Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 1)
Вводится в действие с 1 февраля 2004 года
Положение
об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской
области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
23 сентября 2004 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области".
1.2. Субсидии (скидка, компенсация) на оплату содержания и ремонта жилья (технического обслуживания), капитального ремонта, найма жилого помещения (далее - оплата жилья) и коммунальных услуг - мера социальной зашиты, устанавливаемая как социальная гарантия обеспечения прав граждан в жилищной сфере при расчете за жилищно-коммунальные услуги.
1.3. Субсидии предоставляются гражданам в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи семьям в жилищной сфере, основанной на нормах Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и последующих нормативных и правовых актов Российской Федерации (далее - Программа жилищных субсидий).
1.4. В рамках настоящего Положения право на субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг имеют одиноко проживающий гражданин (далее - гражданин) или семья, состоящая из двух и более человек (далее - семья), со среднедушевым доходом, при котором по независящим от них причинам они не могут исполнять обязательств по оплате жилья и коммунальных услуг в полном объеме.
1.5. Субсидия предоставляется семье в лице представителя, действующего от имени семьи.
1.6. Расчет и назначение субсидии гражданину (семье) осуществляются специальной службой по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, созданной по решению органа местного самоуправления (далее - служба субсидий).
1.7. Спорные ситуации, возникающие при назначении (отказе в предоставлении) гражданину (семье) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и не регулируемые настоящим Положением, рассматриваются муниципальной комиссией, уполномоченной на выполнение указанных функций органом местного самоуправления (далее - комиссия).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 в пункт 1.8 Положения внесены изменения
1.8. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг гражданину (семье) предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья, дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья и нормативов потребления коммунальных услуг, определенных нормативными и правовыми актами Ленинградской области, за исключением случаев, установленных настоящим Положением.
1.9. Для граждан (семей), проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах, субсидии на оплату жилья и отопления предоставляются в пределах 12 квадратных метров жилой площади помещения на одного члена семьи, проживающего в указанном жилом помещении.
1.10. Размер максимально допустимой доли собственных расходов гражданина (семьи) на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе гражданина (семьи) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, устанавливается настоящим Положением и зависит от размера среднедушевого дохода гражданина (семьи).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 пункт 1.11 Положения изложен в новой редакции
1.11. Для определения размера субсидии используется величина прожиточного минимума, установленная в Ленинградской области за квартал, предшествующий расчетному периоду, в зависимости от социально-демографической группы, к которой относится претендент на субсидию и члены его семьи.
1.12. Гражданину, проживающему в однокомнатной квартире и получающему пенсию по старости или инвалидности, субсидия предоставляется в пределах занимаемого им жилого помещения.
1.13. К субсидируемым жилищно-коммунальным услугам относятся:
а) содержание и ремонт жилья;
б) капитальный ремонт жилищного фонда (для собственников жилого помещения);
в) наем жилого помещения (для нанимателей жилого помещения);
г) все виды коммунальных услуг, предоставляемых внутри данного жилищного фонда: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства.
Распределение субсидии осуществляется пропорционально начисленным платежам гражданина (семьи) за жилье и коммунальные услуги.
1.14. Субсидия предоставляется гражданину (семье) в безналичной форме, в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги, если иной порядок не установлен нормативными и правовыми актами Ленинградской области.
1.15. Субсидия предоставляется гражданину (семье), постоянно зарегистрированному в жилом помещении и проживающему в жилом доме, относящемся к жилищному фонду независимо от форм собственности (включая общежития) и расположенном на территории соответствующего муниципального образования.
Факт регистрации подтверждается справкой установленной формы, полученной от собственника жилищного фонда или уполномоченной им организации.
1.16. Граждане (семьи), сдающие жилое помещение в поднаем, не имеют права на получение субсидии.
1.17. Гражданам (семьям), имеющим жилое помещение в собственности без регистрации проживания в нем, субсидия на данное жилое помещение не предоставляется.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 пункт 1.18 Положения изложен в новой редакции
1.18. При определении размера субсидии гражданам (семьям), которым расчет платежей за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, используются установленные нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда фактические объемы потребления в отчетном периоде по показаниям приборов учета ниже установленных нормативов.
Об учете потребления и порядке оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг см. постановление Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 г. N 261
1.19. Граждане (семьи), проживающие в частном жилищном фонде (индивидуальных жилых домах), имеют право на получение субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется в порядке, определенном настоящим Положением, в случае если обслуживание жилых домов осуществляется предприятиями и организациями в соответствии с заключенными с собственниками договорами на обслуживание и предоставление коммунальных услуг, оплата которых гражданами (семьями) производится в порядке, установленном на территории муниципального образования для граждан, проживающих в домах муниципального и государственного жилищного фонда.
В иных случаях, а также при пользовании гражданами (семьями), проживающими в частном жилищном фонде (индивидуальных жилых домах), сжиженным (баллонным) и природным газом на нужды бытового потребления, включая отопление, а также печным топливом, указанные граждане (семьи) имеют право на компенсации фактических затрат согласно представленным документам, в пределах утвержденных норм расхода топлива и социальной нормы площади жилья и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
2. Условия предоставления субсидий
2.1. Предоставление субсидии осуществляется на основе заявительного принципа.
2.2. Граждане (семьи), не подавшие заявлений на предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, вносят плату за жилье и коммунальные услуги на общих основаниях.
2.3. Граждане (семьи), претендующие на получение субсидии, предоставляют следующие документы:
а) заявление-анкету;
б) документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или заменяющий его документ);
в) документы, содержащие сведения о доходах гражданина (семьи) за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения;
г) документы, подтверждающие наличие у гражданина (семьи) прав на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
д) договор социального найма занимаемого гражданином (семьей) жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
е) договор на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг (для собственников жилых помещений);
ж) справку с места жительства о регистрации гражданина (семьи). В случае если члены семьи зарегистрированы по разным адресам, справки предоставляются с места прописки всех членов семьи;
з) трудовые книжки (для неработающих граждан, в том числе имеющих статус безработных);
и) документы, свидетельствующие об отсутствии (наличии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
к) документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение: договор приватизации, договор купли-продажи, договор дарения, документ о вступлении в права наследования и т.д. (для жилых помещений, не находящихся в муниципальной или государственной собственности).
2.4. Служба субсидий, по решению органа местного самоуправления в зависимости от местных условий, а также в случаях, если информация, полученная службой ранее, не утратила своей актуальности, вправе сократить перечень документов, представляемых гражданами (семьями), претендующими на получение субсидий.
2.5. В случае необходимости служба субсидий имеет право самостоятельно запросить дополнительные документы для уточнения среднедушевого дохода гражданина (семьи) и другой информации.
2.6. При несоблюдении гражданином (семьей) условий представления необходимых документов согласно соответствующему перечню днем подачи заявления считается день представления последнего документа.
2.7. В случае, когда гражданин (члены семьи) в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение каких - либо пособий (пенсии, алиментов, пособий по безработице и других выплат), но не реализует это право путем обращения в соответствующие государственные органы за назначением и получением такого пособия, признается, что он не смог представить все документы, необходимые для назначения субсидии. Это обстоятельство может служить основанием для отказа гражданину (семье) в назначении субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.
2.8. Служба субсидий обязана рассмотреть заявление в течение 10 календарных дней со дня приема (поступления по почте) всех необходимых документов. При наличии объективных причин срок рассмотрения службой субсидий документов может быть увеличен до 30 дней.
2.9. По результатам рассмотрения представленных документов служба субсидий принимает одно из следующих решений:
а) о предоставлении гражданину (семье) субсидии;
б) об отказе гражданину (семье) в предоставлении субсидии.
Решением Ленинградского областного суда от 29 октября 2004 г. N 3-173/04 абзац четвертый пункта 2.9 настоящего положения признан недействующим с 1 февраля 2004 г.
Письменное уведомление об отказе в предоставлении гражданину (семье) субсидии с указанием причин отказа выдается по требованию гражданину (семье).
2.10. Не допускается отказ в назначении субсидии гражданам (семьям), имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, при их согласии погасить задолженность в сроки, установленные соглашением между гражданином (семьей) и службами жилищно-коммунального хозяйства, за исключением случаев, определенных настоящим Положением.
2.11. По решению комиссии гражданам (семьям), впервые обратившимся за назначением субсидии и имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая образовалась по причине кризисного материального положения, по представлении документов, свидетельствующих о размере среднедушевого дохода за последние шесть месяцев, предшествующих обращению в службу субсидий, величина которого не превышает половины величины прожиточного минимума, установленного в целом по Ленинградской области на соответствующий период, может быть предоставлена субсидия за последние три месяца, предшествующие обращению в службу субсидий. При этом сумма задолженности гражданина (семьи) по оплате жилищно-коммунальных услуг снижается на величину начисленной на указанные месяцы субсидии.
2.12. Служба субсидий осуществляет контроль выполнения гражданином (семьей), участвующим в Программе жилищных субсидий, соглашения о погашении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
2.13. Увеличение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеющейся на момент принятия решения о предоставлении гражданину (семье) субсидии, а также невыполнение условий соглашения о погашении задолженности может служить основанием для отказа гражданину (семье) в праве на получение субсидии, начиная с месяца, в котором был обнаружен данный факт.
2.14. При этом предоставление субсидий может быть возобновлено только при условии полного погашения гражданином (семьей) задолженности.
2.15. Граждане (семьи) обязаны своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
При появлении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг применяются условия пунктов 2.13 и 2.14 настоящего Положения.
2.16. Субсидия назначается гражданину (семье) с момента принятия решения службой субсидий о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и подписания соглашения об участии гражданина (семьи) в Программе жилищных субсидий (далее - соглашение) с гражданином. Субсидия предоставляется гражданину (семье) с первого числа текущего (отчетного) месяца в случае, если соглашение заключено с 1 по 20 число, и с первого числа следующего месяца, если соглашение заключено после 20 числа.
2.17. Соглашение заключается сроком до шести месяцев. По истечении указанного в соглашении срока проводится переаттестация, процедура которой аналогична процедуре первоначального назначения субсидий.
2.18. Исключен
См. текст пункта 2.18
2.19. Исключен
См. текст пункта 2.19
Пункты 2.20 - 2.27 считаются соответственно пунктами 2.18 - 2.25
2.18. В период действия соглашения служба субсидий осуществляет обмен информацией со всеми сторонами, участвующими в начислении платежей за жилищно-коммунальные услуги населению.
2.19. Информация о гражданах (семьях), заключивших соглашение, направляется службой субсидий в организации, осуществляющие начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги населению. Организации, осуществляющие начисление платежей населению, в свою очередь, информируют службу субсидий об оплате гражданами (семьями) жилищно-коммунальных услуг, о выполнении обязательств по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также перерасчете оплаты жилищно-коммунальных услуг вследствие несоблюдения поставщиками параметров их качества.
2.20. При изменении органом местного самоуправления размера оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, а также перерасчете оплаты жилищно-коммунальных услуг вследствие несоблюдения поставщиками параметров их качества служба субсидий производит самостоятельно перерасчет субсидий.
По заявлению гражданина (семьи) службой субсидии направляется письменное разъяснение о причинах изменения размера начисленной субсидии, а также разъяснения о причинах временного приостановления начисления субсидий, вызванного снижением размера начисленных платежей, ввиду несоблюдения параметров предоставления услуг.
2.21. Граждане (семьи), не подавшие по окончании сроков действия соглашений сведения для переаттестации, лишаются права на субсидии и вносят платежи за жилищно-коммунальные услуги на общих основаниях.
2.22. По согласованию со службой субсидий граждане, получающие пенсии по старости или инвалидности, обновляют документы и представляют дополнительные справки только при изменении состава семьи. Порядок оформления соглашения устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 в пункт 2.23 Положения внесены изменения
2.23. При изменении состава семьи либо доходов членов семьи более чем на 20 процентов, правовых оснований пользования жилым помещением либо при выбытии всей семьи из жилого помещения в течение срока, на который назначена субсидия, гражданин (семья) обязан известить об этом службу субсидий в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
2.24. На основании сведений об изменении обстоятельств, указанных в пункте 2.25, служба субсидий производит перерасчет назначенных субсидий либо принимает решение о прекращении предоставления субсидии с последующим уведомлением гражданина.
2.25. Риск сокрытия претендентом на субсидии неучтенного в предоставленных документах дохода, а также возможного искажения информации о размерах дохода минимизируется письменным согласием претендента, включаемым в соглашение, о предоставлении в службу субсидий или комиссию подтверждения третьими лицами (органами налоговой инспекции, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.) информации, содержащейся в заявлении и приложенных к нему документах. Необходимые справки и документы предоставляются претендентом на субсидии самостоятельно и в сроки, определенные службой субсидий или комиссией.
3. Расчет среднедушевого дохода семьи для определения права
на субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 пункт 3.1 Положения изложен в новой редакции
3.1. При исчислении среднедушевого дохода семьи в составе семьи учитываются супруги, их дети, родители и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилого помещения и оплачивающие содержание жилого помещения и коммунальные услуги по единому лицевому счету, а также иные лица в случаях, установленных настоящим Положением.
3.2. В случае, если супруги имеют регистрацию проживания по разным адресам, их доход учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи независимо от места фактического проживания.
3.3. Если на одной жилой площади проживают две и более семьи, ведущие раздельное хозяйство и имеющие отдельные лицевые счета, среднедушевой доход каждой из указанных семей рассчитывается раздельно пропорционально числу членов семьи.
3.4. Если в лицевой счет обратившейся за субсидией семьи включен несовершеннолетний ребенок или гражданин в возрасте до 23 лет, обучающийся в образовательном учреждении по очной форме обучения, состоящий с членами семьи в родственных отношениях (внук, племянник) и имеющий родителей (одного из родителей) или лиц, их замещающих, зарегистрированных по другому адресу, среднедушевой доход на несовершеннолетнего ребенка или указанного гражданина определяется из расчета дохода семьи с родителями или попечителями.
3.5. Для граждан (семей), проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности других граждан, при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) учитывается как доход проживающих, так и доход собственника указанного жилого помещения, вне зависимости от факта регистрации его проживания.
3.6. Если родитель состоит в разводе и не получает алименты на детей, необходимо документальное подтверждение данного обстоятельства (справка из суда, справка о розыске уклоняющегося от уплаты алиментов родителя, справка с места работы родителя и т.п.). В исключительных случаях, по решению службы субсидий в сумму доходов претендента на субсидии включается доход, равный величине установленного минимального размера оплаты труда, на каждого ребенка.
3.7. При расчете среднедушевого дохода для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в состав семьи не включаются:
а) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы. При этом необходимо представление соответствующей справки из военкомата;
б) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении. При этом необходимо представление копии решения суда;
в) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Указанные граждане учитываются службой субсидий при расчете субсидии семье на оплату жилья и отопления.
3.8. При определении среднедушевого дохода гражданина (семьи) не учитывается денежное выражение плодов и продукции, выращенных на земельном участке и используемых гражданином (семьей) исключительно для личного потребления, за исключением случаев, когда размер земельного участка превышает площадь 0,1 гектара (без учета площади, занятой под строения).
Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов гражданина (семьи) исходя из утвержденных в Ленинградской области нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 в пункт 3.9 Положения внесены изменения
3.9. Виды доходов гражданина (семьи), учитываемых при исчислении среднедушевого дохода, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", за исключением денежных эквивалентов полученных гражданином (членами семьи) льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 209 в пункт 3.10 Положения внесены изменения
3.10. Расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяца, предшествующих обращению за предоставлением субсидии.
3.11. Состав семьи определяется на начало месяца, в котором последовало обращение за предоставлением субсидии.
3.12. При исчислении дохода гражданина (семьи) учитываются начисленные суммы доходов до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации
3.13. Доход гражданина (семьи), получаемый в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов.
3.14. Премии, вознаграждения (за исключением ежемесячных), предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по результатам работы, за период, превышающий месяц, включаются в доход гражданина (семьи) путем деления их величины на количество месяцев, за которые они начислены. Единовременно полученные за последние три месяца, предшествующие обращению за субсидиями, доходы учитываются в совокупном доходе гражданина в размере 1/4 их величины.
3.15. При исчислении дохода учитываются начисленная заработная плата (денежное вознаграждение, содержание), денежное довольствие и другие выплаты, предусмотренные настоящим Положением.
3.16. При исчислении совокупного дохода семьи, в составе которой в расчетном периоде произошли изменения, учитываются (не учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с первого числа месяца его прибытия (выбытия).
3.17. Граждане, которым ранее было отказано в предоставлении субсидии, в случае изменения доходов или состава семьи, размера занимаемой жилой площади или тарифов на услуги имеют право вновь обратиться за ее назначением, представив все необходимые документы.
4. Расчет суммы субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
4.1. При расчете субсидии учитываются:
а) размер оплаты жилья и коммунальных услуг, определяемый в соответствии с установленным органами местного самоуправления порядком с учетом снижения платежей из-за нарушения потребительских свойств и режима предоставления услуг;
б) размер максимально допустимой доли собственных расходов гражданина (семьи) на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе гражданина (семьи) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Указанный размер определяется настоящим Положением;
в) величина прожиточного минимума в целом на душу населения, установленная в Ленинградской области;
г) установленный минимальный размер оплаты труда;
д) среднедушевой доход гражданина (семьи);
е) площадь жилого помещения;
ж) социальная норма площади жилого помещения для соответствующей категории семьи;
з) нормативы потребления коммунальных услуг;
и) льготы на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.2. Величина субсидий рассчитывается по следующим вариантам:
4.2.1. Для граждан (семей),
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.