Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда на территории
Ленинградской области" на 2001-2005 годы
1 июля 2002 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 г. N 110 паспорт Программы изложен в новой редакции
Паспорт
региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда
на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы
Полное наимено- вание программы |
региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001 - 2005 годы |
Основание для разработки про- граммы |
распоряжение Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 1999 года N 599-рг "Об утверждении прог- раммы действий органов исполнительной власти Ленин- градской области по стабилизации социально-экономи- ческого положения в области на 2000 год" |
Государственный заказчик програм- мы |
Правительство Ленинградской области |
Разработчик про- граммы |
комитет по труду и социальной защите населения Ленин- градской области |
Сроки разработки программы |
с октября 1999 года по октябрь 2000 года |
Стоимость разра- ботки программы |
программа разрабатывается за счет и в пределах средств, выделяемых на содержание аппарата комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Представитель за- казчика программы |
комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Период реализации программы |
2001 - 2005 годы |
Цели программы | сохранение жизни и здоровья человека в процессе тру- да, обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика произ- водственного травматизма и профессиональных заболева- ний |
Задачи программы | подготовка и реализация правовых, социально-экономи- ческих, организационных, технических, санитарно-гиги- енических, реабилитационных и других мер, обеспечива- ющих работникам государственные гарантии и правовую защиту в сфере охраны труда |
Основные меропри- ятия программы |
разработка и введение в действие областных законода- тельных и нормативных правовых актов для обеспечения системы управления охраной труда; создание областного Центра профпатологии; разработка информационно-аналитической системы учета и оценки инвалидности и мероприятий по профилактике и реабилитации лиц, ставших инвалидами вследствие тру- дового увечья или профессионального заболевания; обучение и проверка знаний по охране труда у руково- дителей и специалистов организаций области; организация работы областной межведомственной комис- сии по охране труда; осуществление корректировки конечных показателей реа- лизации мероприятий программы; прочие мероприятия |
Основной исполни- тель и соисполни- тели программы |
комитет по труду и социальной защите населения Ленин- градской области; комитет по здравоохранению Правительства Ленинградс- кой области; Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области; Санкт-Петербургский научно-практический центр медико- социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; Санкт-Петербургская медицинская академия им. И.И. Мечникова; государственное предприятие "Центр охраны труда, про- мышленной безопасности и социального партнерства" |
Объем финансовых ресурсов, освоен- ных за 2001 год |
530,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 450,0 тысячи рублей, внебюджетных фондов - 80,0 тысячи рублей |
Объем финансовых ресурсов, запла- нированных по программе на 2002 год |
966,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 466,0 тысячи рублей, внебюджетных фондов - 500,0 тысячи рублей |
Объем финансиро- вания, необходи- мый для заверше- ния программы (2003-2005 годы) |
1510,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1070,0 тысячи рублей, внебюджетных фондов - 440,0 тысячи рублей |
Ожидаемые конеч- ные результаты реализации про- граммы |
ежегодное снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 0,2 процента, улучшение социальной защиты различных категорий ра- ботников. Планируемые сокращения потерь: по выплате пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева- ний: 2002 год - 25 тысяч рублей, 2003 год (прогноз) - 30 тысяч рублей, 2004 год (прогноз) - 36 тысяч рублей, 2005 год (прогноз) - 43 тысячи рублей; по медицинской и социальной реабилитации, обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 2002 год - 81 тысяча рублей, 2003 год (прогноз) - 97 тысяч рублей, 2004 год (прогноз) - 116 тысяч рублей, 2005 год (прогноз) - 139 тысяч рублей; по единовременным страховым выплатам: 2002 год - 9 тысяч рублей, 2003 год (прогноз) - 11 тысяч рублей, 2004 год (прогноз) - 13 тысяч рублей, 2005 год (прогноз) - 16 тысяч рублей; по ежемесячным страховым выплатам: 2002 год - 373 тысячи рублей, 2003 год (прогноз) - 448 тысяч рублей, 2004 год (прогноз) - 538 тыся рублей, 2005 год (прогноз) - 645 тысяч рублей; по доставке и пересылке страховых выплат: 2002 год - 8 тысяч рублей, 2003 год (прогноз) - 10 тысяч рублей, 2004 год (прогноз) - 12 тысяч рублей, 2005 год (прогноз) - 15 тысяч рублей |
Стадия готовности программы |
действующая программа |
Фамилия, имя и отчество, долж- ность, телефон руководителя про- граммы |
Хижук Ольга Филипповна - заместитель председателя ко- митета по труду и социальной защите населения Ленин- градской области, телефон 225-33-20 |
Постановление об утверждении про- граммы |
постановление Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 22 |
Организация конт- роля за исполне- нием программы |
комитет по экономике и инвестициям Ленинградской об- ласти; комитет финансов Ленинградской области; комитет по труду и социальной защите населения Ленин- градской области. Комитет по труду и социальной защите населения Ленин- градской области осуществляет контроль за целевым ис- пользованием бюджетных и внебюджетных средств, нап- равленных на реализацию программы, и ежеквартально представляет отчет о финансировании, выполнении и эф- фективности программы в комитет финансов Ленинградс- кой области и комитет по экономике и инвестициям Ле- нинградской области |
1. Общие положения
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы (далее - программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 1999 года N 599-рг "Об утверждении программы действий органов исполнительной власти Ленинградской области по стабилизации социально-экономического положения в области на 2000 год", с учетом требований статей 6 и 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в Российской Федерации является охрана труда, которая представляет собой систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников.
Состояние охраны труда как в отдельно взятой организации, так и в отраслях экономики и на территории региона в целом оценивается показателями производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, их ростом или снижением.
На протяжении последних лет в Ленинградской области имел место рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. Современное состояние условий и охраны труда в
Ленинградской области
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 1998-2000 годы не финансировалась за счет средств федерального и областного бюджетов в 1998-1999 годах. В то же время реализация программы за счет средств предприятий и проведения организационных мероприятий, не требующих финансирования, дала определенные положительные результаты:
разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда на территории Ленинградской области;
проведена подготовительная работа по созданию областного центра профпатологии (разработаны структура и схема функционирования центра, составлена смета расходов на его создание);
приняты меры для высвобождения женщин, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (проведена аттестация рабочих мест, разработаны соответствующие мероприятия);
составлены реестры предприятий-производителей средств индивидуальной защиты в Ленинградской области и предприятий, на которых необходимо их применение;
регулярно осуществлялось информационное обеспечение организаций действующей нормативно-технической документацией и бланочной продукцией по охране труда, выпускались сообщения для работодателей о тематических средствах пропаганды;
разработаны и направлены в учебно-методические центры охраны труда Ленинградской области программы по охране труда для подготовки руководителей и специалистов организаций (прошли обучение и проверку знаний в 1998 году - 3100 человек, в 1999 году - 3553 человека, в 2000 году планируется обучить 4660 человек);
организован инструментальный контроль условий труда на рабочих местах, который осуществляют 17 лабораторий Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области и 16 независимых аккредитованных лабораторий;
разработана и внедряется программа "Автоматизированное рабочее место государственного эксперта по условиям труда" (АРМ "Эксперт").
Несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда в Ленинградской области в 1998-1999 годах, по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики и оценке органов государственного управления, надзора и контроля, оставалось крайне неблагополучным.
В Ленинградской области потери от нетрудоспособности пострадавших на производстве составляют ежегодно 52-60 тысяч человеко-дней. В 1998 году число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих составило 6,4 человека (по Российской Федерации - 5,3), погибло 59 и получили увечье 26 человек, затраты по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям составили 20,9 млн. рублей. В 1999 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 75 и получили увечье 59 человек.
Старение основных производственных фондов и, как следствие, неудовлетворительное состояние условий труда продолжают оставаться основной причиной роста профессиональной заболеваемости. Согласно информации Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области, санитарным нормам не отвечают 56,9 процента промышленных и сельскохозяйственных предприятий. За 1999 год зарегистрировано 229 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания, что на 38 процентов выше уровня профессиональной заболеваемости 1998 года. Численность работников, пользующихся одной или более льготами и компенсациями за работу во вредных условиях труда, составляет в промышленности 21,2 процента, в строительстве - 22,9 процента, на транспорте - 30,7 процента общей численности работников.
Помимо неудовлетворительного состояния условий труда, причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются недостаточная обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за условиями труда, низкий уровень знаний требований охраны труда всех участников производственного процесса, ослабление трудовой и технологической дисциплины. Неблагоприятно отражаются на состоянии условий и охраны труда несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда и недостаточная скоординированность действий в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Приведенные данные свидетельствуют, что необходимо совершенствовать работу по улучшению условий и охраны труда. Существующие проблемы следует решать комплексно, с привлечением всего имеющегося в регионе научно-технического и производственного потенциала, с разработкой программных мероприятий и их финансированием за счет средств областного бюджета, средств фонда социального страхования и сумм административных штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны труда.
3. Цель программы
Целью программы является сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4. Основные задачи программы
Основными задачами программы являются:
реализация государственной политики в сфере охраны труда;
разработка и принятие нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на территории Ленинградской области;
научное, организационное и техническое обеспечение охраны труда;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение соблюдения гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска;
усиление социальной защищенности работников, включая медицинскую, лечебно-профилактическую и профессиональную реабилитацию пострадавших от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
проведение сертификации работ по охране труда и средств индивидуальной и коллективной защиты;
совершенствование системы обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обучение работников безопасности труда, подготовка специалистов по охране труда;
создание единой информационно-аналитической системы по охране труда;
совершенствование процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организация поэтапного введения обязательной сертификации работ по охране труда.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе Концепции федеральной программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы, разработанной Министерством труда и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации (письмо Минтруда от 25 августа 1999 года N 2003-Пр).
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда;
социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, создание для этих целей областного центра профпатологии;
совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений;
информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного обучения и проверки знаний.
6. Ресурсное обеспечение программы
Программой предусмотрено финансирование мероприятий по реабилитации лиц, пострадавших на производстве, совершенствованию средств индивидуальной и коллективной защиты, информационному обеспечению охраны труда, обучению работников в 2001-2005 годах за счет средств следующих источников:
областной бюджет - 2,72 млн. рублей,
внебюджетные фонды - 0,7 млн. рублей.
Вопросы обеспечения оборудованием, расходными материалами и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения мероприятий, предусмотренных программой, решаются их исполнителями.
План реализации мероприятий региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы и обоснование мероприятий программы приведены в приложениях 1 и 2.
Информация о динамике финансирования программы приведена в приложении 3.
7. Организация управления, механизм реализации программы и
контроль за ее выполнением
Заказчиком программы является Правительство Ленинградской области.
Оперативное управление реализацией программных мероприятий осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области как представитель заказчика программы.
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом возможностей бюджета, потребностей программы и необходимости продолжения ранее начатых работ.
Объемы финансирования конкретных работ в рамках программы определяются государственными контрактами (договорами, соглашениями), заключаемыми комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области - представителем заказчика - с организациями-исполнителями, определяемыми на конкурсной основе после утверждения областного бюджета на соответствующий год.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области представляет в Правительство Ленинградской области сведения о ходе выполнения программы в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
результатов программы
При разработке программы ставилась задача минимизировать затраты на ее реализацию и одновременно достичь максимального социального эффекта от осуществления программных мероприятий.
В среднем ежегодно запланировано финансирование программных мероприятий в сумме 0,7 млн. рублей, что составляет около 3 процентов годовых затрат на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями (по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, в 1998 году затраты составили 20,93 млн. рублей).
Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда приведет к сокращению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и затрат на возмещение вреда. Реальная выгода может быть достоверно определена по фактическим результатам.
Статистическим наблюдением охвачены организации с числом работающих 302 тысячи человек (50 процентов общего количества работников Ленинградской области). С учетом того, что организации несут дополнительные расходы, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (оплата клинического или амбулаторного лечения пострадавших, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.), полный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Ленинградской области определяется в сумме 80 млн. рублей в год (400 млн. рублей за пять лет).
Таким образом, финансирование мероприятий программы (3,42 млн. рублей) окупится, если к 2005 году ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний сократится на 1 процент, то есть ежегодно будет снижаться на 0,2 процента.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда для организаций проявится в снижении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приведет к увеличению доходов организаций.
Социальная эффективность программных мероприятий в области охраны труда выразится в снижении смертности населения (особенно в трудоспособном возрасте) в результате производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также в снижении профессиональной и общей заболеваемости, повышении эффективности правовой защиты и соблюдения прав работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.