Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование
целей задач программы
1.1. Общая ситуация
Изучение и анализ имеющихся материалов, полученных в результате организованного на территории Ленинградской области мониторинга качества поверхностных вод суши, состояния атмосферного воздуха, почвы и радиационной обстановки, позволяют оценить эколого-гигиеническую ситуацию в области по суммарному показателю антропогенного воздействия как умеренно напряженную.
Наблюдаемый в настоящее время в Ленинградской области экономический подъем, размещение новых производственных мощностей, а также развитие транспортной инфраструктуры (морских портов, автомобильных, железнодорожных и трубопроводных магистралей), может усугубить и без того сложную экологическую ситуацию на территории Ленинградской области.
В этих условиях возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики его изменения, определения причин и источников негативного воздействия, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ленинградской области.
Эта работа должна осуществляться в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, возложенных федеральным природоохранным законодательством на Ленинградскую область.
1.2. Основные экологические проблемы Ленинградской области
1.2.1. Обращение с отходами
На территории области образуется свыше 400 видов отходов, 90 процентов которых относятся к 3-4 классам опасности.
Для размещения бытовых малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеется 8 полигонов, 90 санкционированных и 100 крупных несанкционированных свалок. Ежегодный объем размещаемых на них отходов составляет до 4,3 миллиона куб. м.
Более половины санкционированных мест размещения отходов не отвечают природоохранным и санитарным требованиям: отсутствуют санитарно-защитные зоны, системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата свалок, водоупорные экраны. Свалки на территории области размещаются в неблагоприятных геолого-гидрологических условиях (в местах выхода подземных вод, на песках, торфяниках, известняках), не препятствующих загрязнению подземных вод. На большинстве свалок не соблюдается технология захоронения отходов, не ведется учет поступающих промышленных отходов, отсутствует их радиационный контроль.
Существование таких свалок сопровождается не только загрязнением земной поверхности, но и загрязнением атмосферного воздуха и грунтовых вод. 18,5 процента источников децентрализованного водоснабжения (колодцы, артезианские скважины, родники и тому подобное) не соответствуют нормативам по санитарно-химическим показателям, 22,7 процента источников не отвечают санитарным правилам по микробиологическим показателям.
Необходим постоянный контроль за негативным воздействием мест захоронения отходов на состояние окружающей среды.
Число несанкционированных свалок трудно установить в связи со стихийностью их образования и расположения. Большая часть несанкционированных свалок приходится на территорию, прилегающую к садоводческим образованиям. Все они по санитарно-техническому состоянию не отвечают санитарным требованиям и не стоят на балансе коммунальных предприятий.
Одной из причин появления несанкционированных свалок является недостаточное количество специально оборудованных и официально отведенных мест для обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов в районах области, недостаточная мощность и обеспеченность специализированной техникой и кадрами соответствующих служб.
Вследствие изложенного и в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ основными задачами Программы являются проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, ликвидация бесхозных свалок, выбор технологических решений промышленной переработки отходов и, как завершающий шаг, - разработка проектно-сметной документации мусороперерабатывающего завода.
1.2.2. Охрана водных объектов
Второй не менее важной проблемой в Ленинградской области является охрана водных объектов.
В последнее время наблюдается тенденция снижения биогенных нагрузок, связанных с применением минеральных и органических удобрений предприятиями агропромышленного комплекса. В то же время растет биогенная составляющая, определяемая бытовыми стоками населенных пунктов, что связано с неудовлетворительной работой муниципальных очистных сооружений. Возрастает техногенная нагрузка на водоемы, обусловленная увеличением количества промышленных стоков.
По интегральному показателю - индексу загрязненности вод (ИЗВ) основные реки Ленинградской области находятся в следующем состоянии:
"умеренно загрязненные" (III класс): Вуокса, Волчья, Свирь, Тосна, Сясь, Воложба, Пярдомля, Тихвинка, Нарва, Плюсса, Селезневка;
"загрязненные" (IV класс): Нева (г. Кировск), Оять, Волхов (г. Волхов), Тигода, Луга, Оредеж;
"грязные" (V класс): Мга, Паша, Волхов (г. Кириши), Черная, Назия.
Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 2-10 раз, следует отметить биохимическое потребление кислорода (БПК5) и химическое потребление кислорода (ХПК), что свидетельствует о загрязненности вод органическими и минеральными веществами. В большинстве рек выявлено превышение ПДК в 2-10 раз по тяжелым металлам: общему железу, меди, марганцу, свинцу, кадмию.
Во всех створах реки Невы, на реках Мга, Тосна, Вуокса, Оять, Паша, Сясь, Тихвинка, Волхов, Черная, Луга, Нарва, Плюсса обнаружены значимые концентрации хлорорганических пестицидов.
Вода Ладожского озера (по содержанию азота нитритного, концентрации взвешенных веществ, отношению концентраций общего азота к общему фосфору, превышениям ПДК железа, свинца, марганца и меди) относится к IV классу качества - "загрязненная".
Анализ акватории восточной части Финского залива показал, что среди районов Финского залива наиболее загрязненной является Невская губа, воды которой характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс качества вод), остальные районы восточной части Финского залива по величинам ИЗВ отнесены ко II классу качества - "чистые".
Состояние водных объектов Ленинградской области обуславливает необходимость проведения мониторинга качества воды в поверхностных водоемах и укрепления материально-технической базы мониторинга загрязнения окружающей среды, что предусмотрено Программой.
В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.18. "Проведение мониторинга качества воды в крупных реках Ленинградской области (Волхов, Вуокса, Луга, Нева, Оять, Паша и Свирь)", 3.3. "Приобретение и установка автоматических станций контроля воды на граничных створах трансграничных рек" и 3.4. "Приобретение и содержание передвижной системы по обнаружению источников экстремально высокого загрязнения поверхностных вод и атмосферного воздуха".
Результатом проведения мониторинга является информационная база, лежащая в основе принятия решений при составлении региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области".
1.2.3. Охрана атмосферного воздуха
На территории Ленинградской области находятся промышленные предприятия и предприятия топливно-энергетического комплекса, загрязняющие атмосферный воздух.
Несмотря на сравнительно благоприятные для рассеивания примесей климатические условия уровень загрязненности атмосферы в Ленинградской области вызывает определенную тревогу, особенно в городах Выборге, Кингисеппе, Киришах, Луге, Светогорске, Волхове, Сланцах и Волосове, на долю которых приходится более половины валовых загрязнений воздушного бассейна области (пыль, двуокись азота, окись углерода и ряд других загрязняющих веществ: фенол, формальдегид и углеводороды).
По результатам мониторинга качества атмосферного воздуха, проводимого на стационарных постах, наблюдалось превышение среднегодовых ПДК: в городе Волхове - по пыли (1,6 ПДК); в городе Выборге - по пыли (1,2 ПДК) и диоксиду азота (1,3 ПДК); в городе Кингисеппе - по диоксиду азота (1,5 ПДК); в городе Кириши - по оксиду углерода (3 ПДК); в городе Луге - по диоксиду азота (2,5 ПДК); в городе Светогорске - по формальдегиду (1,4 ПДК).
Следует отметить, что недостаточно широкий перечень загрязняющих веществ, определяемых в атмосферном воздухе, связан в первую очередь с недостаточными объемами финансирования. Так, максимальное количество загрязняющих веществ (12) определялось в атмосферном воздухе в Кингисеппском районе. В других районах области количество определяемых ингредиентов следующее: Бокситогорский - 4; Пикалевский - 3; Волосовский - 4; Волховский - 8; Всеволожский - 3; Выборгский - 9; Гатчинский - 5; Кировский - 6; Ломоносовский - 10; Лужский - 4; Приозерский - 1; Сланцевский - 6; Тихвинский - 10; Тосненский - 6.
Отбор наибольшей части проб атмосферного воздуха в Ленинградской области производился на 14 стационарных постах, расположенных в городах Кингисеппе, Выборге, Киришах, Луге, Бокситогорске, Пикалево, Волосово, Волхове, Кировске, Сланцах и Тосно, которые принадлежат государственным учреждениям "Ленинградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области".
Недостаточно исследовалось состояние атмосферного воздуха вдоль автодорог, несмотря на то, что в настоящее время вклад автомобильных дорог составляет до 50 процентов общего загрязнения атмосферного воздуха на территории Ленинградской области, а в городах - от 50 до 75 процентов.
Поэтому необходимо развивать систему мониторинга состояния атмосферного воздуха не только путем непосредственных замеров концентрации вредных веществ, но и по косвенным признакам, например, контролируя качество лесной растительности, являющееся индикатором состояния окружающей среды.
В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.13. "Разработка типовой методики определения воздействия выбросов промышленных предприятий на основании данных о загрязнении снежного покрова (на примере Киришского промышленного узла)" и 1.17. "Проведение мониторинга качества атмосферного воздуха в городах Волхове, Кириши, Пикалево, Сланцы и на полигоне Красный Бор Ленинградской области".
Это позволит выявлять основные источники загрязнения и предпринимать меры, направленные на снижение загрязнения воздуха.
1.2.4. Охрана почв
Общая площадь техногенных аномалий с начальным уровнем загрязнения почв составляет в Ленинградской области примерно 8300 кв. км (около 10 процентов территории). Наиболее крупная аномалия данного типа охватывает зону влияния Санкт-Петербурга, включая связанную с ним промышленно-транспортную инфраструктуру.
Существенное место занимают техногенные аномалии начального уровня загрязнения на Карельском перешейке. Здесь заметные ареалы развиты в районах городов Светогорска и Каменогорска и в зоне города Выборга (в том числе город Высоцк и поселок Советский). Основной вклад в загрязнение почв здесь принадлежит свинцу, меди, никелю, а также олову. Общая площадь техногенных аномалий начального уровня загрязнения на Карельском перешейке (Выборгский, Приозерский районы) примерно 1900 кв. км, то есть около 25 процентов всех загрязненных площадей в области и около 15 процентов территории Карельского перешейка.
На западе области наиболее существенный ареал загрязненных почв расположен в Волосовском районе (около 350 кв. км), занимая хорошо освоенные в сельскохозяйственном и транспортном отношениях земли вокруг города Волосово. Основные загрязняющие компоненты: медь, цинк, ванадий, никель.
Основные антропогенные ареалы начального уровня загрязнения, имеющие значимые размеры (150-300 кв. км), связаны с некоторыми промышленными центрами Ленинградской области: городами Сланцы, Волхов, Пикалево, Лодейное Поле.
Более высокий уровень загрязнения почв (со средней концентрацией металлов 3-5 фона и более) встречается только в точечных проявлениях и отмечается довольно редко.
Имеющиеся факты загрязнения почв сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов являются основанием для включения в Программу продолжения обследования и выявления загрязненных и деградированных земель.
На участках территорий 29 населенных пунктов Кингисеппского и Волосовского районов отмечаются повышенные уровни плотности содержания цезия Cs137 (от 0,2 до 1,25 Ku/кв. км), что превышает уровень естественного радиационного фона.
Наличие радиоактивного загрязнения части территории Ленинградской области и работа специализированных предприятий, являющихся потенциально опасными источниками радиоактивного загрязнения, обуславливает включение в Программу мероприятий по организации системы контроля за радиационной ситуацией в районах расположения техногенных источников загрязнения.
В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.14. "Оценка воздействия деятельности целлюлозно-бумажных комбинатов на состояние окружающей среды Ленинградской области", 1.15. "Проведение обследования по выявлению загрязненных земель Ленинградской области" и 1.19. "Комплексный мониторинг негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок на территории Ленинградской области".
1.2.5. Экологическое воспитание и образование населения
В Ленинградской области проводится широкий спектр различных мероприятий, направленных на экологическое воспитание и образование населения, в первую очередь детей и подростков.
В различных муниципальных образованиях проводятся экологические олимпиады, летние экологические лагеря, реализуются различные программы экологического воспитания. Эти работы осуществляются главным образом благодаря активной деятельности общественных организаций и педагогов-энтузиастов, которые недостаточно обеспечены учебно-методической и материальной базой.
В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 2.1. "Организация экологического воспитания, образования и просвещения населения Ленинградской области", 2.4. "Поддержка и дальнейшее развитие электронной версии экологического атласа Ленинградской области" и 2.5. "Обучение специалистов для ведения рекреационной деятельности в заказниках Ленинградской области".
Включение мероприятий, направленных на развитие системы экологического воспитания и образования населения, в Программу позволит расширить круг обучаемых детей и подростков, повысить качество воспитания.
1.2.6. Информационное обеспечение природоохранной деятельности
В 2004-2006 годах предполагается дальнейшее развитие информационно-аналитической системы "Охрана окружающей среды", в частности:
создание методологии оценки состояния, анализа и сбора данных по состоянию недр, подземных и поверхностных вод Ленинградской области;
создание методологии оценки состояния, анализа и сбора данных по состоянию лесов, растительного и животного мира области;
создание методологии оценки состояния, анализа и сбора данных по состоянию атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы;
выделение и приоритизация природных, антропогенных и природно-антропогенных объектов Ленинградской области, в том числе нефтегазотрубопроводов, транспортных сетей, мест несанкционированного доступа, особо охраняемых природных территорий, несанкционированных мест размещения отходов и тому подобное;
создание проекта методики стоимостной оценки природных ресурсов (интегрально и в соответствии с выделенными компонентами).
Кроме того, предполагается создание программных, аппаратных и коммуникационных средств по реализации методологии; создание, поддержание и модификация архива данных.
В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.11. "Развитие, поддержка и техническое обслуживание информационно-аналитической системы "Охрана окружающей среды", работающей на основе космического зондирования поверхности земли" и 1.12. "Разработка, сопровождение и техническое обслуживание информационно-аналитической системы "Отходы".
1.3. Обоснование необходимости программно-целевой проработки проблемы
Реализация полномочий субъекта Российской Федерации, возложенных федеральным природоохранным законодательством, направлена на стабилизацию и улучшение экологической обстановки в Ленинградской области, развитие региональной системы мониторинга состояния окружающей среды, развитие системы экологического воспитания и образования населения Ленинградской области, улучшение качества среды обитания населения Ленинградской области.
Разносторонность негативного антропогенного воздействия на окружающую среду обуславливает необходимость комплексного подхода в решении вопросов охраны окружающей среды в Ленинградской области.
Программа позволяет объединить разрозненные мероприятия в комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, и обеспечить эффективное решение целевых задач.
Статьи 6, 14 и 15 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривают разработку и реализацию региональных целевых программ в области охраны окружающей среды субъектами Российской Федерации.
1.4. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является улучшение состояния окружающей среды в Ленинградской области и обеспечение экологической безопасности населения путем реализации полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных федеральным природоохранным законодательством.
Программа предусматривает:
разработку и реализацию научно обоснованных природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления;
развитие системы государственного мониторинга состояния компонентов окружающей среды Ленинградской области;
развитие системы экологического воспитания и образования населения Ленинградской области;
проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения.
Последовательность достижения целей и задач Программы
1. Сбор и анализ информации о состоянии компонентов окружающей среды на территориях муниципальных образований и Ленинградской области в целом.
2. Информирование заинтересованных организаций и населения об изменениях состояния окружающей среды для принятия соответствующих мер по улучшению экологической обстановки.
3. Разработка и реализация научно обоснованных конкретных природоохранных мероприятий, направленных на организацию эффективного обращения с отходами, ликвидацию существующих и предотвращение образования новых несанкционированных свалок.
4. Сохранение и улучшение среды обитания населения Ленинградской области.
5. Развитие системы экологического образования и воспитания населения Ленинградской области.
Реализация поставленных целей и использование результатов запланированных мероприятий позволят получить более полную информацию о состоянии окружающей среды в Ленинградской области, оперативно ее использовать для информирования населения и заинтересованных организаций, разработать научно-обоснованную программу действий Правительства Ленинградской области в сфере охраны окружающей среды, для развития системы экологического образования и тому подобного. Кроме этого, реализация Программы заложит основу для решения проблемы образования и захоронения отходов в Ленинградской области, включающую предотвращение образования несанкционированных свалок, что окажет непосредственное позитивное влияние на среду обитания населения Ленинградской области.
В основу разработки и реализации Программы заложен имеющийся опыт реализации региональной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год". План реализации природоохранных мероприятий Программы разработан на основании заявок муниципальных образований, заинтересованных структур и ведомств Ленинградской области.
1.5. Связь Программы с другими социально-экономическими мероприятиями
Правительства Ленинградской области
Программа наиболее тесно взаимосвязана с региональной целевой программой "Водоохранные и водохозяйственные работы Ленинградской области" (строительство канализационных очистных сооружений, сохранение качества поверхностных и грунтовых вод, обеспечение населения питьевой водой), которую также курирует комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.