Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению мэра
г. Санкт-Петербурга
Положение
о санкт-петербургской подсистеме предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях
1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования Санкт-Петербургской подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, являющейся составной частью Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
2. Санкт-Петербургская подсистема предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защите окружающей среды и уменьшения ущерба.
3. Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или на определенной территории (экватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифиторией, применением возможным противником современных средств поражений и приведшее, или могущее привести к людским и материальным потерям.
4. Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения.
5. Основные задачи Санкт-Петербургской подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях:
5.1. Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время.
5.2.Обеспечение постоянной готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств городской подсистемы к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5.3. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
5.4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
5.5. Обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Подготовка и повышение квалификации специалистов городской подсистемы.
5.6. Создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
5.7. Участие в межрегиональном сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
6. Состав Санкт-Петербургской подсистемы:
6.1. Городская комиссия по ЧС;
6.2. Дежурные службы мэрии и штаба по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области и администраций районов;
6.3. Комиссии по ЧС районных (городских) администраций;
6.4. Комиссии по ЧС служб гражданской обороны;
6.5. Комиссии по ЧС предприятий, учреждений и организаций, независимо от их принадлежности и форм собственности;
6.6. Дежурно-диспетчерские службы предприятий, учреждений, организаций;
6.7. Штабы по делам ГО и ЧС всех уровней - рабочие органы комиссий по ЧС.
7. Силы и средства наблюдения и контроля:
7.1. Экологической безопасности - Комитет по охране природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
7.2. За стихийными гидрометеорологическими явлениями и состоянием окружающей среды - Северо-Западное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
7.3. За обстановкой на потенциально опасных объектах - Госатомнадзора, Северо-Западный округ Гостехнадзора, отдел Госпожнадзора противопожарной и аварийно-спасательной службы;
7.4. Санитарно-эпидемиологический надзор - Санкт-Петербургский центр Госсанэпиднадзора;
7.5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, в том числе за качеством воды, пищевого сырья и продуктов питания.
8. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций:
8.1. Противопожарная и аварийно-спасательная служба - Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
8.2. Экстренной медицинской помощи - Комитет по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга;
8.3. Предотвращение и ликвидация последствий аварий и катастроф на морском, речном и железнодорожном транспорте - Балтийское морское и Северо-Западное речное пароходство, Управление Октябрьской железной дороги;
8.4. Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации - Ленинградское объединение гражданской авиации;
8.5. Для проведения аварийно-восстановительных работ - Ленстройкорпорация;
8.6. Чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных и материально-технических ресурсов - Финансовый комитет, Комитет по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и снабжению города продовольствием, Комитет по здравоохранению мэрии, производственное объединение "Фармация", Ленинградское территориальное управление Комитета Государственных резервов, коммерческо-посредническая фирма "Главснаб";
8.7. Формирование служб ГО - территориальные, городские, районные и объектовые формирования гражданской обороны;
8.8. Добровольные спасательные формирования.
9. Комиссия по ЧС может привлекать аварийно спасательные и восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, созданные на базе химических и инженерных войск Вооруженных сил, полков гражданской обороны, военизированных горно-спасательных и газоспасательных подразделений, строительно-монтажных организаций и других профессиональных служб различных ведомств по согласованию с ними.
10. Деятельность подсистемы включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования подсистемы:
10.1. Режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифиторий, при ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
10.2. Режим повышенной готовности - функционирование подсистемы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны;
10.3. Чрезвычайный режим - функционирование подсистемы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
Решение о введении того или иного режима функционирование подсистемы и ее звеньев принимают городская и районные комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки, подсистема и ее звенья могут функционировать одновременно в различных режимах.
11. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании городской подсистемы в различных режимах являются:
11.1. При режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- участие в выполнении государственных долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению безопасности и защите населения, сокращению ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств городской подсистемы к действию в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
- осуществление целевых видов страхования.
11.2. При режиме повышенной готовности:
- принятие на себя непосредственного руководства деятельностью звеньев городской подсистемы, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и природной среды, повышению устойчивости функционирования объектов;
- повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в районы предполагаемых действий.
11.3. При чрезвычайном режиме:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;
- выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
12. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляет:
12.1. Частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено производственным помещением - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям ;
12.2. Объектовые чрезвычайные ситуации, распространение которых ограничено территорией объектов - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городской) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
12.3. Местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией города или района - комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации города и района;
12.4. Региональных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территориями нескольких областей, республик в составе Российской Федерации - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти областей, республик в составе Российской Федерации с координацией их действий со стороны Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
13. Оперативные группы городской и районных комиссий по чрезвычайным ситуациям предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды их реализации непосредственно в районе бедствия. Состав оперативных групп формируется из персонального состава комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
13.1. Основные задачи оперативной группы в районе работы при функционировании в режиме повышенной готовности:
- организация выявления причин, оценки характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирования развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализация и ликвидация;
- координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
13.2. При функционировании в чрезвычайном режиме:
- организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирование развития обстановки;
- подготовка предложений по выбору плана действий в соответствии со складывающейся обстановкой;
- координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
- непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами управления в районе бедствия, аварии, катастрофы.
14. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами звеньев городской или вневедомственной подсистемы по чрезвычайным ситуациям, на территории и объектах которых они возникли.
14.1. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что районная или объектовая комиссии по чрезвычайным ситуациям и их звенья не могут самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, они обращаются в городскую Комиссию по чрезвычайным ситуациям.
15. Финансирование Санкт-Петербургской подсистемы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях осуществляется из городского бюджета путем создания специального фонда. Районные звенья финансируются из местных бюджетов. Размеры фонда определяются органами исполнительской власти в зависимости от конкретных условий. Распорядителями указанных фондов являются районные и городская комиссии по чрезвычайным ситуациям.
15.1. Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует самостоятельно материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
16. Районные и городской чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов создаются за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.
17. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях организуется штабами по делам ГО и ЧС и осуществляется на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
Подготовка руководящего состава органов управления и формирований подсистемы осуществляется на базе курсов гражданской обороны.
18. В целях совершенствования организации городской подсистемы, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств ежегодно планируются и проводятся в ее звеньях и на объектах народного хозяйства учения и тренировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.