Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
от 31 декабря 2003 г. N 109-оз
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие спасательных сил и средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области
на 2004-2006 годы"
Содержание
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие спасательных сил и средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области
на 2004-2006 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное |Региональная целевая программа "Развитие спасательных |
|наименование |сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на |
|Программы |территории Ленинградской области на 2004-2006 годы" |
| |(далее - Программа) |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основания для| 1. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах |
|разработки |и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ. |
|Программы | 2. Областной закон "О защите населения и территорий |
| |Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного|
| |и техногенного характера" от 13 ноября 2003 года N 93-оз.|
| | 3. Постановление Правительства Ленинградской области |
| |от 22 августа 2002 года N 148 "Об утверждении Концепции |
| |создания аварийно-спасательной службы Ленинградской |
| |области и сил постоянной готовности для ликвидации чрез- |
| |вычайных ситуаций на территории Ленинградской области" |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Период |2004-2006 годы |
|реализации | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Цель |Повышение безопасности населения и областной инфраструк- |
|Программы |туры от угроз природного и техногенного характера; |
| |существенное снижение гибели людей и материального ущерба|
| |от чрезвычайных ситуаций за счет совершенствования систе-|
| |мы превентивных мер; повышение эффективности действий |
| |общеобластных служб экстренного реагирования при авариях,|
| |катастрофах и стихийных бедствиях; развитие областной |
| |нормативной, правовой, методической базы в области защиты|
| |населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основные |Развитие системы мониторинга, прогнозирования, |
|задачи |предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления |
|Программы |в кризисных ситуациях; |
| | передача в оперативное управление Главному управлению по|
| |делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям |
| |Ленинградской области отдела координации действий |
| |подразделений области при Управлении государственной |
| |пожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;|
| | создание на базе Управления государственной пожарной |
| |службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области групп для|
| |работы по спасению людей при дорожно-транспортных |
| |происшествиях, разливе ртути, вскрытии металлических |
| |дверей и решеток; |
| | обучение пожарных работе в качестве спасателей; |
| | создание общественного объединения "Спасатель" на базе |
| |добровольных студенческих спасательных отрядов; |
| | передача 66 спасателей из Государственной инспекции по |
| |маломерным судам по Ленинградской области в Главное |
| |управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным |
| |ситуациям и введение в штат Главного управления по делам |
| |гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям поисково- |
| |спасательного отряда численностью 45 человек и пяти |
| |поисково-спасательных станций; |
| |создание поисково-спасательных станций в городах Волхове;|
| |Приозерске, Тихвине, Шлиссельбурге, Сосновый Бор; |
| | создание областной группировки инженерной техники |
| |численностью 4-5 единиц со сроком готовности 1,5-2 часа; |
| | создание в каждом муниципальном образовании группировки |
| |инженерной техники численностью 2-3 единицы со |
| |сроком готовности 1,5-2 часа; |
| | создание казенного предприятия Ленинградской области |
| |"Авиаспасатель" (имеющего в своем составе один вертолет и|
| |два легких самолета) для реагирования на чрезвычайные |
| |ситуации в отдаленных районах Ленинградской области с |
| |использованием авиационных технологий при тушении пожар- |
| |ов, спасании людей на акваториях и при дорожно-транспорт-|
| |ных происшествиях (Федеральный закон от 14 ноября 2002 |
| |года N 161-ФЗ) |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Объем финан- |9062,6 тысячи рублей, в том числе: |
|совых ресур- |областной бюджет - 6962,6 тысячи рублей, |
|сов, заплани-|бюджеты муниципальных образований - 2100 тысяч рублей |
|рованных по | |
|Программе на | |
|2004 год | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Объем финан- |35220,6 тысячи рублей, в том числе; |
|сирования, |областной бюджет - 30120,6 тысячи рублей, |
|необходимый |бюджеты муниципальных образований - 5100 тысяч рублей; |
|для заверше- |2004 год - 9062,6 тысячи рублей, в том числе; |
|ния Программы|областной бюджет - 6962,6 тысячи рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 2100 тысяч рублей; |
| |2005 год - 17206,4 тысячи рублей, в том числе: |
| |областной бюджет - 14206,4 тысячи рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 3000 тысяч рублей; |
| |2006 год - 8951,6 тысячи рублей, в том числе: |
| |областной бюджет - 8951,6 тысячи рублей |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Ожидаемые | Обеспечение качества и эффективности решения вопросов по|
|конечные |защите населения и территорий Ленинградской области от |
|результаты |чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак- |
|реализации |тера, сокращение экономического ущерба до 31000 тысяч |
|Программы |рублей ежегодно; |
| | распространение знаний, привитие навыков в действиях при|
| |возникновении кризисных ситуаций, пропаганда и привлече- |
| |ние к спасательному делу широких слоев населения |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Разработчик |Главное управление по делам гражданской обороны и |
|Программы |чрезвычайным ситуациям Ленинградской области |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Сроки |Второй квартал 2003 года |
|разработки | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Стоимость |Разработка Программы выполнена Главным управлением по |
|разработки |делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям |
|Программы |Ленинградской области без использования бюджетных средств|
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Представитель|Главное управление по делам гражданской обороны и |
|заказчика |чрезвычайным ситуациям Ленинградской области |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основной |Главное управление по делам по делам# гражданской обороны |
|исполнитель |и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области, |
|Программы, |администрации муниципальных образований |
|соисполнители| |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Фамилия, имя |Шапошников Сергей Валентинович, начальник Главного |
|отчество, |управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным |
|должность, |ситуациям по Ленинградской области - заместитель |
|номер |начальника гражданской обороны, тел. 164-97-96 |
|телефона | |
|руководителя | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Постановление|Постановление Правительства Ленинградской области |
|(распоряже- |от 22 августа 2002 года N 148 "Об утверждении Концепции |
|ние) об |создания аварийно-спасательной службы Ленинградской |
|утверждении |области и сил постоянной готовности для ликвидации чрез- |
|Программы или|вычайных ситуаций, на территории Ленинградской области" |
|задания на ее| |
|разработку | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Система |Общий контроль за выполнением Программы осуществляет |
|организации |первый вице-губернатор Ленинградской области, комиссия по|
|контроля за |чрезвычайным ситуациям Правительства Ленинградской |
|выполнением |области. Для осуществления оперативного контроля Главное |
|Программы |управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным |
| |ситуациям Ленинградской области представляет ежекварталь-|
| |но в комиссию по чрезвычайным ситуациям Правительства |
| |Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и|
| |финансировании Программы. Комиссия по чрезвычайным |
| |ситуациям Правительства Ленинградской области ежеквар- |
| |тально направляет информацию о ходе финансирования и |
| |выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям|
| |Ленинградской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Сокращения, используемые в Программе
АСО - автоматизированная система оповещения
АСС - аварийно-спасательная служба
АТС - автоматическая телефонная станция
АХОВ - аварийное химически опасное вещество
БД - база данных
ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам
ГИС - геоинформационная система
ДТП - дорожно-транспортное происшествие
КВ станция - коротковолновая станция
ОГ - оперативная группа
ПО - программное обеспечение
ПОО - потенциально опасный объект
ППУ - подвижный пункт управления
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ТЛФ аппарат - телефонный аппарат
УГПС - Управление Государственной противопожарной службы
УКВ станция - ультракоротковолновая станция
ЦМППЧС и УКС - центр мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях
I. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1. Обоснование Программы
В целях реализации положений областного закона "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13 ноября 2003 года N 93-оз планируется создание в период с 2004 по 2006 год в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области (далее - Главное управление) в качестве структурного подразделения АСС. Правовой основой для создания АСС Главного управления является Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ.
Необходимость создания АСС Главного управления вызвана тем, что на территории Ленинградской области в 2002 году произошли 83 чрезвычайные ситуации (в том числе 69 техногенного характера, 13 природного характера, одна биолого-социального характера), повлекшие за собой человеческие жертвы: погибли 131 человек, пострадали 1868 человек, были спасены 750 человек. Экономический ущерб составил 418683,6 тысячи рублей. При сравнении этих данных с показателями 2001 года количество чрезвычайных ситуаций, число погибших и пострадавших остаются, приблизительно, на одном уровне. Основным видом чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Ленинградской области, являются техногенные чрезвычайные ситуации, средний статистический ущерб от которых составляет 31000 тысяч рублей.
Основным видом техногенных чрезвычайных ситуаций в 2002 году были пожары, число их увеличилось по сравнению с 2001 годом в пять раз, все погибшие оказались жертвами этого вида чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на территории Ленинградской области часто возникают сильные паводки, ураганы, смерчи, лесные и торфяные пожары, происходят разливы нефтепродуктов, а в осенне-зимне-весенний периоды - отрывы прибрежных льдов с людьми. Все эти явления наносят значительный материальный ущерб региону.
Реальная оценка возможных опасностей и угроз, состава и состояния имеющихся на территории Ленинградской области аварийно-спасательных формирований, большое количество чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни людей, обусловливают необходимость планирования и реализации ряда мероприятий по созданию и развитию АСС Главного управления и сил постоянной готовности для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
В начальный период на АСС Главного управления планируется возложить следующие задачи:
1) поисково-спасательные работы в зоне возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, эвакуация пострадавших, а также материальных ценностей из зоны возникновения чрезвычайной ситуации;
2) разведка и определение границ зоны возникновения чрезвычайной ситуации;
3) введение профессиональных сил и средств в зону возникновения чрезвычайной ситуации и взаимодействие с другими аварийно-спасательными формированиями;
4) оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
5) проведение спасательных работ при обвалах, оползнях, взрывах и внезапных обрушениях несущих конструкций жилых зданий и сооружений;
6) укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах проведения работ, разборка завалов с использованием средств малой механизации;
7) локализация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте, поиск и спасение пострадавших на воздушных, морских, речных судах и плавсредствах, терпящих бедствие на суше и внутренних акваториях, деблокирование и эвакуация пострадавших с места аварии при ДТП;
8) предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, ликвидация ледовых заторов на реках в период весеннего половодья, предупреждение и локализация лесных и торфяных пожаров, проведение противопаводковых мероприятий, ликвидация последствий циклонов и ураганов;
9) проведение поисково-спасательных водолазных работ;
10) поиск и спасение людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, заблудившихся в лесу, оказавшихся в других экстремальных ситуациях на воде и суше в обстановке, связанной с угрозой их жизни и здоровью;
11) обеспечение безопасности участников массовых мероприятий и соревнований по спортивному ориентированию, альпинизму, автогонкам, мотогонкам, водным гонкам, другим экстремальным видам спорта;
12) участие в гуманитарных операциях, организация сбора и распределения гуманитарной и другой помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются: повышение безопасности населения и областной инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера; существенное снижение гибели людей и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций за счет совершенствования системы превентивных мер, повышение эффективности действий общеобластных служб экстренного реагирования при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; развитие областной нормативной, правовой, методической базы в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие системы мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях;
передача в оперативное управление Главному управлению отдела координации действий подразделений области при УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
создание на базе УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области групп для работы по спасению людей при ДТП, разливе ртути, вскрытии металлических дверей и решеток;
обучение пожарных работе в качестве спасателей;
создание общественного объединения "Спасатель" на базе добровольных студенческих спасательных отрядов;
передача 66 спасателей из ГИМС по Ленинградской области в Главное управление и введение и штат Главного управления поисково-спасательного отряда численностью 45 человек и пяти поисково-спасательных станций;
создание поисково-спасательных станций в городах Волхове, Приозерске, Тихвине, Шлиссельбурге, Сосновый Бор;
создание областной группировки инженерной техники численностью 4-5 единиц со сроком готовности 1,5-2 часа;
создание в каждом муниципальном образовании группировки инженерной техники численностью 2-3 единицы со сроком готовности 1,5-2 часа;
создание казенного предприятия Ленинградской области "Авиаспасатель" (имеющего в своем составе один вертолет и два легких самолета) для реагирования на чрезвычайные ситуации в отдаленных районах Ленинградской области с использованием авиационных технологий при тушении пожаров, спасании людей на акваториях и при ДТП.
3. Система мероприятий Программы
Мероприятия Программы направлены на решение конкретных задач на всех стадиях ее реализации.
Основными мероприятиями Программы являются:
развитие системы мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях;
передача в оперативное управление Главному управлению отдела координации действий подразделений области при УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
создание на базе УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области групп для работы по спасению людей при ДТП, разливе ртути, вскрытии металлических дверей и решеток;
передача 66 спасателей из ГИМС по Ленинградской области в Главное управление и введение в штат Главного управления поисково-спасательного отряда численностью 45 человек и пяти поисково-спасательных станций;
создание группировки инженерной техники;
создание казенного предприятия Ленинградской области "Авиаспасатель" для реагирования на чрезвычайные ситуации в отдаленных районах Ленинградской области с использованием авиационных технологий при тушении пожаров, спасании людей на акваториях и при ДТП.
4. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) обеспечить качество и эффективность решения вопросов по защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сократить экономический ущерб до 31000 тысяч рублей ежегодно, а именно:
развитие системы мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях позволит реализовать современные методы и передовые технологии в работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций, сократить время на принятие решения по факту возникновения чрезвычайной ситуации, а также оптимизировать и повысить эффективность системы управления в условиях чрезвычайной ситуации путем концентрации информации о чрезвычайной ситуации в центре мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях, обработки ее специалистами центра и представления для принятия решения;
результатом создания на базе УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области групп для работы по спасению людей при ДТП, разливе ртути, вскрытии металлических дверей и решеток и создания на базе добровольных студенческих спасательных отрядов общественного объединения "Спасатель" будет сокращение времени прибытия спасателей к месту чрезвычайной ситуации или происшествия до 30 минут. В настоящий момент аварийно-спасательная служба Главного управления, дислоцирующаяся в городе Отрадное, в силу объективных причин не в состоянии в кратчайшие сроки прибыть в отдаленные районы Ленинградской области, такие как Бокситогорский, Выборгский, Кингисеппский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский. Временной интервал прибытия дежурной смены АСС составляет 5 часов;
введение в штат Главного управления поисково-спасательного отряда численностью 45 человек и пяти поисково-спасательных станций в городах Волхове, Приозерске, Тихвине, Шлиссельбурге, Сосновый Бор позволит централизованно проводить работы по оказанию помощи и спасанию людей на акваториях многочисленных водоемов Ленинградской области (суммарная площадь водных акваторий - 14,2 тысячи кв.км, что составляет 17 процентов территории области);
создание областной группировки инженерной техники, группировки инженерной техники в каждом муниципальном образовании обеспечит возможность по истечении 1,5-2 часов с момента получения сигнала о возникшей чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением зданий, приступить к разборке завалов с применением тяжелой техники, а при необходимости направить на место проведения работ дополнительные силы;
создание казенного предприятия Ленинградской области "Авиаспасатель" обеспечит возможность реагирования на чрезвычайные ситуации в отдаленных районах Ленинградской области с использованием авиационных технологий при тушении пожаров, спасании людей на акваториях и при ДТП;
2) распространять знания, прививать навыки в действиях при возникновении кризисных ситуаций, пропагандировать и привлекать к спасательному делу широкие слои населения, в том числе молодежь, посредством создания общественного объединения "Спасатель" на базе добровольных студенческих спасательных отрядов.
5. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, необходимое финансовое обеспечение составит в 2004-2006 годах 35220,6 тысячи рублей, в том числе из областного бюджета - 30120,6 тысячи рублей, из бюджетов муниципальных образований - 5100 тысяч рублей.
План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 1.
Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 2.
6. Функции и полномочия участников Программы,
система организации контроля за ее выполнением
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области, комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Ленинградской области.
Для осуществления оперативного контроля Главное управление представляет ежеквартально в комиссию по чрезвычайным ситуациям Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.