Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая программа "Старшее поколение"
на 2000-2005 годы
29 декабря 2001 г.
Содержание
Паспорт
региональной целевой программы "Старшее поколение" на 2000-2005 годы
Полное наименование программы |
Региональная целевая программа "Старшее поколение" на 2000-2005 годы |
Основания для разра- ботки Период реализации программы Цель программы Основные задачи, меро- приятия программы Объем финансовых ре- сурсов, запланирован- ных по программе на 2000 год Объем освоенных в рам- ках программы финансо- вых ресурсов за весь период действия программы Объем финансирования, необходимый для завер- шения программы Ожидаемые конечные ре- зультаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые по- казатели программы Разработчик программы Срок разработки программы Стоимость разработки программы Представитель заказчи- ка программы Основной исполнитель и соисполнители програм- мы Фамилия, имя, отчество должность, телефон ру- ководителя программы Постановление об ут- верждении программы Система организации контроля за выполнени- ем программы |
Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1065 "О продлении срока реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" 2000-2005 годы Осуществление комплекса мер для решения социаль- но-экономических, правовых, медицинских, куль- турных, бытовых и иных проблем пожилых людей, повышения уровня и качества жизни граждан стар- шего поколения Предоставление пожилым людям социально-медицин- ской помощи, социального обслуживания, льгот и преимуществ согласно законодательству, свобод- ного доступа к общественным культурным ценнос- тям, создание условий для посильной занятости, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства 11225,0 тысячи рублей, в том числе: федеральный бюджет - 1441,0 тысячи рублей, областной бюджет - 2750,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 6959,0 тыся- чи рублей, внебюджетные фонды - 75,0 тысячи рублей 1997-1999 годы - 87253,56 тысячи рублей: федеральный бюджет - 604,26 тысячи рублей, областной бюджет - 24121,6 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 54375,6 тысячи рублей, внебюджетные источники - 8152,1 тысячи рублей 2001-2005 годы - 129360,0 тысячи рублей: федеральный бюджет - 10122,0 тысячи рублей, областной бюджет - 20358,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 98290,0 тысячи рублей, внебюджетные фонды - 590,0 тысячи рублей Обеспечение социальных гарантий для граждан старшего поколения, повышение уровня и качества их жизни, снижение социальной напряженности в регионе; повышение эффективности социального обслуживания на дому через внедрение региональных социальных стандартов, определяющих объем и качество услуг; укрепление материально-технической базы 22 муни- ципальных учреждений социального обслуживания, улучшение бытовых условий содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в шести домах- интернатах, оснащение последних оборудованием и автотранспортом; организация сети палат сестринского ухода для оказания гериатрической помощи; снижение показателя нуждающихся в различных социальных услугах с 70 до 50 процентов Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области 2000 год - Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области, комитет по здравоохране- нию Правительства Ленинградской области, комитет по культуре Правительства Ленинградской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, администрации муниципальных образований Быстрова Зинаида Николаевна, председатель коми- тета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, телефон 225-24-60 Постановление Правительства Ленинградской облас- ти от 26 октября N 21 "О региональной целевой программе "Старшее поколение" на 2000-2005 годы" Информация о результатах выполнения программы ежеквартально представляется в комитет по эконо- мике и инвестициям и ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным - в Правительство Ленинградской области. Для осуществления оперативного контроля руково- дители служб и комитетов, участвующих в реализа- ции программы, представляют ежеквартально в ко- митет по труду и социальной защите населения Ленинградской области отчет о выполнении меро- приятий программы. Общий контроль за реализацией программы осущест- вляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И. |
I. Анализ социально-экономического положения граждан
пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области
По статистическим данным в Ленинградской области около 200 тысяч граждан в возрасте 65 лет и старше нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тысяч граждан в возрасте 80 лет и старше и 20 тысяч одиноких престарелых граждан.
Сохраняется устойчивая тенденция старения населения. С 1996 года по 1999 год в составе населения области доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 21,9 до 27 процентов. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском и Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно превысил среднеобластной.
Анализ социально-экономического положения пожилых людей в Ленинградской области свидетельствует о наличии ряда проблем, касающихся их жизнеобеспечения, материального положения, здоровья, социально-психологического самочувствия и социальной активности.
За последние годы значительно ухудшилось материальное положение граждан пенсионного возраста:
по состоянию на 1 января 2000 года средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат составляет лишь 64,5 процента прожиточного минимума;
за период с 1996 по 1999 год доля граждан пенсионного возраста, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, возросла с 17,8 до 94,6 процента;
по состоянию на 1 января 2000 года 346 тысяч пенсионеров по возрасту находятся за чертой бедности;
из общего числа граждан пенсионного возраста продолжают работать лишь 18 процентов.
Ухудшаются показатели здоровья пожилых людей:
60 процентов лиц, впервые признанных инвалидами, составляют пожилые люди;
до 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, также составляют лица пожилого возраста.
Изучение нуждаемости обследованных пожилых граждан свидетельствует, что из них 78 процентов нуждаются в социально-медицинской помощи, 63 процента - в услугах социально-бытового назначения, 69 процентов - в материальной помощи, 78 процентов - в психологической поддержке.
По имеющимся статистическим данным 42 процента пожилых людей живут одни, причем одиноких женщин в девять раз больше, чем мужчин.
Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.
Одиночество, являясь особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По итогам выборочных обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей в 1,5 раза выше, чем у пожилых граждан, проживающих в семьях.
Остается низкой социальная активность граждан пожилого возраста. Только 10 процентов пожилых людей и инвалидов участвуют в общественной деятельности.
Для обеспечения координации усилий всех государственных, общественных и иных структур в интересах пожилых людей при Правительстве Ленинградской области создана и активно работает межведомственная комиссия по проблемам граждан старшего поколения.
В Ленинградской области с 1997 по 1999 год мероприятия по реализации социальной политики в отношении пожилых людей осуществлялись в рамках региональной и муниципальных программ "Старшее поколение".
Важным результатом реализации региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы стало развитие сети социальных учреждений для пожилых людей.
Так, за последние три года число интернатов общего профиля для престарелых и инвалидов увеличилось с трех до четырех, дневных, стационарных и социально-реабилитационных отделений центров социального обслуживания - со 135 до 154, отделений социального обслуживания на дому - со 107 до 117, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому - двух до десяти, отделений срочного социального обслуживания - с 16 до 19.
Получили развитие такие учреждения социального обслуживания, как дома ночного пребывания, специальные жилые дома для одиноких престарелых. Значительно расширился перечень услуг, предоставляемых пожилым людям в учреждениях социального обслуживания.
Развитие в Ленинградской области сети учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Поряд- ковый номер |
Виды учреждений |
Год | ||
1997 | 1998 | 1999 | ||
1 | Дома-интернаты для престарелых (ед.) количество мест (ед.) |
4 540 |
4 580 |
4 690 |
2 | Центры социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов (ед.) количество мест (ед.) |
17 678 |
18 702 |
18 818 |
3 | Отделения социального обслуживания на дому (ед.) число обслуженных (чел.) |
112 10609 |
112 10934 |
114,8 11384 |
4 | Специализированные отделения социально- медицинского обслуживания на дому (ед.) Число обслуженных (чел.) |
5,5 341 |
5,5 346 |
11,8 760 |
5 | Отделения срочного социального обслужива- ния (ед.) число обслуженных (чел.) |
17 60771 |
17 89952 |
18 99241 |
6 | Специальные дома для ветеранов (ед.) количество мест (ед.) |
2 120 |
2 120 |
2 120 |
7 | Дома ночного пребывания (ед.) число обслуженных (чел.) |
1 12 |
1 12 |
1 12 |
За период с 1997 по 1999 год в учреждениях здравоохранения количество коек сестринского ухода увеличилось со 146 в 1997 году до 222 в 1999 году, дополнительно развернуто 20 гериатрических коек.
Численность лиц старшего возраста, принимающих участие в фестивалях творчества пожилых людей, возросло с 5,0 тысячи до 6,9 тысячи человек. Охват пожилых людей клубной деятельностью при учреждениях культуры и социальной защиты населения повысился с 36,9 тысячи до 41,2 тысячи человек.
Однако существующая сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в полном объеме. Социальную помощь различных видов получают не более 51 процента граждан пожилого возраста, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Слабая материальная база стационарных учреждений социального обслуживания не позволяет обеспечить качественный уход и медицинское обслуживание проживающих, не выдерживается норматив жилой площади на человека.
Недостаточно развита коечная сеть стационарных учреждений социального обслуживания. Очередь на определение в дома-интернаты составляет 300 человек.
В учреждениях здравоохранения не организованы гериатрические приемы, в ряде из них при проведении комплексных медосмотров не обеспечивается клинический минимум обследований.
В большинстве муниципальных образований, особенно в сельской местности, низок процент охвата пожилого населения флюорографическими осмотрами, затруднено электрокардиографическое обследование.
Отсутствуют хосписы для онкологических и некурабельных больных.
В связи с недоступностью основных объектов социально-бытового назначения для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности.
Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточность финансирования.
По итогам 1999 года финансирование мероприятий региональной комплексной программы "Старшее поколение" за счет средств областного бюджета составило 11,7 процента (в 1997-1998 годах ассигнований из областного бюджета не поступало).
II. Цели и задачи программы
Основной целью региональной целевой программы "Старшее поколение" является осуществление комплекса мер, связанных с решением социально-экономических, правовых, медицинских, культурных, бытовых и иных проблем пожилых людей, повышением уровня и качества их жизни, обеспечением социальной защищенности, созданием условий для посильной занятости, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.
Программой предусматривается решение следующих задач:
реализация в Ленинградской области государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста;
разработка и внедрение региональных стандартов социального обслуживания определяющих объем и качество оказания услуг в целях продления пребывания пожилых людей в домашних условиях;
обеспечение нуждающихся в различных видах социальных услуг путем расширения существующей сети муниципальных учреждений (открытие 5 центров социального обслуживания, 20 отделений действующих центров социального обслуживания);
сокращение очереди в дома-интернаты в связи с открытием двух домов-интернатов для престарелых людей;
реализация мер по укреплению материально-технической базы 22 муниципальных учреждений социального обслуживания, улучшение бытовых условий содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в шести домах-интернатах путем оснащения учреждений оборудованием и автотранспортом;
улучшение специальной гериатрической помощи гражданам старшего поколения и обеспечение доступности ее услуг для пожилых людей всех категорий, типов и групп в результате организации трех хосписов и сети палат сестринского ухода для обеспечения гериатрической помощи;
совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации 30 специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов;
содействие объединению усилий законодательной и исполнительной ветвей власти, негосударственных структур;
укрепление взаимодействия с благотворительными организациями и общественными объединениями в решении вопросов улучшения положения пожилых людей на заседаниях межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения при Правительстве Ленинградской области;
проведение первоочередных мероприятий (акции "Забота", Международный день пожилого человека) по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий граждан старшего поколения: одиноких престарелых граждан и одиноких супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных; лиц без определенного места жительства и занятий и др.
Реализация программы позволит содействовать более полному обеспечению конституционных гарантий граждан старшего поколения, повышению уровня и качества их жизни, осуществить комплексный подход к выполнению мероприятий по социальной поддержке граждан старших возрастных групп.
При стабильной государственной поддержке предоставление пожилым людям предусмотренных законодательством льгот и преимуществ, социального обслуживания, свободного доступа к общественным ценностям в области культуры, духовной жизни, информирование по всем аспектам жизни, создание условий для посильного общественно полезного труда лиц пенсионного возраста позволят снизить показатель нуждающихся в различных социальных услугах с 70 до 50 процентов.
III. Порядок финансирования программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, Ленинградского областного фонда социальной поддержки населения, средств общественных объединений, частных инвесторов и других.
IV. Механизм реализации программы
Региональная комплексная программа "Старшее поколение" на 2000-2005 годы разработана комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области совместно с заинтересованными ведомствами, учреждениями, общественными объединениями осуществляет функции, связанные с обеспечением выполнения программы, управление ходом ее реализации, а также взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.
Информация о результатах выполнения программы ежеквартально представляется в комитет по экономике и инвестициям, по итогам отчетного года - в Правительство Ленинградской области.
Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации программы, ежеквартально представляют в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области отчет о выполнении программных мероприятий.
План реализации мероприятий программы и информации о динамике ее финансирования приведены в приложениях 1 и 2, сведения о номенклатуре, количестве товаров, необходимых для реализации, - в приложении 3 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.