Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Основные направления экономической, технической и правовой
политики в области энергосбережения в Санкт-Петербурге
1.1. Введение
Интеграция России в мировую рыночную экономику определяет необходимость соблюдения международных экономических принципов и законов, одним из которых является рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
При существующем на предприятиях города 3 - 5 кратном перерасходе энергоносителей (по сравнению с энергозатратами в западных странах) выпускаемая отечественная продукция не может являться конкурентоспособной, а городское хозяйство - рентабельным.
Поэтому жизнеспособность и процветание Санкт-Петербурга определяется во многом масштабностью мероприятий по энергосбережению.
Научный, производственный и технический потенциал города позволяет оперативно решать рассматриваемую проблему и, кроме того, оказывать влияние на развитие энергосбережения в других регионах России.
1.2. Анализ использования энергоресурсов в бюджетной
сфере Санкт-Петербурга
Анализ объема выпуска промышленной продукции и потребления энергетических ресурсов предприятиями Санкт-Петербурга в 1990, 1994-1996 гг. показывает:
- темпы спада потребления энергоресурсов существенно ниже, чем спад выпуска промышленной продукции;
- несинхронность динамики энергопотребления и объемов производства в энергетических отраслях привела к увеличению за рассматриваемый период удельной энергоемкости валового внутреннего продукта в 2 - 2.5 раза, превысив этот показатель по сравнению с аналогичным в развитых странах в 4 - 5 раз.
Основными причинами роста энергоемкости в производственной сфере являются:
- снижение более чем в 2 раза загрузки имеющихся производственных мощностей промышленности практически при тех же площадях, что естественно привело к значительному росту удельного энергопотребления;
- структурная трансформация промышленности (сокращение доли продукции с низкой удельной энергоемкостью: легкая промышленность, приборостроение и др.) привела к удельному росту энерго- и металлоемкости ВВП.
- обновление с целью снижения энергопотребления технологий и оборудования промышленных предприятий, реконструкция зданий в последние годы по сравнению с предыдущими проходили в России более низкими темпами;
- несовершенство экономического и нормативно-правового механизмов энергопотребления.
Доля энергопотребления в городском хозяйстве в последние годы увеличилась (в основном за счет падения производства) и составила в общем городском объеме потребления энергоресурсов свыше 30% электрической и 60% тепловой энергии.
В связи с ростом тарифов, существующей дотационной системой и недостаточными темпами работ по энергосбережению городской бюджет несет значительную нагрузку.
К основным факторам, определяющим высокое энергопотребление городского хозяйства следует отнести:
- несовершенство дотационной системы;
- монополизм энергопроизводителей, отсутствие рынка энергоресурсов и сервисного обслуживания потребителей;
- трудности стартового финансирования энергосберегающих мероприятий в жилищной сфере;
- практическое отсутствие приборов учета и регулирования в инженерных системах городского хозяйства;
- несовершенство экономического и нормативно-правового механизма энергосбережения.
Таким образом использование энергоресурсов в бюджетной сфере Санкт-Петербурга недостаточно эффективно.
Реализация комплекса энергосберегающих мероприятий может привести к реальному сокращению энергопотребления на 20-30% с эквивалентным сокращением затрат на эти нужды из городского бюджета (рис.1).
1.3. Нормативно-правовые основы энергосбережения
Правительство РФ в декабре 1994 г. одобрило Энергетическую стратегию России, а Указом Президента РФ от 07.05.1995 г. N 472 утверждены "Основные направления энергетической политики РФ на период до 2010 г.", предусматривающие в качестве главного направления повышения энергоэффективности - энергосбережение.
В марте 1995 г. был принят федеральный Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и в августе 1995 г. Закон "О естественных монополиях", а в апреле 1996 г. Закон "Об энергосбережении".
Все эти законы составляют нормативно-правовую основу энергосбережения.
Вместе с тем, закон "Об энергосбережении" представляет собой нормативный документ непрямого действия и требует дополнения его рядом подзаконных актов. Одним из таких дополнений является Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 832 "О повышение эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы".
В соответствии с изложенным активно развивается законодательная деятельность по обеспечению энергосбережения в регионах России. В последние годы введены Законы об энергосбережении в Ставропольском и Краснодарском краях, Нижненовгородской области и некоторых других регионах России.
В Санкт-Петербурге работа над нормативно-правовой базой по энергосбережению активизировалась в последние 2 года:
- Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга N 217 от 17.09.1996 г. регламентирована установка приборов учета энергоносителей во вновь строящихся и реконструированных зданиях.
- Распоряжением N 267 от 28.03.1996 г. утвержден график и порядок оборудования водомерных узлов и установки приборов учета количества отпущенной питьевой воды в домах жилищного фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, где приборы учета воды отсутствуют или подлежат замене.
- Постановлением Правительства СПб от 10.04.97 N 17 "О создании в Санкт-Петербурге демонстрационной зоны энергетической эффективности" определен приоритетный перечень пилотных энергоэффективных проектов в жилищно-коммунальном и промышленных секторах города с Программой реализации до 2000 года.
- Постановлением Правительства СПб от 30.06.97 N 28 одобрен план мероприятий по организации учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве до 2000 г.
Существует острая потребность в разработке Регионального закона "Об энергосбережении в Санкт-Петербурге", регламентирующего основные направления деятельности по энергосбережению; требуется создание целого ряда подзаконных нормативных актов и положений, принудительно активизирующих деятельность в этом направлении.
1.4. Экономический механизм и финансовое обеспечение
энергосберегающих технологий
При развитии в России рыночных отношений одним из основных условий активизации деятельности по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов должна являться нормативно-правовая база, основанная на действенном экономическом механизме.
Так, основные положения экономического механизма сводятся к следующему:
1. Для организаций, финансируемых из бюджета города, в составе статей расходов смет выделяются затраты на оплату энергоносителей. При сокращении энергопотребления против проектных нагрузок, сэкономленные бюджетные средства остаются в течение 2-х лет в распоряжении организаций для внедрения энергосберегающих мероприятий и до 10% из них может быть израсходовано на поощрение работников.
2. Для стимулирования организаций и предприятий, осуществляющих энергосберегающие мероприятий, устанавливаются льготные тарифы на энергоносители сверх заявленной мощности.
3. В приоритетном порядке решаются вопросы о предоставлении налоговых кредитов предприятиям и организациям, участвующим в обеспечении энергосбережения, а также реализующих энергосберегающие проекты.
Такой механизм существенно активизировал массовое внедрение в Москве энергосберегающих проектов и может быть принят на первом этапе для реализации в Санкт-Петербурге.
В качестве положительного опыта можно рассматривать применяемый в городе метод инвестирования энергосберегающих программ, проектов и мероприятий на основе энергетических проектов. Стартовый этап в этом случае осуществляется в счет будущей экономии от выполненных работ. Аналогичная схема оплаты труда осуществляется и по договору о лизинге энергоэффективного оборудования приборных средств учета и диагностики.
Рассмотрение выше приемы при качественно разработанной нормативно-правовой основе приведут к активизации энергосберегающей деятельности в Санкт-Петербурге и могут быть приняты к реализации.
Опыт ряда городов России свидетельствует о том, что для снижения риска реализации нерентабельных проектов и экономии средств городского бюджета необходимо создание внебюджетного Фонда энергосбережения, который и может стать таким гарантом.
Подобная форма расчетов и изложенных выше схем требуют разработки "Положений" о предоставлении бюджетных гарантий возврата инвестиций в энергосбережение, льготах и материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих проектов и др.
1.5. Организационные мероприятия
Организацию работ по энергосбережению целесообразно осуществлять поэтапно, исходя из реальных финансовых и технических возможностей. В соответствии с этим разработанный "План организационных мероприятий по энергосбережению Санкт-Петербурга в городском хозяйстве" ориентирован на реализацию первоочередных работ в ближайшие 2-3 года. Неприменными условиями активной деятельности в рассматриваемом направлении являются:
- образование внебюджетного Фонда энергосбережения;
- разработка "Положения о взаимодействии органов администрации города с Территориальным Управлением госэнергонадзора Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- создание информационно-образовательного центра по энергосбережению;
- формирование структур (общественных и внештатных) для пропаганды, контроля и реализации энергосберегающих мероприятий.
1.6. Информационно-образовательная работа со
специалистами и населением
Опыт работы ряда стран по массовому внедрению энергосберегающих мероприятий свидетельствует о том, что на активизацию работ в этом направлении оказывает существенное влияние информационно-образовательная работа.
Здесь к первоочередным мероприятиям следует отнести:
- периодическое проведение тематических выставок и ярмарок энергоэффективного оборудования, конференций, конкурсов;
- организация обучающих школ-семинаров для специалистов, а также для населения;
- формирование цикла передач по радио и телевидению;
- периодические публикации в средствах массовой информации передового опыта;
- издание тематических журналов и бюллетеней;
- массовое адресное распространение нормативной, методической и научно-популярной литературы;
- широкая реклама деятельности передовых предприятий и фирм по реализации энергосберегающих проектов;
1.7. Приоритетные направления осуществления
технических мероприятий
К приоритетным техническим мероприятиям следует отнести быстроокупаемые энергосберегающие проекты. В соответствии с этим в план первоочередных работ (Приложение ) вошли технически необходимые, запланированные различными структурами мероприятия, позволяющие получить наибольший эффект, Это прежде всего установка приборов учета расхода энергоносителей и систем регулирования как основны последующего внедрения энергоэффективных мероприятий.
Помимо отмеченного к ним можно отнести:
- внедрение регулируемого электропривода;
- утепление оконных проемов;
- прокладка теплопроводов с современной качественной изоляцией;
- создание автоматизированных систем оптимального управления технологическими процессами генерирования, транспорта и распределения энергоносителей.
Реализация быстроокупаемых энергосберегающих мероприятий позволяет направлять сэкономленные средства на последующие более сложные проекты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.