Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Цель и задачи программы
2.1. Цель программы
Цель настоящей программы заключается в создании на территории Ленинградской области стабильно функционирующей общественно-государственной системы профилактики девиантного поведения в молодежной среде.
2.2. Основные задачи программы
Для достижения цели программы необходимо решение следующих задач:
1) создание условий для полноценной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ;
2) формирование в Ленинградской области основ общественно-государственной системы профилактики девиантного поведения в молодежной среде;
3) создание и оснащение специализированных учреждений отрасли молодежной политики, осуществляющих профилактику девиантного поведения в молодежной среде непосредственно по месту жительства и на региональном уровне;
4) научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение системы профилактической деятельности. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых (родителей, педагогов, инспекторов ОППН, социальных работников и других лиц, работающих с молодежью);
5) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, устранение причин и условий, способствующих проявлению девиантного поведения в молодежной среде;
6) оказание необходимой социально-психолого-педагогической поддержки указанной категории населения.
2.3. Структура программы
Настоящая программа предполагает совместную работу государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику, специалистов других отраслей социальной сферы (социальных служб, учреждений здравоохранения и образования, правоохранительных органов и т.д.), а также общественных объединений и прочих заинтересованных организаций, при финансовом обеспечении деятельности за счет средств областного бюджета по разделу "Молодежная политика".
Общая координация и отчетность по выполнению мероприятий программы возлагается на комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы отрасли молодежной политики в сфере профилактической деятельности;
обеспечение координации деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание и поддержка деятельности региональных и муниципальных учреждений профилактики девиантного поведения, входящих в отрасль молодежной политики и другие отрасли социальной сферы;
организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактической работой в молодежной среде;
организация и проведение комплекса мероприятий, непосредственно направленных на профилактику девиантного поведения, по отрасли молодежной политики (совместно с общественными объединениями), в том числе профилактика употребления алкоголя и наркотиков, мероприятия по обеспечению занятости молодежи в свободное от учебы и работы время, работа с несовершеннолетними и молодыми семьями, находящимися в социально опасном положении.
2.4. Обоснование актуальности направлений программы
2.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы отрасли молодежной политики в сфере профилактической деятельности
Анализ нормативно-правовой базы по вопросам профилактической работы с молодежью показывает ее несоответствие насущным проблемам. До сих пор не разработаны или не приняты проекты федеральных законов "О защите жилищных прав несовершеннолетних", "О государственной поддержке учреждений системы летнего отдыха и оздоровления", "О государственной поддержке подростковых клубов по месту жительства", не изданы полные сборники нормативных и правовых документов по вопросам профилактики детской и подростковой безнадзорности и правонарушений. Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации только приступает к разработке концепции федерального закона "О воспитании и воспитательном процессе" и проекта федерального закона "Об основах ювенальной юстиции".
Таким образом, необходимо активизировать законотворческую и нормотворческую деятельность на уровне субъекта Российской Федерации, то есть в инициативном порядке разрабатывать проекты законов Ленинградской области и другие нормативные документы, действующие на региональном и муниципальном уровнях.
Затраты на разработку проектов законов, других нормативно-правовых документов, а также на их издание определены на основании фактически сложившегося уровня договорных цен на данные услуги со стороны научно-исследовательских учреждений, а также издательств и типографий Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2000 года.
2.4.2. Обеспечение координации деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Практика показывает неоспоримую эффективность консолидации усилий деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отработан алгоритм взаимодействия и координации их деятельности, используемый при реализации комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток", проведении заседаний комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий ведомств социальной сферы по решению различных проблемных вопросов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также в работе органов внутренних дел по разобщению организованных преступных группировок и использованию в этих целях уголовно-правовых норм.
Для дальнейшего обеспечения координирующих задач необходимо:
в конце каждого текущего года подготавливать и направлять в адрес субъектов системы профилактики, указанных в соответствующем федеральном законе, обобщенную информацию о состоянии проблемы девиантного поведения в молодежной среде со своими предложениями на предстоящий период, своевременно предоставлять эту информацию всем заинтересованным структурам;
регулярно в течение года обмениваться со всеми субъектами системы профилактики информацией о ходе текущей работы (выполнении плана), вносимых коррективах и изменениях в соответствии с меняющейся обстановкой и состоянием проблемы;
не реже одного раза в квартал проводить координационные совещания представителей субъектов системы профилактики;
постоянно, в первую очередь через средства массовой информации, информировать общественность о состоянии проблемы и мерах по ее предупреждению, оперативно реагировать на предложения граждан по повышению их эффективности (обеспечение обратной связи).
2.4.3. Создание, укрепление и поддержка государственных и муниципальных учреждений профилактики девиантного поведения, входящих в отрасль молодежной политики.
Вопросы создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики девиантного поведения в молодежной среде являются достаточно актуальными. В связи со сложностями создания новых учреждений особенно важно поддерживать деятельность уже действующих в отрасли молодежной политики социальных служб для подростков и молодежи, "телефонов доверия", подростковых и иных клубов, других учреждений, работающих с молодежью по месту жительства.
В связи с тем, что расходы на содержание социальных служб, подростковых и других клубов обусловлены местными условиями, а также содержанием их деятельности, в плане мероприятий предусмотрена конкурсная основа оказания им финансовой помощи в виде специальных грантов без предварительной конкретизации объема и статей расходов.
При этом комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области разрабатывает соответствующее положение о конкурсе, в котором указываются требования к участникам, желающим стать объектом государственной поддержки. В перечень требований включаются и экономические параметры, в частности объем финансирования данной службы за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников, требования к квалификации персонала, а также пожелания конкурсанта на конкретное направление предоставления адресной помощи. Заявки конкурсантов рассматриваются экспертным советом или конкурсной комиссией, в которые включаются не только представители комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, но и специалисты других ведомств социальной сферы, ученые и представители общественных объединений.
Решение о конкретных объемах финансирования той или иной службы принимается председателем комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области на основании заключения экспертного совета или конкурсной комиссии. Направление расходования средств определяется на договорной основе согласно действующим инструкциям по расходованию бюджетных средств. Предполагается ежегодное выделение нескольких грантов размером не более 20-25 тысяч рублей на одного победителя конкурса на календарный год.
В то же время назрела необходимость создания областного (регионального) центра профилактики девиантного поведения, информационно-методического и координационного органа, направляющего работу муниципальных структур. По согласованию с администрацией муниципального образования Выборгский район предлагается использовать для этой цели базу уже действующего центра социально-психологической помощи "Глория" отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Выборгский район, который в настоящее время является опорно-экспериментальной площадкой Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации по молодежной политике.
При этом администрация муниципального образования Выборгский район берет на себя предоставление помещения для центра и частичную оплату его содержания, а комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области - финансирование аппарата центра и частично содержание его помещения, а также иные расходы, связанные с его деятельностью.
Предлагаемый объем финансирования центра за счет средств областного бюджета определен из расчета 16,5 тысячи рублей в месяц, в том числе 10,5 тысячи рублей согласно типовому штатному расписанию на восемь штатных единиц для аналогичных учреждений по нормативам Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и 6,0 тысячи рублей в месяц - на прочие расходы. Внебюджетное финансирование указанного учреждения предусматривается за счет его самостоятельной хозяйственной деятельности (выполнение заказов на учебные семинары для сторонних организаций, распространение методической и иной литературы и т.д.). Кроме того, центр согласно представленному плану реализации программы определен как бюджетополучатель и исполнитель некоторых ее мероприятий, непосредственно относящихся к молодежи с девиантным поведением.
Учитывая важность проведения профилактической работы по предупреждению наркомании, в программе также предусмотрено перспективное создание отдельного областного центра профилактики наркозависимости молодежи. По согласованию с администрацией муниципального образования город Гатчина для этого центра предполагается использование базы здания с пристройкой Дворца молодежи города Гатчины. Порядок создания и механизм финансирования этого центра аналогичен изложенному ранее. Несколько большее использование внебюджетных источников для центра в городе Гатчине по сравнению с центром в городе Выборге предлагается за счет привлечения средств международных организаций, занимающихся проблемам профилактики наркомании, о чем существует предварительная договоренность.
2.4.4. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактической работой в молодежной среде
Состояние дел по вопросам правонарушений несовершеннолетних показывает постоянную динамику ситуации. Характерна обратная корреляция между ростом правонарушений, совершенных подростками, и их возрастной планкой. Ситуация меняется настолько стремительно, что работники учреждений, осуществляющих профилактическую работу среди молодежи, в большинстве случаев бывают не готовы к резко изменившимся условиям, поэтому на ближайшие годы необходимо предусмотреть увеличение государственного заказа на подготовку социальных педагогов на базе Ленинградского областного государственного университета и (или) высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
Учитывая, что в настоящее время в нашем регионе подготовка социальных педагогов осуществляется высшими учебными заведениями, предлагается введение конкурсной основы обучения. При этом общее финансирование, предусмотренное по данному пункту программы, рассчитано на набор одной группы в количестве 20 человек при средней цене семестра по состоянию на 1 сентября 2000 года по платным факультетам высших учебных заведений Санкт-Петербурга 5 тысяч рублей и последующим увеличении стоимости за счет инфляционных процессов. По данному пункту возможно привлечение средств федерального бюджета и собственных средств обучающихся.
Конкурсная основа предлагается также для организации переподготовки и повышения квалификации работников социальных и иных служб, работающих с молодежью, а также ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и комиссий по профилактике наркозависимости при администрациях городов, районов и других категорий лиц, постоянно работающих с молодежью. Порядок проведения конкурса соответствует общим требованиям.
Объем финансирования рассчитан исходя из опыта проведения комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области подобных семинаров в 1999 году в объеме 23-25 тысяч рублей за один четырехдневный семинар для группы в 25-30 человек (с учетом оплаты питания, проживания участников и организации учебного процесса: заработная плата преподавателей, канцелярские расходы, обеспечение методической литературой и т.д.).
2.4.5. Организация и проведение комплекса мероприятий, непосредственно направленных на профилактику девиантного поведения в молодежной среде, в том числе:
- мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и употребления других психоактивных веществ, которая является отдельной проблемой, оказавшейся на стыке ведомственных интересов. Сопутствующими наркомании заболеваниями являются распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа, туберкулеза и гепатита. Ранние мероприятия на стадии обнаружения употребления наркотиков способствуют тому, что ущерб, причиненный как индивиду, так и обществу в целом, значительно меньше, чем в случае продолжения злоупотребления ими. Эта проблема настолько стремительно развивается, что нередки случаи, когда взрослые (педагоги, родители) не готовы к ее разумному разрешению. Наиболее актуальными являются осуществление комплекса мер по повышению психолого-педагогической компетенции и культуры взрослых по проблеме приобщения к психоактивным веществам, информационно-просветительская и методическая деятельность, поэтому наибольшее количество мероприятий по профилактике девиантного поведения предусмотрено именно по проблеме профилактики наркомании, токсикомании и т.д.
Проведение профилактической работы планируется с привлечением служб комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области, в частности Ленинградского областного наркологического диспансера и общественных объединений.
Кроме того, предусмотрено, что по некоторым мероприятиям, носящим учебно-методический и агитационный характер, бюджетополучателем и основным исполнителем будет являться создаваемый согласно настоящей программе центр профилактики наркозависимости молодежи.
Все финансовые расчеты по объемам затрат на те или иные мероприятия данного раздела программы выполнены исходя из опыта проведения и фактического уровня затрат на подобные мероприятия, проведенные комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму в 1999-2000 годах с ограничением до 25-30 тысяч рублей на одно массовое мероприятие (в зависимости от условий его проведения - расположения места сбора участников, наличия концертной площадки, общего количества участников, сроков проведения и т.д.), до 25 тысяч рублей - на проведение одного семинара или тренинга, до 10 тысяч рублей - на издание одного методического пособия тиражом не менее 500 экземпляров и до 3,5 тысячи рублей - на издание одного образца памяток, листовок тиражом не менее 1000 экземпляров;
- мероприятия по организации занятости молодежи в свободное от учебы и работы время, положительно влияющие на стабилизацию криминогенной ситуации. Во избежание правонарушений в свободное от учебы и работы время серьезное внимание необходимо уделить вовлечению несовершеннолетних в различные формы занятости как в летнее время, так и в другое время года.
По данным 1999 года в Ленинградской области в рамках программы "Лето" под эгидой комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области функционировало более 30 специализированных молодежных лагерей военно-патриотического, историко-краеведческого, спортивно-трудового и других направлений, в которые были направлены около 1000 подростков-правонарушителей. Однако объективно существующего финансового обеспечения по программе "Лето" недостаточно на все возрастающее количество малолетних правонарушителей.
Следует учитывать, что не все "трудные" подростки могут находиться в условиях лагеря, поэтому необходимо искать другие формы организации их занятости в течение всего календарного года на базе спортивных, военно-патриотических и аналогичных клубов, секций и т.д.
Поскольку существует множество форм и возможностей для работы в этом направлении почти во всех муниципальных образованиях, программой предусматривается также конкурсная система распределения средств по указанным процедурам. Участниками конкурсов в основном должны быть муниципальные структуры по делам молодежи, а также местные общественные объединения, представляющие свои программы на конкурс.
Финансовое обеспечение этого направления рассчитано исходя из нормативов на проведение летней оздоровительной кампании с учетом последующей инфляции (в 2000 году - 65 рублей на одного человека в день, без учета затрат на содержание базы, лагеря или клуба), а также предполагаемого количества молодых людей, участвующих в работе клуба, секции и количества дней в году, в течение которых будет выполняться настоящая программа;
- работа с общественными объединениями по данным статистики одним из основных факторов формирования безнадзорности, правонарушений и других форм девиантного поведения является проблема организации досуга молодых людей. В условиях распада и коммерциализации этой сферы основную нагрузку по обеспечению досуга молодежи могут и должны нести различные детские и молодежные общественные организации, поэтому одним из первостепенных вопросов является организация поддержки программ детских и молодежных общественных организаций, способствующих профилактике детской безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения, а также обеспечение поддержки деятельности общественных организаций и объединений, инициирование создания новых общественных объединений, способных оказать профилактическое и воспитательное воздействие на детей и подростков.
Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области и Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации проводили конкурсы вариативных программ для общественных объединений в течение 1997-1999 года и имеют определенный опыт, в том числе по механизму финансирования таких программ и проектов. При подведении итогов конкурсов и принятии решения о выделении грантов учитываются воспитательный потенциал данной программы, новаторские находки авторов программы, имеющаяся материальная база для реализации проекта или программы. Обязательным условием является долевое финансирование программы как со стороны муниципальных бюджетов, так и самих организаций.
Объем финансовых затрат на проведение всех видов конкурсов определялся по опыту их проведения в 1997-1999 годах в зависимости от содержания той или иной программы. Максимальный объем одного гранта планируется в размере не более 100 тысяч рублей (первая премия), минимальный - не менее 10 тысяч рублей. Конкретные статьи расходов по реализации программы-победителя конкурса определяются по согласованию сторон в соответствии с действующими инструкциями по порядку расходования бюджетных средств.
Кроме того, по настоящему подразделу программы предусматриваются финансирование мероприятий по межрегиональному и международному сотрудничеству на основании соглашений и протоколов о намерениях, уже заключенных комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области в 1999-2000 годах при участии Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Объем затрат на эти мероприятия также определялся по опыту предыдущих лет;
- профилактическая работа с подростками и молодыми семьями, находящимися в социально опасном положении. По данным статистики, в последние годы значительно возросло количество молодых людей, вступающих в семейные отношения до достижения 18 лет. Ранние беременности, желание быть взрослее, возможность улучшить свое материальное положение или просто уйти из дома - факторы, обуславливающие эту тенденцию. Подавляющее большинство таких семей находятся в социально опасном положении.
Отсутствие прочной материальной базы, четких представлений о полноценной, здоровой модели семьи, наличие стереотипов поведения, связанных с неблагополучностью родительской семьи, как правило, приводят к алкоголизации и наркомании, к незапланированной рождаемости детей, повышению уровня абортов и т.д. Все это свидетельствует о необходимости внедрения комплекса мероприятий, направленных на помощь молодым семьям.
Ввиду отсутствия полноценной системы работы с молодыми семьями, находящимися в социально опасном положении, как на уровне области, так и на уровне муниципальных образований, в настоящем подразделе программы предусматриваются только мероприятия, реально осуществимые в течение срока реализации программы.
Статьей 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ предусматривается проведение индивидуальной профилактической работы с определенными категориями несовершеннолетних. Однако для выполнения такой работы необходимы наличие достаточно разветвленной сети учреждений и эффективная координация их деятельности, чего в настоящее время нет, поэтому решение этой задачи возможно только в перспективе, не ранее чем через три-четыре года.
Финансовые затраты на реализацию мероприятий настоящего подраздела программы планировались исходя из фактических затрат на проведение комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области аналогичных мероприятий в 1998-1999 годах, с учетом расширения этой работы (по количеству охваченных семей) в 2002 и 2003 годах.
План реализации мероприятий региональной программы "Основные направления профилактики девиантного поведения в молодежной среде в Ленинградской области" на 2001-2003 годы приведен в приложении 1 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.