N 27, ст. 3416, N 30, ст. 3986, N 30, ст. 3989, N 30, ст. 4003, N 31, ст. 4164, N 31, ст. 4193, N 49, ст. 6412, N 49, ст. 6414, N 49, ст. 6419; 2011, N 1, ст. 16, N 1, ст. 39, N 1, ст. 45, N 1, ст. 46, N 7, ст. 901, N 13, ст. 1686, N 13, ст. 1687, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2712, N 23, ст. 3259, N 25, ст. 3533, N 29, ст. 4285, N 30 (ч. 1), ст. 4598, N 30 (ч. 1), ст. 4601).
3.6. Средства идентификации
3.6.1. На транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем, должностные лица, осуществляющие таможенный досмотр, могут накладывать средства идентификации.
3.6.2. При обнаружении в результате таможенного досмотра признаков правонарушений или преступлений средства идентификации накладываются при необходимости обеспечения неизменности состояния товаров и транспортных средств, защиты их от подмены.
3.6.3. Для осуществления контроля за наличием и состоянием средств идентификации в поручении и акте таможенного досмотра указываются сведения об их количестве, типе, номерах пломб, печатей, нанесенной цифровой, буквенной и иной маркировке, идентификационных знаках, проставленных штампах, взятых пробах и образцах, описаниях товаров, составленных чертежах, изготовленных масштабных изображениях, фотографиях, иллюстрациях, использовании товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
3.6.4. В случае изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации должностным лицом таможенного органа составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации по форме, утвержденной Решением Комиссии.
IV. Оформление результатов проведения таможенного досмотра
4.1. Результаты таможенного досмотра фиксируются в акте таможенного досмотра в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) незамедлительно после окончания фактической проверки товаров.
4.2. Акт таможенного досмотра составляют должностные лица, проводившие таможенный досмотр, по форме, утвержденной Решением Комиссии.
4.3. Если при таможенном досмотре присутствуют представители других контролирующих государственных, органов или должностные лица ФТС России, РТУ и таможен, сведения о них вносятся в акт таможенного досмотра как о присутствующих лицах. Заполненный акт таможенного досмотра подписывается указанными лицами. В этом случае допускается передача им копий акта таможенного досмотра.
4.4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, а результаты такого досмотра были распространены на все такие товары, указанные в таможенной декларации, и при этом декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, до получения второго экземпляра акта таможенного досмотра мотивированно считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары и требует проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, изменяет объём и степень таможенного досмотра в поручении на таможенный досмотр, которые согласно требованиям лица, уполномоченного в отношении товара, позволят полностью установить фактические сведения о всех предъявленных товарах с учетом требований пункта 3.1.5 настоящей Инструкции. При этом новый акт таможенного досмотра не составляется.
4.5. После проведения таможенного досмотра (осмотра) уполномоченные должностные лица осуществляют заполнение электронной копии акта таможенного досмотра.
Электронная копия акта таможенного досмотра (осмотра) заполняется путем внесения уполномоченным должностным лицом сведений из поручения на досмотр (если составлялся) и акта таможенного досмотра (осмотра) с результатами проведения фактического контроля в соответствующие поля электронной копии акта таможенного досмотра (осмотра) с помощью штатных программных средств, включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России.
Перечень сведений, определяющих структуру электронной копии акта таможенного досмотра (АТД) содержится в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
4.6. В случаях использования МИ при проведении таможенного досмотра в акте таможенного досмотра указывается соответствующая стандартизованная МИ (ГОСТ - при их наличии) либо используемая аттестованная в соответствии с установленным порядком конкретная не стандартизованная МИ, по которой производилось определение количественных показателей, расчет и его результаты.
4.7. В случаях установления в процессе таможенного досмотра при выборочном взвешивании фактического веса товаров расчетным способом должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, указывается в акте таможенного досмотра расчет и его результаты.
4.8. В акте таможенного досмотра обязательно указываются следующие сведения:
- об упаковке и (или) маркировке, клеймах, товарных знаках, артикулах, номерах заказов (лотов), знаках соответствия, идентификационных знаках, свидетельствующих о стране происхождения товаров, нанесенных на групповую упаковку, на отдельные упаковочные единицы и (или) имеющихся непосредственно на товарах;
- о производителе товаров;
- об отправителе и получателе товаров, номерах заказов и других сведениях о поставке товаров;
- о виде (способе) упаковки товаров, количестве товара в упаковке в случае размещения товаров последовательно в нескольких упаковках;
- о наличии или отсутствии внешних повреждений товаров, их упаковки с описанием имеющихся повреждений;
- о количестве наименований товаров и количестве товаров каждого наименования (допускается устанавливать количество товаров каждого наименования расчетным путем);
- о цвете, материале, размерах, физико-технических, температурных характеристиках товаров и иные сведения, установленные в ходе проведения таможенного досмотра.
4.9. В случае, когда таможенный досмотр проводится на основании информации о возможном нарушении таможенного законодательства, полученным с использованием ИДК, в акте таможенного досмотра необходимо указать сведения о том, какие именно товары находились в той части грузового отсека транспортного средства, которая отмечена оператором ИДК, как возможное местонахождение незаявленного товара.
4.10. При фиксировании результатов таможенного досмотра к акту таможенного досмотра прикладываются:
- образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров;
- фотоматериалы таможенного досмотра (дополнительно допускается приобщение цифрового носителя этих материалов);
- видеоматериалы таможенного досмотра;
- копии документов, подтверждающих полномочия специалистов и иных должностных лиц таможенных органов или иных контролирующих органов, участвующих или присутствующих при таможенном досмотре;
- копии документов, удостоверяющих личность и заявления иных лиц, присутствующих при таможенном досмотре;
- иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра и имеющие к нему отношение.
Все приложенные к акту таможенного досмотра документы и сведения, содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью акта таможенного досмотра и визируются должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, а также специалистами и иными лицами, участвующими или присутствовавшими в процессе его проведения.
Иные материалы, не содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью и включаются в опись документов, прилагаемой к АТДО.
4.11. После фиксирования результатов таможенного досмотра должностное лицо, зарегистрировавшее поручение, заполняет соответствующие графы журнала.
Результаты таможенного досмотра, а также докладная записка с резолюцией должностного лица, принявшего решение о проведении таможенного досмотра, передаются должностному лицу, осуществляющему документальный контроль заявленных в таможенной декларации сведений, либо его начальнику или лицу, его замещающему, не позднее 10 минут с момента завершения заполнения акта таможенного досмотра.
В случае значительной территориальной удаленности места проведения таможенного досмотра (не позволяющей выполнить в установленные сроки положения предыдущего абзаца) допускается передача акта таможенного досмотра должностному лицу, осуществляющему документальный контроль заявленных в таможенной декларации сведений, либо его начальнику или лицу, его замещающему, по оперативным каналам связи, либо путем обмена формализованными сообщениями (при этом осуществляется контроль его получения с использованием телефонной связи). Оформленный в установленном порядке акт таможенного досмотра на бумажном носителе не позднее 1 часа с момента пересылки передается лицу осуществляющему документальный контроль заявленных в таможенной декларации сведений, либо его начальнику или лицу, его замещающему.
4.12. После проведения таможенного досмотра хранение акта таможенного досмотра и поручения осуществляется со всеми приложенными к ним документами и совместно с другими таможенными документами, оформляемыми при соответствующей таможенной процедуре, в соответствии с установленным порядком комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа.
V. Заключительные положения
5.1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля установлено статьей 105 Кодекса.
5.2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж (Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 г.):
1) президентов государств - членов Таможенного союза, прекративших свои полномочия, и следующих вместе с ними членов их семей;
2) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей и депутатских полномочий.
5.3. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 104 Кодекса).
5.5. В случае невыполнения законных требований должностных лиц таможенных органов, а также совершения других действий, препятствующих выполнению возложенных на них обязанностей по проведению таможенного досмотра, должностные лица таможенных органов в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При выявлении в ходе проведения таможенного досмотра признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.
5.6. Любая информация, полученная таможенными органами в ходе проведения таможенного досмотра, может использоваться исключительно в таможенных целях. Должностные лица таможенных органов, иные лица, получившие в ходе проведения таможенного досмотра доступ к такой информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Кодексом и (или) законодательством Российской Федерации (статья 8 Кодекса).
Приказом ФТС России от 26 марта 2013 г. N 587 пункт 5.7 изложен в новой редакции
5.7. Таможенный досмотр (осмотр) товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом багаже, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным иным правовым актом ФТС России.
5.8. Порядок проведения таможенного досмотра при поступлении информации о возможном нарушении таможенного законодательства, выявленной при проведении должностными лицами ФТС России инспекторской проверки деятельности таможенного органа регламентируется иным правовым актом ФТС России.
5.9. При проведении таможенного досмотра обращается особое внимание на поведение присутствующих лиц (попытки отвлечь внимание, ускорить или замедлить процесс).
5.10. При осуществлении таможенного досмотра в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в электронной форме, необходимо обеспечивать распечатывание первого листа декларации на товары, поданной в электронной форме, на листах бумаги формата А4; по форме декларации на товары и прикладывать к ней все документы, составление (наличие) которых предусмотрено настоящей Инструкцией и опись таких документов (далее - опись документов).
Персональную ответственность за полноту и достоверность сведений, внесенных в опись документов, а также за соответствие бумажного (прилагающегося к распечатанной копии декларации на товары, поданной в электронной форме) и электронного экземпляра описи документов (прилагающейся к электронной копии декларации) несет должностное лицо таможенного поста, составляющее опись документов, и начальник таможенного поста.
Хранение распечатанных копий деклараций на товары, поданных в электронной форме, и приложенных к ней документов осуществляется в порядке, определенном приказом ФТС России от 7 декабря 2007 г. N 1515 "Об утверждении Порядка комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа" (в редакции приказа ФТС России от 25 августа 2008 г. N 1040).
5.11. Инструкция о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на таможенный досмотр, утвержденная приложением N 3 к Инструкции, применяется после вступления в силу приказа ФТС России, утверждающего формы документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля.
Начальник Главного управления |
Д.В. Некрасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.