Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 2)
Положение
о комитете общего и профессионального образования
Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом Администрации Ленинградской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере образования Ленинградской области в части, отнесенной к ведению исполнительной власти Ленинградской области как субъекта Российской Федерации, и обладает статусом государственного органа управления образованием Ленинградской области.
1.2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными федеральными правовыми актами, в том числе правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области, а также настоящим Положением.
1.3. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе территориальными, органами исполнительной власти Ленинградской области, Законодательным собранием Ленинградской области, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, с международными организациями и иностранными юридическими лицами, с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с гражданами.
1.4. Комитет имеет печать, штампы, бланки, а также вывеску со своим наименованием и изображением герба Ленинградской области.
1.5. Комитет принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений.
Правовой акт Комитета (приказ, распоряжение) противоречащий федеральному или областному законодательству, подлежит отмене в установленном порядке.
1.6. Финансирование деятельности Комитета осуществляется в установленном порядке за счет средств областного бюджета.
Материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется в установленном порядке.
1.7. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) Комитета, в том числе в результате издания Комитетом правового акта, противоречащего федеральному или областному законодательству, подлежит возмещению в установленном порядке.
1.8. Местонахождение Комитета: 191028, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, дом 14.
2. Основные задачи Комитета
Основными задачами Комитета являются:
2.1. Обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов и нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере образования.
2.2. Обеспечение проведения в пределах своей компетенции государственного управления системой образования Ленинградской области.
2.3. Участие в формировании и реализации государственной политики в сфере образования Ленинградской области.
2.4. Осуществление на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции контроля за исполнением законодательства в сфере образования и соблюдением государственных образовательных стандартов.
2.5. Обеспечение гражданам права на образование путем создания и развития системы образования Ленинградской области и соответствующих социально-экономических условий для его получения.
2.6. Комплексное прогнозирование и комплексная оценка состояния системы образования Ленинградской области и обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения Ленинградской области соответствующей информацией.
2.7. Обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса Ленинградской области.
2.8. Создание условий для реализации конституционного права российских граждан, проживающих на территории Ленинградской области, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Ленинградской области.
2.9. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
2.10. Создание и развитие сети образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения Ленинградской области в образовании, а также органов управления образованием.
2.11. Обеспечение реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной поддержке в период получения ими образования.
2.12. Создание детям и подросткам с отклонениями в развитии условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
2.13. Создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
2.14. Создание для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, специальных учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
2.15. Развитие сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
2.16. Создание условий для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования гражданам, содержащимся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях.
2.17. Создание нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодежи, проявивших выдающиеся способности.
2.18. Создание оздоровительных образовательных учреждений, в том числе санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении.
2.19. Оказание содействия в получении образования повышенного уровня детям, проявившим выдающиеся способности, в том числе получении ими специальных стипендий.
2.20. Правовое, информационное и организационное обеспечение системы образования Ленинградской области.
2.21. Научное обоснование развития системы образования Ленинградской области с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей Ленинградской области.
2.22. Обеспечение условий для исполнения федерального законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охраны прав несовершеннолетних, организации опеки и попечительства в Ленинградской области.
2.23. Обеспечение условий для развития и функционирования службы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.24. Создание необходимых условий для жизни, учебы, труда, отдыха и охраны здоровья обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.25. Организация работы по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
2.26. Руководство и координация деятельности системы образования Ленинградской области.
2.27. Обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, образовательными, общественными и иными организациями Ленинградской области в сфере образования.
2.28. Создание условий для обеспечения системы образования Ленинградской области профессиональными педагогическими кадрами.
2.29. Осуществление международного сотрудничества и межрегиональных связей в сфере образования.
3. Компетенция Комитета
В пределах своей компетенции Комитет:
3.1. Участвует в формировании и реализации политики Ленинградской области в сфере образования.
3.2. Участвует в формировании законодательства Ленинградской области в сфере образования.
3.3. Разрабатывает и реализует региональные целевые программы развития образования, в том числе международные, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
3.4. Лицензирует образовательные учреждения, находящиеся на территории Ленинградской области, за исключением образовательных учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.
3.5. Контролирует соблюдение образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий образовательной деятельности.
3.6. Разрабатывает региональные компоненты государственных образовательных стандартов.
3.7. Обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
3.8. Проводит аттестацию образовательных учреждений, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением аттестации образовательных учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
3.9. Проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, выдает заключения по их аттестации и свидетельства о государственной аккредитации.
3.10. Обеспечивает исполнение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования Ленинградской области на уровне государственных нормативов.
3.11. Осуществляет государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях, находящихся на территории Ленинградской области.
3.12. Обеспечивает формирование заданий (контрольных цифр) по приему на бесплатное обучение в учреждения профессионального образования, находящиеся в ведении Ленинградской области.
3.13. Содействует переводу обучающихся, воспитанников, проходящих обучение в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Ленинградской области, с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа в случае прекращения деятельности образовательного учреждения.
3.14. Разрабатывает порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительного отпуска сроком до одного года.
3.15. Создает условия для получения гражданами, проживающими на территории Ленинградской области, начального и среднего профессионального образования.
3.16. Формирует государственный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в соответствии с потребностью Ленинградской области в квалифицированных специалистах.
3.17. Обеспечивает правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Ленинградской области в сфере образования.
3.18. Обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования Ленинградской области, повышение качества подготовки специалистов.
3.19. Контролирует соблюдение высшими учебными заведениями, находящимися на территории Ленинградской области, условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.
3.20. Организует работу по награждению работников системы образования Ленинградской области, наградами Российской Федерации, отраслевыми наградами Министерства образования и науки Российской Федерации и наградами Губернатора Ленинградской области.
3.21. Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий доступности качественного образования в образовательных учреждениях, находящихся на территории Ленинградской области.
3.22. Создает условия для повышения качества общего образования, в том числе путем организации и управления экспериментальной деятельностью образовательных учреждений Ленинградской области.
3.23. Ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей.
3.24. Организует устройство в семью граждан, проживающих на территории Ленинградской области, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при отсутствии такой возможности направляет сведения о таких детях в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, оказывает содействие в последующем устройстве детей на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
3.25. Формирует и ведет региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Ленинградской области, как часть государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3.26. Ведет учет сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.
3.27. Ведет учет сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных гражданах, лицах без гражданства, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей.
3.28. Осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
3.29. Содействует обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций бюджетам муниципальных образований в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из бюджетов муниципальных образований) в соответствии с нормативами, установленными законами Ленинградской области.
3.30. Содействует обеспечению гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ленинградской области, права на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования Ленинградской области путем создания соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
3.31. Определяет язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в подведомственных образовательных учреждениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
3.32. Оказывает содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также в переводе детей вынужденных переселенцев в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на учебные места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета.
3.33. Содействует реализации прав вынужденных переселенцев на профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.34. Принимает меры по предоставлению вынужденным переселенцам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мест в детских домах, расположенных на территории Ленинградской области.
3.35. Обеспечивает проведение государственной политики Российской Федерации в сфере образования в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.
3.36. Создает и развивает систему образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
3.37. Разрабатывает и реализует региональный компонент государственных образовательных стандартов.
3.38. Обеспечивает документами строгой отчетности, документами государственного образца об уровне образования подведомственные государственные образовательные учреждения Ленинградской области и муниципальные общеобразовательные учреждения.
3.39. Принимает меры по реализации мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством в отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области.
3.40. Устанавливает порядок приема в государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Ленинградской области, с учетом обеспечения гражданам права на получение образования соответствующего уровня.
4. Функции Комитета
Комитет осуществляет следующие функции:
4.1. Обеспечивает своевременное и точное исполнение правовых актов федерального и областного законодательства, а также поручений Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области и вице-губернатора Ленинградской области, курирующего Комитет.
4.2. Согласовывает (визирует) проекты правовых актов, конкурсной документации, договоров, государственных контрактов, соглашений и иных документов в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области.
4.3. Самостоятельно осуществляет подготовку или участвует в подготовке концепций правовых актов, проектов правовых актов, конкурсной документации, государственных контрактов, договоров, соглашений и иных документов в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области.
4.4. В установленном порядке рассматривает письма, жалобы и обращения граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, принимает в соответствии с действующим законодательством меры по урегулированию спорных вопросов.
4.5. В установленном порядке организует прием граждан.
4.6. Осуществляет сбор, обработку, систематизацию и хранение информации в сфере образования.
4.7. Информирует Губернатора Ленинградской области, Правительство Ленинградской области и вице-губернатора Ленинградской области, курирующего Комитет, о состоянии дел в сфере образования Ленинградской области.
4.8. В пределах своей компетенции участвует в мобилизационной подготовке.
4.9. Обеспечивает:
координацию взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций Ленинградской области в сфере образования;
комплексную оценку состояния системы образования Ленинградской области на основании мониторинговых исследований;
составление ежегодных обзоров развития системы образования Ленинградской области и выработку предложений Правительству Ленинградской области по повышению эффективности ее использования;
анализ предложений федеральных органов исполнительной власти на финансирование расходов на образование за счет средств областного бюджета Ленинградской области и представление заключений по ним в Правительство Ленинградской области;
деятельность рабочих органов в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области;
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
4.10. Участвует:
в формировании проекта областного бюджета Ленинградской области на соответствующий финансовый год в части, касающейся развития образования Ленинградской области;
в формировании и проведении Администрацией Ленинградской области сбалансированной политики, направленной на развитие системы образования Ленинградской области;
в разработке проектов реконструкции действующих и строительстве новых образовательных учреждений, анализе объемов финансирования указанных работ;
в проведении внешнеэкономической политики Ленинградской области в сфере образования, выработке предложений по привлечению иностранных инвестиций, создании совместных проектов по развитию системы образования Ленинградской области;
в проведении экспертизы инвестиционных проектов в сфере образования Ленинградской области;
в разработке предложений по применению в сфере образования Ленинградской области экономических регуляторов рыночных отношений (цен, тарифов, налогов, штрафных санкций, льгот, дотаций и т.п.), а также конкретных схем и механизмов их реализации;
в организации выполнения мероприятий, предусмотренных планами Правительства Ленинградской области в сфере образования;
в создании единого информационного пространства и банка данных в сфере образования и обеспечении необходимой информацией органов исполнительной власти и населения Ленинградской области;
в экспертизе деятельности организаций по вопросам образования, экспертизе проектов по развитию системы образования Ленинградской области (подготовка соответствующих заключений в органы государственной власти и организации, компетентные рассматривать и принимать решения по этим вопросам);
в заключении в установленном порядке договоров Ленинградской области с Российской Федерацией и иными субъектами Российской Федерации, а также международных договоров по вопросам образования и их реализации.
4.11. Контролирует:
выполнение решений федеральных органов государственной власти, а также Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
соблюдение субъектами системы образования Ленинградской области (независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности) законодательства об образовании;
динамику качественного состояния системы образования Ленинградской области.
4.12. Разрабатывает и представляет на рассмотрение Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере образования (по согласованию с вице-губернатором Ленинградской области, курирующим систему образования).
4.13. Осуществляет исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных органов управления образованием.
4.14. Оказывает органам местного самоуправления методическую и консультационную помощь в работе по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
4.15. Осуществляет правовое регулирование вопросов организации управления муниципальной системой образования, в том числе:
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности работников Комитета в сфере управления муниципальной системой образования;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности муниципальных органов управления образованием и должностных лиц муниципальных органов управления образованием по предметам ведения Ленинградской области, а также в пределах полномочий органов государственной власти Ленинградской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ленинградской области;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности муниципальных органов управления образованием и должностных лиц муниципальных органов управления образованием при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми муниципальные районы наделены законами Ленинградской области;
осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований в целом, а также в отношении муниципальных органов управления образованием и муниципальных образовательных учреждений в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ленинградской области;
разработку предложений в Правительство Ленинградской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере образования;
издание в пределах своей компетенции обязательных для исполнения органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам образования и осуществление контроля за их исполнением.
4.16. Организует информационное обеспечение муниципальных органов управления образованием и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области, по вопросам образования.
4.17. Разрабатывает региональные целевые программы в сфере образования и в установленном порядке обеспечивает их реализацию.
4.18. Принимает меры по развитию системы профессионального образования Ленинградской области путем:
формирования и реализации регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов, в том числе на условиях социального партнерства;
разработки и реализации механизма целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования;
разработки и внедрения модели управления качеством высшего и среднего профессионального образования региона через введение Единого государственного экзамена;
организации и проведения мероприятий по профессиональной ориентации молодежи.
4.19. Взаимодействует с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области, комитетом по здравоохранению Ленинградской области по вопросам реализации законодательства о здравоохранении в образовательных учреждениях.
4.20. Координирует деятельность органов опеки и попечительства Ленинградской области.
4.21. Разрабатывает базисные учебные планы и примерные программы в пределах компетенции Комитета.
4.22. Организует обучение, переподготовку и повышение квалификации работников системы образования Ленинградской области.
4.23. Контролирует деятельность государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области.
4.24. Контролирует выполнение плановых заданий по вводу в эксплуатацию строящихся образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории Ленинградской области, и вносит в Правительство Ленинградской области предложения по строительству новых, реконструкции и техническому переоснащению действующих образовательных учреждений Ленинградской области.
4.25. Организует и проводит совещания, семинары, конференции и другие мероприятия по вопросам образования.
4.26. Организует мероприятия по социальной защите обучающихся государственных образовательных учреждений, находящихся в Ленинградской области, подведомственных Комитету.
4.27. Создает необходимые условия, гарантирующие получение общего и профессионального образования, детям, имеющим отклонения в развитии.
4.28. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития системы образования, обоснование целей и приоритетов развития системы образования Ленинградской области.
4.29. Организует проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, слетов, смотров технического творчества школьников и обучающихся профессиональных образовательных учреждений и других мероприятий.
4.30. Формирует и ведет банк данных о победителях и призерах различных этапов Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвующих в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
4.31. Обеспечивает подведомственные государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Ленинградской области, и муниципальные общеобразовательные учреждения инструктивно-методической литературой, экзаменационной документацией, дипломами и аттестатами, оказывает содействие в пополнении библиотечных фондов учебной литературы федерального и регионального комплекта, а также примерными учебными программами.
4.32. Организует работу по информатизации системы образования Ленинградской области путем:
создания и обеспечения функционирования инфраструктуры информатизации Ленинградской области;
проектирования и мониторинга развития информационного пространства образования на всех уровнях;
создания системы ресурсных информационных центров;
создания нормативной базы в аспектах информатизации образования;
формирования материально-технической базы (компьютеры и др.), материальной инфраструктуры (помещения, мебель, организация доступа и др.) и технологической поддержки (сервис, расходные материалы) инфраструктуры информатизации Ленинградской области;
внедрения телекоммуникаций (спутниковые и другие каналы связи) и информационных ресурсов (программное обеспечение, справочные информационные массивы в Интернете и т.д.) в образовательные учреждения Ленинградской области;
подготовки кадров координаторов информационных технологий, методистов сети Интернет, повышения квалификации и переподготовки преподавателей информатики общеобразовательных учреждений.
4.33. Реализует мероприятия, направленные на обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством путем:
введения и реализацию федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего (полного) общего образования в системе образования Ленинградской области;
разработки, введения и реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта, сопряженного с федеральным;
разработки, введения и реализации регионального базисного учебного плана, примерных образовательных программ и примерных программ курсов, дисциплин.
4.34. Организует проведение экспериментальной апробации новой структуры и содержания общего образования, его разгрузку, ориентацию на потребности личности и современной жизни.
4.35. Организует введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, а также предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы.
4.36. Организует проведение экспериментальной деятельности по формированию и апробации моделей организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях муниципальных образовательных систем.
4.37. Формирует и развивает в Ленинградской области региональную систему независимой оценки контроля качества подготовки выпускников средней школы путем включения региональной системы образования в эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
4.38. Организует создание условий для обеспечения качественного образования на селе путем:
реализации федерального эксперимента реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
развития государственно-общественных форм управления образованием, формирование сети базовых школ, школьных образовательных округов и разработки региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей их деятельность.
4.39. Организует реализацию федеральных целевых программ в системе развития образования Ленинградской области.
4.40. Оказывает содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также переводе детей вынужденных переселенцев в первоочередном порядке в соответствующие учреждения профессионального образования на учебные места, финансирование которых обеспечено за счет средств соответствующего бюджета.
4.41. Разрабатывает проекты механизмов и нормативов финансирования образовательных учреждений Ленинградской области различных типов и представляет их на утверждение в установленном областным законодательством порядке.
4.42. Организует создание и функционирование общеобразовательных учреждений в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях в целях обеспечения прав на общее образование для граждан, содержащихся в этих учреждениях.
4.43. Организует создание и функционирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) для детей и подростков с отклонениями в развитии, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
4.44. Организует создание и функционирование специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
4.45. Организует оздоровление и отдых детей Ленинградской области за счет средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области (региональная целевая программа "Лето").
4.46. Формирует контрольные цифры государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в соответствии с потребностью в квалифицированных рабочих и специалистах и вносит соответствующие предложения в Министерство образования и науки Российской Федерации.
4.47. Организует предоставление и обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем:
формирования законодательства Ленинградской области о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
разработки и выполнение в рамках бюджетных ассигнований региональных целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона;
создания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных образовательных учреждений и центров;
поддержки негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений;
содействия финансированию расходов по реализации мер, обеспечивающих дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета Ленинградской области, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников;
обеспечения профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.48. Организует награждение работников системы образования Ленинградской области государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также наградами Губернатора Ленинградской области.
4.49. Осуществляет функции распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств путем:
распределения бюджетных средства по подведомственным получателям средств областного бюджета Ленинградской области в соответствии с ведомственной классификацией расходов;
утверждения смет доходов и расходов подведомственных государственных образовательных учреждений Ленинградской области в части бюджетного финансирования;
внесения в необходимых случаях предложений главному распорядителю средств областного бюджета Ленинградской области по изменению бюджетного финансирования;
осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами;
участия в формировании областного бюджета Ленинградской области в части материально-технического обеспечения деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений Ленинградской области и оплаты труда работников этих учреждений;
формирования потребности в субвенциях бюджетам муниципальных образований в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов муниципальных образований) в соответствии с нормативами, установленными законами Ленинградской области для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
4.50. Обеспечивает проведение государственной политики Российской Федерации в сфере образования в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, путем:
содействия по сохранению соотечественниками, проживающими в приграничных с Ленинградской областью государствах, знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и использования при обучении и получении информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств;
содействия получению соотечественниками, проживающими в приграничных с Ленинградской областью государствах, общего образования на родных языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия;
содействия получению лицами, имеющими гражданство Российской Федерации и проживающими в приграничных с Ленинградской областью государствах, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации.
4.51. Ведет учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области.
4.52. Обобщает информацию о прибытии (убытии) иностранных граждан в соответствующие образовательные учреждения, направляет информацию в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами образования, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел.
4.53. Устанавливает для образовательных учреждений, находящихся в ведении Ленинградской области, дополнительные к федеральным требования по санитарным нормам, охране здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
5. Права Комитета
Комитет имеет право:
5.1. В установленном порядке вносить по согласованию с вице-губернатором Ленинградской области, курирующим систему образования, на рассмотрение Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области проекты нормативных правовых актов Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области по вопросам образования.
5.2. Запрашивать и безвозмездно получать у государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных статистических организаций, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных государственных органов управления в сфере образования независимо от их ведомственной принадлежности, юридических и физических лиц, расположенных на территории Ленинградской области, информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, необходимую для осуществления его функций.
5.3. В пределах своей компетенции осуществлять государственное управление и государственный контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на территории Ленинградской области.
5.4. Давать предписания должностным лицам образовательных учреждений об устранении допущенных ими нарушений, направлять специально уполномоченным государственным органам представления для применения в отношении нарушителей соответствующих мер и санкций.
5.5. Принимать решения об организации и проведении на территории Ленинградской области контрольно-инспекционной работы по осуществлению государственного контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на территории Ленинградской области, в пределах компетенции Комитета.
5.6. В необходимых случаях и в установленном порядке привлекать работников органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления к участию в осуществлении государственного управления и контроля по вопросам функционирования системы образования Ленинградской области.
5.7. В пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты в форме приказов.
5.8. Выдавать экспертные заключения по вопросам аттестации и аккредитации образовательных учреждений и условиям осуществления образовательной деятельности, подлежащей лицензированию.
5.9. Выступать истцом и ответчиком по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, в судах и арбитражных судах, представлять по этим вопросам Ленинградскую область в государственных органах и органах местного самоуправления, а также интересы подведомственных Комитету образовательных учреждений.
5.10. Образовывать при Комитете консультативно-совещательные органы (коллегию Комитета и др.), рабочие группы и экспертные советы, а также на общественных началах комиссии (советы) для обсуждения важнейших вопросов в сфере образования и выработки соответствующих предложений и рекомендаций.
5.11. Формировать банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих усыновлению (удочерению).
5.12. Формировать банк данных о российских и иностранных гражданах, а также лицах без гражданства, изъявивших желание усыновить (удочерить) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и являющихся гражданами Российской Федерации.
5.13. Организовывать устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Ленинградской области, в семьи российских и иностранных граждан.
5.14. Совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области организовывать профессиональное обучение, переподготовку высвобождающегося и незанятого населения, а также повышение квалификации работников в профессиональных образовательных учреждениях Ленинградской области.
5.15. Проводить ревизии и проверки эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, имеющихся в распоряжении образовательных учреждений, подведомственных Комитету, и образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области.
5.16. Осуществлять в соответствии с действующим законодательством лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений Ленинградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением высших учебных заведений, при реализации программ высшего и послевузовского профессионального образования.
5.17. Участвовать совместно с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в деятельности экспертных комиссий при получении высшими учебными заведениями, расположенными на территории Ленинградской области, лицензий на ведение образовательной деятельности по программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.18. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в установленном порядке приостанавливать действие ранее выданных лицензий на право осуществления образовательной деятельности учреждениями, а также в судебном порядке аннулировать выданные лицензии.
5.19. Осуществлять от имени Правительства Ленинградской области функции учредителя образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области, а также по согласованию с Правительством Ленинградской области принимать решения об их создании, реорганизации и ликвидации.
5.20. Направлять образовательным учреждениям Ленинградской области и иным организациям предложения о координации деятельности по реализации государственной политики в сфере образования.
5.21. Контролировать обеспечение безопасных условий труда, уровень детского дорожно-транспортного травматизма и осуществление учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования Ленинградской области.
5.22. Должностные лица Комитета при осуществлении государственного контроля за функционированием системы образования Ленинградской области в пределах полномочий Комитета имеют право:
запрашивать и безвозмездно получать от органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных государственных органов управления в сфере образования независимо от их ведомственной принадлежности, организаций и должностных лиц документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления государственного контроля;
посещать в целях осуществления государственного контроля (при предъявлении служебного удостоверения) образовательные учреждения;
проверять документы на право ведения образовательной деятельности;
обращаться на основании материалов государственного контроля к должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Ленинградской области с предложениями о выдаче предписаний о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности образовательных учреждений, нарушающих нормы действующего законодательства;
вносить предложения в уполномоченные органы о привлечении к ответственности организаций и (или) лиц, виновных в нарушениях в сфере образования;
приглашать для обеспечения безопасности проверок сотрудников правоохранительных органов.
5.23. Комитет осуществляет иные функции, возложенные правовыми актами Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области.
6. Управление Комитетом
6.1. Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ленинградской области.
6.2. Председатель Комитета подчиняется Губернатору Ленинградской области.
6.3 Председатель Комитета руководит деятельностью Комитета на принципах единоначалия.
6.4. Председатель Комитета имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по представлению председателя Комитета Губернатором Ленинградской области (по согласованию с вице-губернатором Ленинградской области, курирующим систему образования).
6.5. Председатель Комитета:
несет персональную ответственность за решение возложенных на Комитет задач и надлежащее осуществление Комитетом полномочий и функций;
несет материальную ответственность за целостность и сохранность областного имущества, используемого Комитетом;
несет персональную ответственность за защиту сведений, составляющих государственную тайну;
распределяет обязанности между работниками Комитета, в установленном порядке утверждает положения о структурных подразделениях Комитета, указанных в приложении 1 к настоящему Положению;
ходатайствует о назначении на должности государственной гражданской службы Ленинградской области (далее - должности гражданской службы), учрежденные в установленном порядке в целях обеспечения исполнения полномочий Комитета, а также на должности в Комитете, не относящиеся к должностям гражданской службы;
ходатайствует об освобождении или отстранении работника Комитета от замещаемой должности;
ходатайствует о назначении служебной проверки в отношении работника Комитета;
ходатайствует о применении к работникам Комитета дисциплинарных взысканий или снятии с работников дисциплинарных взысканий;
ходатайствует о поощрении или награждении работников Комитета;
ходатайствует о присвоение классного чина работнику Комитета, который является государственным гражданским служащим Ленинградской области (далее - гражданский служащий);
ходатайствует о переводе работника Комитета на иную должность гражданской службы, его перемещении или временном замещении работником иной должности гражданской службы;
подписывает приказы и распоряжения, а также письма и иные документы от имени Комитета;
обеспечивает в установленном порядке официальное опубликование приказов, а также направление текстов приказов в Законодательное собрание Ленинградской области;
утверждает регламент коллегиального органа Комитета и принимает меры по обеспечению его деятельности.
6.6. В отсутствие председателя Комитета его обязанности исполняет один из заместителей председателя Комитета, если иное не установлено Губернатором Ленинградской области.
6.7. При Комитете образуется коллегия, в состав которой входят председатель Комитета (председатель коллегии), заместители председателя Комитета, руководители структурных подразделений Комитета и руководители муниципальных органов управления образованием. В состав коллегии могут входить руководители организаций и учреждений, находящихся в ведении Комитета, ученые, специалисты и общественные деятели. Положение о коллегии Комитета и персональный состав коллегии утверждаются председателем Комитета.
6.8. Коллегия Комитета на своих заседаниях рассматривает вопросы управления системой образования Ленинградской области, образовательных учреждений и органов управления образованием, проекты организационно-распорядительных актов и др. Решения коллегии Комитета оформляются протоколом и могут являться основанием для издания приказа председателя Комитета.
6.9. По решению председателя Комитета при Комитете могут образовываться иные постоянные консультативно-совещательные органы (советы, комиссии и т.д.), а также временные рабочие группы для обсуждения и выработки предложений по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
7. Управление подведомственными Комитету государственными
образовательными учреждениями Ленинградской области
7.1. Комитет руководит деятельностью подведомственных государственных образовательных учреждений Ленинградской области (далее - подведомственные учреждения), указанных в приложении 2 к настоящему Положению:
утверждает уставы подведомственных государственных образовательных учреждений, вносит в них изменения;
в установленном порядке назначает на должность и отстраняет от должности руководителей подведомственных государственных образовательных учреждений;
заключает и расторгает, в том числе и досрочно, трудовые договоры с руководителями подведомственных государственных образовательных учреждений;
выдает обязательные для руководителей подведомственных государственных образовательных учреждений предписания;
налагает на руководителей подведомственных государственных образовательных учреждений дисциплинарные взыскания, а также, в необходимых случаях, ходатайствует перед Губернатором Ленинградской области об их награждении и поощрении;
согласовывает заключение трудовых договоров с главными бухгалтерами подведомственных государственных образовательных учреждений, а также изменения и прекращения таких договоров, в том числе досрочно;
дает согласие на создание филиалов и открытие представительств подведомственных государственных образовательных учреждений;
утверждает бюджетные заявки, сметы бюджетных доходов и расходов, отчеты, штатные расписания подведомственных государственных образовательных учреждений;
в установленном порядке утверждает тарифы (цены) на услуги (работы), оказываемые подведомственными государственными образовательными учреждениями, кроме случаев, установленных федеральным и областным законодательством;
осуществляет текущий контроль деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений (истребование объяснений, получение отчетной и иной документации, проведение плановых проверок).
7.2. Комитет осуществляет внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных государственных образовательных учреждениях.
8. Реорганизация и ликвидация Комитета
Реорганизация или ликвидация Комитета осуществляется по решению Правительства Ленинградской области в порядке, установленном федеральным или областным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.