Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
Губернатора Ленинградской области
от 14 сентября 1999 г. N 302-пг
(приложение 2)
Положение
о природном парке "Вепсский лес" в Ленинградской области
14 мая 2003 г.
1. Основные положения
1. Природный парк "Вепсский лес" является природоохранным, рекреационным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, территория которого включает в себя комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначен для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных, рекреационных и хозяйственных целях.
2. В своей деятельности дирекция парка руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об охране и использовании памятников истории и культуры", дополняющими их законодательными актами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Ленинградской области, приказами и распоряжениями государственных органов управления, настоящим положением.
2. Основные задачи природного парка
На природный парк возлагаются следующие основные задачи:
1. Природоохранные задачи:
а) сохранение особо ценных природных комплексов и объектов, не затронутых хозяйственной деятельностью:
типичных для средней тайги северо-запада России ландшафтных урочищ;
чрезвычайно редких на северо-западе России высоковозрастных коренных ельников, практически не затронутых хозяйственной деятельностью, высоковозрастных лесов других пород;
массивов верховых сфагновых болот западнорусского типа;
олиготрофных и дистрофных озер;
редких видов флоры;
редких видов фауны;
уникальных ландшафтов;
б) восстановление нарушенных экосистем (лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, восстановление нерестилищ ценных пород рыб и т.п.).
2. Экологические задачи:
а) сохранение на водоразделе рек Балтийского и Каспийского водосборных бассейнов лесных экосистем, имеющих важное водорегулирующее значение;
б) сохранение больших массивов леса для оздоровления приземных слоев атмосферы всего региона;
в) включение территории природного парка в структуру "экологического каркаса" Ленинградской области наряду с прочими природоохранными территориями и рекреационными зонами.
3. Рекреационные задачи:
а) удовлетворение рекреационных потребностей жителей Ленинградской области и других регионов страны:
организация длительного стационарного отдыха на живописной, экологически чистой территории с богатым растительным и животным миром, большим количеством рек и озер, историко-культурными памятниками и традициями;
создание сети обустроенных туристических маршрутов (пеших, водных, конных).
4. Историко-этнографические задачи:
а) сохранение, изучение и использование в научных, образовательных, туристских и рекреационных целях высокого природного и культурно-исторического потенциала территории;
б) стимулирование возрождения вепсского языка и культуры;
в) создание регионального этнографического центра для изучения культуры Межозерья: вепсов и русских;
г) организация архитектурно-этнографических экспозиций на основе исторических групп населенных мест, сохранившихся на их территориях памятников архитектуры и быта, фольклора, обрядовых традиций.
5. Научно-исследовательские задачи:
а) создание условий для проведения экологического мониторинга и его осуществление;
б) изучение свойств и естественной динамики экосистем, определение влияния хозяйственной деятельности на изменение этих свойств;
в) экологическое воспитание посетителей парка через экскурсионную работу.
6. Создание природного парка "Вепсский лес", наряду с решением основных задач, будет стимулировать социально-хозяйственное развитие территории.
3. Порядок образования природного парка
Природный парк "Вепсский лес" создан постановлением Губернатора Ленинградской области от 14 сентября 1999 года N 302-пг по представлению комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области (департамента природопользования и экологической безопасности), с учетом ранее изданных распоряжения Правительства Ленинградской области от 13 февраля 1995 года N 138-р "О национальном парке "Вепсский лес", постановлений глав администраций Тихвинского района от 30 сентября 1996 года N 930, Лодейнопольского района - от 11 июля 1996 года N 647, Бокситогорского района - от 24 июня 1996 года N 328, а также согласования администрации Подпорожского района (письмо от 17 октября 1996 года N 2206), согласования администраций волостей и землепользователей, земли которых намечаются к включению в границы природного парка.
Расширение территории природного парка производится в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Управление природным парком
1. Природный парк находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Ленинградской области.
2. Лесохозяйственное предприятие - лесхоз находится в ведении комитета по лесу Ленинградской области.
3. Парк возглавляется директором, назначаемым Губернатором Ленинградской области.
4. Директор парка в соответствии с законами Российской Федерации, законами и подзаконными актами Ленинградской области, настоящим положением и положением о дирекции природного парка руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
5. Количество иных работников парка и штатное расписание утверждаются Губернатором Ленинградской области.
Об образовании временного координационного совета по созданию учреждения природный парк "Вепсский лес" в ЛО см. распоряжение губернатора Ленинградской области от 17 декабря 1999 г. N 567-рг
6. На этапе организации парка координационные функции осуществляет временный совет, в который войдут представители Правительства Ленинградской области, комитета по лесу Ленинградской области, дирекции парка, главы муниципальных образований Подпорожский район, Лодейнопольский район, Бокситогорский район и Тихвинский район.
5. Режимы природного парка
1. На территории природного парка "Вепсский лес" устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территории парка выделяются следующие функциональные зоны:
1.1. Природоохранные территории в количестве 7 резерватов, предназначенных для сохранения уникальных и типичных природных комплексов. Они используются для научно-исследовательской работы. В них запрещается всякая хозяйственная деятельность, в том числе и рекреационная. Допускается посещение территории резерватов местным населением для непромышленного сбора грибов и ягод, любительской ловли рыбы.
1.2. Зона экстенсивного природопользования отделяет природоохранные территории от хозяйственно-рекреационной зоны. Посещаемость зоны регламентируется. В этой зоне проходят трассы туристских маршрутов, организованный отдых туристов, а также минимальные транспортные пути между различными зонами парка, подъезды и подходы к резерватам. Проезд транспорта допускается исключительно по автодорогам.
1.3. Хозяйственно-рекреационная зона характеризуется интенсивным природопользованием и включает в себя:
а) рекреационную подзону;
б) агрохозяйственную подзону.
Рекреационная подзона предназначена для отдыха, туризма и ведения хозяйственной деятельности, направленной преимущественно на обслуживание отдыхающих. Здесь сосредоточены объекты стационарного отдыха, основная сеть дорог и троп, хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование парка. В качестве центральной усадьбы природного парка выбран куст деревень Озера.
Агрохозяйственная подзона предназначена для ведения сельскохозяйственной деятельности экологически безвредными методам - для обеспечения местного населения и рекреантов сельхозпродукцией.
2. Режимы, устанавливаемые на природоохранных территориях (резерватах) представлены в Положении о резерватах.
3. На территории зоны экстенсивного природопользования устанавливаются следующие режимы:
3.1. Запрещаются:
а) всякая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, памятникам истории, культуры и археологии;
б) предоставление на территории садоводческих и дачных участков и участков под индивидуальное жилищное строительство;
в) строительство магистральных коммуникаций, а также хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием парка;
г) движение и стоянка механических транспортных средств вне специально предусмотренных для этого мест;
д) организация туристских стоянок и разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
е) вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность;
ж) деятельность промышленных предприятий и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность;
з) рубки главного пользования;
и) строительство рекреационных объектов.
3.2. Разрешаются:
а) рубки промежуточного пользования (осветления, прочистки, прореживания, проходные, переформирования, обновления, ландшафтные, санитарные, реконструкции) и прочие рубки;
б) выпасы скота и покосы;
в) геологоразведочные работы и разработка общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ - в ограниченных объемах, необходимых для удовлетворения потребностей парка и расположенных на его территории сельхозпредприятий;
г) строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и ведомственных;
д) мелиоративные работы в ограниченном объеме, необходимом для обеспечения функционирования парка;
е) рекреационные маршруты и стоянки в отведенных для этого местах;
ж) движение транспортных средств исключительно по дорогам;
з) сбор грибов, ягод, заготовка дикорастущих растений, плодов без использования совков;
и) охота по разрешениям, выдаваемым дирекцией природного парка при контроле со стороны управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ленинградской области;
к) любительская ловля рыб (для отдыхающих - по лицензиям);
л) проведение научно-исследовательских работ.
4. На территории хозяйственно-рекреационной зоны устанавливаются следующие режимы (общие для агрохозяйственной и рекреационной подзон):
4.1. Запрещаются:
а) рубки главного пользования;
б) всякая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и культурно-историческим объектам;
в) строительство хозяйственных и жилых объектов за пределами волостных земель, кроме объектов, связанных с функционированием парка;
г) предоставление на территории зоны садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных коммуникаций;
е) движение и стоянка механических транспортных средств вне специально предусмотренных для этого мест;
ж) вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность;
з) промысловая охота.
4.2. Разрешаются:
а) геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых в ограниченных объемах, необходимых для удовлетворения потребностей парка и расположенных на его территории сельхозпредприятий;
б) мелиоративные работы в объеме, необходимом для обустройства территории парка или сельскохозяйственных нужд;
в) рубки: ухода, санитарные, ландшафтные и реконструкции, расчистка квартальных просек;
г) строительство хозяйственных и жилых объектов, связанных с развитием населенных пунктов, в границах волостных земель, а также строительство и реконструкция дорог общего пользования и ведомственных;
д) сбор грибов, ягод, заготовка дикорастущих растений, плодов и т.д.;
е) охота по разрешениям, выдаваемым дирекцией природного парка при контроле со стороны управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ленинградской области;
ж) любительская ловля рыбы и охота (для отдыхающих - по лицензиям);
з) научно-исследовательская работа;
и) движение транспорта исключительно по автодорогам.
4.3. Кроме общих режимов для агрохозяйственной и рекреационной подзон - для каждой из них устанавливаются дополнительные режимы:
Агрохозяйственная подзона
Рекомендуется:
а) развитие экологически чистого сельского хозяйства в пределах существующих сельхозугодий;
б) развитие предприятия по переработке древесины и побочных продуктов леса.
Разрешается:
а) строительство мелких предприятий по переработке сельхозпродуктов;
б) организованная рекреация в ограниченном объеме.
Рекреационная подзона
Запрещается развитие промышленности.
Разрешается развитие организованной рекреации в объемах, не превышающих рекреационную емкость подзоны.
5. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории природного парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий. Лицензии на организацию регулируемого туризма и отдыха выдаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном действующим законодательством.
6. При наличии лицензий их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты на условиях, определяемых соответствующими договорами, которые заключаются с Правительством Ленинградской области.
7. Ведение лесного хозяйства на территории природного парка осуществляется лесохозяйственным предприятием - лесхозом согласно разработанному лесоустройством проекту ведения лесного хозяйства.
Лесопользование, а также разрешенные виды лесохозяйственных работ (рубки промежуточного пользования, прочие рубки и другие работы) оформляются лесорубочными и лесными билетами в установленном порядке.
8. Охота на территории природного парка регламентируется его дирекцией. Добыча диких зверей и птиц может производиться в порядке любительской и спортивной охоты по разрешениям в соответствии с действующими Правилами охоты в Ленинградской области.
9. Ловля рыбы производится в соответствии с действующими Правилами любительского рыболовства в Ленинградской области.
10. Соблюдение режима природного парка "Вепсский лес" обеспечивается администрацией парка в составе дирекции и ее служб.
11. В вопросах обеспечения охраны дирекция парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны окружающей природной среды, водных ресурсов, рыбоохраны, охотничьего надзора, охраны и использования памятников истории культуры и органами внутренних дел.
12. Государственные инспекторы по охране парка (начальник отдела охраны природы, лесничие и помощники лесничих) пользуются всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды.
13. Государственные инспекторы по охране парка (сотрудники отдела охраны природы) в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории парка и его охранной зоны, для проверки исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах;
б) проводить на территории парка досмотр транспортных средств и личных вещей лиц, допустивших нарушение природоохранительного законодательства;
в) изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
г) задерживать на территории парка и его охранной зоны лиц, нарушающих режим парка, и в необходимых случаях (для установления личности нарушителя, при невозможности составления протокола о нарушении на месте и т.п.) доставлять этих нарушителей в органы внутренних дел;
д) направлять материалы на нарушителей режима парка для привлечения их к административной ответственности;
е) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму охраны парка, а в необходимых случаях и прекращать ее;
ж) предъявлять иски о взыскании в пользу парка ущерба, нанесенного нарушителями установленного в парке режима охраны;
з) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях в следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
14. За нарушение установленного режима и иных правил охраны на территории природного парка "Вепсский лес" граждане, должностные и юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Научно-исследовательская и просветительская деятельность
природного парка
1. В природном парке "Вепсский лес" вопросы научной, природоохранной, просветительской и культурной деятельности рассматриваются научно-техническим советом, состав которого утверждается Губернатором Ленинградской области.
Научно-техническим советом в обязательном порядке рассматриваются планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ на территории парка, а также мероприятий по регулированию численности диких животных (если в этом возникнет необходимость).
2. Научно-исследовательская деятельность парка направлена на изучение свойств и естественной динамики экосистем, определение влияния хозяйственной деятельности на изменение этих свойств, проведение экологического мониторинга.
3. Научно-исследовательская деятельность в парке проводится:
а) штатными сотрудниками научно-исследовательского отдела парка;
б) научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по программам, согласованным с администрацией парка и научными кураторами резерватов (Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства и Всероссийского научно-исследовательского института космоаэрогеологических методов).
4. Просветительская деятельность парка осуществляется путем выпуска буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организации музеев и экспозиций под открытым небом, создания и обустройства экскурсионных троп и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.