13 сентября 2004 г.
Настоящий областной закон определяет задачи в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организационно-правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, права и обязанности населения и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и направлен на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение размера ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организуется в Ленинградской области по территориально-производственному принципу, при котором планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется как органами исполнительной власти Ленинградской области и местного самоуправления, так и организациями, осуществляющими производственную и хозяйственную деятельность на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
1. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ и принятых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего областного закона, постановлений Правительства Ленинградской области, постановлений Губернатора Ленинградской области.
2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе, применимы в значениях, определенных указанным Федеральным законом.
Статья 2. Основные задачи в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Основными задачами в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление планов мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости, функционирования объектов жизнеобеспечения и социальных объектов;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
локализация и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом Ленинградской области от 13 сентября 2004 г. N 60-оз в статью 3 Закона внесены изменения
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Статья 3. Территориальная подсистема Ленинградской области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Территориальная подсистема Ленинградской области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема Ленинградской области) входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяет органы управления, силы и средства исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба на территории Ленинградской области.
Общее руководство территориальной подсистемой Ленинградской области осуществляет Правительство Ленинградской области.
Координационным органом территориальной подсистемы Ленинградской области является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ленинградской области. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ленинградской области и ее персональный состав утверждаются Правительством Ленинградской области.
См. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 18 августа 2004 г. N 161
Организация, задачи, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы Ленинградской области утверждаются Правительством Ленинградской области.
Статья 4. Гласность и информация в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории Ленинградской области.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области, органы местного самоуправления и руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, информируют население через официальные издания Ленинградской области, телеканал "ЛОТ" и иные средства массовой информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения и территорий Ленинградской области от их последствий.
Порядок и сроки предоставления указанной информации населению, органам государственной власти Ленинградской области, органам местного самоуправления и организациям устанавливаются Правительством Ленинградской области.
II. Полномочия органов государственной власти Ленинградской области,
органов местного самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Ленинградской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Законодательное собрание Ленинградской области:
осуществляет законодательное регулирование и определяет порядок реализации полномочий органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
утверждает областной бюджет, предусматривающий отдельной строкой бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
утверждает региональные целевые программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Губернатор Ленинградской области:
принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом Ленинградской области основные направления организации защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций;
в случаях, угрожающих безопасности и здоровью людей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и поддержанию правопорядка;
в соответствии с действующим законодательством принимает решение о привлечении необходимых сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Правительство Ленинградской области:
осуществляет руководство территориальной подсистемой Ленинградской области;
принимает на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Ленинградской области нормативные правовые акты по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение и подготовку населения приемам, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов территориальной подсистемы Ленинградской области;
принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их проведение;
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также обеспечивает поддержание общественного порядка в зоне их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи;
обеспечивает создание областных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
содействует устойчивому функционированию объектов жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и обеспечивает выполнение региональных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с действующим законодательством устанавливает дополнительные гарантии и льготы социальной защиты для должностных лиц и сотрудников органа, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области;
осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Орган, специально уполномоченный на решение задач по защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Специально уполномоченным органом на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области является Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области.
Полномочия Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области утверждаются Правительством Ленинградской области.
III. Правовое положение граждан, организаций, общественных объединений
в области защиты населения и территорий Ленинградской области
от чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций определяются Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ и законодательством Ленинградской области.
Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Руководители организаций обязаны:
планировать и осуществлять необходимые мероприятия по защите персонала и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создавать и поддерживать в постоянной готовности системы контроля за выбросами аварийных химических опасных веществ и локальные системы оповещения;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
финансировать мероприятия по защите персонала и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководители организаций, эксплуатирующие опасные производственные объекты, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за безопасность деятельности организаций, а также населения, проживающего вблизи, и обязаны обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае аварии на опасном производственном объекте и по обязательному страхованию риска ответственности за причинение вреда другим лицам и окружающей природной среде.
IV. Организационные меры защиты населения и территорий
Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Статья 10. Областной реестр потенциально опасных объектов
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Ленинградской области, и организации, осуществляющие перевозку опасных грузов, подлежат регистрации в областном реестре потенциально опасных объектов в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Сбор сведений для внесения в областной реестр, регистрацию потенциально опасных объектов и организаций, осуществляющих перевозку опасных грузов, в областном реестре и ведение этого реестра осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области самостоятельно, на безвозмездной основе.
Статья 11. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами территориальной подсистемы Ленинградской области в целях проверки достаточности принимаемых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, оценки готовности должностных лиц, сил и средств к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения и возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области, отделы (управления) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
V. Меры по ликвидации чрезвычайной ситуации
Статья 12. Оповещение о чрезвычайной ситуации
Руководители, иные должностные лица, определенные приказом организаций, ведомств и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны немедленно уведомить о возникшей чрезвычайной ситуации дежурную службу Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области, в распоряжение которого поступила информация о чрезвычайной ситуации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязано:
немедленно оповестить Губернатора Ленинградской области, глав муниципальных образований и руководителей объектов, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации, о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, реальной угрозе для здоровья и имущества граждан;
привести в действие первоочередные меры плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проинформировать вышестоящий орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
оповестить население, находящееся в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 13. Определение границ чрезвычайной ситуации
Границы зоны чрезвычайной ситуации определяются в соответствии с федеральным законодательством на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенным Губернатором Ленинградской области по согласованию с органами местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.
Статья 14. Ликвидация чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.
Непосредственное руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначаемый в соответствии со статьей 13 настоящего областного закона.
Решения руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью в комиссию по чрезвычайным ситуациям Ленинградской области.
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ аварийно-спасательными службами и спасателями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Применение сил и средств органа внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органа внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области.
Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 17. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. В целях резервирования бюджетных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в областном бюджете Ленинградской области и местных бюджетах должны быть предусмотрены специальные резервные фонды по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Резервный фонд Правительства Ленинградской области по ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется за счет доходов областного бюджета и указывается в отдельной статье областного закона об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год.
Резервный фонд администрации муниципального образования по ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется за счет доходов соответствующего местного бюджета и указывается в отдельной статье правового акта представительного органа местного самоуправления об утверждении этого местного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Выделение средств резервного фонда Правительства Ленинградской области по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области в порядке, установленном Губернатором Ленинградской области.
Расходование средств резервного фонда Правительства Ленинградской области по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется без проведения конкурсов.
4. Резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется за счет средств областного бюджета путем осуществления закупок для государственных нужд Ленинградской области. Расходы на такие закупки должны быть предусмотрены в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год.
Состав, порядок хранения и расходования материальных ресурсов, входящих в резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяются Губернатором Ленинградской области.
Статья 18. Расследование чрезвычайных ситуаций
Каждая чрезвычайная ситуация, возникшая на территории Ленинградской области, подлежит расследованию в целях выяснения причин возникновения чрезвычайной ситуации и оценки нанесенного ущерба.
Расследование чрезвычайных ситуаций проводится специальной комиссией, назначаемой решением председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Ленинградской области.
Материалы по результатам расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций передаются в соответствующие органы для решения в пределах их компетенции вопроса об ответственности виновных лиц.
VI. Заключительные положения
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области обязанностей по защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим областным законом
Признать утратившим силу областной закон "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 31 октября 1996 года N 30-оз с момента официального опубликования настоящего областного закона.
Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области, Губернатора Ленинградской области приводятся в соответствие с настоящим областным законом в течение трех месяцев с момента официального опубликования настоящего областного закона.
Статья 21. Вступление настоящего областного закона в силу
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Ленинградской области |
В. Сердюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ленинградской области от 13 ноября 2003 г. N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 11 ноября 2003 года)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в Вестнике Правительства Ленинградской области, 5 декабря 2003 г., N 31, стр. 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ленинградской области от 2 ноября 2024 г. N 155-оз
Изменения вступают в силу с 26 ноября 2024 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Закон Ленинградской области от 10 февраля 2023 г. N 6-оз
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2023 г.
Пункт 4 статьи 1 названного Закона вступает в силу 4 мая 2023 г.
Закон Ленинградской области от 10 октября 2022 г. N 119-оз
Изменения вступают в силу с 11 октября 2022 г.
Закон Ленинградской области от 21 июня 2022 г. N 65-оз
Изменения вступают в силу с 21 июня 2022 г.
Закон Ленинградской области от 28 декабря 2021 г. N 167-оз
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2021 г.
Закон Ленинградской области от 30 ноября 2020 г. N 128-оз
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2020 г.
Закон Ленинградской области от 27 декабря 2019 г. N 119-оз
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.
Закон Ленинградской области от 10 июня 2019 г. N 45-оз
Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.
Закон Ленинградской области от 18 июля 2016 г. N 61-оз
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 12 ноября 2015 г. N 104-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 21 ноября 2014 г. N 78-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 19 марта 2014 г. N 12-оз
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. N 117-оз
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 27 февраля 2010 г. N 2-оз
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 11 декабря 2009 г. N 104-оз
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 21 июля 2005 г. N 61-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ленинградской области от 13 сентября 2004 г. N 60-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона