Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная Программа
развития образования Ленинградской области
до 2000 года
19 сентября 2000 г.
Паспорт
региональной Программы развития образования Ленинградской области
до 2000 года
Наименование - региональная Программа развития
образования Ленинградской области
до 2000 года
Государственный заказчик - Правительство Ленинградской области
Фамилия, имя, отчество, - Найденова Зоя Георгиевна,
должность руководителя председатель комитета общего и
программы профессионального образования
Ленинградской области
Исполнители и соисполнители - государственные, муниципальные,
негосударственные учреждения
образования, органы местного
самоуправления
Разработчики программы - комитет общего и профессионального
образования, органы управления
образования, образовательные учреждения
Ленинградской области, ученые и
методисты Ленинградского областного
института развития образования
и Ленинградского областного
государственного университета:
/-------------\
|Радченко П.Я.|- председатель комитета
\-------------/
общего и профессионального образования
Ленинградской области
Козлова В.П. - заместитель председателя
комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области,
начальник управления экономики
образования
Кошкина В.С. - начальник управления
общего образования, кандидат
педагогических наук
Лисицын С.А. - проректор по научно-
методической работе Ленинградского
областного института развития
образования, кандидат исторических
наук, доцент
Максимова В.Н. - заместитель заведующего
кафедрой Ленинградского областного
института развития образования,
доктор педагогических наук
Найденова З.Г. - первый заместитель
председателя комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
Сроки и этапы реализации - 1997 - 2000 годы:
программы первый этап - 1996 - 1998 года;
второй этап - 1998 - 2000 годы
Основные положения программы - характеристика программы;
состояние и проблемы развития
образования Ленинградской области;
ведущие идеи и принципы разработки
программы;
структура программы;
образовательные проекты
Система организации - контроль за выполнением программы
осуществляет комитет общего и
профессионального образования
Ленинградской области и органы
местного самоуправления
Результаты контроля представляются
в Правительство Ленинградской области
и Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации.
1. Характеристики программы
Региональная Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и Федеральной программой развития образования в России. Разработчики Программы исходили из того, что Ленинградская область является полноправным субъектом Российской Федерации, а Правительство Ленинградской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Ленинградской области как части Северо-Западного региона России. Образование при этом рассматривается как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы Ленинградской области, включая духовную и производственную сферу жизни населения.
Социокультурная региональная политика предусматривает концентрацию ресурсов при решении приоритетных задач всех социальных слоев населения Ленинградской области с учетом его многонационального состава, миграции и общих демографических тенденций развития и расценивает образование как средство формирования новых социальных отношений в обществе с рыночной экономикой на данном историческом этапе становления России как суверенного государства и полноправного партнера в новом мировом сообществе. Образование наряду с обороной и промышленностью составляет основу реализации общегосударственной программы безопасности России.
Под образованием в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на образование путем выбора соответствующих образовательных программ.
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, включает социально-педагогический анализ состояния образования, задачи и направления его развития на ближайшую перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.
Программа является результатом научно-практического и социально-педагогического проектирования развития образовательной системы региона. Как межотраслевая она концентрирует деятельность различных ведомств, общественных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа является основанием для принятия Правительством Ленинградской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования.
Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования Ленинградской области, для сотрудничества с родителями, а также учреждениями социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.
Цель Программы - определить основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.
Первый этап реализации Программы предполагает разработку концепции и моделей развития образовательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий, научно-методическое обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную работу как средство развития системы образования Ленинградской области.
Второй этап предусматривает внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем, обеспечение нормативно-правовыми документами системы образования в едином культурно-образовательном пространстве Ленинградской области, диагностический и результативный этап.
2. Состояние и проблемы развития образования Ленинградской области
Основное достижение развития образования Ленинградской области в 1991 - 1996 годах - создание вариативной системы, предоставляющей жителям возможность выбора образовательной программы, а в городах - и образовательного учреждения, что стало возможным в результате целенаправленной инновационной деятельности образовательных учреждений.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Так, среди дошкольных образовательных учреждений, а их в области 661, появились общеразвивающие, компенсирующие, ухода и присмотра, кратковременного пребывания и комплексные. В образовательных учреждениях проходят апробацию программы нового поколения: образовательные, психолого-педагогические, специализированные. Расширился спектр дополнительных образовательных услуг. В 496 общеобразовательных школах используются девять образовательных программ, в том числе базовая, углубленная, лицейская, гимназическая, компенсирующая. Открыто более 350 классов с углубленным изучением отдельных предметов, 3 школы с изучением ряда предметов на иностранных языках, 23 профильных класса, 27 комплексов "Школа - детский сад", 38 школ отрабатывают новые модели обучения и воспитания.
На очередной этап развития вышли сельские школы, составляющие 64 процента всех школ области. Успешно развиваются Рождественская и Сельцовская аграрные школы, Вартемякская природная школа, Котельская школа здоровья, школы традиционной русской культуры, экологической направленности и другие.
Значительно вырос интерес школьников и их родителей к изучению истории, культуры Ленинградской области и своей малой Родины. Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Тосненском районах введены уроки краеведения.
По заявкам учеников и родителей в ряде районов изучаются вепский, финский и шведский языки.
Изменения в профессиональном образовании вызывают реформирование учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку. В настоящее время в области 18 профессиональных лицеев, обеспечивающих многоуровневую, ступенчатую образовательную подготовку специалистов (от рабочего до техника). В них обучаются 9189 человек, что составляет 41,3 процента контингента учебных заведений начального профессионального образования.
Появились новые типы учебных заведений: техническая школа, колледж, центр по повышению квалификации или переобучению, что значительно расширило как образовательную сферу, так и сферу услуг.
Стала более разнообразной система образования, представленная 8 негосударственными образовательными учреждениями.
Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, что значительно увеличило возможности для одаренных детей, детей с проблемами развития, социально запущенных подростков, а также дошкольников, не посещающих детские сады.
В рамках программы "Дети России" усилена социально-педагогическая защита прав детей, чему также способствуют создание детских домов семейного типа, открытие новых муниципальных центров психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, организация психолого-педагогических консультаций, деятельность валеологической службы.
В области созданы необходимые условия для функционирования системы непрерывного педагогического образования, позволяющей совершенствовать педагогическое мастерство учителей, воспитателей. Сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой деятельности педагогов: стипендии губернатора особо одаренным учащимся и студентам, областные конкурсы "Школа года", "Учитель года", "Студент года".
Важным стимулом профессионального роста, реализации творческого потенциала является аттестация педагогических и руководящих кадров.
По состоянию на 1 сентября 1997 года аттестацию прошли 6220 человек (24 процента), в том числе на высшую категорию - 1048 человек, на первую - 2607, на вторую - 2565.
Из руководителей учреждений образования 257 человек (14 процентов) аттестованы как предметники, в том числе 64 человека - на высшую категорию, 168 - на первую, 25 - на вторую.
Значительно расширились международные контакты как учителей и учащихся, так и управленцев разного уровня.
Однако в процессе развития образования выявились проблемы, характерные для региональной системы в целом:
недостаточное учебно-методическое обеспечение инновационных процессов;
нехватка и старение педагогических кадров;
слабая общественная поддержка образования;
снижение роли воспитательной работы в учреждениях образования;
снижение общественно-полезной и социальной активности детей и подростков;
увеличение числа детей, не посещающих школу;
частичная утрата традиций работы с родителями и общественностью.
2.1. Ключевые проблемы образования Ленинградской области,
требующие программного решения
2.1.1. В сфере дошкольного образования:
сохранение сети дошкольных учреждений;
обеспечение вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования;
создание развивающей среды в дошкольном учреждении;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
регионализация системы дошкольного образования;
нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования;
создание регулируемого рынка образовательных услуг.
2.1.2. В сфере общего среднего образования:
сохранение государственной сети образовательных учреждений;
расширение сети учреждений инновационных видов;
создание развивающей образовательной среды;
введение государственных образовательных стандартов;
разработка регионального образовательного компонента;
создание модели сельской школы в новых социально-экономических условиях;
разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности школьника;
укрепление и сохранение сети вечерних (сменных) школ.
2.1.3. В сфере дополнительного (внешкольного) образования:
сохранение сети учреждений дополнительного образования;
обновление содержания дополнительного образования;
создание программ и учебно-методических пособий нового поколения;
создание условий для одаренных детей и детей-инвалидов.
2.1.4. В сфере начального профессионального образования:
сохранение и развитие системы начального профессионального образования;
обновление содержания образования, введение авторских программ, новых учебных курсов;
интеграция учебной и внеучебной деятельности;
формирование у учащихся культуры свободного времени;
укрупнение, объединение профессий и специальностей начального профессионального образования;
учет личных интересов и планов учащихся системы начального профессионального образования;
создание социологической и информационной службы в сфере начального профессионального образования;
усиление координации деятельности учреждений начального профессионального образования с деятельностью служб занятости и учреждений общего среднего образования.
2.1.5. В сфере педагогического образования:
вариативность получения педагогического образования и развитие всех типов образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку и переподготовку педагогических кадров;
преемственность педагогического образования;
преемственность высшего образования с предшествующим и последующими звеньями в системе непрерывного образования;
сочетание условий для получения образования и профессиональной подготовки специалистов на основе многоуровневости, отвечающей образовательным потребностям области;
повышение базового общетеоретического, общекультурного уровня подготовки учителей и воспитателей в педагогических училищах и колледжах;
разработка вариативных учебных планов и программ в Ленинградском областном государственном университете, дающих студенту возможность при многоуровневом обучении выбирать направление специализации сообразно своим профессиональным интересам и способностям, с учетом потребностей системы образования Ленинградской области;
создание совместно с органами управления образованием программ повышения квалификации и переподготовки учителей области в Ленинградском областном институте развития образования, которые предусматривают возможность выбора форм, сроков обучения и учитывают многообразие образовательной структуры.
2.1.6. В сфере социальной поддержки и реабилитации детей и подростков:
нормативно-правовое обеспечение охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сохранение и развитие системы интернатных учреждений, детских домов, приютов, семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной помощи;
разработка новых учебных программ и учебных пособий, технологий обучения для коррекционных образовательных систем;
создание моделей новых типов учреждений социальной защиты детства;
разработка научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей и подростков;
формирование сети психолого-педагогических служб помощи детям и семьям;
совершенствование материально-технической базы интернатных учреждений;
научно-методическое обеспечение деятельности психологических и валеологических служб, социальных педагогов;
выявление психофизических и личностных особенностей воспитанников коррекционных учреждений для оказания им помощи в выборе профессии;
создание единого банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, основными социально-педагогическими задачами развития образования Ленинградской области до 2000 года являются:
обеспечение многопрофильной разноуровневой и вариативной системы непрерывного образования в целях максимального и всестороннего удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения области;
создание условий для достижения уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу ученика, развития его индивидуальности и творческих способностей, социально-педагогической защиты каждого ребенка в изменяющемся социуме;
использование культурно-исторического наследия каждого района Ленинградской области и преимуществ близости Санкт-Петербурга как крупного культурно-исторического и научного центра России в процессе образования и воспитания жителей области;
интеграция общего и профессионального образования в единую образовательную систему Ленинградской области в целях предупреждения отсева и безнадзорности детей и обеспечения производственно-экономической сферы всех видов собственности кадрами разного уровня допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки;
обеспечение образовательной системы области педагогическими кадрами высокой квалификации и необходимой для практики специализации, стимулирование творческой активности практических работников.
3. Ведущие идеи и принципы разработки программы
Программа развития образования Ленинградской области определяет образовательную политику и стратегию развития системы образования области до 2000 года. Ведущей в Программе является идея развития, направленная на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации ее внутреннего потенциала и резервов и эффективного использования ресурсов области.
Качественные преобразования системы образования необходимы в каждом ее звене: в органах управления, микрорайонах, районах, городах, селах, во взаимосвязях с социокультурными и производственно-экономическими организациями.
Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социально-педагогических программ и экспериментальных площадок по отработке конкретных концепций и идей развития образования на уровне города, района, школы. Общими идеями разработки таких программ и концепций становятся:
повышение в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды в регионе;
усиление опережающего характера развития образования, формирования у молодого поколения новых способов мышления и деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых производственных отношений;
региональность образования с учетом задач социально-экономического развития области, ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности, соответствия традициям народного творчества и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно сельской школы, воспитания в труде;
гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на целостное развитие растущего человека как личности, индивидуальности, гражданина своей страны, жителя Ленинградской области и специалиста-профессионала.
"Культура-человек-общество" - это триединая основа развития образования, его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Развитие выступает как принцип стабильного функционирования системы образования в условиях нестабильного развития общества.
Стратегия устойчивого развития системы образования и человека (ученика и учителя) в этой системе, отраженная в Программе, ориентирована на качественные преобразования центрального звена системы образования области - массовой общеобразовательной школы.
В результате реализации Программы общеобразовательная школа должна стать школой знаний и школой культуры, школой развития и школой общения, школой творчества и школой традиций, школой здорового образа жизни и школой жизни человека.
Достижение таких качественных показателей развития возможно путем приближения школы к жизни каждого района области, к его социально-экономическим проблемам, включения учащихся в их практическое решение, использования краеведческого материала как источника содержания образования.
В результате реализации Программы новая школа должна иметь и нового учителя, учителя образовательной области знания, учителя-воспитателя и учителя-психолога, учителя-новатора и учителя жизни.
Такие качественные характеристики учитель может получить в результате реформации непрерывного педагогического образования, интеграции специальных и психолого-педагогических дисциплин, переподготовки в целях овладения дополнительными и интегрированными специальностями.
В результате реализации Программы новая школа получит возможность выпускать в жизнь человека новой формации, способного:
адаптироваться и самореализоваться в изменяющемся обществе, в условиях Ленинградской области;
развивать навыки культурного землепользования оберегать окружающую среду, сохранять природные ресурсы области, использовать наукоемкие технологии сельскохозяйственного производства, в том числе в приусадебном хозяйстве;
сохранять собственное здоровье и высокую работоспособность в неблагоприятных условиях жизни и труда;
осуществлять осознанный профессиональный выбор с учетом потребностей Северо-Западного региона в кадрах начальной, средней и высшей квалификации;
творчески решать задачи взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в семье, в учебе и труде;
продолжать образование, самообразование, самостоятельно развиваться на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Выпускник школы Ленинградской области - это прежде всего житель Ленинградской области, который знает и ценит ее культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Наконец - это гражданин России.
Разработчики Программы опирались на следующие принципы:
целостность и системность образования;
создание в каждом районе области сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы;
обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений с социокультурными, научными, производственными центрами;
превращение системы образования в открытую социально-педагогическую систему;
непрерывность образования растущего человека, гарантия преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения на другую;
дифференциация и вариативность образовательных учреждений и программ, их интеграция в комплексы в целях рационального использования кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических ресурсов;
региональная самодостаточность, компенсаторность системы образования области, ее способность к развитию за счет внутренних резервов;
иерархичность и инструментальность управления развитием системы образования в области, соподчиненность управленческих государственных и общественных структур, выделение укрупненных управляемых единиц (образовательных систем районов, городов микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных учреждений - школ-гимназий, школлицеев, областных и районных программ и проектов развития образования).
Административно-территориальные единицы Ленинградской области являются структурно-функциональными единицами развития системы образования. В результате реализации Программы каждая такая единица превратится в культурно-образовательный комплекс, в котором взаимодействуют и дополняют друг друга государственные и негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного и начального профессионального образования и культурно-спортивные центры административного подчинения. Управление такими комплексами осуществляют местные органы самоуправления и координационные научно-методические советы, возглавляемые специалистами комитета общего и профессионального образования области, Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета.
Инструментальность управления развитием образования области заключается в применении системы способов реализации аналитической функции управления (система анализа, экспертизы и диагностики состояния и результативности развития образовательных систем) и системы способов стимулирования творческой инициативы руководящих и педагогических кадров.
Анализ и оценка состояния образовательной системы каждого уровня дают информацию для принятия продуктивных управленческих решений.
Анализ состояния образовательной системы в микрорайоне
(районе, городе)
"___________________________________________________"
Показатели | Преимущества, достижения, решенные вопросы |
Недостатки,проблемы, нерешенные вопросы, предложения |
Территориально- демографические особенности |
||
Социально-культурная среда | ||
Образовательные потребности населения |
||
Вариативность образовательных программ и учреждений |
||
Взаимодействие образовательных программ и учреждений |
||
Управление развитием образовательной системы в микрорайоне (районе, городе) |
||
Компенсирующие функции дополнительного образования |
||
Школа - координатор образовательной системы в микрорайоне (районе, городе) |
Опытно-экспериментальная работа учителей и педагогических коллективов на уровне отдельных образовательных учреждений и межшкольных объединений, комплексных экспериментальных и региональных площадок является основным фактором развития системы образования Ленинградской области.
Особое место в системе образования Ленинградской области и управлении ее развитием, в реализации Программы занимает Ленинградский областной институт развития образования. Он выполняет функцию научно-методического руководства и кадрового ресурсного обеспечения реализации программы и ее проектов.
В результате реализации Программы и всех ее проектов к 2000 году предполагается:
сохранение целостности культурно-образовательного пространства Ленинградской области, усиление роли системы образования в стабилизации всей общественной системы области, ее связей с жизнью, с социальной практикой построения нового общества;
всестороннее удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слоев населения области и удовлетворенность учителей, учащихся и их родителей образовательными системами всех районов;
рост социальной зрелости выпускников школ, профессиональных училищ, повышение профессионализма педагогических кадров, улучшение ресурсного обеспечения развития региональных образовательных систем.
4. Структура программы
Программа развития образования Ленинградской области включает две основные части:
1) концептуальное обоснование развития образования до 2000 года, его научные ориентиры, являющиеся основой социально-педагогического проектирования;
2) практические ориентиры - ведущие направления программы и проекты развития областного и муниципального уровней с соответствующим финансированием.
Ведущие направления развития образования Ленинградской области отражают ступени системы непрерывного образования растущего человека. Они представлены в основных образовательных проектах Программы.
В каждом проекте выделены направления деятельности по содержанию, конкретные мероприятия и муниципальные программы функционального характера по отдельным задачам.
Наиболее значимые для всей Ленинградской области, приоритетные направления социокультурной политики региона отражены в специальных проектах областного уровня, выполняемых под руководством специалистов комитета общего и профессионального образования:
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель дошкольного образовательного учреждения";
Проект 2. "Школа развития и социализации личности";
Проект 3. "Одаренность";
Проект 4. "Лето";
Проект 5. "Дети-сироты";
Проект 6. "Дети-инвалиды";
Проект 7. "Дети Чернобыля";
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка";
Проект 9. "Начальное профессиональное образование в условиях рынка труда";
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей и учащихся";
Проект 11. "Педагогическое образование";
Проект 12. "Информатизация управления".
Каждый проект включает описание цели, основные позиции его реализации, исполнителей, план мероприятий, необходимые финансовые ресурсы и ожидаемые результаты.
5. Механизмы реализации программы
5.1. Координация работы по реализации Программы, осуществляемая комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
5.2. Организация реализации Программы основана на следующих принципах:
создание условий для проявления и развития инициативы, творчества, активности педагогических работников, руководителей учреждений, органов управления образованием;
развитие демократических принципов реализации образовательной политики;
привлечение к участию в реализации Программы различных организаций независимо от ведомственной принадлежности и общественности;
широкое обсуждение результатов реализации Программы среди педагогической общественности, учащихся, родителей и других категорий населения области;
поддержка внедрения и использования новых организационно-экономических форм деятельности, перспективных методов управления в сфере образования.
5.3. Преобразование механизма финансирования в области образования:
организация объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования различных мероприятий;
разработка и апробация системы налоговых льгот для стимулирования вложений средств в образование;
разработка системы правовых гарантий инвестиционной деятельности в образовании.
5.4. Создание фонда развития образования.
6. Образовательные проекты
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель
дошкольного образовательного учреждения"
Проект направлен на введение на территории Ленинградской области новых механизмов повышения качества дошкольного образования в условиях его вариативности и разнообразия, а также создание условий для реализации личностно-ориентированной образовательной модели дошкольного учреждения и построение развивающей среды на основе отработки оптимальных условий для самореализации ребенка.
Основное средство реализации проекта заключается в организации системы опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях с привлечением широкого круга педагогов дошкольного образования и научных работников.
Главный замысел проекта - поиск, ориентирами которого являются:
вариативность форм содержания и методов дошкольного образования, обеспечение индивидуальных траекторий развития ребенка;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
интенсификация инновационных процессов в дошкольном образовании;
регионализация системы дошкольного образования (разработка регионального компонента стандартов, программ развития дошкольного образования территорий, научно-методического обеспечения).
Ожидаемый результат - создание в дошкольных учреждениях Ленинградской области вариативных систем, обеспечивающих полноценное развитие личности дошкольника и достижение детьми школьной зрелости.
Для осуществления проекта требуется финансовое обеспечение деятельности разработчиков, консультантов, экспертов, переподготовки педагогических кадров (работа в экспериментальном и внедренческом режимах), а также организации издания научно-методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) экспериментальная работа по созданию моделей:
дошкольных образовательных учреждений новых видов с их последующей аттестацией и аккредитацией (1996 - 1998 годы);
оздоровительно-коррекционного центра для дошкольников в Киришском, Бокситогорском районах, в городе Подпорожье и городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
центра художественно-эстетического развития школьников в городе Сосновый Бор и городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
центра развивающего обучения в городе Выборге (1996 - 1998 годы);
2) разработка и внедрение регионального компонента содержания дошкольного образования (1996 - 1999 годы);
3) проведение исследований по изучению запросов и формирование потребностей разных социальных групп населения в дошкольном образовании (1996 - 2000 годы);
4) анализ и диагностика экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях по внедрению вариативного содержания образования (1996 - 2000 годы);
5) внедрение передового опыта, создание новых форм дошкольного образования;
6) реализация программ:
"Русская традиционная культура в воспитании детей дошкольного возраста" - в дошкольных образовательных учреждениях городов Выборг и Подпорожье (1996 - 1999 годы);
"Радуга", "Развитие", "Детство", "Гармония" - в городах Сосновый Бор, Кириши, Кингисепп, Гатчина, Тихвин, Волхов, Всеволожск (1995 - 1999 годы);
"Семья и здоровый образ жизни" - в Лодейнопольском районе и городе Ивангороде (1996 - 1999 годы);
7) создание центра развития дошкольного и начального школьного образования на базе Ленинградского областного института развития образования (1997 - 1998 годы);
8) разработка системы мониторинга дошкольного образования области (1996 - 2000 годы);
9) проведение областного конкурса "Лучшее дошкольное учреждение года" (ежегодно).
Проект 2. "Школа развития и социализации личности"
Проект направлен на конструирование и внедрение новых форм и технологий общего образования Ленинградской области в условиях его современного развития и усиления хозяйственной самостоятельности и культурной самобытности региона.
Основное средство реализации проекта заключается в осуществлении мер, направленных на стабилизацию системы областного образования, привлечение инновационных технологий и способов организации учебной деятельности для обеспечения государственного стандарта школьного образования и внедрения его регионального компонента в практику работы каждого образовательного учреждения, на разработку механизмов отслеживания и контроля результатов этой деятельности.
Главный замысел проекта - определение требований к содержанию образования, уровню усвоения программ, критериев результативности образовательного процесса с точки зрения личностного и профессионального самоопределения школьника.
Ожидаемые результаты:
сохранение государственной сети образовательных учреждений и приведение ее с учетом национально-региональных особенностей в соответствие с потребностями городского и сельского населения;
расширение сети инновационных видов;
полное введение государственных образовательных стандартов, сбалансированное с их учебно-методическим обеспечением;
разработка и внедрение региональных программ для школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов;
создание модели сельской школы в новых социально-экономических условиях;
обеспечение научно-методической преемственности дошкольного, начального и основного образования.
Кроме того, предполагается значительное продвижение вперед в достижении учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных видах деятельности и в условиях меняющейся социально-политической и социокультурной ситуации в обществе.
Для осуществления проекта требуются финансовые средства на отработку региональных компонентов образовательных стандартов, оплату труда разработчиков, экспертов, консультантов, издание методических материалов, создание творческих групп и опытно-экспериментальных площадок.
В целях реализации проекта необходимы:
1) качественное обновление содержания образования:
проведение мониторинга инновационной деятельности, создание банка информации инновационной деятельности в школах области (1996 - 1997 годы);
отработка системы экономического, экологического, полихудожественного воспитания школьников (1996 - 1998 годы);
разработка региональных вариативных модулей содержания образования (1996 - 1999 годы);
внедрение региональных стандартов образования (разработка в творческих лабораториях) и учебно-методических комплексов к ним (1996 - 2000 годы);
создание механизма перехода на базисный учебный план общеобразовательных школ России (1996 - 1997 годы);
выявление основных компонентов гуманитарного образования учащихся 1-11 классов (инвариантный уровень) и учебно-методических комплексов для начальной, основной, полной средней школы (1996 - 2000 годы);
определение соотношения гуманитарного и естественно-математического образования в общеобразовательных учебных заведениях различных видов (1996 - 2000 годы);
2) реализация результатов экспериментальной работы, отработка моделей учреждений образования нового вида:
школы-лаборатории, центра педагогических инноваций на базе школы-гимназии N 10 в городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
управление образовательными комплексами "Детский сад - школа", "Школа - ПУ", "Школа - ВУЗ" (1996 - 1997 годы);
3) применение воспитательных систем, адекватных современным социально-культурным и экономическим условиям, на базе школ Киришского района (1996 - 1997 годы);
4) реализация подпрограмм:
"Возрождение национальной школы малых народностей, проживающих на территории Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
"Информатизация образования Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
обеспечения школьников области федеральным комплектом учебников (1996 - 2000 годы);
5) развитие школ традиционной русской культуры (1996 - 2000 годы);
6) издание сборника "Опыт экспериментальных площадок в Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
7) пополнение информационного банка международных программ и проектов в сфере образования (1996 - 2000 годы);
8) подготовка учебно-нормативной документации по введению региональных компонентов образовательных стандартов.
Проект 3. "Одаренность"
Проект направлен на создание оптимальных социально-педагогических условий для развития одаренных детей, их творческой реализации, а также привлечения внимания специалистов и общественности к проблемам одаренных детей.
Основное средство реализации проекта заключается в моделировании региональной и муниципальных систем, обусловливающих личностные достижения одаренных детей, научно-методическом обеспечении этих моделей, поиске оптимальных структур и управленческих решений.
Главный замысел проекта - формирование системы работы с одаренными детьми, включающей образовательные учреждения, семью, социальные институты, общественность.
В результате реализации проекта к 2000 году будет сформирована многоуровневая и вариативная система, позволяющая одаренному ребенку, учащемуся, студенту самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями. Будут созданы условия обучения, духовного и физического развития, профессиональной подготовки в разных областях знаний для одаренных школьников и студентов Ленинградской области.
Финансирование предполагает оплату проектировщиков образовательных программ, научно-методических разработок и издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) разработка подпрограммы развития всех видов образовательных учреждений и структур органов образования (1997 - 1998 годы);
2) формирование банка данных "Одаренные дети" (1997 год);
3) разработка типологии индивидуальных образовательных программ для обучения одаренных детей (1997 - 1998 годы);
4) издание нормативно-справочного материала по организации работы с одаренными детьми;
5) создание научно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию проекта (1997 - 2000 годы);
6) проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий (медицинские обследования, психологические тренинги) для обеспечения наиболее благоприятных условий обучения и развития одаренных школьников и студентов (1996 - 2000 годы);
7) организация в школах и учебных заведениях области факультативных занятий для одаренных учащихся и студентов по формированию умений саморелаксации и самовоспитанию (1997 - 1998 годы);
8) разработка научно-методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике и выявлению одаренных школьников;
9) системная организация различных форм повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогов, работающих в классах с углубленным изучением предметов;
10) организация при комитете общего и профессионального образования Ленинградской области координационной группы по реализации проекта.
Проект 4. "Лето"
Проект направлен на разработку комплексной межведомственной программы организации летнего отдыха учащихся и студентов Ленинградской области, создание условий и механизмов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, учащихся и студентов, совершенствование личностных возможностей приобщения к социокультурным и образовательным ценностям.
Основное средство реализации проекта заключается в объединении организационных усилий комитета общего и профессионального образования, других комитетов и ведомств Ленинградской области, администраций муниципальных образований и органов местного самоуправления, а также привлечение средств внебюджетных фондов предприятий, профсоюзных и общественных организаций.
Главный замысел проекта - решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в процессе организации летнего отдыха, удовлетворение индивидуальных интересов и личностно-значимых сфер деятельности (спорт, туризм, краеведение, экология, музыка и другие).
Ожидаемый результат - предоставлять ежегодно все виды летнего труда и отдыха не менее чем 300 тысячам детей и подростков Ленинградской области.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научно-методическое обеспечение:
определение функциональных полномочий руководителей и педагогического персонала оздоровительных лагерей (1997 - 1998 годы);
научно-методическая разработка психологических аспектов организации педагогической деятельности в оздоровительных лагерях (1997 - 1999 годы);
разработка практических рекомендаций по охране жизни и здоровья детей в период летних каникул (1997 - 1998 годы);
научно-методическое руководство по психолого-педагогической диагностике кратковременных коллективов (1998 - 2000 годы);
научно-методическое пособие по программно-содержательному обеспечению работы оздоровительного лагеря (1998 - 2000 годы);
практикум по планированию работы в лагере (1999 год);
организация курсов подготовки в Ленинградском областном институте развития образования организаторов летнего отдыха детей (ежегодно);
2) организационные мероприятия:
проведение выборочного социального мониторинга среди учащихся, совершающих правонарушения (ежегодно);
обеспечение бесплатными путевками в загородные оздоровительные лагеря и детские санатории детей-сирот и детей-инвалидов, проживающих в семьях (1997 - 2000 годы).
Проект 5. "Дети-сироты"
Проект направлен на комплексную реализацию мер, обеспечивающих социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.
Основные идеи проекта:
создание условий по предупреждению социального сиротства, оказание дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование условий, гарантирующих права детей на образование;
обеспечение индивидуального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оптимизации процесса психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации их в обществе.
Проект предполагает:
открытие учреждений новых типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реорганизацию существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений в целях обеспечения качественных изменений образовательной среды;
расширение возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения ими начального профессионального образования.
Приоритетами проектами являются:
запуск механизмов интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полноценную жизнь общества;
создание условий для участия детей города, района, области во всех сферах жизнедеятельности;
всесторонняя поддержка всех форм интеграции, привлечение учреждений культуры Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение качественной подготовки педагогических кадров как системы специального, так и общего образования и разработка положений о новых видах учреждений;
2) совершенствование социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
формирование городских, районных и областных банков данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
открытие в Сланцевском, Тихвинском и Волосовском районах муниципальных детских домов на базе освободившихся дошкольных учреждений (1997 - 1998 годы);
образование в каждом районе психолого-медико-педагогических комиссий;
создание консультации или центра для определения готовности детей-сирот и детей, обучающихся в интернатных учреждениях, к различным ступеням образования (1996 - 1998 годы);
обеспечение кадрами системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1996 - 2000 годы);
организация шефства профессионально-технических училищ над детскими домами для оказания конкретной помощи в профессиональной ориентации и осуществления материально-технической помощи;
разработка системы качественной подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-сиротами (1997 - 1998 годы);
формирование банка данных о детях сиротах, подлежащих усыновлению российскими и зарубежными гражданами (постоянно);
разработка научно-методических рекомендаций для работы с родителями-опекунами, приемными родителями, методических пособий и рекомендаций по вопросам охраны прав детей-сирот (1996 - 1997 годы);
3) медико-социальное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
оснащение медицинских кабинетов медико-диагностической литературой, необходимой для прохождения обследования и лечения детей-сирот (1996 - 1997 годы);
осуществление диагностики отклонений в развитии детей-сирот (1996 - 2000 годы);
организация двухразового питания детей-сирот и детей, находящихся под опекой и обучающихся в общеобразовательных школах, и четырехразового питания детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования и в Ленинградском областном государственном университете.
Проект 6. "Дети-инвалиды"
Проект направлен на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, обеспечение их права на реабилитацию, развитие и образование.
Главный замысел проекта - обеспечение четкого и надежного механизма системного взаимодействия различных комитетов Правительства Ленинградской области и негосударственных общественных организаций.
В ходе реализации проекта предусматриваются дальнейшее развитие и совершенствование системы коррекции и реабилитации детей-инвалидов, качественная перестройка имеющихся коррекционно-образовательных учреждений.
Одной из основных идей проекта и программы в целом является перестройка отношения общества к детям-инвалидам, реализация мероприятий, направленных на интеграцию их в жизнь.
Принципиальным положением следует считать ориентацию общества на большую поддержку детей-инвалидов по сравнению с обычными детьми.
Значительное внимание в проекте уделяется проблеме ранней диагностики дефектов развития ребенка и разработки программ реабилитации на ранних этапах развития детей, а также формированию системы профилактики детской инвалидности, включающей консультирование родителей по вопросам развития ребенка-инвалида.
Проект предусматривает значительное улучшение материально-технической и учебно-методической базы системы специального образования, повышения квалификации специалистов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение подготовки положений и других документов, регулирующих деятельность специальных учреждений;
2) развитие учреждений для детей и подростков, осуществляющих их социальную защиту и реабилитацию;
3) создание института раннего вмешательства:
формирование модели психолого-педагогического сопровождения развития личности (1996 - 1997 годы);
организация психолого-медико-педагогической службы в каждом районе (1996 - 1998 годы);
организация службы семьи совместно с органами социальной защиты (1996 - 1998 годы);
создание банка данных о потребностях населения области в развитии сети учреждений, осуществляющих социальную защиту, коррекцию и реабилитацию детей (1996 - 1997 годы);
формирование модели коррекционно-психологической службы в детских дошкольных учреждениях (1996 - 1998 годы);
разработка коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста (1996 год);
4) качественное обновление содержания специального образования:
изменение структуры содержания обучения умственно отсталых детей, связанное с переходом на 11-летний срок обучения, что обеспечит становление социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей (1996 - 1998 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Сланцевской коррекционной школы-интерната (1997 год);
совершенствование системы трудового обучения, его индивидуализация применительно к местным условиям, разработка для учащихся в условиях школы дополнительных видов трудовой подготовки (1996 - 2000 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Тихвинской коррекционной школы-интерната по отработке программ профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых детей (1997 год);
разработка программ по начальной профессиональной подготовке умственно отсталых детей и детей с запоздалым процессом развития и нарушением опорно-двигательного аппарата по профессиям: столяр-плотник, швея индивидуального пошива, маляр-штукатур (1996 - 1997 годы);
разработка регионального компонента специального образовательного стандарта для детей с отклонениями в развитии (1996 - 1998 годы);
разработка учебника для подготовительного класса для детей с запоздалым процессом развития (1996 - 1997 годы);
разработка программ по специальной адаптации детей с нарушением слуха (1996 - 1997 годы);
5) развитие сети коррекционно-образовательных учреждений:
открытие коррекционных учреждений (для умственно отсталых детей) в Тосненском и Лодейнопольском районах (1997 - 1998 годы);
разработка моделей образовательных учреждений новых типов (школа-центр) на базе Павловской специальной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, Мгинской специальной школы-интерната для слабовидящих детей, специальной школы-интерната "Красные Зори", Назийской специальной школы-интерната для детей с запоздалым процессом развития (1996 - 1998 годы).
Проект 7. "Дети Чернобыля"
Проект направлен на реализацию мероприятий по созданию условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, обеспечение их социальной защиты.
Главный замысел проекта - комплексное решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, сохранение их здоровья.
Проект предполагает:
оказание практической социально-психологической и педагогической помощи детям;
создание системы радиоэкологического просвещения;
подготовку и переподготовку кадров для работы с детьми, проживающими на загрязненных территориях;
проектирование оздоровительной среды;
научное обеспечение помощи детям.
Приоритетами проекта являются:
оздоровление детей-сирот из зоны с льготным социально-экономическим статусом, создание сети школ здоровья и обеспечение условий их работы;
оснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
создание психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медико-психологической и психолого-педагогической помощи детям;
внедрение новых педагогических технологий компенсаторного образования;
организация научных исследований по медико-психологическим и психолого-педагогическим проблемам социальной реабилитации детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
информационное обеспечение проекта в загрязненных районах области.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит добиться снижения воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы.
Финансирование предусматривается из средств федерального бюджета.
Организационные основы реализации проекта изложены в плане мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы у детей, проживающих в Волосовском и Кингисеппском районах Ленинградской области, разработанном комитетом общего и профессионального образования согласно программе "Дети Чернобыля" на 1997 - 2000 годы.
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка"
Проект направлен на обеспечение основных прав детей на образование и выбор видов и форм деятельности, формирование представлений о мире, развитие познавательно мотивации и способностей в системе дополнительного образования.
Основные средства реализации проекта:
осуществление мер, направленных на оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью и предоставляющими ребенку возможность свободного выбора образовательной области и вида деятельности;
расширение и реконструкция сети учреждений дополнительного образования в объемах, позволяющих удовлетворить потребности детей и индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства региона, что в основном ориентируется на использование внутренних резервов существующей системы, а при улучшении экологической ситуации - на завершение начатого строительства и реконструкции учреждений дополнительного образования.
Главные идеи проекта:
построение в образовательном пространстве Ленинградской области новой качественной инновационной системы дополнительного образования, ориентированной на свободно возникающие и возрастающие в процессе познания интересы детей к различным сферам жизни;
рассмотрение системы дополнительного образования как инновационной, выявляющей ближайшие перспективы развития вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и профессиональных.
В результате реализации проекта у детей Ленинградской области появится возможность получать более качественное образование в вариативных и инновационных учреждениях дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования будут обеспечены новыми технологиями и инструментами управления качеством образовательного процесса.
Для осуществления проекта необходимо финансирование деятельности научных консультантов, разработчиков, экспертов, проведения проектировочных семинаров, конференций, издания методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение государственной (муниципальной) аттестации и аккредитации учреждений дополнительного (внешкольного) образования:
переход учреждений дополнительного образования на деятельность в соответствии с Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации (1996 год);
аттестация учреждений дополнительного образования (1996 - 1997 годы);
2) обновление содержания дополнительного (внешкольного) образования:
внедрение вариативных моделей учебных планов и учебно-методических комплексов нового поколения для различных видов деятельности объединений детей в учреждениях дополнительного образования (1996 - 1999 годы);
создание банка программ нового поколения и их экспертная проверка по направлениям: научно-техническое творчество; туристско-краеведческий профиль; эколого-биологическое образование; физкультурно-спортивный профиль;
реализация комплексных подпрограмм: "Национальная и мировая культура", "Экология", "Краеведение", "Человек, природа, общество", "Человек среди людей", "Мир электроники: компьютерный всеобуч", "Экономика" и другие (1996 - 2000 годы);
3) расширение муниципального рынка дополнительных образовательных услуг:
разработка программ развития дополнительного образования на длительную перспективу (1996 - 2000 годы);
создание групп, классов, курсов, клубов, школ и других объединений детей и подростков по общеобразовательным и дополнительным программам (1996 - 2000 годы);
аттестация обучающихся по дополнительным образовательным программам (присвоение квалификации) в учреждениях дополнительного образования (1996 - 2000 годы);
формирование структур и объединений, реализующих индивидуальные программы повышенной сложности в учреждениях дополнительного образования (1996 - 2000 годы);
участие в соревнованиях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, выставках всех уровней (ежегодно);
4) сохранение и развитие сети учреждений дополнительного (внешкольного) образования;
внедрение примерных нормативов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по развитию сети учреждений дополнительного образования (1996 - 1997 годы);
применение примерных перечней оборудования, наглядных пособий, материалов и инструментов по видам деятельности (1996 - 1998 годы);
строительство спортивных школ, начатое в 1991 - 1993 годах в городах Кириши и Тосно (1996 - 1998 годы);
капитальный ремонт спортклуба в поселке Юкки (1996 - 1998 годы);
строительство пристроек ко Всеволожской (зал 30 х 18 метров) и Лодейнопольской (зал 24 х 11 метров) детским и юношеским спортивным школам (1996 - 1998 годы);
капитальный ремонт спортивных лагерей и спортивных баз: спортлагеря Бокситогорской детской и юношеской спортивной школы, спортлагеря областной детской и юношеской спортивной школы в поселке Мичуринское, лыжной базы детской и юношеской спортивной школы в поселке Токсово (1996 - 1998 годы).
Проект 9. "Начальное профессиональное образование
в условиях рынка труда"
Проект направлен на построение системы начального профессионального образования в условиях перехода к рыночной экономике, обеспечивающей формирование, развитие и воспитание учащихся профессиональной школы применительно к социальной и научно-технической ситуации.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке региональных компонентов системы начального профессионального образования в результате прогнозирования и изучения тенденций и приоритетов в развитии рынка труда на уровне областных и муниципальных потребностей, изменений в технологической структуре различных отраслей производства, построения прогностических профессиональных моделей выпускников профессионально-технических училищ различного профиля, осуществления комплексного научно-методического обеспечения нового содержания образовательного процесса.
Главный замысел проекта - создать систему начального профессионального образования как структурную единицу системы образования в целом. Поэтому новые ориентиры развития образовательной системы являются и ориентирами в процессе совершенствования учреждений профессионального образования и решения проблем стандартов профессиональной подготовки (вариативность и инновации являются основополагающими). Однако, чтобы начальная профессиональная школа выполняла свои задачи в современных условиях, необходимо ставить новые конкретные цели, при которых овладение профессией из цели педагогической деятельности превратится в средство развития личности, ориентированной на самореализацию.
В результате реализации проекта будет создана более гибкая система подготовки кадров в профессиональных учебных заведениях, максимально удовлетворяющая потребности производственно-хозяйственного комплекса Ленинградской области в квалифицированных рабочих и специалистах.
Для осуществления проекта необходимо финансировать:
организацию мониторинга потребностей региона в кадрах рабочих и специалистов;
проектирование разработки программ и учебно-методических комплексов;
издание печатной продукции;
апробацию проектов стандартов начального профессионального образования;
обновление учебно-производственного образования;
завершение строительства учебно-материальной базы профессиональных училищ в городах Лодейное Поле и Подпорожье и поселке Бегуницы.
В целях реализации проекта необходимы:
1) дальнейшее укрепление и развитие системы начального профессионального образования:
создание в муниципальных образованиях области советов по профессиональной ориентации;
обеспечение информированности учащейся молодежи данными прогноза рынка труда с учетом специфики экономики территории (1996 - 1997 годы);
разработка новых учебных программ, соответствующих новому классификатору специальностей (1996 - 1998 годы);
формирование новых учебных планов, отражающих вариативность и мобильность содержания, включение новых технологий обучения и развития, разноуровневую профессиональную подготовку (1997 - 1998 годы);
научно-методический анализ вопроса интеграции учебной и внеучебной деятельности в единое целое, подготовка рекомендаций (1997 - 1998 годы);
разработка методических основ применения маркетинга в сфере начального профессионального образования (1997 - 1998 годы);
внедрение стандартов начального профессионального образования, разработка и экспериментальная работа по отработке регионального компонента (1997 - 2000 годы);
пересмотр нормативов мощности ученических мест профессиональных училищ, лицеев в связи с введением государственного стандартного начального профессионального образования (1996 год);
создание на базе высшего профессионального училища N 37 города Кировска центра по ремонту технических средств обучения для учебных заведений Ленинградской области (1996 год);
создание информационной службы (1996 - 1997 годы);
организация хозрасчетных групп подготовки и переподготовки специалистов по направлениям служб занятости (1996 - 2000 годы);
завершение строительства нового комплекса для профессионального училища N 55 в городе Лодейное Поле, спортивного комплекса для высшего профессионального училища N 11 в городе Подпорожье, гаража для автотранспорта, техники и сельхозмашин агролицея в поселке Бегуницы (1996 - 1998 годы);
организация трудового обучения учащихся школ на базе профессионально-технических училищ и лицеев (1996 - 2000 годы);
расширение объема, ассортимента, номенклатуры выпускаемой продукции в учебно-производственных мастерских, а также производства товаров народного потребления (1996 - 2000 годы);
открытие магазинов для реализации выпускаемой продукции - профессионально-технические училища N 27 и 43 и высшее профессиональное училище N 37 (1996 - 2000 годы);
оборудование и запуск в эксплуатацию установки плазменной резки металла в высшем профессиональном училище N 21 (1996 год);
расширение земельных угодий для развития учебных хозяйств профессиональных училищ N 56 и 57 (1996 - 1997 годы);
проведение областных конкурсов "Лучший по профессии" и областных спартакиад (1996 - 2000 годы);
2) разработка методической документации:
программно-методической документации по переходу на новый классификатор специальностей (1996 - 1998 годы);
специальных программ дополнительного профессионального образования и развития сферы платных образовательных услуг с учетом профиля работы учебных заведений (1996 - 1998 годы);
программы по организации профессионального обучения безработных граждан, защите интересов и прав молодежи на получение образования совместно с комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
программ "Русь" (по развитию и возрождению фольклорных коллективов и забытых ремесел), "Досуг" и "Путь в профессию" (1996 - 1998 годы);
методических материалов для профессиональных учебных заведений области (1996 - 1998 годы);
программы по особенностям внебюджетной деятельности профессиональных учебных заведений и ее внедрение (1997 - 2000 годы);
3) создание банка данных на оборудование и технику, продукцию собственного производства в целях перераспределения их между учебными заведениями по заявкам (1996 - 2000 годы);
4) введение многоканального федерального, областного, муниципального механизма финансирования профессиональных учебных заведений (1997 - 2000 годы);
5) работа по международному проекту лицеев N 3, 31, 32, 40, 42, высшего профессионального училища N 33, профессиональных училищ N 13, 30, 46 (1996 - 2000 годы);
6) создание на базе профессиональных учебных заведений тематических музеев (1996 - 2000 годы).
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей и учащихся"
Проект направлен на оказание психологической поддержки учителям области, родителям и учащимся в самосознании и адаптации в сложной обстановке настоящего времени.
Основное средство реализации проекта заключается в осуществлении мер, направленных на системную организацию подготовки, переподготовки и повышение квалификации школьных психологов и создание психолого-диагностических служб.
Главный замысел проекта - разработка и запуск механизмов психологической поддержки участников образовательного процесса в целях развития их личностного потенциала.
В результате осуществления проекта будут созданы условия для гармонизации атмосферы в педагогических коллективах, повышена психологическая культура педагогов, учащихся и их родителей, что позволит образовательным учреждениям области оказывать постоянную психологическую поддержку населению.
Финансирование предполагает оплату труда специалистов, закупку специального оборудования, издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научные исследования и подготовка научно-методических разработок по реализации проекта (1997 - 2000 годы);
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации школьных психологов на базе Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета;
3) организация на базе районных методических кабинетов психолого-диагностических центров для психологического тренинга, индивидуального консультирования педагогов, учащихся и родителей (1997 - 1998 годы);
4) проведение постоянных психолого-терапевтических тренингов-семинаров для учителей области;
5) разработка и внедрение в школы области экспериментальной программы "Построение сообществ" (1998 - 2000 годы).
Проект 11. "Педагогическое образование"
Проект направлен на завершение построения региональной системы непрерывного педагогического образования и перевода ее в режим инновационного развития.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке единой концепции педагогического образования в регионе и отработка научно-методических технологий и управленческих решений.
В проекте учтено, что в Ленинградской области структурно сложилась система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, центральными и окружающими звеньями которой стали педагогические училища, Ленинградский областной государственный университет и Ленинградский областной институт развития образования. Созданы условия для проектирования единой системы непрерывного педагогического образования в регионе, принципами которой должны стать сохранение типового многообразия образовательных учреждений, вариативность и преемственность педагогического образования с предшествующими и последующими звеньями в системе непрерывного образования, многоуровневость, отвечающая образовательным потребностям региона, координированность учебных планов, программ, направлений научной и научно-методической деятельности, интеграционные связи образовательного процесса в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:
обеспечение образования области педагогическими работниками высокой квалификации, подготовленными или повысившими свою квалификацию в рамках системы непрерывного образования;
создание условий, при которых любой молодой житель Ленинградской области будет иметь равные возможности для прохождения всех стадий образовательного процесса.
Для финансирования проекта требуются средства на разработку образовательно-профессиональных программ и новых специальностей в области образования, подпрограммы методического обеспечения педагогических кадров, оплату надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений области, единовременных выплат молодым специалистам, установление целевых стипендий.
В целях реализации проекта необходимы:
1) организационные мероприятия по созданию системы непрерывного педагогического образования (педклассы - педучилища - педколледжи - университет - Ленинградский областной институт развития образования):
формирование на хозрасчетной основе авторских школ ведущих ученых и педагогов Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
выпуск журнала "Ленинградский педагогический вестник" (1997 год);
лагерные сборы учащихся педагогических классов Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
организация стажировки преподавателей педагогических учебных заведений за рубежом (1996 - 2000 годы);
открытие школ педагогических технологий на базе органов управления образованием (1996 - 2000 годы);
проведение областных конкурсов "Учитель года", "Студент года" и "Школа года" (1996 - 2000 годы);
создание областного фонда развития педагогического образования (1996 год);
выделений средств для персональных стипендий лучшим студентам и аспирантам педагогических учебных заведений Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
разработка регионального компонента государственного стандарта многоуровневого педагогического образования, предусматривающего определение содержания допрофессиональной и профессиональной подготовки педагогов в педагогических классах, колледжах, институтах (1997 - 2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации, переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров разного уровня квалификации (1997 - 1999 годы);
2) подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров:
менеджеров образования на базе Ленинградского областного государственного университета (1997 год);
педагогов-экспериментаторов на базе Ленинградского областного государственного университета (1996 - 2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации, переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров (1996 год);
разработка образовательно-профессиональных программ и новых специальностей в области образования (1996 - 2000 годы);
3) материальное стимулирование работников отрасли:
установление надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений области (поэтапно в 1996 - 1998 годах);
установление премии победителям конкурсов "Учитель года" и "Школа года" (1996 - 2000 годы);
4) социальная поддержка молодых специалистов:
выделение единовременной выплаты в размере трех минимальных размеров оплаты труда каждому специалисту, впервые поступившему на работу в учреждения образования после окончания высшего учебного заведения, педагогического колледжа, училища (1996 - 2000 годы);
установление целевых стипендий в размере двух минимальных размеров оплаты труда студентам последних курсов средних и высших педагогических образовательных учреждений при заключении договора о последующем вступлении в трудовые отношения с образовательными учреждениями на срок не менее трех лет (1996 - 2000 годы);
5) разработка организационно-правовой базы для реализации школьниками и студентами практических навыков в сфере педагогической профессиональной и предпринимательской деятельности (1997 - 1999 годы);
6) разработка положений, определяющих принципов и нормативно-правовых основ для создания базовых (некоммерческих) и специальных (коммерческих) учебно-педагогических структурных подразделений в системе образования Ленинградской области;
7) создание регионального центра дистанционного образования;
8) разработка проекта системы дистанционного образования по обучению учителей и преподавателей и повышению их квалификации (1997 - 2000 годы).
Проект 12. "Информатизация управления"
Проект направлен на создание единого информационного пространства в сфере образования и автоматизацию управленческой деятельности с использованием новых информационных технологий.
Реализация проекта обеспечит оперативное принятие согласованных управленческих решений, функционирование основных информационных потоков от органов управления образованием к учреждениям образования, научно-педагогическим учреждениям, средствам массовой информации.
Главный замысел проекта - комплексное обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием с учетом их специфики аппаратно-программными средствами, дающими доступ к базам справочно-методической, управленческой информации, в том числе информационного банка "Школа Ленинградской области".
При финансировании проекта следует учитывать:
оснащение аппаратно-программными комплексами;
обучение руководящих кадров разного уровня работе со специальными программными комплексами;
проведение необходимых опытно-экспериментальных работ в сфере информатизации образования.
В целях реализации проекта необходимы:
1) создание информационного банка "Школа Ленинградской области" (1997 - 1998 годы);
2) проектирование информационной системы управления образованием Ленинградской области (1997 - 1998 годы);
3) оснащение комплексами аппаратно-программных средств 23 органов управления образованием, 100 школ области, 6 областных внешкольных учреждений, 5 учреждений среднего профессионального и 5 учреждений начального профессионального образования, Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета (до 2000 года);
4) организация обучения кадров основам компьютерной грамотности и работе со специальными программными комплексами (1997 - 1999 годы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.