Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Региональная целевая программа "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2001 год" (далее - программа) предусматривает проведение комплекса работ и отдельных мероприятий в сфере информатизации, основными целями которых являются:
создание новых информационных и телекоммуникационных систем на основе использования современных информационных технологий;
сопровождение и модернизация действующих автоматизированных информационных систем и обслуживание средств вычислительной техники;
формирование и реализация долгосрочных программ и проектов в сфере информатизации органов государственной власти Ленинградской области.
В последние годы из-за недостаточного финансирования (20-25 процентов запланированного), предусмотренного планами ежегодных региональных целевых программ в сфере информатизации и областным бюджетом Ленинградской области, все работы практически сводятся к сопровождению действующих информационных систем и их модернизации, связанной с текущими изменениями нормативно-законодательной базы, что экономически нецелесообразно по сравнению с внедрением новых разработок.
При использовании современных технологий модернизация информационных систем возможна силами самих пользователей, без перекомпиляции прикладных программ, что требует соответствующего уровня знаний. Кроме того, можно значительно снизить существенные затраты на сопровождение, финансирование которого в настоящее время осуществляется из средств областного бюджета. Применение новых информационных технологий позволит также с помощью инструментальных средств базового программного обеспечения (без специальных разработок) создавать корпоративные информационные системы областного уровня.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках программы
1.2.1. Цели и условия формирования программы
Одной из основных целей программы "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2001 год" в рамках ограничений, определяемых прежде всего запланированными и фактическими объемами финансирования, является реализация ранее предусмотренных аналогичной региональной целевой программой на 2000 год мероприятий и проектов, которые выполняются проектов, объединенных общностью требований и задач, к главным из которых относится интеграция существующих информационных систем и ресурсов в единое информационное пространство для более эффективного их использования.
При подготовке программы использованы основные положения Федеральной целевой программы "Информатизация России", Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и государственных информационных ресурсов, а также следующих Федеральных законов:
"Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ;
"Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ;
"О стандартизации" от 10 июня 1993 года N 5154-1;
"О государственной тайне" (в редакции от 6 октября 1997 года N 5485-1);
"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ.
Кроме того, использованы материалы региональных целевых программ информатизации прошлых лет и методических разработок, в частности отчетов "Концепция телекоммуникационной сети территориальной автоматизированной информационной системы Ленинградской области (ТАИС ЛО)", "Концепция создания АИС "Регистр населения Ленинградской области" и других, методические рекомендации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, нормативные документы Правительства Ленинградской области, материалы международных конференций.
В программу практически полностью вошли мероприятия, не реализованные комплексной региональной целевой программой "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2000 год".
1.2.2. Система конкретных задач, решаемых в рамках программы
Программой предусматриваются:
создание телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области, обеспечивающей защищенный обмен компьютерной информацией между абонентами, которыми на первом этапе станут структурные подразделения Правительства Ленинградской области и органы местного самоуправления Ленинградской области;
формирование нормативной базы информатизации, прежде всего по вопросам регламентированного доступа к информации, методам и средствами защиты информации;
создание условий для более широкого использования в органах государственной власти технологий Интернет/Интранет;
создание новых и модернизация действующих автоматизированных информационных систем для нужд органов государственной власти;
сопровождение и обслуживание программно-аппаратного комплекса Правительства Ленинградской области.
Включение в программу указанных мероприятий в первую очередь обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого функционирования действующих систем и формирования условий для дальнейшего развития информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области.
1.2.3. Краткая характеристика мероприятий, включенных в программу
1) создание системы компьютерной связи органов государственной власти и управления Ленинградской области
В настоящее время в органах государственной власти Ленинградской области используется большое число автоматизированных информационных систем и баз данных, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, содержащих информацию, связанную с различными аспектами жизнедеятельности региона.
Работы по созданию новых и модернизации действующих автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, предусмотренные программой, в основном направлены на обеспечение взаимодействия и комплексное использование существующих межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных систем и информационных ресурсов. Реализация указанного взаимодействия (формирования единого информационного пространства органов государственной власти Ленинградской области) возможна лишь при условии устойчивого функционирования каналов связи, удовлетворяющих требованиям достоверности, оперативности и конфиденциальности.
В течение 2000 года управлением по информатизации и системам телекоммуникаций комитета по информации, печати и телекоммуникациям Правительства Ленинградской области предприняты шаги по реализации первого этапа работ, цель которых заключалась в использовании для нужд органов государственной власти Ленинградской области системы связи Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области, охватывающей всю территорию области. Осуществлена проработка экономической целесообразности создания указанной системы связи, опробованы основные технические решения по ее интеграции с системой электронной почты Правительства Ленинградской области. Проведено экспериментальное подключение к сети ряда структурных подразделений Правительства Ленинградской области и федеральных органов государственной власти на территории Ленинградской области.
Внедрении системы позволит повысить качество, оперативность и конфиденциальность взаимодействия всех органов власти и управления областного и районного уровней.
Создание для нужд Правительства Ленинградской области собственной корпоративной системы связи, основанной на использовании протокола Х.25, получило одобрение и поддержку Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ);
б) продолжение работ по созданию корпоративной системы электронной почты и факс-службы Правительства Ленинградской области.
В рамках продолжения работ по созданию корпоративной системы электронной почты и факс-службы Правительства Ленинградской области предусматривается подключение к электронной почте абонентов, компьютерное оборудование которых обеспечивает работу в новой программной среде.
Предусматривается также реализация работы электронной почты в составе системы передачи информации Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области с использованием протокола Х.25.
В объем работ по созданию электронной почты вошли мероприятия по формированию в здании Правительства Ленинградской области централизованной факс-службы, которая, как было предусмотрено, должна интегрироваться с системой делопроизводства и документооборота, внедрение которой предполагалось завершить в 2000 году;
в) автоматизированная информационная система "Регистр населения Ленинградской области" (АИС РН ЛО).
В настоящее время в органах государственной власти Ленинградской области активно создаются ведомственные информационные системы и базы данных (БД), содержащие сведения о населении. Они строятся на основе данных о личности, которые, как правило, формируются многими органами государственной власти независимо и самостоятельно и в большинстве случаев не являются полными и точными. Все это ограничивает эффективное использование баз данных и приводит к дополнительным затратам на их создание и ведение.
Создание интегрированной информационной системы "Регистр населения Ленинградской области" позволит объединить новые базы данных в единое информационное пространство, а следовательно, решать принципиально новые задачи, например, получения оперативных интегрированных данных, характеризующих социально-экономическую обстановку области, для последующей выработки и принятия обоснованных управленческих решений.
В настоящее время Министерством Российской Федерации по связи и информатизации рассматривается вопрос о включении Ленинградской области в качестве одного из базовых районов в число субъектов Федерации, в которых предполагается осуществлять реализацию разрабатываемой федеральной программы по созданию государственного регистра населения;
г) автоматизированная информационная система управления записи актов гражданского состояния (АИС ЗАГС).
Настоящей программой предусматривается продолжение работ по модернизации информационной системы органов ЗАГС, которая стала еще более актуальной в связи с решением о создании регистра населения Ленинградской области, включающего в соответствии с разработанной концепцией БД ЗАГС в качестве одного из своих компонентов;
д) автоматизированная информационная система "Управление персоналом" (АИС УП).
Модернизация АИС УП проводится как продолжение работ, начатых по программе на 2000 год.
Реализация АИС УП и внедрение новых информационных технологий обеспечат повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области за счет:
улучшения качества разработки и реализации кадровой политики Губернатора Ленинградской области в соответствии с задачами и перспективами развития области;
обеспечения всех уровней руководства органов управления области информацией о кадрах государственных и муниципальных служащих, необходимой для планирования, анализа и оперативного руководства;
создания условий для осуществления государственного контроля за реализацией законодательства о государственной и муниципальной службе;
улучшения планирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области;
гибкости и простоты настройки системы разработки отчетной документации;
снижения трудоемкости работы по обработке управленческой и кадровой информации;
е) создание автоматизированных информационных систем анализа и поддержки принятия решений.
В целях комплексного использования региональных ресурсов и эффективного управления в различных сферах деятельности органов государственной власти, в условиях ограниченных человеческих возможностей, связанных с анализом больших объемов экономической, финансовой, инвестиционной и другой информации, целесообразно форсировать создание в Правительстве Ленинградской области информационных систем аналитической обработки статистических данных и систем поддержки групповой деятельности специалистов и руководителей, формирующих управленческие решения. Создание таких систем, использующих распределенную территориально-привязанную информацию, планируется на основе ГИС-технологий.
В рамках продолжения работ, начатых в 2000 году программой предусматривается внедрение интегрированных автоматизированных информационных систем "Ленинградская область" и "Региональная экономика";
ж) разработка и реализация организационно-технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
В условиях интенсивного увеличения числа компьютеров и автоматизированных информационных систем в органах государственной власти, упрощения технических процедур подключения рабочих мест пользователей к региональным, общероссийским и глобальным сетям связи, отсутствие во многих случаях у специалистов представления о работе с открытой и служебной информацией, а также наличие недобросовестных пользователей может привести к утрате или нарушению целостности информации, сбоям в работе информационных систем, а в отдельных случаях - и всего информационно-телекоммуникационного комплекса.
Особенную обеспокоенность вызывает неуправляемое подключение пользователей локальных вычислительных сетей к сети Интернет. Отсутствие средств защиты от проникновения извне через Интернет в локальную вычислительную сеть (ЛВС) органов государственной власти может привести к разрушению или хищениям важной конфиденциальной информации, занесению компьютерных вирусов. Поэтому в рамках продолжения запланированных предыдущей программой работ предусматриваются:
дальнейшая модернизация оборудования и программного обеспечения сетевого ядра ЛВС Правительства Ленинградской области;
продолжение работ по модернизации находящейся в эксплуатации системы электронной почты во избежание несанкционированных входов в информационную систему Правительства Ленинградской области со стороны внешних абонентов, и для эффективного обнаружения зараженных вирусами файлов (в случае поступления их по каналам электронной почты и каналам удаленного доступа к базам данных);
приобретение и установка на сервере ЛВС Правительства Ленинградской области сетевого антивирусного программного обеспечения;
з) нормативно-правовое обеспечение работ по формированию, хранению и использованию государственных информационных ресурсов.
Для выработки и закрепления законодательным путем форм информационного взаимодействия структурных подразделений Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, федеральных органов власти на территории Ленинградской области программой предусматриваются разработка регламентов и инструкций по работе с электронной почтой и факс-службой Правительства Ленинградской области, проведение работ по организации доступа к базам документов Правительства Ленинградской области, регламентов и инструкций о работе с персональными данными (в рамках разрабатываемой АИС "Регистр населения Ленинградской области") и ряда других документов;
и) мероприятия по подготовке кадров и организационно-методическому обеспечению работ в сфере информатизации.
Для устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационного комплекса Правительства Ленинградской области необходима постоянная подготовка и переподготовка кадров, включающая подготовку специалистов по обслуживанию компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также администраторов локальных вычислительных сетей, систем электронной почты и систем безопасности.
Программой предусматриваются организация централизованного обучения пользователей, обеспечивающая более эффективное внедрение в повседневной управленческой деятельности современных информационных технологий; приобретение и распространение специализированной технической литературы и методических материалов, например, из серии "Информационные технологии территориального управления", выпускаемых Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Всероссийским научно-исследовательским институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ).
1.3. Связь программы с другими мероприятиями Правительства
Ленинградской области
Программой предусматривается внедрение современных информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности (комитеты, их территориальные структуры, администрации муниципальных образований) и на разных уровнях (специалисты, руководители подразделений, высшие должностные лица). Практически все региональные целевые программы структурных подразделений Правительства Ленинградской области, являющихся юридическими лицами, а также бюджеты муниципальных образований содержат разделы, относящиеся к сфере информационных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.