Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
Ленинградская область относится к территориям с напряженной демографической ситуацией. В 2002 году число умерших превысило число родившихся в 2,6 раза. Естественная убыль населения составила 12,7 процента на 1000 человек. За 2002 год численность населения сократилась на 7,8 тысячи человек и составила на 1 января 2003 года один миллион 641 тысячу человек.
В 2002 году в области родилось 13238 человек, что на 973 человека больше, чем в 2001 году (12265 человек), в том числе по муниципальным образованиям:
Таблица 1.
Муниципальное образование | Количество родившихся (человек) | |
2001 год | 2002 год | |
Бокситогорский район | 256 | 275 |
Волосовский район | 375 | 356 |
Волховский район | 312 | 332 |
Город Волхов | 382 | 396 |
Всеволожский район | 1029 | 1152 |
Выборгский район | 1510 | 1452 |
Гатчинский район | 1370 | 1492 |
Город Ивангород | 86 | 81 |
Кингисеппский район | 580 | 684 |
Киришский район | 601 | 674 |
Кировский район | 569 | 636 |
Лодейнопольский район | 286 | 293 |
Ломоносовский район | 441 | 539 |
Лужский район | 631 | 626 |
Город Пикалево | 213 | 219 |
Подпорожский район | 272 | 328 |
Приозерский район | 419 | 484 |
Сланцевский район | 368 | 328 |
Город Сосновый Бор | 429 | 524 |
Тихвинский район | 647 | 722 |
Тосненский район | 776 | 850 |
Город Шлиссельбург | 102 | 127 |
Колтушская волость | 61 | 51 |
Город Светогорск | 148 | 152 |
Поселок Кузнечное | 38 | 36 |
Город Сертолово | 155 | 195 |
Город Коммунар | 129 | 131 |
Город Новая Ладога | 76 | 73 |
Итого | 12265 | 13238 |
Незначительное увеличение рождаемости в 2002 году по сравнению с 2001 годом не обеспечивает замещение поколений родителей их детьми. В 2002 году коэффициент рождаемости на 1000 человек составил 7,9, коэффициент смертности - 20,6.
Число детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке, составило 3608 (29,9 процента).
В последние годы в области отмечается рост числа официально зарегистрированных браков и разводов. Количественное соотношение браков и разводов: в 2000 году составило 70 процентов, в 2001 году - 84,9 процента, в 2002 году - более 100 процентов.
Указанная тенденция прослеживается по всем муниципальным образованиям.
Таблица 2.
Муниципальное образование |
2001 год | 2002 год | ||
количество браков |
количество разводов |
количество браков |
количество разводов |
|
Бокситогорский район | 171 | 188 | 206 | 224 |
Волосовский район | 237 | 203 | 245 | 222 |
Волховский район | 207 | 158 | 248 | 160 |
Город Волхов | 318 | 265 | 348 | 282 |
Всеволожский район | 1109 | 954 | 1019 | 1170 |
Выборгский район | 1309 | 1100 | 1231 | 1336 |
Гатчинский район | 813 | 565 | 773 | 743 |
Город Гатчина | 619 | 459 | 642 | 624 |
Город Ивангород | 70 | 72 | 94 | 92 |
Кингисеппский район | 517 | 443 | 562 | 548 |
Киришский район | 494 | 373 | 517 | 425 |
Кировский район | 572 | 494 | 542 | 554 |
Лодейнопольский район | 256 | 186 | 215 | 277 |
Ломоносовский район | 346 | 437 | 414 | 463 |
Лужский район | 516 | 439 | 536 | 568 |
Город Пикалево | 181 | 132 | 188 | 174 |
Подпорожский район | 224 | 201 | 237 | 215 |
Приозерский район | 357 | 294 | 392 | 379 |
Сланцевский район | 291 | 271 | 310 | 295 |
Город Сосновый Бор | 491 | 442 | 477 | 517 |
Тихвинский район | 532 | 420 | 582 | 548 |
Тосненский район | 625 | 452 | 644 | 599 |
Город Шлиссельбург | 66 | 88 | 81 | 83 |
Колтушская волость | 59 | 43 | 48 | 49 |
Город Светогорск | 140 | 187 | 116 | 132 |
Поселок Кузнечное | 26 | 27 | 23 | 42 |
Город Сертолово | 174 | 299 | 193 | 342 |
Город Коммунар | 99 | 124 | 88 | 166 |
Город Новая Ладога | 59 | 47 | 71 | 70 |
Итого | 10881 | 9243 | 11042 | 11303 |
Таким образом, происходящие в Ленинградской области демографические процессы имеют неблагоприятные сочетания для ее будущего развития: высокая смертность, низкая рождаемость, рост числа разводов, увеличение числа детей, рожденных вне брака, что требует принятия комплексных мер, направленных на улучшение существующей ситуации.
В области проживает около 400 тысяч семей, в которых воспитываются 360 тысяч детей. Каждая четвертая семья (94 тысяч) нуждается в социальной поддержке, в том числе: 8,3 тысячи многодетных семей, 10,9 тысячи семей, потерявших кормильца, 20,8 тысячи семей одиноких матерей, 2,8 тысячи семей с опекаемыми детьми, 29,3 тысячи разведенных семей, 4,6 тысячи семей безработных родителей.
По данным на 1 января 2003 года на учете в органах социальной защиты населения состоит 6,8 тысячи семей, признанных находящимися в социально опасном положении, в том числе по муниципальным образованиям:
Таблица 3.
Муниципальное образование | Количество семей, находящихся в социально опасном положении |
Бокситогорский район | 165 |
Волосовский район | 340 |
Город Волхов | 328 |
Волховский район | 226 |
Всеволожский район | 566 |
Выборгский район | 998 |
Гатчинский район | 350 |
Город Гатчина | 308 |
Город Ивангород | 82 |
Кингисеппский район | 301 |
Киришский район | 299 |
Кировский район | 372 |
Колтушская волость | 34 |
Город Коммунар | 27 |
Поселок Кузнечное | 61 |
Лодейнопольский район | 273 |
Ломоносовский район | 345 |
Лужский район | 219 |
Город Новая Ладога | 26 |
Подпорожский район | 76 |
Приозерский район | 109 |
Город Светогорск | 162 |
Сланцевский район | 645 |
Город Сосновый Бор | 81 |
Тихвинский район | 308 |
Тосненский район | 53 |
Город Сертолово | 51 |
Город Пикалево | 166 |
Город Шлиссельбург | 47 |
Итого | 6800 |
Каждой семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, требуется оказание материальной помощи, а также комплекса мер, направленных на ее поддержание.
Кризисные явления в семье, падение материального, морального и нравственного уровня, асоциальный образ жизни родителей, жестокое обращение с детьми, уклонение родителей от воспитания детей - главные причины детской безнадзорности и беспризорности.
В 2002 году органами внутренних дел направлены в федеральные суды 245 материалов на лишение родительских прав. Выявлено 119 фактов жестокого обращения с детьми, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Комиссиями по делам несовершеннолетних было рассмотрено 10279 дел на подростков, совершивших правонарушения, приняты меры в отношении 5,9 тысячи родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей.
В ходе проведенного в 2002 году месячника "Семья" выявлено и поставлено на профилактический учет 4248 безнадзорных несовершеннолетних, проживающих в семьях, где отсутствует необходимый уход и содержание.
Наибольшее количество безнадзорных детей зарегистрировано в следующих муниципальных образованиях: Всеволожский район (625 человек), Кингисеппский район (378 человек), Приозерский район (362 человека), Подпорожский район (327 человек), Кировский район (298 человек), Тихвинский район (277 человек), Тосненский район (239 человек), Киришский район (249 человек), Сланцевский район (205 человек), Волосовский район (143 человека), город Пикалево (123 человека).
В 2002 году несовершеннолетними на территории Ленинградской области совершено 1592 преступления. На 8,4 процента увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. В центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при Главном управлении внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области за указанный период помещены 125 подростков.
Главным результатом реализации региональной целевой программы "Семья" 2001-2003 годов стало создание и развитие сети учреждений социальной помощи семье и детям в муниципальных образованиях Ленинградской области.
За 2000-2002 годы число учреждений (отделений) социальной помощи семье и детям возросло на 11 единиц и в настоящее время составляет 39. В том числе: 13 отделений и 3 центра социальной помощи семье и детям (в муниципальных образованиях город Волхов, город Сосновый Бор, Выборгский район), 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 704 места. В учреждениях социальной помощи семье и детям открыты отделения: круглосуточного (на 427 мест) и дневного (на 277 мест) пребывания детей, социальной диагностики, реабилитации, социально-правовой и социально-экономической помощи, семейных воспитательных групп. Оборудованы кабинеты социально-бытовой реабилитации, трудовые и творческие мастерские, кабинеты психологической разгрузки и развития личности ребенка.
Указанные учреждения предоставляют семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различные виды услуг: социально-психологические, психолого-педагогические, социально-экономические, реабилитационные, правовые, а также осуществляют комплекс мер, направленных на раннее выявление и профилактику семейного неблагополучия, формирование у семей и детей здорового образа жизни. Специалисты учреждений осуществляют социальный патронаж, психологическое консультирование, реабилитацию по групповым и индивидуальным программам, оказывают экстренную психологическую помощь по телефону.
Наличие в муниципальных образованиях Ленинградской области учреждений социальной помощи семье и детям позволяет строить их структуру в зависимости от социального заказа. Важным направлением деятельности является работа с семьями, проживающими в отдаленных волостях (через систему филиалов, отделений), развитие психологических служб (социальные гостиницы, "Открытые приемные", кризисные отделения для женщин и детей, телефоны доверия).
Важное значение учреждениями социальной помощи семье и детям придается развитию системы семейных воспитательных групп с целью реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В 2002 году в семейные воспитательные группы устроено 149 несовершеннолетних, что в два раза больше, чем в 2000 году. Семейные воспитательные группы решают комплекс проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, берут на себя заботу об их здоровье, развитии и воспитании, являются наиболее эффективной формой социальной реабилитации.
Одним из направлений деятельности по профилактике детской безнадзорности и беспризорности является доставка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту постоянного проживания. В 2002 году открыто областное отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних муниципального образования Всеволожский район. В течение года доставлено к месту проживания 76 подростков.
Развитие услуг, предоставляемых семьям и детям, предполагает внедрение инновационных технологий. Учреждения социальной помощи семье и детям Всеволожского, Тихвинского, Ломоносовского, Выборгского районов, городов Волхова и Сосновый Бор ведут опытно-экспериментальную деятельность по отработке и развитию новых форм и методов работы с семьями и детьми.
В течение последних лет на территории Ленинградской области продолжали формироваться традиции, направленные на укрепление социальных устоев семьи (организация мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери), что позволяет увеличить охват населения, участвующего в мероприятиях, привлечь внимание общественности к проблемам семьи, поднять значимость ее роли в жизни и развитии общества.
Строительством эффективности деятельности учреждений социальной помощи семье и детям явилось снижение численности безнадзорных несовершеннолетних в 2002 году по сравнению с 2000 годом на 30 процентов. Развитие в учреждениях социальной помощи семье и детям услуг, направленных на решение социально-педагогических, социально-психологических, правовых, социально-экономических проблем семей и детей, подтверждается ростом числа обратившихся. Только в 2002 году учреждениями оказано 400 тысяч разнообразных услуг, что выше уровня 2000 года в два раза.
Увеличение охвата семей и детей различными формами профилактической работы в виде предоставления широкого спектра социальных услуг привело к снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними на территории Ленинградской области, на 48,4 процента.
Вместе с тем проблемы семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности остаются актуальными. Существующая в настоящее время сеть учреждений социальной помощи семье и детям не позволяет в полной мере оказывать социальную и реабилитационную помощь всем нуждающимся семьям и детям, так как в ряде муниципальных образований не созданы специализированные учреждения.
В целях усиления межведомственного взаимодействия в решении проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики детской безнадзорности и беспризорности необходимо обеспечить дальнейшее развитие социальных, правовых, социально-психологических, психолого-педагогических, реабилитационных услуг для семей и детей, совершенствовать формы и методы работы учреждений социальной помощи семье и детям. Для этого предстоит провести работу по созданию областного банка данных безнадзорных несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрить электронную систему выявления и учета семей и детей данной категории, оснастить компьютерной техникой и программным продуктом специализированные учреждения для несовершеннолетних.
Требуется поддержка опытно-экспериментальной деятельности учреждений социальной помощи семье и детям по отработке новых технологий и форм профилактической работы: разработке социальных стандартов для оценки качества работы учреждений социальной помощи семье и детям, развитию системы семейных воспитательных групп, формированию у детей и подростков здорового образа жизни, организации работы с молодыми семьями, развитию сети кризисных служб для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Опыт работы экспериментальных площадок следует использовать во всех учреждениях данного профиля.
Программой предусматривается целевая поддержка вновь создаваемых специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, укрепление материально-технической базы действующих учреждений, дальнейшее развитие сферы услуг для семей и детей, а именно:
открытие филиалов учреждений (отделений) профилактики безнадзорности в сельских волостях;
развитие отделений семейных воспитательных групп, психологической помощи, дневного пребывания детей;
развитие системы "Открытых приемных" для несовершеннолетних и служб телефонов доверия;
открытие социальных гостиниц, кризисных отделений.
В числе задач, которые предстоит решать учреждениям социальной помощи семье и детям: раннее выявление неблагополучных семей, разработка индивидуальных программ социальной помощи семьям и детям, осуществление социального патронажа, реабилитация дезадаптированных детей и подростков, оказание социальной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Выполнение указанных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни семей с детьми, обеспечению их социальной защищенности, уменьшению численности семей, находящихся в социально опасном положении, снижению уровня детской безнадзорности и беспризорности, числа правонарушений несовершеннолетних, увеличению качества создаваемых рабочих мест. Выполнение программ социальной поддержки молодых семей позволит снизить число разводов, конфликтов в семье, что будет способствовать росту рождаемости.
Решение указанных проблем требует высококвалифицированных кадров (психологов, социальных работников, воспитателей), наличия оснащенной материально-технической базы учреждений социальной помощи семье и детям.
План реализации мероприятий Программы, информация о ее финансировании и номенклатуре, количестве товаров, необходимых для ее реализации, приведены в приложениях 1, 2 и 3 к Программе.
Наряду с указанными одной из острых проблем большого числа семей Ленинградской области является жилищная проблема. Вопросы обеспечения семей жильем требуют комплексного решения в рамках соответствующих программ жилищного строительства. В настоящее время в области реализуется региональная целевая программа "Жилье для молодежи", которой предусмотрено в период 2004-2006 годов обеспечение жильем 327 молодых семей, к 2011 году реализация данной программы предполагает обеспечение жильем 1700 молодых семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.