Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
Основные направления тарифной политики Комитета по здравоохранению
в ОМС Санкт-Петербурга на 2006-2007 годы
Основные направления тарифной политики Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга разработаны с целью реализации положений "Концепции модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы" в части усиления роли органов государственной власти в формировании тарифной политики и совершенствования тарифной политики в целях внедрения оплаты по клинико-статистическим группам.
В течение последних пяти лет Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при участи Российской Академии медицинских наук и ряда ведущих научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений сформирована новая нормативно-методическая база в сфере управления здравоохранением, основанная на стандартизации работ и услуг.
В качестве основных документов в сфере тарифного регулирования деятельности медицинских учреждений определены:
- "Номенклатура работ и услуг в здравоохранении", утвержденная заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Стародубовым В.И. 12.07.2004;
- "Инструкция по расчету стоимости простых, сложных и комплексных медицинских услуг", утвержденная приказом РАМН от 28.04.2003 N 42;
- Отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги" (ОКПМУ N 91500090001-2001);
- Отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги" (ОК N 9150009002-2001)
Практическое применение новой нормативно-методической базы при разработке систем тарификации медицинских услуг в ряде регионов России показало их безусловную эффективность. Четкое обоснование затрат на оказание медицинской помощи с учетом определенных клинических аспектов ее оказания дает возможность устранить диспропорции в финансировании - различных учреждений и видов медицинской деятельности. Кроме того, появляется реальная возможность экономически стимулировать стационарозамещающие технологии и рационально использовать ресурсы здравоохранения.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к разработке системы тарификации. Тарифы на стационарные медицинские услуги, включая услуги приемного отделения, амбулаторно-поликлинические медицинские услуги, услуги дневных стационаров, отдельные лечебно-диагностические услуги не отражают реальное распределение ресурсов на реализацию этих услуг, что неизбежно приводит к диспропорциям при изменении отдельных групп тарифов.
Существующая система тарификации услуг стационаров приводит к искусственному сокращению средней длительности пребывания больных на профильной койке. Искажается медицинская статистика, что не позволяет адекватно оценить потребность жителей города в тех или иных видах медицинской помощи и не дает возможности рационально распределить имеющиеся ресурсы.
Система тарификации амбулаторно-поликлинических медицинских услуг затрудняет контроль качества услуг, способствует искажению учета реальных трудозатрат медицинских работников и заболеваемости на догоспитальном уровне.
Развитие стационарозамещающих технологий при существующей системе тарификации экономически невыгодно.
Все вышеизложенное приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи.
1. Обеспечение единых подходов к формированию и актуализации системы тарификации медицинских услуг
Для обеспечения единых подходов к формированию системы тарификации медицинских услуг необходимо:
- использование новой нормативно-методической базы для расчета тарифов по всем видам медицинской деятельности в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС);
- применение сквозной системы весовых коэффициентов (баллов), учитывающих удельные трудовые и ресурсные затраты (на первом этапе возможно применение уже действующей в ряде регионов Российской Федерации системы весовых коэффициентов с последующей ее модификацией);
- использование "Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении" с целью обеспечения развития и функционирования единой системы классификации и кодирования в здравоохранении.
2. Тарификация стационарных услуг
"Концепцией модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы" предусмотрено внедрение системы тарификации в системе ОМС по клинико-статистическим группам.
Для перехода на указанную систему тарификации с последующим внедрением клинических (медико-экономических) стандартов планируется использовать классификаторы медицинских услуг, разработанные органами управления здравоохранением Москвы и внедренные в практику в ряде субъектов Российской Федерации с последующей их модификацией.
Первый этап внедрения будет реализован в виде пилотного проекта в пяти стационарах:
- СПб ГУЗ "Детская городская больница N 19 им. К.А. Раухфуса";
- СПб ГУЗ "Детская инфекционная больница N 5 им. Н.Ф. Филатова";
- СПб ГУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы";
- СПб ГУ "Научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе";
- СПб ГУЗ "Городская больница N 33".
Указанные учреждения обеспечены всей необходимой документацией и по своей инициативе завершили подготовку к внедрению этой системы тарификации.
После завершения реализации пилотного проекта и подведения итогов система тарификации стационарных медицинских услуг по клинико-статистическим группам будет внедрена во всех городских стационарах системы ОМС.
3. Тарификация амбулаторных медицинских услуг
Для решения задач, связанных с приведением системы тарифов на амбулаторные медицинские услуги в соответствие с затратами амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от наличия лечебно-диагностической базы целесообразно использовать систему весовых коэффициентов параклиники в соответствии с "Методикой расчета тарифов на медицинскую помощь (услуги), оказываемую гражданам в рамках программ ОМС", согласованной Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом ОМС, Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.09.2003. Это позволит сформировать тарифы на медицинские услуги, за проведение которых амбулаторно-поликлинические учреждения рассчитываются между собой, в первую очередь - на лабораторные исследования.
Кроме того, необходимо выделить тарифы за квартирное посещение, ввести отдельные тарифы на амбулаторное посещение беременных и рожениц и пересмотреть тарифы по всем врачебным специальностям с учетом реальных трудозатрат (в соответствии с методикой, изложенной в "Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении").
В результате должен быть осуществлен переход на тарификацию амбулаторно-поликлинических услуг по "законченному случаю лечения" в соответствии с клиническими стандартами.
4. Тарификация стационарозамещающих медицинских услуг
Несмотря на то, что тарифы за лечение в дневных стационарах увеличены с декабря 2005 года, установленная величина тарифов не позволяет рассчитывать на развитие этих видов медицинской помощи. Тарифы на стационары дневного пребывания установлены ниже 1/2 от стационарных тарифов, что даже при двухсменной работе не создаст необходимых стимулов для их развития.
Кроме того, тарифы на дневные стационары ниже, чем тарифы за посещение к врачу терапевту. Если учесть, что при лечении в дневном стационаре гражданам гарантируется бесплатное лекарственное обеспечение, при такой величине тарифов дневные стационары развиваться не будут. Необходимо увеличить тарифы за лечение в дневных стационарах до 2/3 от стационарных тарифов по соответствующему профилю. При этом величина тарифа должна быть не ниже, чем величина тарифа за врачебное посещение с учетом дополнительных расходов на бесплатное медицинское обеспечение.
Кроме того, с целью снижения затрат на оказание стационарной помощи, необходимо предусмотреть организацию дневных стационаров в каждом стационарном учреждении за счет сокращения коек круглосуточного пребывания в пределах 10% от коечной мощности.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях в первую очередь должны быть организованы профильные дневные стационары для лечения пациентов, страдающих гематологическими, онкологическими, кожными, сосудистыми заболеваниями, для восстановительного лечения и др.
В рамках реализации общего подхода к формированию системы тарификации медицинских услуг необходимо разработать клинические стандарты оказания стационарозамещающих услуг и на основе указанных стандартов создать систему тарификации указанных услуг в ОМС.
5. Тарификация отдельных видов лечебно-диагностических медицинских услуг
В настоящее время в Генеральном тарифном соглашении на 2005 год содержится более 220 тарифов на 100 отдельных видов лечебно-диагностических услуг стоимостью от 1 до 9965 руб. Значительная часть тарифов длительное время не пересматривалась и не соответствует реальным ресурсным затратам.
Тарифы, утратившие актуальность, из Генерального тарифного соглашения следует исключить, а оставшиеся тарифы на отдельные виды лечебно-диагностических услуг - привести в соответствие с "Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении" (как по наименованиям, так и по затратам). Путем использования единых весовых коэффициентов указанные тарифы будут связаны с единой системой тарификации.
6. Тарификация стоматологических медицинских услуг
В настоящее время тарификация стоматологических медицинских услуг осуществляется путем использования удельных единиц трудозатрат. Отсутствуют регламенты, определяющие порядок использования удельных единиц трудозатрат при оценке случая стоматологической медицинской помощи, что приводит к следующим негативным последствиям:
- в разных стоматологических учреждениях одинаковый объем выполненных работ имеет разную стоимость;
- возникают проблемы с экспертной оценкой случаев стоматологической медицинской помощи.
С целью преодоления вышеуказанных последствий следует перейти на тарификацию стоматологических медицинских услуг по "законченному случаю лечения" с использованием клинических стандартов.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2005 г. N 504-р "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.